Интегрированный урок истории и математики "Семь чудес древней цивилизация"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок способствует развитию познавательного интереса к истории древних цивилизаций через решение математических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_chudes_drevney_tsivilizatsii._integrirovannyy_urok_matist_11.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семь чудес древней цивилизация
Тип урока - интегрированный
Предмет: математика и история
Цель: развитие познавательного интереса к истории древних цивилизаций через решение математических задач.
Задачи:
- расширить знания об истории древнего мира через знакомство с чудесами света;
- развивать навыки работы с текстом и иллюстрациями;
- активизировать самостоятельную поисковую деятельность;
- закрепить умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей;
- расширить знания об истории России через знакомство с семи чудесами;
Оборудование: компьютер, школьная доска.
Опережающее задание: найти интересные сведения о семи чудесах света, используя любые источники (книги, телепередачи, Интернет и др.)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель истории:
Вспомните какую проблему мы решали на прошлом уроке?
(Удалось ли Александру объединить эллинов и варваров – Запад и Восток – в одну цивилизацию. )
– Решили мы проблему?
– В чем проявилось слияние?
( 1.В управлении наблюдается слияние двух цивилизаций: цари греческие, но правят по восточным обычаям.
2.В хозяйстве и делении общества сохраняются как восточные традиции (орошаемое земледелие, граждане – подданные), так и греческие порядки (права гражданства, частная собственность, торговля).
3.Наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций в культуре: мира эллинов и мира варваров)
Учитель математики: Сегодня на уроке мы более подробнее познакомимся с памятниками, получившими название «Семь чудес света», которые относятся к памятникам эллинистической цивилизации.
Нам предстоит работа по группам, которые будут оценивать работу друг друга (правильность решения задач, дополнение к рассказу учителей)
III. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель истории:
1 чудо - ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА
Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц.
Учитель математики:
На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом 2,5 тонны каждый. Определите общий вес каменных блоков.
Учитель истории:
2 чудо – Висячие сады
Другим величайшим сооружением древности были висячие сады Вавилона. Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага – Ассирии заключил военный союз с царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «Висячие сады». Это было в 500-х гг. до н. э.
Учитель математики:
Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. Для полива использовали воду из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии. Именно тут, в тени Висячих Садов скончался в 339 г. до н. э. Александр Македонский. После его смерти Вавилон постепенно приходит в упадок. Сколько лет назад были построены висячие сады? (2515 лет)
Учитель истории:
2 чудо – Храм Артемиды Эфесской.
А теперь перенесемся в древнюю Грецию. Великолепные храмы древнегреческих архитекторов поражали не только гостей, но и самих жителей. Одним из таких храмов был храм Артемиды Эфесской . Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. В честь Артемиды жители Эфеса построили огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Учитель математики:
Вокруг святилища располагалось два ряда каменных колонн высотой 18 м, это высота шестиэтажного дома. Само же здание храма имело высоту шестнадцатиэтажного дома. Найдите высоту храма.
Учитель истории:
4 чудо- Статуя Зевса в Олимпе
Вспомните, кто был главным богом Греции? Именно с его именем связано еще одно чудо древнего мира – огромная статуя бога Зевса.
Древние греки верили, что на горе Олимп находиться дворец Зевса – отца богов и повелителя мира. Чтобы порадовать Зевса, жители города Олимпия построили храм . Храм украшала статуя, которую сделал знаменитый скульптор Фидий.
Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так что в полумраке тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота. Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей ударила молния – Зевс был доволен.
Учитель математики:
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Определите объем храма?
Учитель истории:
5 чудо – Галикарнасский мавзолей
В Малой Азии, в 4 веке до н. э., в городе Галикарнасе правили царь Мавсол и царица Артемисия. Внезапно царь заболел и умер. Его вдова в память о муже решила построить самую прекрасную гробницу на свете. На высоком пьедестале находится храм, окружённый 36 колоннами. Вместо крыши сделана ступенчатая пирамида. На её вершине находились мраморные скульптуры: Мавсол и Артемисия в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Сооружение, возвышавшееся почти на 50 метров, назвали по имени царя – Мавзолей.
Учитель математики:
Мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи проконнесским мрамором. На пятиярусном основании площадью 33х39 м возвышается громадный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Каменные львы сторожили это помещение. Найдите площадь основания. Найдите площадь куба. На сколько кв. м. площадь куба меньше площади основания?
Учитель истории:
6 чудо – Колосс Родосский
А теперь перенесемся в Средиземное море. У берегов Малой Азии на острове Родос, стоял Колосс Родосский, гигантская статуя бога солнца Гелиоса. Статуя возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов; в высоту статуя была около 35 метров, то есть почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В 220 г. до н. э. во время землетрясения статуя рухнула.
Учитель математики:
Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах".
Этому чуду света посвящено следующее задание – решение уравнений
I группа Высота статуи | II группа Массу бронзы | III группа Массу железа |
65/4х=13/28 | 95/2+х=121/2 | Х:3/2=16/3 |
Учитель истории:
7 чудо – Александрийский маяк
Другим чудом света стал знаменитый Александрийский маяк.
Александрия была крупным торговым портом в Египте. Чтобы многочисленные корабли, могли благополучно миновать опасные острые скалы, был построен первый в мире маяк. Маяк представлял собой трёхъярусную башню. В комнатах первого яруса жили рабочие и солдаты. Во втором находился широкий спиральный пандус. По нему на телегах привозили дрова для огромного костра, который постоянно горел в круглой башне на третьем ярусе. Вокруг костра полукругом стояли бронзовые пластины — они отражали и усиливали свет. Венчала маяк статуя Посейдона.
Учитель математики:
Высота Александрийского маяка составляет 130м.Это была первая башня с сигнальным огнём. Он состоял из 3–х частей: внизу построен прямоугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат со стороной 30м, высота70м; верхний параллелепипед имеет объём в 3раза меньший, чем объём первого, а площадь основания его составляет 700м2.Чему равна высота третьей части маяка (круглой башни)?
Учитель истории:
Итак, наше с вами путешествие в далекий Древний мир закончилось. Мы познакомились поближе с семью чудесами света древности.
Вопрос: Почему же все эти сооружения считаются чудесами древности? (это памятники инженерного искусства для создания которых требовались знания по математике, геометрии, физике, механике)
Учитель математики:
Несколько лет назад в нашей стране газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк» был организован проект Семь чудес России, целью которого стал поиск семи чудес России
Конкурс проходил в три этапа. На первом (с 1 октября 2007 года до 1 февраля 2008 года) шёл прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа). С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошёл второй этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошёл суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса
Семь чудес России
- Озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия).
- Дворцовый ансамбль в Петергофе (Санкт-Петербург)
- Долина гейзеров (Камчатский край)
- Природный памятник Столбы выветривания (республика Коми)
- Собор Василия Блаженного (Москва)
- Мамаев Курган и Родина-Мать (Волгоградская область)
Гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок по двум предметам в соответствии с разработанной таблицей оценивания.
V. Рефлексия. Лестница успеха
Домашнее задание: составить задания, связанные с чудесами света.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
Интегрированный урок истори и информатики "Древняя Индия"
Цель: Познакомиться с историей Древней Индии посредством информационных технологий....
Интегрированный урок "История Древнего Египта в математических вычислениях"
Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Египта в математических вычислениях...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
Интегрированный урок история и технология " Ремесла и занятия древних славян"
Интегрированное занятие история + технологияТема. Необычное путешествие - путешествие в старину« Ремесла и занятия древних славян»Цели. Закрепить полученные знания по теме «Восточные славяне – предки ...