Методические аспекты развития образного восприятия истории при организации урочной и внеклассной деятельности учащихся
опыты и эксперименты по истории по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические аспекты развития образного восприятия истории при организации урочной и внеклассной деятельности учащихся
«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется»,- сказал Макс Теодор Лауэ, лауреат Нобелевской премии.
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Важно создать для ученика пространство, в котором он смог бы успешно реализовать свои способности, полученные умения и навыки и способы действий, они и становятся инструментами успешной деятельности. Этими инструментами ученик может пользоваться в классной, внеклассной работе и во внешкольной деятельности.
Организация образовательного пространства показана на схеме. Эти сферы не могут существовать отдельно, они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Одни и те же компетенции формируются в разных сферах образовательного пространства жизнедеятельности ребенка, ученика, личности. Создавая пространство для ученика, необходимо, чтобы данные универсальные способы действия, включающие и использование логического и творческого мышления, он использовал во всех сферах жизни и деятельности как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. На первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО. Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»
Школьнику сегодня нужны такие исторические знания, которые будут ему своеобразным компасом в политике, праве, экономике, культуре и обществе в целом. И взрослые, и дети должны понимать, что они сами есть уже часть истории. Практика общества и личный опыт должны являться стимулом к познанию истории, а учитель истории должен выступить в качестве высокопрофессионального дирижёра времён и народов, вооружившись знаниями не только историческими, психолого – педагогическими, но и технологическими.
Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.
В современных условиях все чаще можно услышать такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из неких визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционным способом – путем чтения книг. Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.
Активное применение визуальных методов дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема информации в мире в целом.
Проще говоря, мы предлагаем учащемуся не рыбу, а удочку, с помощью которой он сам в состоянии наловить столько рыбы, сколько ему потребуется.
Основной в своей педагогической практике считаю технологию интенсификации обучения на основе опорных конспектов В. Ф. Шаталова, создание логических опорных схем. Цель деятельности учителя: включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают опорные схемы. Схема — опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия. В основе методики – лежит идея кодировки знаний в форме зрительных образов и условных символов. Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений.
Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний.
«Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» - произнес в свое время древнегреческий мудрец Аристофан. И вслед за ним – я давно пытаюсь найти наикратчайший путь к пониманию моими учениками предмета истории и запоминанию предложенного программой материала.
Технология «метод проектов» успешно зарекомендовала себя в школьной образовательной практике, т.к. ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. Ее применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру ученика. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои интересы. Сильной мотивационной основой для обучающихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить ученикам интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Таким образом, медиапрезентация – это универсальный творческий подход к представлению результатов научно-исследовательской работы школьников.
В контексте темы основным является то, что результатом такой деятельности – является создание визуального продукта и его презентация. Средства мультимедиа дают возможность создать запоминающиеся образы, гармоничный звуковой и видеоряд, музыкальное сопровождение, фоновые шумы, чередовать различные графические и методические приемы.
Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе.
Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. Исследовательский метод
- формирует многие черты творческой личности;
- даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях;
- является условием формирования интереса к изучаемому предмету.
На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, видеоматериалы, электронные тренажёры, электронные библиотеки, фонохрестоматии.
Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения учащихся способствует организация игровой деятельности. Как правило, в ходе игры ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие получать все в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов в книгах, начинают размышлять. Чаще всего оказывается победителем не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но умеет пользоваться ее богатствами.
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков с применением новых педагогических технологий обучения; использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться высоких результатов учебных достижений обучающихся.
О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по истории и обществознанию свидетельствуют
- мониторинг общей успеваемости по истории и обществознанию
- мониторинг качества знаний по истории и обществознанию
Развитию и укреплению познавательного интереса способствует и проводимые мною внеклассные мероприятия. ………………………..
Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения учащихся способствует организация игровой деятельности. Как правило, в ходе игры ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие получать все в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов в книгах, начинают размышлять. Чаще всего оказывается победителем не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но умеет пользоваться ее богатствами.
Учащиеся 9-11-х классов ежегодно достойно участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях по истории и обществознания.
Олимпиады
Учебный год | Предмет | Уровень | Результат | ФИО ученика |
Конкурсы, конференции
Учебный год | Предмет | Уровень | Результат | ФИО ученика |
Участие в сетевых Интернет-проектах (на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях
Учебный год | Предмет | Уровень | Результат | ФИО ученика |
Участие в конкурсах профессионального мастерства
№ | Название конкурса | Год участия | Результат |
1. |
Распространение собственного педагогического опыта
Уровень распространения собственного педагогического опыта | Форма (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы, и др.), | Дата проведения | Тема (проблема) |
Учитель должен быть влюблённым в свой предмет, натурой ищущей, целеустремлённой. Он совершенствует своё мастерство через новейшие педагогические технологии, изучает передовой опыт своих коллег и создаёт свою методику преподавания истории, мотивированную на потребности и запросы времени. Педагог обязан не только учить других, но и учиться сам!
В.О. Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»
Высокий профессионализм, любовь к детям, доброта и желание видеть в окружающем мире лучшее,– вот тот фундамент, на котором строится храм духовности и знаний наша новая школа.
Мой опыт представлялся на открытых уроках , занятия, мероприятия
№ | Тема, класс (группа, курс) | Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.) | Дата |
1 | «Королевская власть в Англии.Реформация»,7класс | республиканский | Открытый урок в рамках стажировочной площадки учителей истории и обществознания«Обновление содержания и методики преподования истории в условиях ФГОС» на базе МБОУ «Гимназия№90» » Советского района г.Казани. | 2013 г. |
2 | Алгоритм проведения интеллектуальных игр «Что?Где?Когда?» | республиканский | Выступление в рамках стажировочной площадки учителей истории и обществознания«Обновление содержания и методики преподования истории в условиях ФГОС» на базе МБОУ «Гимназия№90» » Советского района г.Казани. | 2013г. |
2.4.3. Выступления на конференциях
№ | Тема выступления | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Тема конференции, кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения | Дата |
1 | «Алгоритмы формирования команды по игре «Что?Где?Когда?» | республиканский | Выступление на республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и ВУЗа в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы», организованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, Институтом развития образования Республики Татарстан, Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МБОУ «Гимназия №90» Советского района г.Казани проведенной на базе МБОУ “Гимназия №90” Советского района г.Казани | 2014г. |
2 | «Формирование гражданской идентичности на уроках истории» | республиканский | Выступление на республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и ВУЗа в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы», организованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, Институтом развития образования Республики Татарстан, Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, МБОУ «Гимназия №90» Советского района г.Казани проведенной на базе МБОУ “Гимназия №90” Советского района г.Казани | 2013г. |
3 | «Приобретение социально-исторического опыта учащихся и осознание гражданской идентичности на уроках истории» | федеральный | Выступление на всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные проблемы выявления и поддержки талантливых учащихся»,организованная Министерством образования и науки Республики Татарстан на базе Казанского(Приволжского)федерального университета. | 2014г. |
2.4.4. Методические публикации
№ | Тема (название), вид публикации, количество страниц | Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Где напечатана (наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
1 | «Алгоритмы формирования команды по игре «Что?Где?Когда?»,статья в 2страницы | республиканский | Сборник статей республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования:опыт,проблемы, перспективы».Издательство Казань ,«Ихлас»,2013г. | 2013г. |
2 | «Формирование гражданской идентичности на уроках истории»,статья в 2страницы | республиканский | Сборник статей республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования:опыт,проблемы, перспективы».Издательство Казань, «Ихлас»,2014г. | 2014г. |
3 | «Приобретение социально-исторического опыта учащихся и осознание гражданской идентичности на уроках истории». Статья в 2страницы | федеральный | Сборник статей всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные проблемы выявления и поддержки талантливых учащихся».Издательство Казань «Городской методический центр г. Казани», 2013г. | 2013г. |
. Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)
№ | Название конкурса | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат | Год участия |
1 | Районный этап всероссийского конкурса «Педагогический дебют» | район | 1 место | 2015 |
2 |
3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние 3-5 лет
. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах
Предмет | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат (занятое место) | Дата проведения олимпиады | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
Обществознание | город | призер | Ноябрь 2013 | Протокол городского этапа олимпиады по обществознанию за2013-2014г. |
Обществознание | республика | призёр | Январь 2014 | Диплом призёра Республиканской олимпиады школьников по обществознанию. |
Обществознание | республика | призёр | Январь 2015 | Диплом призёра Республиканской олимпиады школьников по обществознанию. |
Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету
Учебный год | Предмет | Качество обучения (% обучающихся на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого педагогического работника) | Успеваемость (%) |
2013-2014 | История | 82% | 100% |
2013-2014 | Обществознание | 76% | 100% |
внеклассная работа по предмету и др.)
Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия) | Тема, название | Дата проведения мероприятия | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результаты (если есть) |
1.Интеллектуальный турнир «Что?Где?Когда?» | «Что?Где?Когда?» | 2013г. | район | Диплом за1место |
2.Кубок мэра г.Казани по «Что?Где?Когда?» | «Что?Где?Когда?» | 2013г. | город | Диплом участника |
3.Всероссийский турнир по интеллектуальным играм среди школьником «Кубок Татарстана-2013» | «Что?Где?Когда?» | 2013г. | федеральный | Диплом за2место |
4.Всероссийский турнир по интеллектуальным играм среди школьником «Кубок Татарстана-2013» | «Что?Где?Когда?» | 2015г. | федеральный | Диплом Победителя |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).
Из опыта оработы по учебному комплексу Львовых....
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению
Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся к чтению....
Методическая разработка "Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся в группе продленного дня (использование психологических занятий и упражнений в игровой форме)...
"Физическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеклассной деятельности".
Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности....
Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся....
Представление опыта работы. Страноведческий аспект в преподавании французского языка ( урочная и внеурочная деятельность).
Представление опыта работы . Страноведческий аспект в преподавании французского языка (урочная и внеурочная деятельность)....