«Петр I. Россия на рубеже веков»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Кочумарова Екатерина Николаевна

 Петр I.Россия на рубеже веков.

 

 

 Учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина,  карта, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь, компьютер; операционная система Windows;

мультимедийный проектор и экран;

ЦОР: мультимедийная презентация по теме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakanchivalsya_vek_smuty_i_stepana_razina.docx107.64 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Обильненская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока истории 7 класс

«Петр I. Россия на рубеже веков»

Автор: учитель истории и обществознания

Кочумарова Е.Н

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Наступает эпоха Петра Великого

Вот и подошли мы к изучению одной из самых противоречивых личностей в нашей истории. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
- Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. 
-«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин.
Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Сегодня мы проводим урок по теме “ 
Петр I . Россия на рубеже веков”. (Тема урока написана на доске)
Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете? (высказывания учащихся).
А что бы Вы хотели узнать сегодня? (
высказывания учащихся).


На прошлом уроке мы говорили, что стране нужны были преобразования и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России». Слова учителя сопровождаются презентацией. Слайды № 1,.

И в конце урока ответим на вопрос: «Подумайте, что могло повлиять на формирование  характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

Основной этап

2.Проверка домашнего задания.
- Распределите политических деятелей и их предполагаемые проектами

        1. Симеон Полоцкий.

        2. А.Л. Ордин-Нащокин

        3. в.В. Голицын

        4. Ю. Крижанич

1

Выступал за введение в России европейской системы образования

2

Предлагал ввести рекрутскую повинность

3

Отменил смертную казнь за « возмутительные слова» против власти

4

По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

5

Главной идеей было объединение всего славянского народа для борьбы с «с немецкой опасностью»

6

Основным препятствием на пути развития считал крепостное право

7

Учительствовал, получил широкое признание благодаря нравственным качествам.

8

Предлагал реформировать самодержавную власть, убрав из неё проявление « людодёрства»

9

Занимался образованием царских детей

10

 Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить их наёмниками

11

Предлагал освободить крестьян от власти помещиков

12

Подписал мирный договор с Курляндией, а в 1658 г. перемирие со Швецией.

13

Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского

14

Пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу

15

Высказывал идею по введении « поголовной подати»

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4

2

3

2

4

3

1

4

1

3

3

2

4

2

3

Б) Работа на доске « Закрепим даты»

1613г- земский собор

1613-1645гг- годы царствования Мих.Романова

1649г-Соборное уложение

1645-1676гг- царствование Алексея Мих.

1653-1655гг-церковные реформы

1648г-соляной бунт

1662- медный бунт

1667-1671 гг- восстание С.Разина

Учащиеся по датам называют событие.

3.Изучение нового материала

План

1. Детство Петра.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

3.Начало царствования Петра.

4.Азовские походы.

5. Великое посольство.

Детство Петра1

А) На листочках восстановить фрагмент “династического дерева” Романовых в течение 1 минуты проверка в парах; сверка с фрагментом на слайде. Учащиеся проверяют правильность заполнения фрагмента, сличая с слайдом, а затем сдают листочки

 Итак, что же за человеком был Пётр Первый, каким было его детство?

Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года. Его отцом был Алексей Михайлович - второй царь из династии Романовых, а матерью - Наталья Кирилловна Нарышкина - вторая жена Алексея Михайловича. Первая супруга царя Мария Ильинична, урожденная Милославская, родила много детей, но рано умерла. Овдовевший царь женился во второй раз на молодой, красивой и крепкой здоровьем Наталье Кирилловне Нарышкиной, родом из небогатых смоленских дворян. Нарышкины отличались могучим телосложением, и царь, кажется, рассчитывал этим браком укрепить вырождавшуюся династию. Молодая супруга на 21-м году жизни родила сына, чем особенно порадовала царя. Дело в том, что сыновья, рожденные Милославской, либо рано умирали, либо росли болезненными или неполноценными, так что отец жил в постоянной тревоге за судьбу трона, который мог оказаться без наследников.  

Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший.

В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили: « Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон.

Будучи крестным отцом маленького Петра, Федор любил его и заботился о нем. По его поручению с 5 летнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первым его учителем был дьяк Никита Зотов. С ним Петр освоил азбуку и чтение, начал писать. По досртижении 10 возраста мальчик должен был начать изучение более сложных наук. Однако за месяц до этого умер царь Федор, и учение Петра прекратилось.

В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра) . Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти. У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?» Россия встала перед выбором: выбрать больного и слабоумного царя Ивана или энергичного и жизнерадостного Петра, которому к тому моменту не исполнилось ещё и 10 лет. За каждым претендентом на престол стояла группа бояр, преследовавших свои цели. Формально им должен был стать старший 16-летний Иван, но выбор бояр пал на Петра.

Почему?

“К слабости физической присоединял и неразвитость умственную”

С.М. Соловьев

Бояре решили, что царем должен стать десятилетний Петр, принесли ему присягу, “подойти к руке” нового царя была вынуждена и царевна Софья.

В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Софья подстрекала стрельцов словами:

“Вы дождетесь от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; Петр посажен на царство не по закону, и идти против него – святое дело!”

Работа с документом.

ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВОССТАНИИ 1682 г.

“Майя в 15 день в осмом часу дни в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских полат ко стрелцам: “Вы, стрелцы государевы, не знаете, что во царских полатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшаго брата государева царевича Ивана Алексеевича”. И тогда собравшеся стрелцы со знаменами и со оружием, пришли в Кремль к полатам государевым, и шли в полаты безобшибочно, и учали вопить и кричать со слезами великими умильними гласы жалостно: “Свет ты наш Петр Алексеевич, объяви ты нам своего государева брата царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, жив ли есть или мертв!” И тогда царь и царевичь, и царевны все вышли на Златое крыльце, царевичь Иоанн Алексеевичь стал говорить: “Меня хотели задавить до смерти Кирила Нарышкина дети”. И стрелцы учали просить у царя и у царевича, и у царевен бояр изменников”. Ворвались во дворец и убили боярина Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников Натальи.

Вопросы:

  1. Что послужило поводом к стрелецкому восстанию 1682 г.?
  2. Как повели себя Петр и Наталья Нарышкина?
  3. Что требовали стрельцы у царя?
  4. Кто пострадал в результате восстания стрельцов?

Царями были провозглашены оба брата – Иван и Петр. До их совершеннолетия Несколько дней спустя по требованию стрельцов Софья Алексеевна стала правительницей при несовершеннолетних братьях.

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов. 28  апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство,  иностранные дипломаты единодушно  отметили,  что  он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши.Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина".

15 мая по зову набата стрелецкие полки с барабанным боем и развернутыми, знаменами двинулась к Кремлю. Уверенные в том, что царевича Ивана нет в живых, стрельцы готовились осуществить план, подсказанный Софьей и Милославскими. Слух, однако, оказался ложным. На крыльцо вышли бояре, духовенство и царица Наталья с братьями Иваном и Петром. Так состоялась первая встреча Петра со стрельцами: внизу бушевала разгневанная толпа, а на крыльце стоял перепуганный и, конечно же, не понимавший значения происходивших событий десятилетний Петр.
Стрельцы, обнаружив, что их обманули, на некоторое время утихомирились, но затем потребовали, на расправу «изменников бояр». Князя Михаила Юрьевича Долгорукого они сбросили с крыльца на копья своих товарищей. Был убит и боярин Матвеев. Помимо нескольких бояр и думных дьяков, стрельцы изрубили Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных, а их отца Кирилла принудили постричься в монахи. Казни потрясли малолетнего Петра. Горе обрушилось прежде всего на плечи матери, но в детском сознании события 15- 17 мая тоже запечатлелись на всю жизнь
.

День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра,  а красный цвет вызывал раздражение. На всю жизнь у него останется от этого ужасного события нервное заболевание – очень рано, уже на двадцатом году у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка,  на уме у которого, как и  у Ивана,  только  детские забавы. Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию Голицину.

 С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское.

С ранних лет он (Петр) проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенском ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и приемников…

  1. К каким ремеслам с ранних лет проявлял привязанность царь Петр?

Зная,  что Софья просматривает все письма и распоряжения,  исходившие  из Преображенского,  он,  подобно мальчишкам во все времена,  затеял играть в войну. Для этого он потребовал присылки в село детей своих  конюших,  сокольников,  стольников, спальников, которые исстари приписывались к обязательной почетной свите царя.  В Преображенском оказались представители самых разных сословий:  от  князя Михаила Голицына до "сына конюха" Алексашки Меншикова.  Но вместо монотонной службы "по чину" они превратились в солдат  Семеновского и Преображенского "потешных" полков. Эта забава в последствии перерастёт в увлечение военным делом. Чтобы мальчишки не покалечили себя во время сражений, они стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.

Если рассмотреть портрет Петра, то мы бы отметили его необыкновенный рост – 2 м.4 см, необычайная физическая сила. Он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Ходил столь быстро и стремительно, что сопровождающие его люди едва поспевали за ним.

- Ему очень трудно было усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал, выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодые годы охотником до танцев. Он был обычным и весёлым гостем. Если Пётр не спал, не ел, не ехал куда-либо, то он непременно занимался каким-либо делом. Руки его были вечно в мозолях. Он сам про себя шутливо говорил:               « Я – царь, а руки у меня вечно в мозолях»

Пётр был очень энергичными трудолюбивым. А.С. Пушкин так сказал о Петре:

« То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

Столь же примечательна была и тяга Петра к знаниям.

  1. Что больше всего увлекало юного царя?
  2. Как развивалось увлечение Петра военным делом?

Мать царя – Наталья Нарышкина, неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в Немецкую слободу.  

Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт. 

В 1689 г. царица Наталья женила 16-летнего сына на Евдокии Лопухиной. Правление Софьи должно было прекратиться.

Почему? Это означало наступление совершеннолетия.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. в Кремле пустили слух, что потешные войска идут на Москву. Поднялась тревога. Кто-то из тайных сторонников Петра среди стрельцов, решив, что затевается нападение на Преображенское, кинулся предупредить царя. Разбуженный Петр, вспомнив ужасы стрелецкого бунта 1682 г. бежал в Троице-Сергиеву лавру.

Однако окружение правительницы таяло с каждым днем. Один за другим уезжали к Петру бояре, уходили стрелецкие и солдатские полки.

Почему так случилось?

Голицына отправили в ссылку. Софья была лишена власти и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.

Разминка-физминутка

Учитель читает текст , если предложение верно, то два хлопка. Если нет- то два кивка.

-Петр сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.- Х.

-его учителем был Никита Зотов.- Х.

-Петр родился в 1682г.-К.

-правление царевича Ивана было чисто номинальным. -Х.

-Софья была тетей Петра.-К.

-Реальная власть в стране принадлежала Ордин-Нащокину. -К.

-все свободное время Петр посвящал изучению военного дела. -Х.

Азовские походы. Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.  Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают  сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Первая осада Азова длилась 3 месяца и  была неудачной, основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли. неумелое использование артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков – несколько неудачных штурмов

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот. строительство флота на верфях в г.Воронеж. В качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера.

Было заложено два 36 пушечных корабля-« Апостол Петр и Апостол Павел».Построены 1300 стругов, 300 морских лодок, 100 плотов.22 галеры по частям отправлены в Воронеж и спущены на воду.

Пётр – капитан галеры «Принципиум».

Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы  был устроен грандиозный праздник в Москве.

Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов

Работа с хронологией, самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию: прочитать 2 и 3 абзацы на странице 102 и выполните задание: отметьте правильные утверждения, что являлось причинами неудач первого Азовского похода?

1

Затяжной характер кампании

2

Отсутствие единого военного командования

3

Слабая артиллерия

4

Отсутствие у России союзников

5

Отсутствие у России флота

6

Оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы

7

Устаревшее вооружение армии

8

Плохие погодные условия

9

Недостаток обученных офицеров


Великое посольство. Неудача первого азовского похода вскрыла многие недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое посольство.

Почему «Великое»? – более 200 участников, через множество стран. Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.

Вопрос: «какие цели ставились перед Великим посольством?» 2) самостоятельная работ по учебнику:

                4. Великое посольство ( сл. 17)

- Прочитать материал на стр. 102- 104 и быть готовыми ответить на вопросы:

1) Когда состоялось посольство Петра? ( 1697-1698 гг.)

2) Сколько человек было в этом посольстве? ( 250)

3) С какой целью оно было создано? ( организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции)

4) Кто был руководителем посольства?  ( Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б, Возницын)

5) Под каким именем Пётр отправился вместе с послами? ( Пётр Михайлов)

6) Какие задачи ставил перед собой Пётр в этом посольстве?

7) Почему Петру пришлось вернуться в Россию? ( начался стрелецкий бунт)

Итак, мы подходим к завершению урока. Давайте еще раз посмотрим на важнейшие события, имевшие место в последние десятилетия 17 века.

Закрепление материала

Вернемся к началу урока и ответим на вопрос: что могло повлиять на формирование  характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

  Итог урока. Учитель подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты. Учащиеся выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заканчивался век Смуты и Степана Разина , патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума . Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Слайд 2

Тема урока: «Пётр I . Россия на рубеже веков.»

Слайд 3

Задание на урок. «Подумайте, что могло повлиять на формирование характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

Слайд 4

1 Выступал за введение в России европейской системы образования 2 Предлагал ввести рекрутскую повинность 3 Отменил смертную казнь за « возмутительные слова» против власти 4 По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой. 5 Главной идеей было объединение всего славянского народа для борьбы с « с немецкой опасностью» 6 Основным препятствием на пути развития считал крепостное право 7 Учительствовал, получил широкое признание благодаря нравственным качествам. 8 Предлагал реформировать самодержавную власть, убрав из неё проявление « людодёрства » 9 Занимался образованием царских детей 10 Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить их наёмниками 11 Предлагал освободить крестьян от власти помещиков 12 Подписал мирный договор с Курляндией, а в . перемирие со Швецией. 13 Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского 14 Пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу 15 Высказывал идею по введении « поголовной подати» \ Проверка домашнего задания. - Распределите политических деятелей к их предполагаемым проектам \ 1. Симеон Полоцкий. 2. А.Л. Ордин-Нащокин 3. В.В. Голицын 4. Ю. Крижанич

Слайд 5

Ключ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 4 2 3 2 4 3 1 4 1 3 3 2 4 2 3

Слайд 6

22.10.2015 6 1. Детство Петра. 2. Двоецарствие . Царевна Софья. 3.Начало царствования Петра. 4.Азовские походы. 5. Великое посольство.

Слайд 7

1. Детство Петра

Слайд 8

Романовы в 17 в. Михаил 1613-1645 Евдокия Стрешнева Алексей 1645-1676 Мария Милославская Наталия Нарышкина Софья Иван Петр Федор

Слайд 9

Алексей Михайлович (1645-1676 ) Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший .

Слайд 10

В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили: « Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон . Федор Алексеевич

Слайд 11

Воспитатели Петра Фёдор Алексеевич Романов Никита Зотов обучает юного Петра I

Слайд 12

В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич

Слайд 13

2. Двоецарствие . Царевна Софья

Слайд 14

В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить , кто из его братьев станет царем: Иван или Петр , сын Милославской или сын Нарышкиной? Иван Алексеевич Петр Алексеевич ? Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?

Слайд 15

Двоецарствие. Регенство Софьи Иван (в профиль) и Пётр Алексеевичи Царевна Софья Алексеевна Регенство – временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха

Слайд 16

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов. С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское .

Слайд 17

Преображенское Немецкая слобода Семеновское Измайлово

Слайд 18

Что больше всего увлекало юного царя? Как развивалось увлечение Петра военным делом? Что, по вашему мнению, не учла царевна Софья, позволив юному Петру военную потеху?

Слайд 19

3. Начало царствования Петра

Слайд 20

В 1689 г. царица Наталья женила 16-летнего сына на Евдокии Лопухиной. Правление Софьи должно было прекратиться. Почему? Евдокия Лопухина

Слайд 21

Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название " хованщина ".

Слайд 22

Летом 1689 г. до Петра дошли слухи,что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его. Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре туда стали переезжать бояре и Софья поняла,что проиграла.По приказу Петра ее заточили в Новодевичий монастырь. А стрельцов казнили . Стрельцы.. Миниатюра 19 в.

Слайд 23

Разминка-физминутка Учитель читает текст , если предложение верно, то два хлопка. Если нет- то два кивка. Петр сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной его учителем был Никита Зотов Петр родился в 1682г правление царевича Ивана было чисто номинальным. Софья была тетей Петра Реальная власть в стране принадлежала Ордин-Нащокину все свободное время Петр посвящал изучению военного дела

Слайд 24

4. Азовские походы

Слайд 25

В 1695 г. Петр I ,желая за-воевать выход к Черному морю отправился к Азову и осадил его. Но турки подвозили все необходимое по морю. Штурм крепости завершился неудачей и Петр отошел на р.Воронеж, где согнанные сюда крестьяне всю зиму строили корабли Осада Азова.

Слайд 26

Азов – турецкая крепость, закрывавшая России выход из Дона в Азовское море. I Поход – 1695 год I I Поход – 1696 год

Слайд 28

Январь 1695 г . – 1 ый Азовский поход Итоги : безрезультатный Причины : отсутствие единого командования слабость артиллерии отсутствие флота

Слайд 29

Весной 1696 г.русская армия в сопровождении флотилии спустилась по Дону и вновь осадила Азов.На этот раз город был блокирован и с суши и с моря. Вскоре начался штурм и Азов пал. Но, не владея проливами, торговать с Европой по-прежнему было нельзя. Взятие Азова.

Слайд 30

1696 год – 2 й поход Итоги: Взятие Азова Выход к южным морям

Слайд 31

5. Великое посольство 1697-1698 г.г.

Слайд 32

Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт , руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын . Головин Ф. А. Лефорт Ф. Я.

Слайд 33

Заполните таблицу «Великое посольство 1697-1698 гг.» Главные задачи Основные итоги

Слайд 34

Заполните таблицу «Великое посольство 1697-1698 гг.» Главные задачи Основные итоги Создание антитурецкой коалиции Знакомство с промышленностью Западной Европы Знакомство с военным делом Знакомство с культурой, обычаями европейцев Закупить для армии и флота современное оружие и оборудование Пригласить мастеров в Россию Приглашено более 800 мастеров разных специальностей Произошло знакомство с достижениями европейской цивилизации У Петра появилось стремление реформировать Россию

Слайд 35

Вопросы Как формировалась личность царя Петра? Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году? Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году? Дайте оценку Азовским походам Петра. В чем вы видите задачи и итоги Великого посольства Петра?

Слайд 36

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С. Пушкин «Стансы» «Подумайте, что могло повлиять на формирование характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

Слайд 37

37 Домашнее задание: § 13, вопросы, записи- mini Презентация об увлечениях Петра I-max.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

Урок истории в 7 классе на тему: «Петр I. Россия на рубеже веков»

Цель урока: познакомить учащихся с началом реформаторской деятельности Петра I.Задачи урока:- Образовательные: познакомить учащихся с детством Петра I, становлением его личности, основными направления...

Петр 1. Россия на рубеже веков..

Учебная  программа:  А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. «История  России ».Адресат  разработки:  учащиеся  7  класса.Раздел  программы. «История  России. Конец XV...

конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...

презентация к уроку истории в 7 классе Петр Первый. россия на рубеже веков"

презентация к уроку истории Петр Первый. россия на рубеже веков"...

Петр I. Россия на рубеже веков.

Петр I. Россия на рубеже веков.Материалы для дистанционного обучения....

Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набо­ром знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...