КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Чепалов Родион Александрович

В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 17 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»

 (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

                                   

                                                                                 Составил и провел учитель  

                                                                                          истории Чепалов Р.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017


  1.  
  1. УРОК . Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах.

Цели урока:

        Образовательная: рассмотреть внутреннюю политику.

        Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем.

        Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:  лекция учителя с использованием мультимедийных технологий

Организационный момент.

  1. Актуализация знаний по теме:

   Император Александр I, Негласный комитет, начало преобразований

   Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий.

  1. Изучение нового материала.

В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I . Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывалcя между ней и своими родителями. В нем формпровались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к отцу.
Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции.

ГИМНАСТИКА: 

   Давайте сейчас попрыгают те, кому нравилась политика императора. А теперь попрыгают те, кто считает, что нужно было что-то изменить.

Сообщение учащегося (презентация):

Конституционное правление означает прежде всего управление страной на основе законов, участие выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т. д.
В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца в Гатчине превратило его в любителя парадов и .маневров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его.
Недовольство широких слоев дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора. Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал.
В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства, Александр в возрасте 24 лет стал российским императором .
В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей - Александр I в 1802 г. Екатерины Великой». Однако новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.

    ВИДЕОРАЗМИНКА

   Сейчас наша с вами цель — посмотреть видеофрагмент и попытаться отреагировать так, как могли отреагировать соотечественники императора: хлопки, шлепки, крики.

   ВИДЕОФРАГМЕНТ

 Для осуществления  этих реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками и реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

    Сообщение учителя:

   При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: объявлена амнистия 12 тыс . человек, пострадавшим при Павле; вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары. При царе был создан совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов.

Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г. Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.

   АУДИОФРАГМЕНТ

   Прослушайте фрагмент музыки, под которую могли танцевать современники. Давайте попробуем станцевать так же, как они.

    Сообщение учителя

   В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось.

Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра 1 лишь 4 7 тыс. крестьян (т. е. меньше 0 , 5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о « раздаче своей собственности » .

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике,  причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг."

Презентация к уроку истории России "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг." В презентации показаны основные направления внутренней политики императора Александра I d 1801-1806 гг., его основ...

. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы

План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже  XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...

План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"

План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....

Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."

Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...