Тема: Русское общество в IX в.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Дата проведения: ______

 

Тема урока: Русское общество в XI в.

Цель урока:

-образовательная: охарактеризовать социальное и государственное устройство Киевской Руси; сформировать представление о своеобразии феодальной структуры древ­нерусского государства.

- развивающая: развивать коллективную работу в классе;

- образовательная: воспитать патриотическое воспитание.

План урока:

1.    Возникновение феодальной земельной собственности.

2.    Феодальная иерархия.

3.    Государственное управление.

Основные понятия: феодализм, вотчина, кормление, смерды, бояре, посадники, тысяцкий, дружина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_obshchestvo_v_xi_v.docx106.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: ______

Тема урока: Русское общество в XI в.

Цель урока:

-образовательная: охарактеризовать социальное и государственное устройство Киевской Руси; сформировать представление о своеобразии феодальной структуры древнерусского государства.

- развивающая: развивать коллективную работу в классе;

- образовательная: воспитать патриотическое воспитание.

План урока:

  1. Возникновение феодальной земельной собственности.
  2. Феодальная иерархия.
  3. Государственное управление.

Основные понятия: феодализм, вотчина, кормление, смерды, бояре, посадники, тысяцкий, дружина.

Рекомендуемая организация уроков

I. Закрепление изученного материала

Тест № 1

Укажите, кто из князей:

  1. построил храм Св. Софии в Киеве;
  2. ввел христианство как государственную религию;
  3. упорядочил сбор дани, ведя уставы, уроки и погосты;
  4. разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат;
  5. начал составление свода законов;
  6. убил Бориса и Глеба;
  7. организовал оборонительную систему крепостей на южных границах Руси.

а) Владимир        б) Игорь

в) Ольга        г) Святослав

д) Ярослав Мудрый        е) Олег

ж) Святополк Окаянный        з) Болеслав I Храбрый

Ответы:

1. д); 2. а); 3. в); 4. г); 5. д); 6. ж); 7. а).

Тест № 2

Укажите, какой князь правил:

1. в 862-879 гг.        2. в 912-945 гг.

3. в 945-972 гг.        4. в 980-1015 гг.

5. в 1015-1054 гг.

а) Игорь        б) Олег

в) Владимир        г) Ярослав Мудрый

д) Святополк Окаянный        е) Борис

ж) Святослав        з) Рюрик

Ответы:

1. з); 2. а); 3. ж); 4. в); 5. г).

II. Проверка домашнего задания

1. Генеалогическое дерево русских князей:

image3

2. Дополнительное задание. Проверить доклады либо выслушать учеников у доски.

III. Изучение нового материала

1. Возникновение феодальной земельной собственности

Учитель сообщает: На основании «Русской правды», летописей, житий, исследований церковных и монастырских документов и других источников историки делают вывод о том, что Киевская Русь в IX-XI вв. была раннефеодальной монархией. Это означает, что происходит переход к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества.

Запись в тетрадях:

Феодализм - общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев па землю, а также па земледельцев, находящихся в крепостной зависимости.

Учитель сообщает: Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. Земля в то время была основным богатством, основным средством производства. В XII в. образуется вотчина, как княжеская, так и боярская.

Запись в тетрадях:

Вотчина - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

 Учитель продолжает: Как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал ее «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

На Руси одним из условий держания было так называемое «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания.

2. Учитель сообщает: В Киевской Руси сложилась четырехступенчатая иерархическая структура (нарисуйте схему на доске):

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\р\media\image1.jpeg

Учитель продолжает: Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смерды делились на две группы: свободных и зависимых. Зависимые смерды именовались: закупами, рядовичами, отпущенниками (отпущенные на нолю рабы-военнопленные), холопами (о значении терминов см. Дополнительные материалы, п. 3).

Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло гоже по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причем не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который должен за это должен был их защищать от нападений; это могло также происходить путем раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же закабаления крестьян вследствие неурожаев, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить.

Крестьянин получал от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только ее держателем. За эту землю крестьянин должен был отдавать феодалу часть своего труда (тогда это была барщина) или часть продуктов {натуральный оброк) или же отдавать деньги (<денежный оброк).

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

3. Учитель сообщает: Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этого слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения - крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати. Бояре исполняли функции воевод и советников князя. Существовал и аппарат управления, который помимо бояр включал в себя мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафа) и др. В подвластных землях функцию управления, а чаще всего контроля осуществляли княжеские наместники - посадники и их помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время войны народное ополчение («тысячу»).

IV. Итог урока

Феодализм представлял собой прогрессивное явление по сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим строем, т. к. давал больший простор развитию производительных сил.

Домашнее задание

§ 10, 11, чтение записей, сделанных на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.ПермиУрок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История...

Урок истории "Русское общество в XI веке"

Урок истории "Русское общество в XI веке"Автор: учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна, МБОУ "СОШ№27"...

Развитие русского общества в 9-11 вв.

В презентации раскрываются основные этапы развития древнерусского общества в 9-11 вв.ё...

Русское общество в XI в. (продолжение)

Дата проведения: ________Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)Цель урока: - образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформиро­вать представление о церковно...

Научная статья: Оборона Пскова 1581-1582 гг. в историческом сознании русского общества

научная статья, опубликованная в сборнике научных статей "Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы" (Новочеркасск 2017)...