КТП по кубановедению 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Номер урока | Содержание (раздела, темы) | Количество часов | Дата проведения | Материально- техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | |
План | Факт | |||||
1 | Введение. Кубань –перекресток цивилизаций | 1 | Раскрывать специфических исторических и кубановедческих терминов. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю края. | |||
Раздел I Природа малой родины и человека | 8 | Учебник Кубановедение |
| |||
Тема 1.Источники информации о малой родине | ||||||
2 | Источники знаний о природе, населении и истории своей местности | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Комментировать и формулировать понятия. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. знать исторические источники. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов | |||
Тема 2.Неповторимый мир природы | ||||||
3 | Особенности природы Кубани и своей местности | 1 | Учебник Кубановедение Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Исследовать географию районов края по карте. Изучить природные объекты и памятники природы, истории и культуры. | ||
4 | Растения, которые нас окружают | 1 | Учебник Кубановедение | Объяснять понятия сорные растения, аллергия. Приводить примеры растений своей местности. Объяснять, какие растения следует считать лекарственными. Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани. Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды. | ||
5 | Животные – обитатели населенных пунктов | 1 | Учебник Кубановедение Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Раскрывать значение понятий дикие, домашние и синан-тропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности. Рассказывать о насекомых и птицах своей местности. | ||
6 | Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры | 1 | Учебник Кубановедение | Исследовать географию районов края по карте. Изучить природные объекты и памятники природы, истории и культуры. | ||
Тема 3. Изменение природы человеком | ||||||
7 | Влияние человека на природу своей местности | 1 | Учебник Кубановедение | Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность природоохранных мер. | ||
Тема 4. Население | ||||||
8 | Население Кубани и вашей местности | 1 | Учебник Кубановедение Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презент | Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарскою края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. | ||
9 | Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. | |||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 |
| ||||
10 | «Портрет своей местности» | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. | |||
Раздел II История Кубани IV- XVI вв. | 14 | |||||
Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья | ||||||
11 | Военные походы гуннов | 1 | Учебник Кубановедение Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презент | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Учиться работать в малой группе над общим заданием.
| ||
12 | Великая Булгария. Аварский каганат | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презент | Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. | ||
13 | Расцвет и падение Хазарского каганата | 1 | Учебник Кубановедение | Характеризовать природно-климатические условия жизни кочевников. Характеризовать основные занятия кочевников и особенности их быта. Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. | ||
Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество | ||||||
14 | Проникновение восточно- славянских дружин в Прикубанье | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Рассказывать с помощью карты о местоположении знаменитых курганов. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения кочевников Прикубанья. | ||
15 | Русское княжество на Таманском полуострове | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | ||
16 | Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Микона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня, найденного на Таманском полуострове. | ||
17 | «Земля незнаемая». Половцы и аланы на Кубани | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игоревен. Объяснять причины хлабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. | ||
Тема 7.Кубань в XIII-XV вв. Между ордынцами и генуэзцами | ||||||
18 | Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия курултай, орда. Изучить материал о походах монгольских завоевателей (исторические картины, отрывки из летописей), сопоставить и обобщить полученные сведения. | ||
19 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье. | |||
20 | Посредническая деятельность генуэзцев | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением. | ||
Тема 8. Народы Кубани в XVI в. | ||||||
21 | Племена адыгов после распада Золотой орды | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вассалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество. | ||
22 | Ногайцы на Кубани | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. | ||
23 | Борьба горцев против турецких завоеваний | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в. | ||
24 | Политика России на Северном Кавказе | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву. | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | |||||
25 | Народы, проживающие на территории Кубани в эпоху Средневековья | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | |||
Раздел III Культура народов Прикубанья в Средние века | 8 | Учебник Кубановедение | ||||
26 | Языческие верования восточных славян и адыгов | 1 | Учебник Кубановедение | Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище. Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов. | ||
27 | Распространение христианства на Северо- Западном Кавказе | 1 | Учебник Кубановедение | Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол. Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ. | ||
28 | Тмутаракань- очаг христианства на краю «русского мира» | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Называть автора летописных сводов, церковного и политического деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается очагом христианства на Северном Кавказе. | ||
29 | Христианизация Алании | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. | ||
30 | Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распространения ислама на территории Северного Кавказа. | ||
Тема 10.Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания | ||||||
31 | От «Повести ….» к «Слову…..» | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутаракан-ское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить лримеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы. | ||
32 | Кубань в произведениях русской культуры XV-XVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн). | ||
33 | Героический эпос «Нарты» | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. Презентация | Объяснять понятия джегуако, нарты. Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе. | |||
| Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | ||||
34 | Основные события истории Кубани в период Средневековья | 1 | Учебник Кубановедение | Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях. Рассказывать об основных событиях, происходивших на кубанской земле в период с IV по XVI в. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань- наш общий дом». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс - урок кубановедения "Тмутараканское княжество"
Конспект урока кубановедения по теме "Тмутараканское княжество" с мультимедийной презентацией...
Урок№5 по кубановедению для 6 класса по ФГОС Разработал учитель кубановедения: Орещенко Елена Александровна МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Краснодарский край г. Усть-Лабинск
Тема. природные объекты и памятники природы, истории и культурыПредметные задачи:- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местност...
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Рабочая по кубановедению 2017-2018 уч.год. 1-4 класс и 5-9 класс
Программа разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...