Отбор и использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории
статья по истории на тему

Горкунова Марина Петровна
Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако, несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otbor_i_ispolzovanie_tsor.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отбор и использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

Горкунова Марина Петровна, учитель истории и обществознания (marina.gorkunova@bk.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 (МБОУ СОШ №6) города Гуково Ростовской области

Аннотация

Преимущества использования ИКТ в преподавании гуманитарных предметов до сих пор вызывают страстные споры различных заинтересованных сторон: учителей, методистов, родителей. Однако, несмотря на все споры, оспорить этот факт бывает подчас сложно. Компьютерные технологии, которые намного быстрее входят в  жизнь современных детей, чем в жизнь школы, намного облегчают, как работу педагога, так и учебу детей.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых  относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Электронный образовательный ресурс для учителя истории и обществознания сегодня позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся. Тем самым изменяется способ получения информации. Вместо изучения текстовых описаний объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Иным становится и домашнее задание. Используя современные образовательные ресурсы, учащийся может выстроить, например, интерактивную ленту времени или заполнить интерактивную контурную карту.

В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:

  • по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Также можно выделить электронный образовательный ресурс для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.

Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. К настоящему времени у меня накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.    

В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.
Отдельно следует остановиться на использовании некоторых компонентов образовательного комплекса непосредственно на уроках истории.
Прежде всего, это – мультимедийная составляющая учебного модуля: интерактивные карты и флэш-задания. В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся, в особенности ученикам основной школы, гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания. Создание и разработка собственных курсов, включающих в себя не только мультимедийный ряд, но и тестовые блоки как базовых, так и авторских вопросов. В этом случае образовательный комплекс может стать программной оболочкой для создания целого ряда мультимедийных уроков по различным темам отечественной истории. Кроме того, возможности образовательного комплекса могут использоваться и самими учениками в процессе активного обучения для подготовки собственных презентаций и подборок (метод проектов). Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания
Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», уроки отечественной истории 19-20 вв., уроки Всемирной истории 18-19 вв. на СD. Уроки разработаны соответственно современным требованиям подготовки выпускников 8-9-х классов. В себе содержат 55 готовых уроков, 960 медиаиллюстраций, 1480 энциклопедических статей, более 180 видеофрагментов, 610 тестов, 23 анимации, 480 терминов и понятий. Этот уникальный проект Академии образования, позволил по другому взглянуть на образовательный процесс в целом и преподавание истории в том числе. Используя данное пособие при объяснении и закреплении нового материала, я увидел замечательный результат. Недавно для меня всегда было достаточно сложно спросить у учащихся хронологию сражения, как морского, так и сухопутного. Детям было сложно на карте показать, какими были действия воюющих сторон. Используя с помощью данной программы анимационные карты, я увидел ошеломляющий результат. На картах в этой программе прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. На следующий урок, дети уже без труда на карте указали каждое действо противников. Кроме этого, пособие снабжено подробным учебником по истории России с начала 19 в. до наших дней, излагающим основные этапы и события развития российского общества. Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д. Большое значение я уделяю и использованию иллюстрации при подаче нового материала. Если раньше, чтобы показать какой-то исторический портрет или событие, необходимо было, проштудировать огромное количество разных книг и энциклопедий, то сейчас с использованием презентаций, эта проблема решилась сама собой. При помощи интернета можно найти все что нужно для демонстрации на уроке. Это и портреты исторических личностей и события истории. Важной особенностью, отличительной чертой курса является тот факт, что входящий в его состав электронный учебник является комплексной обучающей программой, мультимедийным самоучителем, реализующим замкнутый адаптивный
 (индивидуализированный) алгоритм обучения.

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Литература:

1.Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование элек-тронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – СПб.: СВЕТ, 1997.

3. Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.-СПб.:СВЕТ,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке истории в условиях введения ФГОС

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Же...

«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»

Выступление на заседании педагогическом объединении «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»...

Статья по теме «Использование электронный образовательных ресурсов на уроке истории»

laquo;С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладыва...