История 6 класс. Формирование древнерусского государства
план-конспект урока по истории

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 6 классе                

Предмет: история

Класс: 6

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Тема урока: Формирование древнерусского государства.

Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян;

        - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания   Древнерусского государства;

        -  познакомиться с внутренней организацией Древнерусского государства;

        - развивать умение работать с картой, находить нужную информацию.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход урока:

1.

Организационный этап урока.

2.

Проверка домашнего задания: СЛАЙД 1, вопросы, тесты.

3.

Сообщение темы и целей урока:

( сл. 2) План урока:

  1. Предпосылки создания Древнерусского государства. (красный)
  2. Появление княжеской власти у восточных славян. (синий)
  3. Образование государственных центров. (зелёный)
  4. Образование Древнерусского государства. Его организация. (сиреневый)

4.

1)

2)

Изучение нового материала:

рассказ  учителя:

- Вспомните, каким  общественным строем жили люди в древности?                               ( родоплеменной строй)

- Как этот строй сменялся?

- Процесс формирования единого государства – это длительный этап в развитии.

- Давайте с вами вспомним, что такое государство?

( сл. 3)

- Государство просто так не возникает на пустом месте. Для этого нужны специальные условия, которые называются предпосылки.

( сл. 4) Предпосылки создания древнерусского государства:

        1) разложение родоплеменного  строя

        2) Развитие торговли и ремесла

        3) Рост городов как племенных  княжений

        4) Появление неравенства и знати

        5) Внешняя угроза

( сл. 5), В IX веке в жизни восточных славян всё большее значение начинает приобретать торговля. По Неве, Ладожскому озеру, Ловати, Днепру шёл торговый путь « из варяг в греки», соединявший Балтийское и Чёрное моря.

 работа с картой:     СТР. 37  

СЛ. 6

- Давайте проследим этот путь: река Нева – Ладожское озеро – река Волхов, озеро ильмень – река Ловать – волоком тащили до Днепра – река Днепр – Чёрное море. Конечный пункт – Византия.

( сл. 7) Конечным пунктом была Византия. Там купцы обменивали свой товар на шёлковые ткани, золото, вина, овощи, дорогое оружие

- Как вы думаете, чем могли торговать славяне? ( меха пушных зверей, мёд, воск, дары леса)

 - А что могли покупать в византийцев? ( шёлковые ткани, золото, оружие, вина, овощи)

( сл. 8) Людей, занимающихся торгом, называли купцами.

- А как вы думаете, занятие торговлей было выгодным или невыгодным? Почему?

( сл. 9) Занятие торговли было прибыльным, но очень опасным и сложным, потому что на купеческие караваны нападали печенеги, обосновавшиеся в просторах Причерноморья.

( сл. 10) С развитием торговли в центральных племенных посёлках, ведущих к Чёрному и Балтийскому морям, стали складываться специальные пункты, куда люди стали свозить свой товар. В дальнейшем эти поселения стали превращаться в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч и радимичей, Новгород – у ильменских славян.

- Давайте обобщим и запишем предпосылки появления Древнерусского государства:

        1) торговый путь « из варяг в греки»

        2) появление первых торговых центров – городов

        3) развитие ремесла

        4) купцы постоянно опасались  набегов печенегов – кочевников

        5) купцы стали нанимать вооруженные отряды для охраны своих судов специальных людей, которые были объединены в дружины под руководством князя.

        6) города – центры торговли

        7) необходимо выработать единые правила, денежные единицы, порядок …

- Причиной создания единого русского государства была общая военная угроза со стороны опасных соседей.

                         

5.

Появление княжеской власти у восточных славян: ( сл. 11)  О том, как появилась княжеская власть у восточных славян, рассказывает  « Повесть временных лет». Но до сих пор историки спорят о происхождении первых русских князей и слова «Русь»

( сл. 12) Многие историки считают, что первые князья – норманны, выходцы из Скандинавии. В конце VIII – IX века они стали совершать торговые и завоевательные походы, подчиняя славян. Не найдя здесь больших богатств,  скандинавские пришельцы обложили данью финоугорские племена.

- что моги требовать норманны в качестве дани? ( мёд, шкуры)

Постепенно финоугорские племена заводили на славянских землях « торговые места», оседали здесь.

(Сл. 13) - Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды руссов во главе с военачальниками – князьями.

( сл. 14)  Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

( сл. 13) Во время войн они возглавляли народные ополчения славян, передавая им премудрости военного искусства. Впоследствии варяжские князья стали выполнять и другие поручения

6.

Образование государственных центров ( сл. 15 -17) работа по учебнику:

- Почему на землях восточных славян появились варяги?

7.

Образование древнерусского государства. Его управление.

( сл. 18)

 В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и новым князем становится его  родственник Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся в поход на юг. По пути он подчинил себе кривичей.

( сл. 18)

Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил « матерью всех городов русских», столицей своих земель

        

8.

Работа с документом на стр. 32

( сл. 20) рассказ учителя:

( сл. 21 – 22 ) – работа со схемой

(сл. 23)

В некоторых землях сохранились свои местные князья. Они опирались на собственных дружинников, выборныз старейшин и  тысяцких – начальников народного ополчения.

В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. Оно собиралось по звону вечевого колокола.

5.

Подведение итога урока:

        Вопросы:

1. Каковы признаки государства?

2. Назовите предпосылки создания древнерусского государства?

3. Какова причина создания русского государства?

4. Кому мы обязаны роявлением единого русского государства?

6.

Домашнее задание:

        § 3, вопросы, записи,                                                                                       Выучить значения терминов:

государство, купец, русы, варяги, «из варяг в греки», Киевская Русь, вече, воевода, полюдье, старейшина, тысяцкий.  (11 слов)

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории России "Древнерусское государство в IX-XIII вв" (10 класс)

Контрольная работа по истории России проверяет знания и умения учащихся по первому разделу «Древнерусское государство в IX- XIIIвв.»   учебника      Борисова  Н.С. И...

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

разработка урока истории в 5 классе "Египет - государство на берегах Нила"

5 класс. Цель: Формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотив...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...