Интегрированный урок истории и математики "Греко-персидские войны: факты и цифры"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Способствует развитию познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций  через решение математических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integirov._urokdocx.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Греко-персидские войны: факты и цифры.

Тип урока - интегрированный

Предмет: математика и история

Цель урока: развитие познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций  через решение математических задач.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн;
  • показать героическую борьбу греков против персидской агрессии;
  • подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве;
  • продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать несложные выводы;
  • развивать логическое математичекое мышление;
  • продолжить формирование умений применять свойства математики для решения исторических задач;
  • стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.

Оборудование: Презентация : карты, схема сражения, ход сражения, иллюстрации. Лента времени.        

Раздаточный материал для учащихся: карточки с заданием «Термин-определение»; схемы сражений

Ход урока

  1. Организационныый момент
  2. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель математики: История – это не только события, но и цифры, поэтому сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок математики и истории

Учитель истории: Мы начинаем изучать новую главу: «Расцвет древнегреческой цивилизации в V–IV веках до н.э.». Чтобы  сформулировать тему урока я предлагаю рассмотреть карту на с.161 (учебник Д.Д.Данилов и др. «История Древнего мира»)

–  Какое главное историческое событие там отражено?

– Открываем с. 162, читаем разговор Антошки и Археолога.

– На чьей стороне был перевес сил?  Чем закончились войны?   (Персидское войско значительно превосходило греков. Греки победили персов.)

– Сформулируйте проблему урока. (Почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?)

  1. Актуализация знаний.

Учитель истории: Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной проблеме

Предлагаем выполнить  задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 162.   Знаем:

  1. Полис, «восточная деспотия».

2. Персидское царство.

3. Отличия гражданина греческого полиса от подданного «восточной деспотии».

     IV. Планирование деятельности.

Учитель истории: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?  

Надо узнать:

1. Причины войн.

2. Основные события.

3. Итоги и значение.

V.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Причины.

Учитель истории: Сейчас вам предстоит поработать с текстом параграфа. Откройте  п. 1 с.162. , определите, что заставляло персидских царей вести постоянные войны и как изменилась бы жизнь греков, если бы персы победили. Сформулируйте причину, благодаря которой греки смогли победить персов.  

2. Основные события. 

Учитель истории: Сейчас мы с вами попробуем восстановить основные события Греко-персидских войн. По карте на с. 161 последовательно перечислите основные события войн с 500 по 479 год до н.э.      

Фиксируем на доске:

500 - 449 гг. до н.э. – греко-персидские войны

500 г. до н.э. – восстание в Милете.

490 г. до н.э. – Марафонская битва.

480 г. до н.э. – Фермопильская и Саламинская битвы.

479 г. до н.э. – сражение близ города Платеи.

Учитель математики: (работа с линией времени)

Задание: 

  1. Обозначить эти события на ленте времени.
  2. Определите сколько лет назад произошли эти события?

Учитель истории: Чтобы узнать о том, как развивались события мы с вами организуем работу в группах, каждая из которых подготовит материал об одном из сражений. Для этого вам  предлагается  выполнить задания.

Учитель математики: Причем задания необычные. Чтобы заполнить таблицу, вам надо решить задачу……

Работа по группам.

1 группа: Марафонская битва

Задание:

  1. Заполните таблицу, решив задачу:

Греки

Персы

Численность армии

Военачальники

Потери

Задача: 

В Марафонской битве  столкнулись две армии, равные по численности. Их возглавляли царь Дарий I и стратег Мильтиад. В ходе сражения обе стороны потерпели поражения: греки – 192 человека, персы – 6 тысяч человек. Всего с обеих сторон остались в живых 13808 человек. Найти первоначальное количество участников битвы с каждой стороны?

  1. Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?

 (проверка решения задачи)

Учитель математики:

 С Марафонским событием связано число – 42. После победы в Афины, которые находились в 42 км,  был направлен скороход. Прибежав, он сообщил о победе и рухнул на землю. В память об этом на Олимпийских играх проводится соревнование в марафонском беге.

Учитель истории:

  1. Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
  • искусство полководца,
  • построение в виде фаланги.

2 группа: Битва при Фермопилах

Задание:

  1. Заполните таблицу, решив задачу:

Греки

Персы

Численность армии

Военачальники

Потери

Задача:

Через девять лет после Марафонской битвы персидский царь Ксеркс собрал огромное войско. Свободно пройдя через Северную Грецию, армия персов столкнулась с армией греков в Фермопильском ущелье, численностью 7 000 человек, по одному на каждые десять персов. В ходе сражения греки по приказу спартанского царя Леонида вынуждены были отступить, а сам царь вместе с 300 воинами остался защищать их отход. Какую часть греков царь Леонид оставил защищать ущелье? Какова была численность персов?

  1. Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?

(проверка решения задачи)

Учитель математики:

С событиями греко-персидской войны связано понятие «триеры»? С каким числом оно связано? Вы знаете, что такое триера? Это парусные боевые корабли с тремя рядами весел с вытянутым носом, который позволял таранить вражеские корабли

Учитель истории:

Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?

3 группа: Саламинское морское сражение

Задание:

  1. Заполните таблицу, решив задачу:

Греки

Персы

Численность армии

Военачальники

Потери

Задача:

В морском сражении у острова Саламин принимало участие 600 персидских кораблей под командованием Ксеркса и 277 греческих триер. Одним из военачальников греков был афинский стратег Фемистокл, который первым повел греков в атаку. В ходе боя было потеряно 40 греческих кораблей, что на 160 кораблей меньше, чем у персов. Какую часть своих кораблей потеряли персы в ходе этого сражения? Во сколько раз потери персов превысили потери греков?

  1. Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?

(проверка решения задачи)

Учитель математики:

Подумайте 51… Что означает это число?  - Продолжительность греко-персидских войн

Учитель истории:

Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?

  1. Итоги войны.

Учитель истории:

  • В 479 году до н.э. в сражении близ города Платеи были разгромлены оставшиеся силы персов, но война продолжалась ещё 30 лет, в основном на море.
  • Греческие полисы объединились в Афинский морской союз, где главенствующая роль принадлежала Афинам.

VI. Выражение решения проблемы.  (Почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?)

Учитель истории:

– Какой общий ответ мы можем дать?    

– Решили мы с вами проблему урока?

– Какие версии подтвердились?

(Объединение греческих полисов, их стремление защитить свою родину, независимость и свободу, а также умелые тактические действия полководцев, быстроходные корабли – триеры, мужество и отвага греческих граждан – всё это помогло грекам одержать победу над персами.)

  1. Применение нового знания.

Учитель истории: Выскажите своё мнение: какие качества, на ваш взгляд, проявленные древнегреческими гражданами в войнах с персами, необходимы современным гражданам и почему?      

Учитель математики: ( о значении математики в военном деле)

  1. Домашнее задание.  П.26, нарисовать рисунок, посвященный событиям греко-персидской войны

Дополнительные сведения

Босфор -  пролив Европой и Азией. Он соединяет Чёрное море с Мраморным.

Длина Босфора – 30  километров.

Глубина же колеблется –  от 27 до 120 метров.

Самое широкое место Босфора - 3,7 километра.

Самое узкое - 750 метров.

Трие́ра — класс боевых кораблей,

Водоизмещение 80 — 100 тонн,

Длина 30-40 метров,

Ширина 4-6 метров.

ФЕРМОПИЛЫ - горный проход, соединяет северный и южный районы Греции.

Длина 7 км.

Ширина в среднем составляла 60 шагов.

Саламин – остров

Площадь 95 кв. км.

Длина береговой линии – 104 км.

Греческий флот занял боевой порядок в 2 линии кораблей вдоль берега. Подошедший персидский флот расположился плотным боевым порядком в 3 линии против греческого флота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....