Явные причины и тайные пружины Второй мировой войны»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Явные причины и тайные пружины
Второй мировой войны»
Степаненко Вера Петровна
учитель истории
Троицко – Харцызская ОШ № 18
I. Вводная беседа.
Для запуска проекта учителем была проведена вводная беседа “Явные причины и тайные пружины Второй мировой войны” с целью погружения в тему и в проектную деятельность.
II. Проблематизация.
В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.
III. Постановка учащимися их цели – проблемы.
В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.
IV. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема “Вторая мировая война” должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике. Мы как бы заново её напишем, оживим, “раскрасим” материл учебника, будем собирать материалы о войне, подготовим доклады, сообщения, эссе, альбомы и представим их в классе. А все наработанные материалы соберем в отдельную папку. Это и будет “Наша повесть” о Второй мировой войне. Ее мы подарим школе.
V. Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги - задачи по реализации цели:
- нужно было определить, какие смысловые разделы, “части” будут в нашей “повести”. В ходе обсуждения их наметилось три: о людях, участвовавших в войне; о самих событиях войны; о материальном обеспечении войны;
- был объявлен конкурс на название этих разделов;
- был объявлен конкурс на общее название проекта.
На конкурс было подано более 100 предложений.На столе вырос ворох записок, беспристрастная комиссия отобрала наиболее интересные. В ходе работы поступило предложение, установить приз “Золотая идея” за лучшее название, за наиболее интересные материалы, за яркие идеи, которые возникнут на уроках.
В итоге наш проект мы назвали “Наша повесть о той войне”. Эта повесть -в трех частях.. Части получили названия:
- Портретная галерея войны
- Будни войны
- Вещи войны.
Все три части “повести” будут состоять из отдельных глав. Этот этап работы принес первые неожиданности: самые интересные названия предложили учащиеся – “тихони”.
VI. Следующим шагом стало утверждение исполнителей проекта. Класс разбился на группы по 3 – 5 человек для поиска материалов. Были дети, пожелавшие работать в одиночку, некоторые захотели написать о своих родственниках, сражавшихся на войне. Утвердили группу оформителей и группу компьютерной верстки, утвердили график работы и руководителей разделов и проекта в целом.
VII. Наконец, состоялась ярмарка учебных мини-проектов, глав нашей “повети”, то есть ярмарка тем для последующей поисковой и исследовательской работы. Эти темы предлагались как учителем, так и учащимися. На ярмарку было представлено более 50-ти тем. Выбрали для осмысления – 10.
В разделе “Портретная галерея войны”:
Генералиссимус И.В.Сталин;народный маршал Г.К.Жуков;летчики и летчицы – герои войны;как воевал мой прадед;фюрер Адольф Гитлер;
В разделе “Будни войны”: Пёрл-Харбор – позорный день Америки.
В разделе “Вещи войны”: во что солдат обут, одет? Вооружение, обеспечившее победу;частушка бьет, как пушка.
Как видим, наиболее привлекательной оказалась информация о людях, и это не удивительно, во-первых, юношество ищет примеры “делать жизнь с кого”, а, во-вторых, интуитивно ощущая безличность истории (уж сколько об этом писали!) пытается восполнить этот пробел. Мальчиков, естественно, привлекло оружие, и совсем невостребованными остались боевые операции, как выразился один ученик: “и так вся история битвами забита!”. На этом закончился подготовительный этап нашего учебного проекта.
VIII.. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов (как выразились проектанты, “охота за знаниями”), его осмысление, структурирование, оформление. Видно было, что деятельность увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, некоторые делились информацией, литературой с другими.
Были ученики, подготовившие по 2-3сообщения. В результате к концу работы было освоено не 10 глав, как планировали, а 24. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков. Но основная забота была о том, как вместить добытые знания, “нашу повесть” в рамки учебной программы. Пришлось анонсировать предстоящие уроки, обговаривать, что будем изучать на последующих, а ученики уже сами “встраивались” в них со своими докладами, сообщениями, альбомами и т.д. Это позволило обозревать постоянно всю тему и наши достижения, как бы парить над ней, а не переходить от параграфа к параграфу. Шла рефлексия деятельности. Появилась идея провести итоговую конференцию или “круглый стол” по итогам проектной деятельности.
IХ. Велась подготовка к презентации проекта.
Х. Оформляли и продукт проектной деятельности – нашу папку.
ХI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта в форме итоговой конференции, на которой учащиеся проанализировали, как они шаг за шагом обдумывали и воплощали наш проект, какие встретили сложности и как их преодолевали, что у них получилось, что приобрели и чему научились в ходе проектной деятельности, что нового изучили по этой теме. А затем мы передали в дар школе нашу “Повесть”.
ВЫВОДЫ:
Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие все ученики класса. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.Проектирование позволило разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"
Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....
Учебно-методическая разработка урока по теме:" Причины и начало Первой мировой войны"
Урок предназачен ля учащихся 9-классов,с целью познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны,ее влиянием на социально-экономическое и политическое положени стран,вступивших в войну,выявить цел...
Великая Отечественная война. Причины Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны...
Тест по Всеобщей истории по теме: "Причины Первой мировой войны", 9 класс
Данный тест проводится для учащихся 9го класса после нескольких уроков по теме: «Первая мировая война». Цель теста – определит...
ПРИЧИНЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ПРИЧИНЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ...
Технологическая карта урока "Причины вступления России в первую мировую войну"
Готовая технологическая карта для проведения урока истории в 11 классе из раздела "Сложные темы по истории"...
Конспект урока "Причины и предпосылки Первой мировой войны" 9 класс
Причины и предполылпи Первой мировой фойны, комбинированный урок....