Применение элементов технологии критического мышления на уроках математики
методическая разработка по алгебре

Жилинская Екатерина Сергеевна

В данной разработке представлены методы и приемы, применяемые на уроках математики, которые помогают развивать критическое мышление. Представлены практические наработки, раскрывающие суть приемов, личный опыт конструирования тем уроков, для развития мышления, лучшего понимания и усваивания тем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Марковская средняя общеобразовательная школа № 2, р.п. Марково»

(«Марковская СОШ №2»)

Методическая разработка

«Применение  элементов технологии критического мышления

на уроках математики».

Автор:

Жилинская Екатерина Сергеевна,

учитель математики

Марковская  «СОШ №2»

Аннотация

В данной разработке представлены методы и приемы, применяемые на уроках математики, которые помогают развивать критическое мышление. Представлены практические наработки, раскрывающие суть приемов, личный опыт конструирования тем уроков, для развития мышления, лучшего понимания и усваивания тем.

Пояснительная записка

Каждому учителю необходимо ориентироваться в большом разнообразии инновационных технологий, школьных идей, не тратить время на уже открытые новшества. Нельзя быть педагогически грамотным без изучения новых образовательных технологий, спектр, которых очень велик.

Уроки математики - это обширное поле для применений различных приемов критического мышления. В каждой теме можно формировать это у ученика, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления. 

С этим материалом я выступала на школьном МО, он вызвал большой интерес и был воспринят очень хорошо. Работая с  применением данных технологии  мы, учителя, можем добиться главного – понимания учащихся в практической направленности математики в ежедневной жизни.

Данный материал может быть использован в работе, как  опытными специалистами, так и молодыми и малоопытными учителями, руководителям школьных методических объединений, педагогам дополнительного образования, заместителям директора по учебной и научной работе, учителем начальной школы, исследующих данную проблему.

Цель разработки: познакомить педагогов с приемами и методами, используемые мной на уроках математики у школьников среднего образования.

Пособие носит рекомендательный характер. Учитель в праве сам выбрать методы и приемы использования предлагаемых материалов.

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил

Приемы формирования критического мышления  школьников на уроках математики (из опыта работы).

На каждом уроке математики применяю методы и приемы, способствующие формированию критического мышления у школьников.

Приемы формирования критичности, которые я использую в своей работе, являются следующие:

Прием «Составление кластера» - структурирование любого материала.

На уроках в 6 классе, после прохождения тем формулы (движение, покупки, производительность), можно предложить на доске части формул и названия, необходимо найти и составить верно каждую формулу, а также найти название этой формулы. Задания можно усложнить, добавив лишние элементы от других формул.

Также этот прием можно использовать и на уроках алгебры в 8 классе по теме «Квадратные уравнения». Составить кластер по ходу объяснения материала (варианты могут быть различными).

Picture background           Picture background 

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/19/s_5e247a4475429/1322481_4.png

Прием «Сиквейн» - в математике он не всегда имеет ту первозданную пятиступенчатую стихотворную форму, но эффективность его от этого не становится хуже. Эта форма работы позволяет усвоить важные понятия, моменты, изученного материала.

Ярким примером может стать решение задач. Необходимо определить с чем мы имеем дело(сложная, текстовая), далее(сравниваем, анализируем), составляем модель(математическая модель), еще раз анализируем решение, формулируем ответ.

«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрирую события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и, придя к более или менее единому решению, предлагаю ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления. 

Игра «Исправляем ошибки» - развиваем критическое мышление, самоконтроль, внимания, умения обосновать свою точку зрения.

«Формулы сокращенного умножения» 7 класс, на уроке обобщения можно предложить ряд формул с правильными и не правильными ответами. Задача найти ошибку и исправить.

Раздаю карточки с решеными примерами,  нужно найти ошибку в каждой записи и исправить её на своем листе.

1. (4у-3х)(4у+3х)=8у²-9х² (вместо 8у² должно быть 16у²)

2. 100х²-4у²=(50х-2у)(50х+2у) (вместо 50х должно быть 10х)

3. (3х+у)²=9х²-6ху+у² (вместо -6ху должно быть +6ху)

4. (6a-9c)²=36a²-54ac+81c² (вместо -54ac должно быть -108ac)

5. 4у²- 14у + 1=(2у – 1)² (вместо –14у должно быть -4у)

Или урок геометрии 7 класс  «Решение задач на параллельные прямые». На начало урока предложить ряд задач на применение признаков, свойств, аксиомы и следствия с решением. Задача найти ошибку, исправить и сказать чем пользовались при решении задач.

 

Существуют и другие приемы развития критического мышления, я вам рассказала о малой части того, что применяю на уроках я. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо не только на уроке математики. В этом заключается метапредметность данной технологии и её значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...