рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
программа разработана в рамках ФГОС и к учебнику Вигасина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 90.55 КБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | Дата план | Дата Факт | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Формы контроля |
1 | Что изучает история | 1 | 4.09 | Карта мира СД-РОМ «Всеобщая история. Древний мир. 5 класс» Презентации «Мир истории», «Я и история» Рабочая тетрадь, ч.1, з.1 стр.3 Индивидуальные карточки | Познавательные: раскрыть значение терминов история, исторический источник. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | вопросы | |
2 | Древнейшие люди | 1 | 8.09 | Карта мира Атласы, с.2 СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь, ч.1, з. 2-3 Таблицы «Историческая карта», понятия по теме урока Карточка-дата 2,5 млн.л.н. Индивидуальные карточки Памятки для работы с картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу. | вопросы | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 11.09 | СД «Просвещение. 5 класс. История Древнего мира» Рабочая тетрадь, ч.1, з.4-9 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Индивидуальные карточки Атласы, с.2 Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» Источники: «Жозеф Рони-старший. Борьба за огонь» | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу. | вопросы | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | 15.09 | Презентация Индивидуальные карточки | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | вопросы | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 18.09 | Карта мира Атласы, с.2 Презентация Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Индивидуальные карточки №5.5 Рабочая тетрадь, ч.1 з.14-17 Тестовые задания | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: вступают в речевое обращение; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Устный опрос | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | 22.09 | Презентация Индивидуальные карточки Рабочая тетрадь, ч.1, Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» | Познавательные: составляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | Устный опрос | |
7 | Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». | 1 | 25.09 | Презентация Рабочая тетрадь ч.1, з.12, 16, 17 Интерактивная доска Атласы Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблички с названиями станций Индивидуальные карточки | Познавательные: Использовать Разнообразные ресурсы для исторического путешествия. Регулятивные: Решать проблемные и развивающие задачи с использованием различных ресурсов. Коммуникативные: Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | Самостоятельная работа | |
8 | Счет лет в истории | 1 | 29.09 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Лента времени Рабочая тетрадь ч.1 з.18-21 Индивидуальные карточки | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | вопросы | |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | 2.10 | Презентация Карта мира и карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Атласы, с.3 Рабочая тетрадь ч.1 з.22-24 Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки | Познавательные: Раскрывать Значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. Регулятивные: Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Коммуникативные: Характеризовать Местоположение и новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Личностное: знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | тесты | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | 6.10 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Рабочая тетрадь, ч.1, з.25,27 Таблица -понятия Индивидуальные карточки | Познавательные: Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф; самостоятельно формулировать их. Регулятивные: Оценивать Достижения культуры. Коммуникативные: Находить и группировать Информацию по данной теме из текстов учебника, Дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, Личностные: Экологическое сознание. | Тесты с однозначным выбором ответа | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 9.10 | Презентация «Тайны фараонов» Рабочая тетрадь, ч.1, з.25 Таблица – понятия Индивидуальные карточки | Познавательные: Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Регулятивные: Характеризовать Особенности власти фараонов и порядок Управления страной. Коммуникативные: Учиться работать в малой группе над общим заданием. Личностные: Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | вопросы | |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | 13.10 | Презентация по теме урока Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Атласы, с. 3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.28-30 Индивидуальные карточки №5.12 | Познавательные: Показывать на Карте территорию и центры древне-египетского государства и территории походов фараонов. Регулятивные: Анализировать Завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативные: Работать с картой в малых группах по единому заданию. Личностные: Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Задания с кратим ответом | |
13 | Религия древних египтян. | 1 | 16.10 | Презентация Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Атласы, с.3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.31-34 | Познавательные: Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Регулятивные: Характеризовать религию древних египтян. Коммуникативные: Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Личностные: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Защита сообщений | |
14 | Искусство древних египтян | 1 | 20.10 | Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Рабочая тетрадь, ч.1, з.35-37 Индивидуальные карточки | Познавательные: Подготовить Сообщение по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Регулятивные: Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения обих художественных достоинствах. Рассказывать о Внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные: Искать информацию о Находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Личностные: Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Задания с развернутым ответом | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | 23.10 | Презентация Рабочая тетрадь ч.1 з.38-44 Интерактивная доска Индивидуальные карточки | Познавательные: Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Регулятивные: Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные: Осуществлять поиск информации о процессе изготовления папируса. Личностные: Составлять короткое сообщение о древне- египетских иероглифах | вопросы | |
16 | Повторение по теме 4 «Древний Египет». | 1 | 27.10 | Рабочая тетрадь Презентация Учебник Раздаточный тестовый материал | Познавательные: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца Регулятивные: Анализировать достижения в земледелии. Коммуникативные: Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Личностные: Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Дифференцированная проверочная работа, тесты | |
17 | Древнее Двуречье | 1 | 30.10 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Междуречье в древности» Рабочая тетрадь, ч.1, з.46-49 Индивидуальные карточки №5.16 | Познавательные: Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Регулятивные: Характеризовать природно- климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативные: Использоватьразличные ресурсы С целью виртуального путешествия по музею. Личностные: Экологическое сознание, признание высокой | вопросы | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 3.11 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь, ч.1, з.51-56 Источник «Из законов Хаммурапи» | Познавательные: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Регулятивные: Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативные: Работа в группах по изучениюзаконов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | вопросы | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 6.11 | Карта «Междуречье в древности» Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.62-65 Атласы, с.3-4 | Познавательные: Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей Регулятивные: Использовать Историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Коммуникативные: Подготавливат ь короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Личностные: Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Опрос - устный | |
20 | Библейские сказания. | 1 | 10.11 | Презентация Карта «Междуречье в древности» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.66-67 Атласы, с.3-4 Индивидуальные карточки Задания для групповой работы | Познавательные: Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами Регулятивные: Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Коммуникативные: Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Личностные: Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Опрос - устный | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | 13.11 | Презентация Карта «Междуречье в древности» Рабочая тетрадь, ч.1, з.66, 68, 69, 72-74 Атлас, с.3-4 Индивидуальные карточки | Познавательные: Уметь обобщать информацию имделать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи Регулятивные: Дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативные: Выделять в дополнительно м тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Личностные: Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | вопросы | |
22 | Ассирийская держава | 1 | 17.11 | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Междуречье в древности» Рабочая тетрадь ч.1 з.75-79 Атласы, с.3-4 | Познавательные: Определять причины падения Ассирийской Державы Регулятивные: Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативные: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Личностные: формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Устный опрос | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 20.11 | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Персидская держава в У1в. до н.э.» Рабочая тетрадь, ч.1, з.80-82 Атласы, с.3-4 | Познавательные: Установить причины возникновения Персидской державы Регулятивные: Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы Коммуникативные: Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей Личностные: Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | тест | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | 24.11 | Карта «Индия и Китай в древности» Таблицы «Орудия труда и транспорт .Древний мир», «Местоположение Древней Индии» Рабочая тетрадь, ч.1, з.84-86 Атласы, с.5 Раздаточный тестовый материал | Познавательные: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру Регулятивные: Показывать на карте основные Географические объекты Древней Индии Коммуникативные: Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Личностные: Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Самостоятельная работа | |
25 | Индийские касты | 1 | 27.11 | Презентация Карта «Индия и Китай в древности» Атласы, с.5 Схема «Индийские касты» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.83,87 Индивидуальные карточки | Познавательные: Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма Регулятивные: Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативные: Подготовить сообщение о жизни Будды Личностные: Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Письменный опрос | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | 1.12 | СД-РОМ «История древнего мира. Просвещение,2010 г.» Карта «Индия и Китай в древности», «История Древнего мира. Атласы, с.5 Рабочая тетрадь ч.1 Индивидуальные карточки | Познавательные: Определять и формировать особенности китайской религии Регулятивные: Работать по специально разработанным рабочим листам в соответствии с регламентом Коммуникативные: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Личностные: Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | вопросы | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | 4.12 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Индия и Китай в древности» Презентация Рабочая тетрадь ч.1 з.91 Индивидуальные карточки Атласы, с.5 ) | Познавательные: Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены Регулятивные: Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативные: Составлять кроссворды по тематике урока Личностные: Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Тесты с однозначным выбором ответа | |
28 | Повторение по разделу 2 «Древний Восток». | 1 | 8.12 | Презентация Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Карта «Древний Восток» Рабочая тетрадь ч.1 з.92-97 Атласы, с.3-5 | Познавательные: Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета Регулятивные: Перечислять наиболее известные сооружения, называтьматериалы для письма в Египте, Индии, Китае Коммуникативные: Выполнять задания на понимание, осмысление изученногоматериала по группам Личностные: Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев. | тест | |
29 | Греки и критяне | 1 | 11.12 | Карта «Крито-микенская Греция» •Презентация «Географическое положение и природа Древней Греции» •Технологические карты урока | Познавательные: Называть отличительные признаки критской культуры Регулятивные: Работать с картой, заданиями рабочего листа Коммуникативные: Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах) Личностные: Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | вопросы | |
30 | Микены и Троя | 1 | 15.12 | Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.4-7 СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Индивидуальные карточки | ознавательные: Выделять различия между микенской и критской культурой Регулятивные: Показывать по карте Местоположение Микен Коммуникативные: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Личностные: Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Устный опрос | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 18.12 | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9 Индивидуальные карточки | Познавательные: Раскрывать кратко суть поэмы Гомера Регулятивные: Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные: Принимать участие в ролевой игре. Личностные: Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Задания с кратким ответом | |
32 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 22.12 | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9 Индивидуальные карточки | Познавательные: Раскрывать кратко суть поэмы Гомера Регулятивные: Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные: Принимать участие в ролевой игре. Личностные: Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Индивидуальная работа по карточкам | |
33 | Религия древних греков. | 1 | 25.12 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Крито-микенская Греция» Рабочая тетрадь ч.2 з.10-11, 13 | Познавательные: Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами Регулятивные: Давать Нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативные: Выполнять задания по технике диалога Личностные: Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Задания с кратким ответом | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 11 | 12.01 | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Рабочая тетрадь ч.2 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Картина: «Труд в Древней Греции»(169) | Познавательные: Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом Регулятивные: Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативные: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Личностные: Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | тест | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 15.01 | Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.2 з.18-20 Индивидуальные карточки Атласы, с.7 | Познавательные: Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения Коммуникативные: Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Личностные: Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Устный опрос Работа по карте | |
36 | Древняя Спарта. | 1 | 19.01 | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Рабочая тетрадь, ч.2 з.22, 23-26 Индивидуальные карточки | ознавательные: Сравнивать общественно- политическое устройство Афин и Спарты Регулятивные: Показывать на карте Расположение Спарты Коммуникативные: Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Личностные: Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Задания с развернтым опросом | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | 22.01 | СД_РОМ «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир» Рабочая тетрадь ч.2 з.22, 28-30 Атласы с.8 Индивидуальные карточки | Познавательные: Объяснять причины и значение возникновения колоний Регулятивные: Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативные: Составлять план «Причины переселения греков» Личностные: Осознавать Принадлежность греков к единой культуре | Устный опрос Работа по карточкам | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | 26.01 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Рабочая тетрадь ч.2 з.31,32,33 Атласы с.7 | Познавательные: раскрыть значение Олимпийских игр в жизни Греции Регулятивные: описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативные: с опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Личностные: пробудить желание заняться каким- либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | опрос | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | 29.01 | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.34 Индивидуальные карточки | Познавательные: Объяснять причины победы греков в Марафонской Битве Регулятивные: Описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативные: Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Личностные: Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Работа по карте | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 2.02 | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.35 | Познавательные: Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства Регулятивные: Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Коммуникативные: Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Личностные: Описывать чувства человека- защитника своего государства | Устный опрос | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 5.02 | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы с.7 Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.36 Картина «Афинский порт Пирей» Раздаточный тестовый материал | Познавательные: Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции Регулятивные: Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Коммуникативные: устно описывать торговый порт Афин Личностные: Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | Самостоятельная работа | |
42 | В городе богини Афины | 1 | 9.02 | Презентация Атласы с.7 Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.36,37,39 | Познавательные: Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей Регулятивные: Объяснять в чем состоит вклад Древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативные: Описывать произведения древнегреческой архитектуры Личностные: Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | вопросы | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 12.02 | «Искусство Западной Европы» Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.38 Индивидуальные карточки | Познавательные: Рассказывать о развитии наук и Образовании, театра в Древней Греции Регулятивные: Описывать особенности древнегреческого воспитания.Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные: Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Личностные: Описывать собственные представления о важности образования театрального искусства | Работа по карточкам | |
44 | В театре Диониса | 1 | 16.02 | Презентация «Театр Диониса в Афинах», Рабочая тетрадь ч.2 з.40-41 | Познавательные: Рассказывать о развитии наук и Образовании, театра в Древней Греции Регулятивные: Описывать особенности древнегреческого воспитания.Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные: Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Личностные: Описывать собственные представления о важности образования театрального искусства | опрос | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 19.02 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.42,44 Индивидуальные карточки | Познавательные: Характеризовать афинскую демократию при Перикле Регулятивные: Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Коммуникативные: Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Личностные: Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Инновационный диктант | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 23.02 | Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы, с.9 Рабочая тетрадь ч.2 з.47 | Познавательные: Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии Регулятивные: Показывать на карте места Сражений Коммуникативные: Характеризовать македонское войско Личностные: Описывать значение потери Грецией независимости | Устный опрос | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 26.02 | Презентация Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы , с.9 Рабочая тетрадь ч.2 з.45,47 | Познавательные: Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского Регулятивные: Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского Коммуникативные: Составлять Исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Личностные: Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Работа по карте и с документальными материалами | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | 1.03 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.46,48,49 Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы , с.9 Индивидуальные карточки | Познавательные: Объяснять причины распада державы Александра Македонского Регулятивные: Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативные: Составлять рассказ- описание города Александрия Личностные: Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | опрос | |
49 | Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». | 1 | 11.03 | Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.50-55 Атласы, с.7-9 Раздаточный тестовый материал | Познавательные: Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Регулятивные: Планирование последовательности действий Коммуникативные: Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения Личностные: Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Самостоятльная работа | |
50 | Древнейший Рим. | 1 | 15.03 | Презентация Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.» Рабочая тетрадь ч.2 з.56-59 Атласы, с.10 Индивидуальные карточки | Познавательные: Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать Общественный строй, занятия Регулятивные: Планирование последовательности действий Коммуникативные: Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Личностные: Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | тест | |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 18.03 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.57 Атласы, с.10 | Познавательные: Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения Регулятивные: Планирование последовательности действий Коммуникативные: Организация и Планирование работы в Группе Личностные: Формирование мотивации к обучению и познанию | Устный опрос | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | 22.03 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.60-61,63 Индивидуальные карточки | Познавательные: Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом Регулятивные: Организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативные: Овладение средствами решения коммуникативных задач Личностные: Формирование активной позиции в учебной деятельности | Дифференцированное письменное задание | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | 1.04 | Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Презентация «Пунические войны» Рабочая тетрадь ч.2 з.64,65, 66 Атласы, с.10 Памятки для изучения материала о войнах | ДВД «ВВС. Ганнибал» Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Презентация ЕКЦОР «Пунические войны» Рабочая тетрадь ч.2 з.64,65, 66 Атласы, с.10 Памятки для изучения материала о войнах Индивидуальные карточки №5.53 | вопросы | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | 5.03 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Завоевания Рима в 11-1вв до н.э.» Рабочая тетрадь ч.2 з.67-68 Атласы, с.11 | Познавательные: Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме Регулятивные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: Работать с картой в процессе изучения событий. Личностные: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, | Работа по карте | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 8.03 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь ч.2 з.69-70 | Познавательные: Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника Регулятивные: Составление плана и последовательности действий Коммуникативные: Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | тест | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | 12.04 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Видео «Братья Гракхи» Рабочая тетрадь ч.2 з.72 | Познавательные: Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп Регулятивные: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Личностные: Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Устный опрос | |
57 | Восстание Спартака | 1 | 15.04 | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.74 Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 Памятки-алгоритмы для изучения материала о восстаниях | Познавательные: Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения Регулятивные: Участие в Коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака Коммуникативные: Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Личностные: Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Устная контрольная работа | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | 19.04 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 | Познавательные: Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. Регулятивные: Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные: Умение работать в группе Личностные: Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Устный опрос | |
59 | Установление империи | 1 | 22.04 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.71 Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Индивидуальные карточки | Познавательные: Формирование умений работать с исторической картой. Регулятивные: Умение Самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные: Организация и Планирование работы в Группе Личностные: Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | диктант | |
60 | Соседи Римской империи. | 1 | 26.04 | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.75 Индивидуальные карточки | Познавательные: Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации Регулятивные: Умение составлять простой план Коммуникативные: Обмениваться в группе Результатами поиска Личностные: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательног о отношения к другим народам | Самостоятельная работа | |
61 | Рим при императоре Нероне | 1 | 29.04 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.78 | Познавательные: Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону Регулятивные: Планирование и организация деятельности Коммуникативные: Планирование учебных Действий Личностные: Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | опрос | |
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | 3.05 | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.73,76-77 Интерактивная доска | Познавательные: Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами Регулятивные: Умение Самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Личностные: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Защита творческих проектов | |
63 | Расцвет Римской империи во 2 в. | 1 | 6.05 | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.79-80 | Познавательные: Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера Регулятивные: Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Устный опрос | |
64 | «Вечный город» и его жители | 1 | 10.05 | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.81-82 Раздаточный тестовый материал Атласы, с.11 | Познавательные: Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме Регулятивные: Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные: Анализировать ответы Одноклассников Личностные: Развитие Эстетического сознания | Устный опрос | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | 13.05 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 4-5 вв.» Атласы, с.13 Рабочая тетрадь ч.2 з.83 | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях Регулятивные: Осознание Обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Личностные: Умение выражать и отстаивать свою позицию | Устный опрос | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | 17.05 | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Падение Западной Римской империи» Атласы, с.13 | Познавательные: Умение Структурировать знания, строить речевые высказывания Регулятивные: Организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативные: Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Личностные: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческ их ценностей | вопросы | |
67 | Итоговое повторение | 1 | 20.05 | Атласы, с.14 Рабочая тетрадь ч.2 | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия Регулятивные: Осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативные: Планирование учебных Действий Личностные: Установление Обучающимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Диктант с ошибками | |
68 | Зачет по курсу истории Древнего мира | 1 | 24.05 | Раздаточный тестовый материал | Итоговый тест |
Учебно-методический комплект
- Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2015.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2015.
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.
- Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
- Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2015».
Информационно - методическое обеспечение
- Методические пособия:
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
- Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
- Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2005
- Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002
- Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос–пресс» 2004
Литература для учителя
Основная литература
- Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
- Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. -СПб., 1994.
- Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. —М., 2005.
- Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.
- История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
- История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.
- Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.
- Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
- МерриX. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
Тематическая литература
- Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.
- Геродот. История/Геродот. — М., 1993.
- Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
- Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
- История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ.ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
- Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб.-, 2003.
- Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
- Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
Дидактический материал:
- Памятки – алгоритмы для изучения материала о войнах, восстаниях, оценки исторических деятелей
- Отрывки из источников
- Обучающие тестовые задания
Тесты:
- Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета
- Обучающие тесты на бумажных носителях
- Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
- Индивидуальные карточки
- Познавательные задания
Настенные карты:
- Древние государства мира.
- Рост территории государств в древности.
3. Древний Египет 1У-1тыс.до н.э. Древняя Италия 7-З в до н.э
4.Междуречье в древности. Индия и Китай в древности
5. Персидская держава в У1в. до н.э. (1)
6..Крито-микенская Греция. Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.).
7. Древний Восток 1У-1тыс.до н.э. Завоевания Александра Македонского
8..Греция в 1Ув.до н.э / Образование державы Македонского.
9. Завоевания Рима в !1-1вв до н.э./ Рим. империя в 1-111 в.н.э (2)
10..Римская империя в 4-5в. Падение Западной Римской империи Арабы в 7-9в.
Электронные пособия:
- Просвещение, история, 5 класс
- Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс
- Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
Литература для учащихся:
Учебные пособия:
- Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2012 - 2015 гг.
Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс
- Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1
Образовательные сайты:
- Яndex-энциклопедии.- http://encycl.yandex.ru
- Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/
- МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru/
- http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
- Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
- Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
- Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
- Всемирная история - http://historic.ru/
- Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
- http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
- http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира
- http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта
- http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»
- http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима
- http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология
- http://www.verigi.ru/ - античное христианство
Электронные издания:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (с видеоприложением)
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Электронная библиотека Максима Мошкова
- Просвещение, история, 5 класс
- 1С:Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 класс
- Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
- Детская энциклопедия древних цивилизаций
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУНДУТОВСКАЯ СОШ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ _______________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Истории древнего мира
Уровень образования (класс) основное общее образование 5 класс
Количество часов _____68 часов____
Учитель Фоменко Юлия Викторовна
Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», Москва 2015
2015-2016
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУНДУТОВСКАЯ СОШ
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по
Класс 5
Учитель Фоменко Юлия Викторовна
Количество часов: всего __68__часов; в неделю __2_ часа
2015-2016
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МКОУ Тундутовская СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Данная программа предусматривает изучение курса в количестве 68 часов, 2 раза в неделю.
Содержание тем учебного курса
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (не менее 45 ч)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
Первобытное общество
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Требования к уровню подготовки учеников:
Должны знать/понимать:
- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
- результаты и итоги ключевых событий истории древнего мира;
- представителей и памятники культуры древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира.
- Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
«5» - глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
«4» - твердое знание материала в пределах программных требований;
«3» - неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений;
«2» наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МКОУ Тундутовская СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...