"Нашествие с Востока" урок по истории.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Сороковикова Ольга Николаевна

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь;

совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой;

формирование умений анализировать исторические документы, анализировать устные сообщения по теме, вычленять причинно- следственные связи, выполнять проблемные задания;

развитие мышления, развитие монологической речи, памяти;

показать героизм народа в борьбе с монголо-татарами;

познакомить с ходом монгольского нашествия;

определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя;

перенос знаний на другие предметы (география, литература).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx881.7 КБ
Файл nashestvie_batyya_.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, представляемая

на Конкурс «Открытый урок»

 номинация «Открытый урок по истории»

                  Тема урока: Нашествие с Востока.

Учитель истории Сороковикова Ольга Николаевна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                         «Средняя общеобразовательная школа №15»

                          г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

                         электронный адрес: sorokovikova.olga@mail.ru

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Сороковикова Ольга Николаевна

2. Класс: 6-а   Предмет:   история

3. Тема урока: Нашествие с Востока.

4. Раздел программы: история: «Политическая раздробленность на Руси»

5. Тип урока: урок развивающего обучения в 6 классе с элементами практической работы      и использованием ИКТ ресурсов

6. Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; диалог, диспут; анализ; обобщение,      

ведущий метод проблемно-поисковый.

7. Формы: обще классная, групповая и индивидуальная.

8. Технология: проблемно-развивающая технология обучения.

9. Цели урока: рассмотреть процесс завоевания Руси татаро – монгол,

выявить причины успеха татаро - монгол,

 выявить последствия завоевания Руси татаро – монгол  .

10. Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь;

совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой;

формирование умений анализировать исторические документы, анализировать устные сообщения по теме, вычленять причинно- следственные связи, выполнять проблемные задания;

развитие мышления, развитие монологической речи, памяти;

показать героизм народа в борьбе с монголо-татарами;

познакомить с ходом монгольского нашествия;

определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя;

перенос знаний на другие предметы (география, литература).

11. Планируемые результаты:

Предметные:

 Знать этапы, хронологию, основные события нашествия на Русь в XIII веке новых захватчиков - монголо-татар; последствия этого нашествия.

Мета предметные:

 Осознано строить речевое высказывание; готовность слушать собеседника и вести диалог; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, закрепить знания по истории Средних веков, географии и литературе.

Личностные:

 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование установки на наличие мотивации к работе на результат, устойчивого познавательного интереса к описываемым событиям. Формировать основы социально-критического мышления при работе с историческими источниками. Осознавать свои эмоции. Формулировать, обосновывать выводы.

12. Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности; высказывать своё предположение; умение действовать по плану; выделение осознания обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознанием качества и уровня усвоения; самооценка результатов деятельности.

Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к документу. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Находить и исправлять ошибки. Выдвигать версии при обсуждении проблемных вопросов. Устанавливать целевые приоритеты при ответе на учебную проблему

Коммуникативные УУД:

 Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; умение договариваться находить общее решение; умение слушать и понимать речь других; умение сотрудничать; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

Устанавливать рабочие отношения в группе. Уяснять понятия в ходе изучения материала. Излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами. Используют разные виды чтения (в т. ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества при работе с исторической картой, Умение делать выводы из полученной информации.

Познавательные УУД:

 Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; развитие познавательной инициативы (умения задавать вопросы и участвовать в учебном сотрудничестве); умение выделять новую информацию из текста и сообщений; умение логически рассуждать; умение выбирать, сопоставлять и обосновывать свой выбор; умение сравнивать цель и результат.

Группировать факты по различным признакам. Знать хронологию событий. Строить монологическое и диалогическое высказывания. Структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное. Находить в источнике достоверную информацию, необходимую для решения проблемного задания.

 Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Владеть смысловым чтением. Выстраивать последовательность описываемых событий. Читать историческую карту с опорой на легенду

13. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;

11. Образовательные ресурсы:

  • Обучающая презентация с фрагментами видео История государства Российского
  • Карточки с датами и историческими событиями
  • Атласы и схемы контурных карт;
  • Фрагменты летописей (Лаврентьевская и Галицко-Волынская);
  • Изображения городов-крепостей (шаблоны разного цвета) и фигуры жителей Руси, нарисованные детьми (предварительное задание).

      Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Учебник истории России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Москва, 2012 стр.
  • стр. 96-105;
  • Энциклопедия по истории России. Москва, 2008.
  • Хрестоматия «История России с древнейших времён до XVI в.», Москва, 2008;
  • История России под ред. В.В. Керова. Москва, 2004;
  • «Мир и Россия в средние века». Зверева Л.И. и Тувельман А.Е., 6 класс
  • Краткие конспекты уроков для учителя истории 6 класс, Москва, 2007;
  • Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История государства и народов России» учебнику 6 класс, Симонова Е.В., Москва, 2008;
  • Серов Б.Н. Соловьёв К.А. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века, Москва, 2008;
  • Атлас истории России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс;
  •  http://schoolart.ru
  •  http://lesson-history.narod.ru
  •  www.edu-zone.net
  •  www.websip.ru
  • http ://a-nevskiy. narod. ru
  •  http://www.pravoslavie.ru
  •  http://www.sgu.ru/rus hist/people
  •  www.sovmusic.ru
  • http://www.youtube.com/watch

Подготовительная работа: Детям было дано задание, нарисовать и вырезать  фигурки жителей Руси, мальчикам богатырей, девочкам на выбор. Одному из учащихся подготовить сообщение о Хане Батые.

Конспект урока

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель приветствует детей, настраивает их на урок.

Вводная рефлексия - эмоциональный настрой детей на урок.

Учитель. Посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь ему, поделитесь своим хорошим настроением.

Вводная беседа с целью актуализации знаний по важным вопросам:

Какой период истории мы изучаем?

Какое княжество было самым сильным?

Чем опасна феодальная раздробленность?

Кто такие монголо-татары, откуда они пришли, кто их возглавлял?

Когда и где впервые столкнулись татаро-монголы и русские?

Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с историческим событием, которое сыграло важную роль в истории нашей страны и стало одной из трагических страниц нашей истории. Что сегодня мы будем изучать на уроке, тему нашего занятия вы определите сами. Для того, чтобы определить тему урока выполним задание. Откройте атласы, найдите карту “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Кто нашёл, помогите соседу. Рассмотрите её внимательно. Что вы выделили и какие особенности отметили?

Учащиеся анализируют карту и предлагают варианты ответов. Основной вариант ответа – наличие стрелок, которые по легенде карты обозначают походы татаро-монгол. В ходе рассуждения учащиеся приходят к выводу, что в XIII в начинается вторжение татаро – монгол  на Русь. Учитель. Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карту?

Учащиеся называют варианты.

Учитель озвучивает тему урока, обозначает цель урока

Учитель. Темой урока будет “Нашествие с Востока”. Тема выводится на экран. Запишем её в тетрадь. 

 В ходе урока нам предстоит: 

 рассмотреть процесс завоевания Руси татаро – монголами  ,

проследите направления нашествия,

познакомитесь с героической обороной русских городов, узнаете о подвиге их защитников,

выявить причины успеха татаро – монгол

выявить последствия завоевания Руси татаро – монголами  .

Учитель обращает внимание на то, что данный исторический период был для населения Руси временем тяжких испытаний.

 Просмотр фрагмента видеоролика История государства российского 70 серия, обсуждение, учащимся ставятся вопросы:

На основании чего авторы ролика воссоздали события прошлого?

Какие земли захватили монголы?

Как себя вели завоеватели?

В ходе беседы учитель наводящими вопросами подводит детей к формулированию исходного противоречия

Исходное противоречие: завоеватели - кочевые племена, находившиеся на более низком этапе развития (на стадии разложения родоплеменного строя) смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

. (слайд презентации).

Учебная задача: ответить на вопрос - «почему татаро-монголы победили русские княжества?» (слайд презентации).

II. Учебная деятельность.

Учитель.  На какие вопросы мы должны дать ответ, чтобы решить учебную задачу? Беседа, подводящая обучающихся на формулировку вопросов:

В чём была сила монголо-татар?

В чём слабость русских? (вопросы выводятся на экран презентации)

  •  Рассказ учителя:
  1.  Наша страна накануне нашествия (слайд презентации)- Русские земли простирались от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Балтийского побережья на западе до Уральских гор на востоке. Карта Древней Руси походила на лоскутное одеяло

Прежние старшие княжества: Киевское, Черниговское, Перееславское – утратили былое влияние, а среди русских князей не было единства.

Б) Подготовка вторжения, просмотр фрагмента видеоролика История государства российского 71 серия (слайд презентация);. Учитель. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

 Когда был начат новый поход?

 Какое княжество первым попало под удар монголов?

 Кто возглавил новый поход? Ученики отвечают на вопросы и с помощью учителя структурируют информацию.

Возглавил поход «к последнему морю» внук Чингисхана Батый.

В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Булгарию. Затем были подчинены мордва и башкиры. Монголы окончательно сломили сопротивление половцев на Северном Кавказе.

Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.

Учитель.  Почему же монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? В чем их сила? Чтобы ответить на поставленные вопросы  поработаем в роли исследователей и проверим правильность наших предположений.

Учащиеся работают в группах с текстом

1 группа.

 Текст 1.

“… В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путем непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и четко организованной, прекрасно вооруженной…”

Текст 2.

«О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по- нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма.

Во главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что они имеют подчинение одному».

«Все воеводы обязаны делать лично смотр войску и вооружению до вступления в поход, представлять им все, с чем воин совершает поход, и осматривать все до иголки и нитки. Если у воина не оказалось какой либо нужной вещи, начальник строго должен наказать его».

2 группа

Текст 1.

“… В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий – улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до “последнего моря” на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но ее нужно было еще покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей. ”

Текст 2.

«Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, то все они умерщвляются, и если бегут десять из ста, то все сто умерщвляются, а если бегут сто, то умерщвляется тысяча».

«При встрече с сильным противником монголы обычно инсценировали отступление малыми силами, которое могло продолжаться несколько дней. Создавалось впечатление, что происходит беспорядочное бегство. Противник начинал преследование,  но монголы неожиданно поворачивали назад и благодаря четкому взаимодействию окружали врага».

«Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоды: день, два не поесть для них ничего не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато на сколько они были ласковы и обходительны друг с другом, так жестоки к другим народам, жадные, свирепые, лживые и коварные, они жили грабежом и убийством».

Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов, В чем сила монгольской армии?  сравнивают их с предложениями, выдвинутыми ранее, и результатом является следующая запись  в тетради. ( выводятся на экран презентации)

  • Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.
  • Поиск новых пастбищ.
  • Стремление знати к обогащению.
  • Желание покорить весь мир (дойти до “последнего моря”).
  • Сильная. Хорошо обученная армия с жёсткой «кровавой» дисциплиной

Учитель.  Знакомит учащихся с соотношением сил к началу вторжения. Выводится сравнительная таблица на экран (презентация)

Вопросы для сравнения

монголы

Русская армия

1. Численность армии

От 30-40 до 120-140 тысяч воинов

Около 30 тысяч воинов

2. Рода войск.

Тяжелая и легкая конница

Конная дружина, пешее городское ополчение

3. Организация    войска

Единое командование, четкая структура войска, строгая дисциплина

Отсутствие единого командования, разрозненность сил армии

Физпауза.. 1. Детям предлагается сделать гимнастику для глаз: вращение глазами в направлении, которое указывает учитель, ориентируясь на географическую схему (на экране презентации). Юг, Север, Запад, Восток. (чередование)

Детям предлагается сделать разминку: приседать, вытягивая руки вперёд при неправильном суждении и и хлопать в ладоши над головой при правильном суждении.

До завоевания Руси татаро – монголы завоевали:

Китай; Монголию, Среднюю Азию, Кавказ, Америку, Венгрию, Персию.

Работа с историческими документами в группах:

Учитель. Летопись сохранила и донесла до нас последовательность трагических событий. Сейчас вы будите работать с документами, узнавая о событиях  из источников.

Первая группа, анализируя Суздальскую летопись (стр. 112-113 учебника) и текст учебника (107-111) изучает вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь;

Вторая группа, анализируя отрывки из Ипатьевской летописи и текст учебника (стр. 111), изучает вторжение в Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

 Отрывок из Ипатьевской летописи.

В лето 1240г. Пришел к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был горд в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб …от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.

Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились на встречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли, татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.

Задания группам:

  • прочитать;
  • на карточках схемах контурных карт отметить направление завоевания и города, оказавшие наибольшее сопротивление монголо-татарам (работа с атласом);

установить хронологию событий, сделать запись в тетради (в помощь ученикам разрешается использовать текст учебника История России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. стр. 107--111).

После завершения самостоятельной работы, учащиеся от каждой группы, используя обозначения на своей контурной карте, рассказывают о вторжении Батыя на изучаемом группами направлении. Желательно, чтобы во время ответа выступали несколько учащихся, выполняющих различные функции: работа с настенной картой, изложение фактического материала, дополнения, выводы группы).

Учитель. проводит беседу по вопросам

Как вели себя монголы в русских землях?

Почему в 1237-1240 гг. русские князья предпочитали тактику защиты в городских крепостях открытым сражениям?

Правильной ли, по вашему мнению, была такая тактика?

Как летописец объяснял нашествие и успехи татаро-монгол?

Ответы учеников дополняются учителем. Учитель. Известно, что Русь постоянно подвергалась набегам кочевников. Историки до сих пор спорят, как нужно было вести себя русским князьям во время вторжения монголо-татар  на Русь:

  • помогать осажденным городам;
  • изматывать врага по лесам, не встречаясь в генеральном (главном) сражении, или, наоборот, принять его;
  • выжидать в надежде, что зимой конное войско татар не решиться на вторжение.

Неожиданными были тактических приёмы, которыми пользовались монголо-татары («живой щит», ложное отступление, продвижение по льду рек);

Огромную роль в борьбе с захватчиками сыграло восприятие нашествия как божественной кары за грехи, что несло обречённость и покорность судьбе.

 Контроль и коррекция знаний.

Фронтальный опрос –почему татаро-монголы одержали победу?

называются причины победы монголо-татар. Подводим итог. Ответы учащихся группируются и записываются в тетрадь:

  • Раздробленность Руси;
  • Превосходство монголов в численном соотношении;

Неподготовленность русских войск вести военные действия

Учитель. Возвращаясь  к  началу урока,  давайте  попробуем  ответить  на вопрос,  почему татаро- монголы смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Отвечаем на вопросы учебной задачи: почему татаро-монголы победили русские княжества?» В ходе беседы ученики называют свои версии. Учитель направляет и систематизирует ответы.

Сильные стороны монголов: численное превосходство, высокие боевые качества, опытные полководцы, отличная армия, дисциплина, военный опыт покорённых народов, новые тактические приёмы (слайд презентации).

Слабые стороны Руси: феодальная раздробленность, отсутствие единства, восприятие нашествия как божественной кары за грехи (слайд презентации).

Итог. Подведение итогов. (Последствия монгольских завоеваний)

Учитель. "О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." писал летописец.

 Как же изменилась Русь после походов Батыя? (слайд)

 Итоги и последствия монгольского вторжения на Русь

экономические

политические

социальные

культурно-бытовые

Разорение Руси, разрушение городов

 ( из 74 - 49 разрушены,

из которых 14 полностью уничтожены), упадок торговли и ремесла.

Изменение роли и значения князя в государстве. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.

Резкое сокращение численности населения. Изменение социального состава княжеской дружины.

Утеряны секреты ремесленного производства, прекращение каменного строительства. Уничтожение храмов, книг, летописей

  • "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... "
  • Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:
  • Западная Европа была спасена от разгрома.
  • Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.
  • Разрушено 49 городов (из 74).
  • Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.

Выполнение задания на закрепление (слайд презентаци). Ученики дают свои варианты ответов

1) Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами: ……………………………………………

2)  Два самых важных имени: ………………….

3)  Два самых важных события (даты):………………………………………………

4)  Два самых важных качества личности правителя (человека): …………………………..

 Оценивание деятельности учеников.

Рефлексия. На доске прикреплены шаблонные изображения городов-крепостей с названиями, выполненные в разных цветах.

Красный город - «получил прочные знания, усвоил весь материал»;

Жёлтый город - «усвоил материал, но есть над чем еще поработать»;

Зелёный город - «усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы»;

Учитель предлагает ученикам заселить города, прикрепив самостоятельно изготовленные фигурки жителей Руси к изображениям городов-крепостей, которые они выберут, исходя от впечатлений, которые им доставил урок.

Домашнее задание: п. 12 прочитать, доделать работу по контурным картам (по заданию другой группы).

Вариативная часть: составить кроссворд или подготовить сообщение о исторической личности (на выбор)

Батый; Евпатий Коловрат, Пётр Ослядюкович, киевский воевода Дмитрий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нашествие Батыя на Русь Разработала учитель истории I категории МБОУ «СОШ №15» г. Усолье- Сибирское Сороковикова Ольга Николаевна

Слайд 2

Цели урока 1. Рассмотреть процесс завоевания Руси монголо-татарами, выявить причины этого события. 2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы. 3. Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами .

Слайд 3

Содержание Видеоролик Исходное противоречие Русские земли накануне нашествия Подготовка вторжения Завоевания монголо – татар в XIII в. Соотношение сил к началу вторжения. Оснащение монгольской армии Хан Батый Вопросы к документам Походы хана Батыя на Русь (карта) Решение исходного противоречия Сильные стороны монголо-татар Слабые стороны Руси Итоги и последствия монгольского вторжения. Я знаю Домашнее задание

Слайд 4

«Был страшный год, когда все страны Боялись больше чем огня, Батыя, внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня. Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли.» Вопросы к видеоролику: На основании чего авторы ролика воссоздали события прошлого? Какие русские княжества захватили монголы? Как себя вели завоеватели?

Слайд 5

завоеватели – кочевые племена, находившиеся на более низком этапе развития (на стадии разложения родоплеменного строя) разгромили самое сильное княжество почему монголо-татары победили русские княжества? Исходное противоречие

Слайд 6

Русские земли накануне нашествия Простирались от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Балтийского побережья на западе до Уральских гор на востоке. Карта Древней Руси походила на лоскутное одеяло. Прежние старшие княжества: Киевское, Черниговское, Перееславское – утратили былое влияние, а среди русских князей не было единства.

Слайд 7

Подготовка вторжения Чингисхан умер в 1227 году. Он оставил завещание: покорить землю вплоть до «моря франков» на западе. Основной силой данного похода должен был стать улус Джучи – старшего сына Чингисхана, отца Батыя.

Слайд 8

Завоевания монголо – татар в XIII в.

Слайд 9

Соотношение сил к началу вторжения Вопросы для сравнения монголы Русская армия 1. Численность армии От 30-40 до 120-140 тысяч воинов Около 30 тысяч воинов 2. Рода войск. Тяжелая и легкая конница Конная дружина, пешее городское ополчение 3. Организация войска Единое командование, четкая структура войска, строгая дисциплина Отсутствие единого командования, разрозненность сил армии

Слайд 10

Оснащение монгольской армии таран катапульта подвижная башня камнемет

Слайд 11

Хан Батый Батый (Бату) Саин-хан (1207-1255) — монгольский хан, внук Чингисхана, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель, составивших монгольский улус.

Слайд 12

Вопросы к документам 1. Как вели себя монголы в русских землях? 2. Почему в 1237-1240 гг. русские князья предпочитали тактику защиты в городских крепостях открытым сражениям? 3. Правильной ли, по вашему мнению, была такая тактика? 4. Как летописец объяснял нашествие и успехи завоевателей?

Слайд 13

Походы хана Батыя на Русь 1237- 1238 1239- 1240 сопровождение;

Слайд 14

завоеватели – кочевые племена, находившиеся на более низком этапе развития (на стадии разложения родоплеменного строя) разгромили самое сильное княжество Решение исходного противоречия Раздробленность Руси; Превосходство монголов в численном соотношении; Неподготовленность русских войск вести военные действия

Слайд 15

Сильные стороны монголо-татар Численное превосходство Отличная организация армии Использование новых военных приёмов Использование опыта покорённых народов Превосходные боевые качества

Слайд 16

Слабые стороны Руси Феодальная раздробленность Восприятие нашествия как «Божественной кары» Несогласованность действий Отсутствие единства и взаимопомощи

Слайд 17

экономические политические социальные культурно-бытовые Разорение Руси, разрушение городов ( из 74 - 49 разрушены, из которых 14 полностью уничтожены), упадок торговли и ремесла. Изменение роли и значения князя в государстве. Размежевание и ослабление отдельных русских земель. Резкое сокращение численности населения. Изменение социального состава княжеской дружины. Утеряны секреты ремесленного производства, прекращение каменного строительства. Уничтожение храмов, книг, летописей Итоги и последствия монгольского вторжения на Русь

Слайд 18

1) Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами: …………………………………………… 2) Два самых важных имени: …………………. 3) Два самых важных события (даты):……………………………………………… 4) Два самых важных качества личности правителя (человека): ………………………….. Я знаю

Слайд 19

П.12 прочитать, доделать работу по контурным картам (по заданию другой группы) Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Лабораторная работа по истории "Нашествие Золотой Орды на Русь»

       Предлагаю  апробированное лабораторное занятие по истории для учащихся 10 класса на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". Материалам лабор...

Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Презентация к уроку истории в 6 классе "Борьба Руси с нашествием с Запада"

презентация поможет учителю рассказать о ходе и итогах борьбы северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII веке...

РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: НАШЕСТВИЕ МОНГОЛОВ НА РУСЬ

Урок истории в 6 классе  (учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца  XVΙ в.». Издат.«Просвещение», Москва 2003г.). Учебный предмет – истори...

Зачет по истории № 1 (Русь с древнейших времен до монголо-татарского нашествия). 10 класс вечерней школы.

Главной целью зачета является контроль знаний по теме "Древняя Русь"....

"Монголо-татарское нашествие на Русь" (урок истории)

Урок историиможно использовать в 10 кл и в 6 кл при изучении моголо-татарского нашествия. Урок представлен в виде игры "Умники и умницы"...