Олимпийские игры в Древней Греции (интегрированный урок истории и физической культуры)
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Главное не победа, а участие.
Пьер де Кубертен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка интегрированного урока истории и физической культуры
«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»
(5 КЛАСС)
Автор конспекта:
Елисеев Сергей Николаевич,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Цель: создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.
Задачи урока
Общеобразовательные:
- познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, с первыми спортивными традициями;
- познакомить с основными видами спортивных состязаний;
- способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к самостоятельной поисковой деятельности;
Развивающие:
- развивать навык подготовки сообщения;
- развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы, представлять информацию в разных формах, аргументированно высказывать свою точку зрения, работать в группе;
- закрепление навыков бега, прыжка в длину с места ит. д.;
- развитие качества, ловкости, скорости ит. д.;
Воспитательные:
- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- воспитание интереса к истории, чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение, желание обучающихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы;
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к здоровому образу жизни, к физическому совершенствованию;
- совершенствовать формы и методы самовоспитания;
- воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Форма урока: интегрированный урок ( история + физкультура).
Учебное оборудование и инвентарь:
Ноутбук, проектор, экран, свисток, секундомер, оборудование для соревнований, карточки и т.д.;
Место проведения: спортивный зал.
Опережающее домашнее задание:
Подготовка учащихся к выступлениям: два мифа об основании Олимпийских игр.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме.
Сегодня необычный урок, объединив два предмета: история и физкультура. Мы предлагаем вам принять соглашение, которое будет помогать нам всем на этом уроке.
Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:
Дружно; (три хлопка)
Активно; (три хлопка)
Творчески; (три хлопка)
Интересно (три хлопка)
Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение истории Древней Греции.
Но необходимо вспомнить, что мы с вами уже знаем о Древней Греции. Я буду задавать вопрос, вы поднимаете руку и даёте ответ. Если ответ верный, то получаете жетон.
(фронтальный опрос)
1) На каком полуострове располагалась Древняя Греция?
2) Какой город являлся столицей Древней Греции?
3) Какая форма правления зародилась в Афинах?
4) Что такое демократия?
5) Что такое полис?
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»?
7) Как древние Греки называли свою Родину?
8) Как называли себя Древние Греки?
- Сегодня совершая экскурсию по Древней Греции мы узнаем об еще одном очень интересном занятии греков.
Учитель физкультуры (Учитель читает загадку)
Из десятка разных стран
Собрались спортсмены к нам.
Вам названье вспомнить надо:
Этот «слёт» – … (Олимпиада)
Учитель истории
Как вы думаете зачем мы вам загадали эту загадку?
- Правильно это тема нашего урока «Олимпийские игры в древней Греции»
Слайд 1
- тема урока «Олимпийские игры в Древней Греции»
- А что бы вы хотели узнать об олимпийских играх?
1. История возникновения;
2. Хронология;
3. Правила игр;
4. Виды состязаний;
5. Победители.
III. Изучение новой темы. Первичное усвоение новых знаний и способов действия.
В старину, в античном мире,
25 веков назад
Города не жили в мире,
шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет,
кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет
полем боя стадион.
Слайд 2
В год Олимпийских игр по городам Эллады разносилась радостная весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год проведения Олимпийских игр.
Учитель физкультуры
Версия1
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Учитель истории
- А кто из вас расскажет другую версию?
(отвечают заранее подготовленные учащиеся)
Версия 2 Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге. (Файфер Н.)
Версия 3
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником. (Галиев Д.)
Учитель истории Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – где находился город Олимпия. В Олимпию добирались морем или сухопутными дорогами сотни участников и тысячи зрителей. Слайд 3
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м).
Учитель физкультуры
Слайд 4 Самые ранние Олимпийские игры, упоминание о которых дошло до нас, состоялись в 776 г. до н.э. С этого времени началось регулярное проведение Олимпийских игр один раз в 4 года.
В IV веке, когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором.
Слайд 5 Возрождение Олимпийских игр (по примеру античных) приходится на XIX век, а в XX веке появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”.
Олимпийские игры – символ мира и единения
Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Что символизируют разноцветные кольца? Может кто-то из вас ребята, знает?
Слайд 6 Разные континенты. Цвета континентов:
синий – Европа
красный – Америка
черный – Африка
желтый – Азия
зеленый - Австралия
Учитель истории
Слайд 7 Правила игр
На время проведения Олимпийских игр в Греции провозглашался так называемый "священный мир". Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие. На Олимпийские игры съезжались жители не только из самой Греции, но отовсюду, где находились греческие города-колонии. Однако, к участию в Олимпийских играх допускались только свободные эллины.
Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10-11 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен. Затем еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.
Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила.
За время существования игр было всего несколько исключений из правил.
Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) – женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были победителями. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.
Учитель физкультуры
Виды состязаний
Слайд 8
Олимпийские игры продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Следующие три дня отводились состязаниям.
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.
Одно из главных состязаний- пятиборье начиналось с бега. Атлеты выступали обнажёнными. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями.
Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье.
Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов.
Интерес зрителей на Олимпийских играх также вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие состязания.
Слайд 9 Захватывающим зрелищем были гонки колесниц, которые проходили на ипподроме
В пятый, заключительный день игр, победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки.
Итак, «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»
-Мы предлагаем вам начать наши соревнования. В играх будут принимать участие все желающие
IV. Соревнования
Название конкурса | Организационно-методические указания |
Бег | Челночный бег 4*9 м. Старт выполняется по команде учителя, за стартовую линию заступать нельзя. |
Прыжок в длину | Прыжок в длину с места. Упражнение выполняется на специально размеченной площадке, за линию старта заступать нельзя. |
Метание | Метание малого мяча в цель. Упражнение выполняется со средней линии баскетбольной площадки. Даётся три попытки. Считается количество попаданий мяча в баскетбольный щит. Бросок выполняется любым способом. |
Борьба | Два спортсмена встают в центр круга баскетбольной площадки и упираются в плечи друг другу руками. По команде учителя спортсмены стараются вытолкнуть противника из круга. |
Перетягивание каната | Два спортсмена держатся за противоположные концы каната, середина которого расположена на средней линии баскетбольной площадки. По команде учителя соперники тянут канат каждый в свою сторону. Побеждает тот спортсмен, который перетянет канат на свою сторону. |
Слайд 10 После соревнований учитель физкультуры произносит словами: «Слава победителям!» (подсчитываются жетоны и называют победителей.
Награждает победителей венком и медалями.
Когда победитель возвращался домой, все горожане выходили ему навстречу. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом. Он мог быть избранным на высшие государственные должности, ему будут предоставляться почетные места в театре, его освободят от налогов.
Историк: Ребята, мы сегодня с вами на уроке узнали только самую малую информацию об Олимпийских играх. И поэтому мы Вам предлагаем следующее домашнее задание:
Слайд 11 Прочитать §33
Разгадать кроссворд «Олимпийские игры в древности» (раздает учитель на карточках Приложение 1)- на урок истории
Подготовить информацию об Олимпийских играх современности, их видах спорта, победителях игр - на урок физкультуры
V. Итог урока.
-А теперь закрепим знания, полученные на уроке.
Приложение 2
(учитель раздаёт карточки с заданиями, учащиеся выполняют и сдают учителю.)
- Ребята, а вы знаете в каком году и где в нашей стране проходили зимние олимпийские игры? (ответы детей) Слайд 12
- Намного раньше в нашей стране проходили летние олимпийские игры, кто из вас может слышал о них или читал?
Проходили они в г. Москва в 1980 году и символом был мишка, которого так и называли Олимпийский мишка.
Выставление оценок по истории и физкультуре.
Приложение 1
Кроссворд «Олимпийские игры»
По горизонтали:
- Место проведения гонок колесниц. (Ипподром)
- Город, в котором проходили первые Олимпийские игры. (Олимпия)
- Человек крепкого телосложения. (Атлет)
- Место, где стояла главная статуя Зевса. (Храм)
- Место проведения соревнований во время Олимпийских игр. (Стадион)
- Первый вид состязаний, с которых начиналось пятиборье. (Бег)
- Тема нашего урока. (Олимпийские игры)
- Вид состязаний, который входил в пятиборье. (Прыжки)
- Главное божество, которому посвящались Олимпийские игры. (Зевс)
- Президент МОК. (Ж. Рогге)
- Время года проведения Олимпийских игр древности. (Лето)
- Президент ОКР. (Л. Тягачев)
- Страна зимних Олимпийских игр 2010 года. (Канада)
- Город летних Олимпийских игр 2012 года. (Лондон)
По вертикали:
2. Дерево, из ветвей, которых делали венки для победителей. (Олива)
- Главное состязание Олимпийских игр. (Пятиборье)
- Человек, управляющий колесницей. (Возничий)
- Состязание, которое входило в программу Олимпийских игр. (Метание)
- В каком городе будут проходить Олимпийские игры 2014 года. (Сочи)
- Государство, в котором проходили Олимпийские игры в 2004 году. (Греция)
- Самое любимое и захватывающее зрелище Олимпийских игр древности. (Гонки на колесницах)
Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”. Первые Олимпийские игры состоялись в ……….году до н.э. Они посвящались богу …………. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в ……… года. Проводились Олимпийские игры в ………………… Греции. |
Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”. Во время игр запрещалось …………… Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в ……………… Рабов, чужеземцев и …………… на игры не допускали. Празднества продолжались ……. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …………….… |
Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”. Победители Олимпийских игр в разных видах спорта в качестве награды получали ……………….. Награждение проходило перед храмом …………….…, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из ………. чудес света. Самым прославленным борцом древности был ……………., а про силу Полидама, Гипосфена и Феагена слагали ………………. |
Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”. Первые Олимпийские игры состоялись в ……….году до н.э. Они посвящались богу …………. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в ……… года. Проводились Олимпийские игры в ………………… Греции. |
Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”. Во время игр запрещалось …………… Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в ……………… Рабов, чужеземцев и …………… на игры не допускали. Празднества продолжались ……. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …………….… |
Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их. Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. |
Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира. |
Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их. Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. |
Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира. |
Используемая литература
1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО,2014.
2. Бобейко Т.С. урок истории в 5-м классе на тему Олимпийские игры
3. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.
Свинцицкая - М.: Просвещение, 2015 год.
4. Технологические карты уроков по учебнику А.А.Вигасина. Сост. Т.В.Ковригина – В.: Учитель, 2015
Интернет-ресурсы:
https://www.krugosvet.ru/enc/sport/OLIMPISKIE_IGRI_DREVNE_GRETSII.html;
https://obrazovaka.ru/istoriya/olimpiyskie-igry-v-drevnosti-5-klass.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"
интегрированный урок: история+физическая культура....
Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.
Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...
Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.
Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции....
Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"
Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции" включает в себя все основные эт...
Урок истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в Древней Греции»
Свой урок я построила в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, используя информационно-коммуникативные технологии, метод проблемного обучения....
Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...
Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...