"Монголо-татарское нашествие на Русь" (урок истории)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Молоткина Елена Александровна

Урок историиможно использовать в 10 кл и в 6 кл при изучении моголо-татарского нашествия. Урок представлен в виде игры "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_10_kl_mongolo-tatarskoe_nashestvie_na_rus.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Монголо-татарское нашествие на Русь (2-ой урок)

(урок истории в 10 классе (можно использовать в 6 кл))

Цели: формировать умение находить на карте места  исторических боёв; используя  справочную и учебную литературу  находить  источники  тех или иных событий в истории России; создать условия для успешного усвоения исторического материала

Форма  организации занятия: интеллектуальная игра  «Умники и умницы»

Оборудование: карта «Русские княжества в начале XIII века, карточки с датами и  историческими событиями; дорожки: красная , жёлтая и зелёная, портреты полководцев: А. Невский, Д. Донской, хан Батый.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка дом зад.

– На прошлом уроке мы познакомились с темой «Татаро-монгольское вторжение на Русь». Повторение мы проведем в виде мини –теста и  игры «Умники и умницы».

Мини – тест (на карточках для индивидуальной работы):

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

  1. Актуализация знаний. Объяснение правил игры.

В нашей игре каждый этап соревнования называется по-гречески агонами, а участники – агонистами. Все остальные в это время теоретики. Если агонист не может дать правильный ответ, то на вопрос отвечает теоретик, первый поднявший руку.  В каждом агоне 3 агониста.

  1. Игра «Умники и умницы»

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, но на ней нельзя ошибаться. На коричневой  дорожке  три этапа, ошибиться можно один раз и со штрафным очком перейти в следующий этап. На зеленой дорожке четыре этапа, ошибиться можно два раза и переходить в следующий этап с двумя штрафными очками.

Приглашаются 3 агониста  для розыгрыша дорожек

Соотнеси  дату и событие :

   1211-1227гг. – создание империи Чингисхана

   1237-1240 гг.  – нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

   15 июля 1240 года – Невская битва

   5 апреля 1242года – битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

   1240-1480гг. – монголо-татарское иго на Руси

   1380г. – Куликовская  битва

Первый агон. Полководцы, войны, сражения

Этап 1. Узнай событие

Зеленая дорожка

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
(Нашествие Батыя)

Жёлтая дорожка

Некому было стонать и плакать, некому было скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – все вместе лежали мертвые… (Завоевание Рязани Батыем)

Красная дорожка

Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли, ни хлеба
Не взять ливонцам никогда.
(Ледовое побоище)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

«Требуем от вас, горожане, 10 часть во всем – заявили послы Батыя – в людях, в князях, в конях». Что совет князей ответил Хану? (Только когда нас не будет (в живых) то все ваше будет)

Жёлтая  дорожка

Вы, русские князья, собранные в Киеве Мстиславом Мстиславовичем, узнав о вторжении татар в половецкие земли и об их просьбе оказать помощь. После долгих споров вы приняли решение, какое? (Лучше нам принять их на чужой земле, нежели на своей)

Красная дорожка

Князь Святослав! Удача сопутствует тебе в походах. Какими речами ты воодушевляешь своих воинов? (Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут. Станем крепко. Аз же перед вами пойду)

Этап 3. Когда было сражение

Зеленая дорожка

Невская битва (1240 год)

Жёлтая  дорожка

Нашествие Батыя на Русь (1237-1240 г.)

Красная дорожка

Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище 1242 года войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей»)

Второй агон

Приглашаются 3 агониста на 2 агон.

Розыгрыш дорожек

– Перечислите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии?

- стремление расширить свои владения за счёт соседей

- необходимость расширения  пастбищ

- возможность обогащения  в результате военных походов

– Какова причина поражения княжеств Руси в борьбе с татаро-монгольским нашествием?

-жёсткая дисциплина монголо-татар

-отсутствие единства княжеств

- княжеские усобицы

Этап 1. Неотосланные депеши

Кто и когда мог отправить такую депешу?

Зеленая дорожка

«Взяли Рязань и Владимир, двинулись к Новгороду, задержались у Козельска – злой город!» (Нашествие Батыя 1238 год)

Жёлтая   дорожка

«Противник разбит. Гнали его 7 верст по озеру. В плен взяли 450 человек» (Ледовое побоище 1242 год)

Красная дорожка

Хан не решился вступить в битву, хоть и дважды пытался перейти через реку. Повернул войска и ушел в орду. (Стояние на реке Угре. Хан Ахмед 1480 год)

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

А. Невский! Говорят, что после разгрома немецких рыцарей на Чудском озере тобой было сказано («Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!»)

Жёлтая  дорожка

Дмитрий Иванович! Отправляясь в поход на Дон, ты посетил Троицкий монастырь. С кем ты встретился и для чего? (Сергий Радонежский благословил на битву, дал помощь небесную двум инокам богатырям)

Красная дорожка

Хан Батыя! После разгрома Рязани и разорения рязанской Земли произошла еще одна битва с рязанцами в Суздальской земле. Ты выиграл то сражение, но пленников после битвы отпустил. Почему? (Мы со многими царями во многих землях, на многих бранях бывали, но таких удальцов не видали. Эти люди крылаты и не знают смерти, сражаясь один с тысячью, а два с тьмою» с этими словами были отпущены пленники из отряда Евпатия Коловрата, а тело героя было отдано для погребения)

Этап 3. Полководцы и события

Зеленая дорожка

На голубом и мокроватом
Чудском потрескивавшем льду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом
От сотворения году.

(Ледовое побоище состоялось 5 апреля 1242 г. В допетровской Руси счет велся от Сотворения мира. Именно эта дата и указана в стихотворении.)

Жёлтая  дорожка

Большую, тысяч в триста, рать
Привел… на Дон.
Она дракуном в сто голов
Легла на берегу.
О ней вернее этих слов
Сказать я не могу.

(Куликовская битва, 1380 г.)

Красная дорожка

На помощь половцы позвали
Отбить татарские полки,
Но нет единства меж князьями,
Хоть кони быстры и легки.
И сеча та была сурова
У протекающей реки…
Татары пленников связали,
Покрыли досками и там
На них победу пировали…

(Битва на р. Калке, 1223 г.)

Третий агон – это повторение изученного ранее состоит из 2-х  этапов

Приглашаются 3 агониста на 3 агон.  Розыгрыш дорожек

Узнай город и покажи его на карте.
Со времен княжения Кия
Над Днепром поднялся новый град
В белокаменной Софии
Побывать каждый русский был рад. 
(Киев.)

Ой ты, город Великий!
Господин торговых дел!
От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел!
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас… 
(Новгород.)

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!..
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.
(Москва) 

Этап 1. «Чингиз-Хан»

Зеленая дорожка

Имя Чингиз-Хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан великий как океан». Какой же водоем считали океаном монголы? (Озеро Байкал – самый большой известный им в то время водоем)

Жёлтая   дорожка

Именно этих домашних животных в детстве очень боялся маленький Тэмучжин – будущий Чингиз-Хан. (Отец Тэмучжина сказал будущему тестю: «Страсть боится собак мой малыш».)

Красная дорожка

Составьте  исторический потрет Чингисхана   или  вопрос:

За всю историю существования этого великого трансконтинетального пути только основанной Чингис-Ханом монгольской империи удалось получить полный контроль над ним. (Великий шелковый путь).

Этап 2. Исторические диалоги

Зеленая дорожка

Княгиня Ольга в 945 г. древляне казнили вашего мужа князя Игоря. Легенда гласит, что вы отомстили. Как? (Первых древлянских послов Ольга живьем закопала в землю, вторых сожгла в бане, напоив вином дружину древлян приказала всех убить. У жителей Коростеля взяла дань: по 3 голубя и воробья с каждого двора. К лапкам птиц привязала зажженный прут с серой. Птицы возвратились в свои гнезда под крыши домов, и город сгорел.)

Жёлтая  дорожка

Князь Владимир. Приходили к вам послы от волжских болгар, приезжали послы немецкие и проповедники иудейские. Всем им ты, князь, сказал: «Идите прочь!» Выслушав греческого философа, задумался. О чем? (Князь Владимир выслушал всех послов, затем отправил своих в разные стороны. Вернувшиеся из Константинополя рассказали князю о богослужении в Софийском соборе, и в 988 г. князь Владимир крестил Русь.)

Красная дорожка

Ты, князь Ярослав Мудрый, перед своей кончиной дал завещание сыновьям своим, сказав им… (Живите в любви, потому что вы братья. На столе моем заместить меня старшему моему сыну Изяславу, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль).

  1. ИТОГ урока

– Итак, мы повторили и закрепили в памяти основные факты, даты, имена периоды вторжения татаро-монголов  на Русь, выявили умников и умниц по этому периоду истории (Они получают оценку «5» – Ф.И. учеников)

  1. ДОМ. ЗАДАНИЕ:

      1. Докажите или опровергните утверждение: Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее и в политическом, и в экономическом, и в военном отношении.

      2. В чем состояла вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды?

  1. Рефлексия:   продолжи высказывание(см. памятку на доске):

 - Я узнал, что….

- Я убедился в том, что …

- Я обнаружил, что…

- Я  нашёл подтверждение тому, что…

        

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Объясни:   кем были  татаро-монголы?________________________________ Как вы понимаете значение  слов:  ИГО ___________________________________________ УЛУС________________ ордынский выход ________________________________________

Чем занимались баскаки?____________Тумены это сколько?_____________

Соотнесите дату и событие

1)1211-1227гг

А)нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

2)15 июля 1240 года

Б)битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

3)1240-1480гг.

В)Куликовская  битва

4)1380г

Г)монголо-татарское иго на Руси

5)5 апреля 1242года

Д)Невская битва

6)1237-1240 гг

Е)создание империи Чингисхана

Соотнесите дату и событие

1)1211-1227гг

А)нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

2)15 июля 1240 года

Б)битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

3)1240-1480гг.

В)Куликовская  битва

4)1380г

Г)монголо-татарское иго на Руси

5)5 апреля 1242года

Д)Невская битва

6)1237-1240 гг

Е)создание империи Чингисхана

Соотнесите дату и событие

1)1211-1227гг

А)нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

2)15 июля 1240 года

Б)битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

3)1240-1480гг.

В)Куликовская  битва

4)1380г

Г)монголо-татарское иго на Руси

5)5 апреля 1242года

Д)Невская битва

6)1237-1240 гг

Е)создание империи Чингисхана

Соотнесите дату и событие

1)1211-1227гг

А)нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

2)15 июля 1240 года

Б)битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

3)1240-1480гг.

В)Куликовская  битва

4)1380г

Г)монголо-татарское иго на Руси

5)5 апреля 1242года

Д)Невская битва

6)1237-1240 гг

Е)создание империи Чингисхана

Соотнесите дату и событие

1)1211-1227гг

А)нашествия Батыя на Русь, начало монголо-татарского  ига

2)15 июля 1240 года

Б)битва на Чудском  озере (Ледовое побоище)

3)1240-1480гг.

В)Куликовская  битва

4)1380г

Г)монголо-татарское иго на Руси

5)5 апреля 1242года

Д)Невская битва

6)1237-1240 гг

Е)создание империи Чингисхана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монголо-татарское нашествие на Русь

Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...

Презентация "Монголо-татарское нашествие"

Материал о нашествии монгол на Русь....

Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....

Монголо-татарское нашествие на Русь

Тест можно использовать в качестве текущего контроля домашнего задания....

Зачет по истории № 1 (Русь с древнейших времен до монголо-татарского нашествия). 10 класс вечерней школы.

Главной целью зачета является контроль знаний по теме "Древняя Русь"....

Интегрированный урок история+литература "Монголо-татарское нашествие".

Цели: достичь  целостного  представления  об  изучаемом  явлении,событии, процессе,  которые  отражаются в  теме, разделе  программы;познакомить  учащ...