Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси". 10 класс.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Белоусова Екатерина Александровна

Рабочий лист по истории на тему: "Политическая раздробленность Руси" разработан для УМК Сахаров А.Н.,Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. - 4-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Следует отметить преимущества, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Политическая раздробленность Руси» (§16) 10 класс.

  1. Проблемное заданиеПолитическая раздробленность Древнерусского государства – прогрессивное или регрессивное явление в развитии русской государственности?C:\Users\Екатерина\Desktop\2008-06-Ribakov.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\TUkoEsAH0wvU_nikolai-karamzin.jpg

По мнению Б.А. Рыбакова: «Феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный».C:\Users\Екатерина\Desktop\Sergey_Solovyov.jpg

Историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв оценивают раздробленность как период «смуты», «временем тёмным, молчаливым». 

Кто прав, академик Б.А. Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси или историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв?

  1. Политическая раздробленность – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Периодизация:

1.

2.

а)

б)

4.  Причины феодальной раздробленности:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните пропуски в таблице

«Экономическое и политическое устройство княжеств»

Княжество

Географическое положение

Природные и климатические условия

Экономическое развитие, города

Политическое устройство, деятельность князей

Владимиро-Суздальское княжество

 

 

 

 Монархия в лице сильной княжеской власти

Новгородская земля

 

 

 

 

 Боярская республика

Галицко-Волынское княжество

 

 

 

 Аристократическая крупных бояр

6. Какие положительные и отрицательные последствия для Руси вы можете назвать?

Положительные последствия.

Отрицательные последствия.


Новые термины и понятия:C:\Users\Екатерина\Desktop\sDWA4J6t2G-big-reduce350.jpg

Политическая раздробленность – период в истории государства, когда единая территория распадается на отдельные самостоятельные части.

Вече – народное собрание в Новгороде, ведало избранием высших должностных лиц, приглашение князя, решением вопросов войны и мира.

Посадник – высшее должностное лицо в Новгороде, глава города, осуществлял руководство вечем и должностными лицами, осуществление дипломатии, управления и суда.

Тысяцкий – должностное лицо, помощник посадника, осуществлял торговый суд, управление торговыми делами, руководил ополчением.

Архиепископ – глава церкви, председатель Совета господ, хранитель казны, осуществлял дипломатию, контроль правильности торговых мер, церковного суда, управление церковными землями.

Совет господ – 50 человек, осуществляли канцелярские дела, подготовка веча.

Бояре – категория знатных людей на Руси, приближённые князя.

Великий князь – правитель Руси.

Республика – форма правления, при которой выбирают осуществлять должностные функции на определённый срок.

Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена.

Монархия – форма неограниченного правления, при которой монарх власть передаёт по наследству.

Аристократия – власть лучших.

Личности:

Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.)

Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174 гг.)

Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212 гг.)

Ярослав Осмомысл (1153-1187 гг.)

Роман Мстиславич (1170-1205 гг.)

Даниил Романович (1205-1264 гг.)

Даты:

1132 г. – начало политической раздробленности Руси.

1147 г. – первое упоминание в летописи о Москве.

1199 г. – объединение Галицкого и Волынского княжеств Романом Мстиславичем.

C:\Users\Екатерина\Desktop\54691724.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Древней Греции. 5 класс

Материал включает в себя рабочие листы по трём темам: "Олимпийские игры в древности", "В Афинских школах и гимнасиях" и "В театре Диониса"...

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Средних веков. 6 класс

Дидактические материалы по истории Средних веков (6 класс) включают в себя авторские рабочие листы с заданиями по темам:- "В рыцарском замке" - "В средневековом городе"...

Урок истории с использованием метода кейс – стади по теме "Политическое развитие страны" 7 класс.

Урок в 7 классе по теме  "Политическое развитие страны" подготовлен с применением кейс - технологии.  Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создает на уроке благопр...

Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"

Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...

Урок по истории на тему "Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации" 9 класс

Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации Цели: образовательные: - охарактеризовать политический кризис 1993г;-определить значение Конституции Р.Ф.;-спос...

Урок по истории на тему "Политическая раздробленность"

Презентация к уроку истории на тему: "Политическая раздробленность". Междоусобный войны, борьбаза власть....

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....