Рабочая программа по истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
В данном разделе размещены рабочие программы по предметам, которые я преподаю в 2015-2016 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всеобщая история 6 класс | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) и ИКС.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» № 253 от 31 марта 2014 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 год .
- Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год.
В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века на базовом уровне ученик должен
называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;
показывать на исторической карте государства и княжества;
описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.
соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;
объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;
излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.
Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.
3.2 Содержание изучаемого курса
История России с древнейших времен до конца XVI века.
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 4 часа |
Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. | 4 часа |
Повторительно –обобщающий урок | 1 час |
Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | 12 часов |
Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) | 3 часа |
Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена | 3 часа |
Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. | 3 часов |
Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) | 3 часов |
Повторительно – обобщающий урок | 1 час |
Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. | 11 часов |
Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. | 3часа |
Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в. | 2 часа |
Тема 3. Российское государство в XVI в. | 5часов |
Тема 4. Русская культура XVI в. | 1 час |
Итоговое повторение и обобщение. | 1час |
сумма | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности[1]. 4 часа.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.
Знать/уметь:
- объяснить понятия: союз племен, пашенное земледелие, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество;
- критически анализировать источник исторической информации «Повесть временных лет» (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей
Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. 4 часа.
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (12 часов)
Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) 3 часа
Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена. 3 часа.
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древне-русской культуры.
Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. Фольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. 3 часа.
Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.
Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) 3 часа.
Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.
Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Знать/уметь:
- объяснить понятия: государство, княжеская власть, дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп. Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Поместье, помещик, служилые люди, ересь. Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные.
- показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;
- характеризовать исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского;
- понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. 11 часов.
Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. 3 часа.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в. 2 часа
Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль. Андрей Рублев.
Тема 3. Российское государство в XVI в. 5 часов.
Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.
Тема 4. Русская культура XVI в. 1 час.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение и обобщение. 1 час.
Знать/уметь:
- объяснить понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, опричнина, заповедные лета, церковный собор;
- показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства;
- характеризовать государственных деятелей Ивана III, Ивана IV Грозного;
- сравнивать различные средства решения государственных проблем: реформы - террор, война – мир.
- излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.
История России с древнейших времен до конца XVI века[2].
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 4 часа | |||||||
1 | Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. | 1 | Урок-изучение нового материала | Урок-практикум. Работа с картой. | |||
2 | Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум составление таблицы | |||
3-4 | Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Соседская община «Повесть временных лет» об образовании Руси | 2 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с документом | |||
Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. 4 часа | |||||||
5 | Новгород и Киев - центры древнерусской государственности Предпосылки образования государства. | 1 | Комбинированный урок | Урок-исследование | |||
6 | Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум | |||
7 | Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси. | 1 | Комбинированный урок | Урок-исследование | |||
8 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | |||
9 | Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Сообщения учащихся | |||
10 | Итоговое обобщение темы «Древнерусское государство» | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | Тестирование. Контрольный опрос | |||
Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. 12 часов | |||||||
Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) 3 часа | |||||||
11-12 | Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. | 2 | Урок-изучение нового материала | Урок-практикум Работа с учебником | |||
13 | Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика Столкновение князей с боярством. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | |||
Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена 3 часа | |||||||
14-15 | Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. | 2 | Комбинированный урок | Работа с источниками | |||
16 | Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. | 1 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся | |||
Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. 3 часа | |||||||
17 | Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой | |||
18 | Экспансия с Запада. Александр Невский Защита западных рубежей. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой | |||
19 | Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой | |||
Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) 3 часа | |||||||
20 | Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Русь набирает силы. Возвышение Москвы. | 1 | Урок-изучение нового материала | Урок-исследование | |||
21 | Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами | |||
22 | Итоговое обобщение темы Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | Тестирование. Контрольный опрос | |||
Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. 11 часов | |||||||
Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. 3 часа | |||||||
23-24 | Свержение золотоордынского ига. Иван III. Создание единого Российского государства. | 2 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами | |||
25 | Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Местничество. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами | |||
Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в. 2 часа | |||||||
26-27 | Монгольское завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. | 2 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся | |||
Тема 3. Российское государство в XVI в. 5 часов | |||||||
28 | Иван IV Грозный. Установление царской власти. | 1 | Комбинированный урок | Урок-исследование | |||
29 | Реформы середины XVI в. Земские соборы. | 1 | Комбинированный урок | Урок-исследование | |||
30 | Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами | |||
31 | Казачество. Ливонская война. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами | |||
32 | Опричнина | 1 | Комбинированный урок | Урок-исследование | |||
Тема 4. Русская культура XVI в. 1 часа | |||||||
33 | Русская культура и быт XVI в. | 1 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся | |||
34 | Итоговое повторение и обобщение. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | Тестирование. Контрольный опрос |
4. Ресурсное обеспечение.
Курс ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до конца XVI века, рассчитанный на 6 классы общеобразовательных учреждений включает в себя:
Основная литература:
Пчелов Е.В. История России. 7 класс, Русское слово, М., 2012, 2013
Стрелова О.Ю. Программа курса «История России» для 6-7 классов, Русское слово, М., 2012 г.
Гевуркова Е.А. «Текущий и итоговый контроль по курсу «История России XVII-XVIII веков. 7 класс», Русское слово, М., 2013 г.
Мультимедиа:
Мультимедийное приложение к учебнику Пчелова Е.В. История России. 7 класс, Русское слово, М., 2013
Дополнительная литература:
1. Карамзин Н.М. «История государства российского», М., 2010 г.
2. Соловьёв. С.М. «История России с древнейших времён», М., 2001 г.
3. Ключевский В.К. «Курс русской истории», М., 2009 г.
4.Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков, СПб., 2006 г.
5. Нефёдов. С.А.История России с древнейших времён до 1917 г. Факторный анализ. 2 тт., т.2, М.2010
6. Гумилёв Л.Н.От Руси к России, М., 1992 г.
7.Скрынников Р.Г.Крушение царства (Смутные времена), М., 1995 г.
8.Боханов А.Н. Алексей Михайлович. Монарх эпохи Раскола., М., 2012 г.
9.Пётр Великий: pro et contra, СПБ, 2003 г.
10.Эйдельман Н.Я.Твой XVIII-й век. Любое издание.
11. Эйдельман Н.Я.Грань веков (Правление Павла I). Любое издание.
12.Краснобаев Б.И.Очерки истории русской культуры XVIII века.
Рекомендованные фильмы:
1.Смута: «Борис Годунов», реж. Сергей Бондарчук, 1986 г., СССР-Чехословакия
2.Раскол: «Раскол», сериал, реж. Николай Досталь, 2011 г., Россия
3.Петровские реформы: «Пётр I», реж. Владимир Петров, 1938 г., СССР
4.XVIII век: «Капитанская дочка», реж. Владимир Каплуновский, 1958 г., СССР
Ресурсы Интернета:
http://www.history-at-russia.ru/ - сайт устоявшихся научных представлений об истории России в контексте всеобщей истории.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
[1] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
[2] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...