Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Голубева Нина Александровна

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формирование Древнерусского государства».

Тип и вид урока: урок изучения нового материала.

Содержание урока: предпосылки и причины создания Древнерусского государства, варяги, Новгород и Киев, образование Древнерусского государства.

Цели и задачи урока. Образовательные: познакомить учащихся с причинами, предпосылками и этапами образования Древнерусского государства, с различными теориями возникновения государства у восточных славян. Развивающие: формировать навыки работы с картой и историческим источником. Воспитательные: воспитывать патриотизм и уважение к истории Родины.

1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.

Где начало всех начал русской истории? (слайд 1)

Это вопрос всех вопросов и важная проблема, над решением которой работали самые лучшие умы исторической науки. И к решению этой проблемы мы также приступим сегодня на уроке, - познакомимся с процессом формирования Древнерусского государства.

(Обращаем внимание на термин государство (§3,с, 19). Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным способом взаимоотношения с другими государствами и народами. (слайд 2)

Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории. (слайд 3)

? Вспомните, каким общественным строем жили народы на заре своей истории? (Родоплеменной строй.).

С разложения родоплеменного строя начинается процесс формирования государства.

Предпосылки создания Древнерусского государства: (слайд 4)

1) В IX веке активную роль в жизни восточных славян стала играть торговля.

Путь «из варяг в греки»: р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Ловать - волоком до притоков Днепра - р. Днепр - Черное море. Конечный пункт – богатая Византия (показать на карте). (Слайд 5, 6, 7)

Появились люди, главным занятием которых стала торговля - купцы.

2) С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских словен.

3) В города переселились ремесленники.

4) Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. (слайд 8)

6) Города становились центрами торговли; защиты от внешних врагов.

7) В городах собирались люди из разных мест, племен, поэтому:

- в городе нельзя было жить по племенным традициям;

- постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;

- право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям;

- города подчиняли себе близлежащие территории.

Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских словен.

Причиной создания Древнерусского государства явилась:

общая военная угроза.

У восточнославянских племен были опасные соседи:

на юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат, ему подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи;

на севере: набеги совершали варяги - «северные люди» Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. Северные славянские и финно-угорские племена, славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены варягам и обложены данью.

2. Варяги в Восточной Европе. Варяги вели активную торговлю на пути «Из варяг в греки», заводили на землях восточных славян свои «торговые места», оседали здесь. Название «рось», «русь» или «роутси» пошло от финно-угорских племен Прибалтики. Они так называли норманнов, а впоследствии их так стали называть и славяне. Русы - часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Русы постоянно смешивались с местным населением, перенимали их язык и обычаи. (слайд 9)

Города восточных славян нанимали за плату вооруженные отряды русов с военачальником - князем. Именно славяне стали называть наемных воинов варягами. Варяги были хорошими мореплавателями и имели богатый военный опыт.

Прочитать текст (с22- 24), ответить на в о п р о с :

? Чем занимались варяги на землях восточных славян?

3. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев.

Из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обкладывали население высокой данью. Следовательно, перед такой серьезной опасностью складывается мощный военный союз племенных объединений.

В итоге восточные славяне изгнали варягов за моря и перестали платить им дань.

Племена не смогли удержать внутренний мир, они даже начали вооруженные столкновения друг с другом. Одновременно восточные славяне оказались перед новой внешней угрозой с юга - Хазарский каганат стремился взять под свой контроль выход к Балтийскому морю.

Согласно «Повести временных лет» представители всех племен собрались на вече и решили направить послов к варягам с просьбой - прийти и править славянами.

? Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги? Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства?

На приглашение откликнулся Рюрик - варяжский князь. (862 г.) Он обосновался в г. Ладоге; в северо-западных землях возникло княжество с центром в г. Новгороде - его построил Рюрик. (слайд 10, 11)

На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в город, раскинувшийся на трех холмах, - это был центр полян - Киев, жители его платили дань хазарам. Поляне пригласили в город варягов, которые помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир.

Работа с  картой.(слайд 12)

Учащиеся находят на карте два государственных центра - Киев и Новгород. В них правили варяжские князья.

Образование Древнерусского государства. 

В 870 году умер Рюрик, власть перешла в руки его родственника Олега.

В данный период происходит важное событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси.

Работа с  документом (с. 28) и вопросами к нему.

В 882 году новгородский князь Олег решил захватить Киев. По пути он взял Смоленск, Любеч и посадил в этих городах своих наместников. Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда  и Дира и убил их. (слайд 13)

Киев стал «матерью городов русских» - столицей земель Олега. В результате объединения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь. Олег принял титул - киевский великий князь. С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье. (слайд 14)

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя). В городских центрах важные вопросы решало вече. Обратите внимание на вывод на странице 27.

В конце IX века сложилось государство восточных славян - Русь. Процесс формирования государства был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.

Рефлексия. Учащимся раздаются листы бумаги, они должны продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал…».

Домашнее задание: параграф 3 – читать, ответить на вопросы письменно в тетради, выполнить задания в рабочей тетради, работа с документом.

***

Монах Нестор в летописи «Повесть временных лет» сообщает, что после того, как северные славянские и финно-угорские племена разбили варягов, между ними начались разногласия и конфликты.

На общем вече всех племен было решено пригласить варягов княжить. Откликнулся Рюрик, он основал г. Новгород и стал там княжить.    

В исторической науке появилась норманнская теория, которая приписывала в заслугу варягам создание государства у славян.

Некоторые историки XVIII - XIX вв. рассматривали этот факт как доказательство отсталости, государственной несостоятельности славян, их неполноценности.

Но значительная часть историков возражает против норманнской теории, указывает на то, что:

- Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

- варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, значит, не могли дать им более высокой формы государственности;

- Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности;

Использованные источники и литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М., Просвещение, 2011.

http://4.bp.blogspot.com/-5qd4bjoN3E4/UeTszMCG-MI/AAAAAAAABvc/Cj2RsicsGn4/s1600/7879hjjr8896.jpg

http://grumdas.ru/wp-content/uploads/2011/09/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3-%D0%B2-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8-2012.jpg

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/84/83389/img1.jpg

http://ppt4web.ru/images/1563/44546/310/img15.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-5qd4bjoN3E4/UeTszMCG-MI/AAAAAAAABvc/Cj2RsicsGn4/s1600/7879hjjr8896.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты. История России. 6 класс . Тема "Народы и государства на территории нашей страны в 13-14 вв."

Материал содержит тестовые задания к 11-ти урокам, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности. ключи к ним....

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

«Становление Древнерусского государства в IX–X веках» урок истории России 6 класс

Урок истории России 6 класс (с использованием технологии развития критического мышления)Тема: «Становление Древнерусского государства в IX–X веках» Ознакомление учеников с процессом формирования ...

Урок истории в 10 классе "Первые князья Древнерусского государства."

Урок решает следующие задачи: воспитание у учащихся уважения к истории своей страны, формирование умений находить нужную информацию, работать с документами....

Урок истории в 6 классе на тему "Древнерусское государство"

Разработка урока истории для учащихся 6 класса на тему "Древнерусское государство" выполнен в соответствии со всеми требованиями ФГОС...