"Формирование Древнерусского государства" по истории России 6 класс 03.02.16г
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока "Формирование Древнерусского государства" содержит причины, предпосылки, особенности и закономерности образования древнерусского государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 341.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование Древнерусского государства»:конспект урока по истории России в 6 классе.
учителя истории и обществознания МОУ «Уральская школа» Лялиной Татьяны Митрофановны
Цель урока: рассказать о функциях государства, сформировать у учащихся представление о процессе образования и о времени возникновения Древнерусского государства.
Задачи урока:
Обучающие:
- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления Древнерусского государства;
- сформировать представление о наиболее характерных признаках государства, о закономерностях его образования;
- показывать на карте территорию Древнерусского государства;
- раскрыть понятия «полюдье», «варяги», «дань», «дружина», «князь»;
- продолжить формирование умения работать с иллюстрациями;
- продолжить формирование умения работать с историческим источником;
Развивающие:
- развивать умение выделять главное;
- развитие умения давать характеристику историческому событию;
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- поддерживать интерес к истории наших предков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства, его хронологические рамки; легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.
Основные понятия: государство, дань, полюдье, князь, дружина, варяги, путь «из варяг в греки».
Персоналии: Рюрик, Дир и Аскольд, Олег, Кий, Щек, Хорив.
Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева Олегом, образование Древнерусского государства.
Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, издательство «Просвещение», 2013 параграф §3.
Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация.);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах, составление сравнительных таблиц);
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие,
Сообщение целей, задач урока
2.Проверка домашнего задания.
Форма проверки: фронтальный опрос.
1. Соотнесите названия славянских племён с местами их расселения.
Для этого поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске показываем на карте
2.Как назывались верования древних славян и почему?
3. Назовите соседей восточных славян?
4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию, Балтийское и Черное моря?
2. Изучение новой темы
План
1. Предпосылки создания Древнерусского государства.
2. Появление княжеской власти.
3. Образование государственных центров.
4. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.
Работа с учебником.
Начнем, как всегда, с определения. Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике. Зачитаем его.
Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.
Рассказ учителя
Образование государства – длительный процесс, и оно формируется тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя.
Вопрос классу:
- Обратимся к учебнику- Что способствовало формированию государства? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)
В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля
Работа с картой
- Давайте проследим его на карте.
Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят.
Рассказ учителя. Сжатое сообщение.
- Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.
Работа с картой
Учитель показывает города на карте.
Рассказ учителя. Работа с понятием.
Таким образом,города становятся центрами развития ремесла и торговли. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя, правителя города. Княжения существовали у племен полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей.
Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза.
Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра. Таким образом, возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного защищать торговые интересы и территорию славян от врагов.
А на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.
Варяги в Восточной Европе.
- Вспомним, кто такие норманны?
- Каковы их основные занятия?
(Скандинавские племена, совершавшие в конце VIII – IX веке набеги на Западную Европу).
Скандинавы обложили данью финно-угорские племена чудь и мерю, а также кривичей, ильменских словен. Финноугры, первые подвергшиеся набегам норманнов, называли норманнов, поселившихся на землях восточных славян, «роутси», или «русы».
Некоторые города начинают приглашать отряды русов во главе с военачальником-князьями(конунгами) за небольшую плату для защиты. Наемных скандинавских воинов славяне называли варягами.
-Ребята, как вы думаете, почему?
Варяжские князья начинают выполнять и другие обязанности: их стали приглашать в качестве судей в межплеменных спорах. И вскоре из руководителей военных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалования постоянную и более высокую плату – дань.
Образование государственных центров.
В IX веке восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли приглашенные варяжские князья. Одно из них – на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде, другое – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. Сейчас мы с вами проследим этот процесс.
Работа с документом.
Мы с вами будем работать с документом – отрывком из «Повести временных лет». Ваша задача: прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему. Работать вы будете в парах. На выполнение задания у вас пять минут.
Ответы на вопросы.
- Как автор «Повести временных лет» объясняет происхождение названия Древнерусского государства - Русь?
Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов породили в научной среде спор, когда возникло государство у восточных славян. Сторонники норманнской теории считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян.
Русский ученый М. В. Ломоносов – автор другой теории, антинорманнской, по которой государство у восточных славян складывалось постепенно, и признаки его уже отмечались до прихода норманнов, а варяги не сыграли никакой роли.
Образование древнерусского государства.
Рассказ учителя
Во второй половине IX века соперничество между северными и южными центрами усилилось. Стремясь взять под контроль южную часть пути «из варяг в греки» в 882 году князь Олег, ставший правителем Новгорода после Рюрика, захватил Киев.
882 год – год образования Древнерусского государства.
Олег объявил Киев столицей своих земель, а себя стал величать великим князем, в правлении опирался на дружину, собирал с подвластных племен дань – полюдье. Народным ополчением руководил воевода. Важнейшие дела по-прежнему решались на вече. В некоторых землях сохранилась власть местных князей, опиравшихся на собственных дружинников, старейшин, и начальников народного ополчения – тысяцких.
Таким образом, в конце IX века на землях восточных славян в результате объединения двух главных центров сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный процесс, укоренный внешними факторами – нападением варягов на северо-западе и хазар на юге.
Закрепление.
Ребята, обратите внимание на то, что в учебнике у вас очень много иллюстраций. Рассмотрите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, какое у вас складывается впечатление о первом русском государстве.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели процесс образования Древнерусского государства у восточных славян, охарактеризовали предпосылки и причины его возникновения.
Домашнее задание: §3, ответить на вопросы к документу.
Приложение
Из «Повести временных лет»
В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи…: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми, и срубили город Ладогу, и сел в ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Вопросы к документу: как летописец объясняет, почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории "Формирование Древнерусского государства".
Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...
Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»
Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...
Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"
Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...
Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"
Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...
Становление Древнерусского государства, история, 6 класс
Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...
История 6 класс. Формирование древнерусского государства
для 6 класса...