Конспект мастер - класса. Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»
методическая разработка по истории на тему
Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Задачи мастер-класса: - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»
Педагог: Дробязко Татьяна Николаевна
Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Задачи мастер-класса: - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий.
Оборудование: авторская презентация, карточки, детские работы, листы А8, компьютер, мультимедийный проектор, воздушный шарик, детский пистолет, доска, мел, фонограмма пение птиц и шум воды.
Актуальность: Приемы мнемотехники облегчают запоминание, и увеличивают объем памяти, развивают речемыслительную деятельность учащихся;
• позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивают творческое познание детей.
Форма обучения: групповая
Форма проведения мастер - класса: лекционно- практическое занятие
Этапы мастер- класса | Содержание этапа | |
1 2. | Организационный момент: Цель этапа для педагога: подготовить всех участников мастер-класса к продуктивной работе. Задачи для педагога: установить контакт с участниками мастер-класса; -создать положительный эмоциональный настрой для работы; -определить цели и задачи занятия. Цель этапа для участника: готовность и быстрое включение в деловой ритм. Итог этапа: готовность аудитории к продуктивной работе. Положительные эмоции. Введение в тему. Цель этапа для учителя: углубить знания участников мастер-класса о теоретических основах мнемотехники Задачи для учителя: - показать значимость данной темы для учителя; - показать, какова цель приемов мнемотехнике; Цель этапа для слушателя: повысить теоретический уровень знаний по теме: «Мнемотехника» Итог этапа: повышение уровня теоретической подготовки слушателей. 3. Презентация педагогического опыта Цель этапа для учителя: познакомить участников мастер-класса с опытом работы по теме: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.» Задачи для учителя: -стимулировать познавательный интерес участников мастер-класса к изучению данного опыта; - познакомить с приемами работы на уроке Цель этапа для слушателя: -углубить свои знания о построении урока с точки зрения использования приемов мнемотехники. Итог этапа: получение практических знаний о приемах мнемотехнике 4. Имитационная игра Цель этапа для учителя: помочь участникам в овладении приёмами мнемотехники Задачи для учителя: - показать конкретные варианты применения мнемотехники на уроке при изучении нового термина - вовлечь слушателей в активное выполнение упражнений Цель этапа для слушателя: овладеть умением выполнять мнемотехнические приемы Итог этапа: готовность «учеников» к развитию собственной деятельности по использованию мнемотехнических приемов Рефлексия. Итог мастер-класса. Цель этапа для учителя: подвести итоги проведённого мастер-класса. Задачи для учителя: провести анализ представленного опыта, его эффективности; обобщить результаты совместной деятельности. Цель этапа для слушателей: осмысление и оценка своей деятельности на мастер-классе. Итог этапа: обсуждение итога мастера-класса по уровню и характеру деятельности слушателей. | - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на моем мастер - классе. Для начала, я хочу представиться. Меня зовут Дробязко Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания Новокиевской школы. - Уважаемые коллеги, Вы слышите прекрасное пение птиц и шум воды? Не удивляйтесь! Перед вами река Познание, которая разделяет берег «Надежды» и берег «Оправданных надежд». На плакате нарисован пейзаж. Река и два берега. – Я попрошу вас на стикере написать ваши «ожидания» от мастер – класса и наклеить их на берег Надежды.. Упражнение"Ожидания". -Я думаю, что каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у детей. Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Предметы история и обществознание часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И передо мной встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника. Поэтому тема мастер класса звучит так: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.» Цель занятия: Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи занятия:
Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса Вы сможете: • объяснить, что такое мнемотехника; • отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий; • составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета Итак, мы начинаем - Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности. Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие — образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) . К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие: - группировка; - классификация; - ассоциации; - поиск опорного пункта; схематизация; - достраивание материала; структурирование материала. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред. Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания. В моей практике использую примеры, которые составлены совместно с учениками или самостоятельно. Перейти к следующему этапу нашего мероприятия я бы хотела словами Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю». То есть перейти от слов к делу Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы знакомимся с новым понятием «реформа». (На доске записываю крупно слово «реформа».) -Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слова «реформа»? ( чаще всего дети этого не знают) -Хорошо, найдите в этом непонятном для нас слове, слово которое вам знакомо. - Молодцы, вы нашли знакомое для вас слово «форма». -Скажите, а все предметы имеют форму? (Да) -А этот воздушный шарик, что у меня в руке, имеет форму? (Да)_ - Хорошо, я возьму маркер и напишу на нем слово «форма». -С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ») -Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если я возьму в руку букву «р» и переверну ее. (Для этого у меня есть заготовленная бумажная вырезанная буква) -Буква стала вам напоминать оружие? Например револьвер. (Да) - Скажите, а револьвер может выстрелить? ( Да) - А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится) -Точно? Давайте проверим. - Я наглядно показываю, что стреляю из револьвера в шар. Шар лопается. Именно сейчас у детей работает не только зрительная, но и эмоциональная память. -Далее спрашиваю: что произошло с формой? Она изменилась. - Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего это слово, будет обозначать какое- то изменение. Все с этим согласны? -Давайте так и запишем на доске под словом реформа, новое слово определение « изменение». А теперь я вас попрошу открыть учебники на странице 63 и прочитать значение слова «реформа». Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей. - Скажите, наш вывод подтвердился? (Да) - Вот, что и требовалось доказать. Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее. Я предлагаю теперь вам поработать в группах и применив прием « Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов». Дать определение слов: консерватизм, зарплата. (работа в группах) Но не всегда, слово может подсказать значение. Вот перед нами незнакомое слово «ПРОГРЕСС».( записываю слово на доске, лучше печатными буквами) Подсказки в слове нет. Есть выход, на помощь приходит фантазия и рисунок. Если я первую букву «П» напишу больше остальных и подрисую под ней два колеса. Вот так: Прогресс -Уважаемые коллеги, на что похоже стало слово? -Правильно, на паровоз. А скажите, что подсказывает нам стрелочка, паровоз движется или стоит? - Правильно он движется вперед. Все с этим согласны? Давайте рядом с нашим рисунком запишем наш вывод. Движение вперед. - Скажите, наш вывод совпадает с верным определением этого слова. Для лучшего запоминания нам помог рисунок и фантазия. На столах у вас лежат исторические термины. Оброк - платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. Гражданская война – война между гражданами одного государства Попробуйте с помощью рисунка и своей фантазии проделать аналогичную работу с ними. (работа в группах и обсуждение) Рисунок и фантазия помогает запомнить не только отдельные исторические или обществоведческие термины, но и крупные исторические события и исторически значимых личностей. Хочу показать вам небольшую выставку детских работ в этом направлении. ( показ детских рисунков) Приложение 1 В 7 классе дети сталкиваются с тем, что им предстоит знать данную хронологическую таблицу: Тема: Дворцовые перевороты
Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключиках. Зная их, не составит большого труда воспроизвести этот материал. Ключ 1:Зная точку отсчета – в нашем случае это год смерти Петра I – 1725г и помня код цифр 2, 3, 10, 1, 20, 1, 34, мы можем составить числовую хронологию. Ключ2: Обратите внимания первая в списке и последняя –это женщина, имя Екатерина, второй и предпоследний – мужчина, имя Петр. Затем третья и пятая –это женщины, середина мужчина, имя Иван. Я предлагаю вам, взяв ключи, воспроизвести эту таблицу. В заключении хочу сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно. И сейчас я хочу, чтобы вы попробовали применить и объяснить, основные мнемонические приемы именно касаясь вашего предмета. ( практическая работа, просмотр полученных работ) Как вы видите, использование мнемотехники на уроке истории и обществознания позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности школьников, его творческое познание. В старших классах учащиеся составляют интеллект –таблицы, в основе которых лежат приемы мнемотехники. Я предлагаю вам с ними познакомиться. ( Показ интеллект –карт) Приложение 2 Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подходит к концу. Сегодня на занятии мы с вами: 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема плохой памяти на современном этапе. 2. Нашли выход из этой проблемы путем приемами мнемотехники. 3. Научились некоторым мнемотехническим приемам, которые помогут вам и вашим ученикам Мне очень хотелось бы, чтобы мастер класс для вас оказался полезным и интересным. А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии. Изменилось ли ваше самочувствие, настроение к концу занятия? Каковы ваши впечатления? Какие выводы вы сделали для себя? «Упражнение " Ожидания".Возьмите стикеры и запишите настолько оправдались Ваши ожидания от мастер- класса. Порошу Вас стикеры прикрепить на "берег оправданных надежд", озвучивая свое мнение. Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»
Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......
мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории
материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.
Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....
Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе
Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе...
Мастер-класс «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания»
Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи мастер-кла...
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...