Интегрированный урок истории и математики "Греко-персидские войны: факты и цифры"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Способствует развитию познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций через решение математических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integirov._urokdocx.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Греко-персидские войны: факты и цифры.
Тип урока - интегрированный
Предмет: математика и история
Цель урока: развитие познавательного интереса к событиям истории древних цивилизаций через решение математических задач.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн;
- показать героическую борьбу греков против персидской агрессии;
- подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве;
- продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать несложные выводы;
- развивать логическое математичекое мышление;
- продолжить формирование умений применять свойства математики для решения исторических задач;
- стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.
Оборудование: Презентация : карты, схема сражения, ход сражения, иллюстрации. Лента времени.
Раздаточный материал для учащихся: карточки с заданием «Термин-определение»; схемы сражений
Ход урока
- Организационныый момент
- Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Учитель математики: История – это не только события, но и цифры, поэтому сегодня у нас необычный урок – интегрированный урок математики и истории
Учитель истории: Мы начинаем изучать новую главу: «Расцвет древнегреческой цивилизации в V–IV веках до н.э.». Чтобы сформулировать тему урока я предлагаю рассмотреть карту на с.161 (учебник Д.Д.Данилов и др. «История Древнего мира»)
– Какое главное историческое событие там отражено?
– Открываем с. 162, читаем разговор Антошки и Археолога.
– На чьей стороне был перевес сил? Чем закончились войны? (Персидское войско значительно превосходило греков. Греки победили персов.)
– Сформулируйте проблему урока. (Почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?)
- Актуализация знаний.
Учитель истории: Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной проблеме
Предлагаем выполнить задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 162. Знаем:
- Полис, «восточная деспотия».
2. Персидское царство.
3. Отличия гражданина греческого полиса от подданного «восточной деспотии».
IV. Планирование деятельности.
Учитель истории: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?
Надо узнать:
1. Причины войн.
2. Основные события.
3. Итоги и значение.
V.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Причины.
Учитель истории: Сейчас вам предстоит поработать с текстом параграфа. Откройте п. 1 с.162. , определите, что заставляло персидских царей вести постоянные войны и как изменилась бы жизнь греков, если бы персы победили. Сформулируйте причину, благодаря которой греки смогли победить персов.
2. Основные события.
Учитель истории: Сейчас мы с вами попробуем восстановить основные события Греко-персидских войн. По карте на с. 161 последовательно перечислите основные события войн с 500 по 479 год до н.э.
Фиксируем на доске:
500 - 449 гг. до н.э. – греко-персидские войны
500 г. до н.э. – восстание в Милете.
490 г. до н.э. – Марафонская битва.
480 г. до н.э. – Фермопильская и Саламинская битвы.
479 г. до н.э. – сражение близ города Платеи.
Учитель математики: (работа с линией времени)
Задание:
- Обозначить эти события на ленте времени.
- Определите сколько лет назад произошли эти события?
Учитель истории: Чтобы узнать о том, как развивались события мы с вами организуем работу в группах, каждая из которых подготовит материал об одном из сражений. Для этого вам предлагается выполнить задания.
Учитель математики: Причем задания необычные. Чтобы заполнить таблицу, вам надо решить задачу……
Работа по группам.
1 группа: Марафонская битва
Задание:
- Заполните таблицу, решив задачу:
Греки | Персы | |
Численность армии | ||
Военачальники | ||
Потери |
Задача:
В Марафонской битве столкнулись две армии, равные по численности. Их возглавляли царь Дарий I и стратег Мильтиад. В ходе сражения обе стороны потерпели поражения: греки – 192 человека, персы – 6 тысяч человек. Всего с обеих сторон остались в живых 13808 человек. Найти первоначальное количество участников битвы с каждой стороны?
- Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
(проверка решения задачи)
Учитель математики:
С Марафонским событием связано число – 42. После победы в Афины, которые находились в 42 км, был направлен скороход. Прибежав, он сообщил о победе и рухнул на землю. В память об этом на Олимпийских играх проводится соревнование в марафонском беге.
Учитель истории:
- Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
- искусство полководца,
- построение в виде фаланги.
2 группа: Битва при Фермопилах
Задание:
- Заполните таблицу, решив задачу:
Греки | Персы | |
Численность армии | ||
Военачальники | ||
Потери |
Задача:
Через девять лет после Марафонской битвы персидский царь Ксеркс собрал огромное войско. Свободно пройдя через Северную Грецию, армия персов столкнулась с армией греков в Фермопильском ущелье, численностью 7 000 человек, по одному на каждые десять персов. В ходе сражения греки по приказу спартанского царя Леонида вынуждены были отступить, а сам царь вместе с 300 воинами остался защищать их отход. Какую часть греков царь Леонид оставил защищать ущелье? Какова была численность персов?
- Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
(проверка решения задачи)
Учитель математики:
С событиями греко-персидской войны связано понятие «триеры»? С каким числом оно связано? Вы знаете, что такое триера? Это парусные боевые корабли с тремя рядами весел с вытянутым носом, который позволял таранить вражеские корабли
Учитель истории:
Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
3 группа: Саламинское морское сражение
Задание:
- Заполните таблицу, решив задачу:
Греки | Персы | |
Численность армии | ||
Военачальники | ||
Потери |
Задача:
В морском сражении у острова Саламин принимало участие 600 персидских кораблей под командованием Ксеркса и 277 греческих триер. Одним из военачальников греков был афинский стратег Фемистокл, который первым повел греков в атаку. В ходе боя было потеряно 40 греческих кораблей, что на 160 кораблей меньше, чем у персов. Какую часть своих кораблей потеряли персы в ходе этого сражения? Во сколько раз потери персов превысили потери греков?
- Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
(проверка решения задачи)
Учитель математики:
Подумайте 51… Что означает это число? - Продолжительность греко-персидских войн
Учитель истории:
Как вы думаете, почему греки сумели одержать победу?
- Итоги войны.
Учитель истории:
- В 479 году до н.э. в сражении близ города Платеи были разгромлены оставшиеся силы персов, но война продолжалась ещё 30 лет, в основном на море.
- Греческие полисы объединились в Афинский морской союз, где главенствующая роль принадлежала Афинам.
VI. Выражение решения проблемы. (Почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?)
Учитель истории:
– Какой общий ответ мы можем дать?
– Решили мы с вами проблему урока?
– Какие версии подтвердились?
(Объединение греческих полисов, их стремление защитить свою родину, независимость и свободу, а также умелые тактические действия полководцев, быстроходные корабли – триеры, мужество и отвага греческих граждан – всё это помогло грекам одержать победу над персами.)
- Применение нового знания.
Учитель истории: Выскажите своё мнение: какие качества, на ваш взгляд, проявленные древнегреческими гражданами в войнах с персами, необходимы современным гражданам и почему?
Учитель математики: ( о значении математики в военном деле)
- Домашнее задание. П.26, нарисовать рисунок, посвященный событиям греко-персидской войны
Дополнительные сведения
Босфор - пролив Европой и Азией. Он соединяет Чёрное море с Мраморным.
Длина Босфора – 30 километров.
Глубина же колеблется – от 27 до 120 метров.
Самое широкое место Босфора - 3,7 километра.
Самое узкое - 750 метров.
Трие́ра — класс боевых кораблей,
Водоизмещение 80 — 100 тонн,
Длина 30-40 метров,
Ширина 4-6 метров.
ФЕРМОПИЛЫ - горный проход, соединяет северный и южный районы Греции.
Длина 7 км.
Ширина в среднем составляла 60 шагов.
Саламин – остров
Площадь 95 кв. км.
Длина береговой линии – 104 км.
Греческий флот занял боевой порядок в 2 линии кораблей вдоль берега. Подошедший персидский флот расположился плотным боевым порядком в 3 линии против греческого флота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."
Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"
Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".
Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....