План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме
План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"
Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.Перми
Урок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.:-2010.с.240
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goroshenkina_natalya_gennadevna_urok_russkoe_obshchestvo_v_11_veke.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала
Учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна
План-конспект урока
Тема: Русское общество в XI веке
Цель: Сформировать у учащихся 6 класса самостоятельное представление об основных чертах развития русского общества к XI веку
Задачи:
Образовательные:
- Изучить новые термины: вотчина, закупы, рядовичи, феодал;
- Изучить основные характеристики русского общества XI века;
- Сформировать представление о социальной структуре русского общества.
Развивающие:
- Развить умение анализировать историческую ситуацию, выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;
- Закрепить навык формулирования и публичной защиты собственных мыслей;
- Развить навык работы в парах;
Воспитательные:
- воспитать уважение к людям, вне зависимости от их места в социальной структуре;
- воспитать уважение к различным точкам зрения.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: Урок-дискуссия
Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийная установка (компьютер, проектор)
Оформление доски: карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-начале XII века»
Словарь терминов:
Вотчина- земля, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования
Закупы – люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»
Рядовичи –люди, заключившие «ряд» (договор) на выполнение определенной работы
Феодал – владелец земли с зависимым населением.
План урока:
- Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты
2.Изучение нового материала по теме Русское общество в XI веке -30 минут
- Закрепление изученного материала / рефлексия - 3 минуты
- Домашнее задание – Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.
- Задание для закрепления: Учащимся предлагается в своих тетрадях написать 5 предложений на тему «Основные черты русского общества в 11 веке» - 5 минут
- Задание для домашней работы: Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.
Ход урока
Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
| Приветствуют учителя, занимают свои места |
- для того, чтобы лучше понять изучаемый материал, перед Вами на доске главные термины урока: - Великий князь - Удельные князья - Местные бояре - Дружинники - «дворские», «дети боярские» - Наместники - Закупы - Рядовичи - Холопы - Рядовичи - Закупы - Митрополит Киевский - Монах Иларион - Вече - Житель города - Кремль - Купцы - Как Вы считаете, ребята, к чему я поместила на доску эти слова? О чем они могут говорить? - Правильно, все эти термины принадлежат к 11 веку, а это значит, что тема сегодняшнего урока «Русское общество в 11 веке». - Итак, на доске перед Вами висят термины, они перепутаны, в течении 5 минут распределите их по группам (1. – Термины, касающиеся управления страной 2. Феодализм (землевладения) 3. Термины, относящиеся к городу 4. Церковные термины) - Кто готов озвучить свои предположения? - Учитель демонстрирует собственную версию - Таким образом, чтобы изучить русское общество в XI веке необходимо изучить эти составляющие и запомнить термины - Мы с Вами говорили о правлении Ярослава мудрого, и говорили, что князь стал после смерти брата Мстислава фактически единственным правителем на Руси, а как Вы считаете, легко ли было одному человеку следить за всей страной? Кто помогал князю? - А чем князь мог наградить за поддержку? Что считалось главной ценностью? - Князь(как великий, так и удельные) могли забирать себе земли соседских общин, а что делали с людьми, которые жили на данных территориях? - Мог ли князь сам обработать всю землю? - А какие земли могли интересовать князей? - То есть, для того, чтобы прокормить, например, животное требовалось уплатить дань князю, т.е. люди были зависимы от ЗЕМЛИ, так стала формироваться поземельная зависимость - Мы говорили, что бояре и дружинники были опорой князя, поэтому огромные земельные территории стали даваться в дар. - Земли эти передавались от отца к сыну, появился термин ВОТЧИНА, как вы думаете, что он значит? - Посмотрите, раньше, была земля общины, теперь складывается совершенно особенная земельная система. В Европе такие участи назывались «феод», а люди, владевшие землями стали именоваться феодалами, этот термин иногда применяют и к российской истории. - А как Вы считаете, что было выгоднее продолжать платить налоги государству и феодалу или пойти работать в его хозяйство? - Многие понимали, что не справятся сами, поэтому шли к феодалу. Мы с Вами выделили термины, которые относятся к феодально-зависимому населению, Вам предстоит узнать их значения. - Но то сельская местность, а каким на Ваш взгляд был город? - Откройте учебники на странице 57 и прочитайте, как описывает автор учебника описывает город того времени. - В каком году произошло крещение Руси? - и поскольку Русь приняла крещение от Византии, долгое время киевский митрополит подчинялся константинопольскому патриарху. Да и сами митрополиты были греками. - в 1051 (дата для запоминания) впервые был избран русский человек (Иларион) - Просмотр фильма «Киево-Печерский монастырь» | - Ребята смотрят на доску, читают терминологию. - Учащиеся высказывают свои предположения - Учащиеся записывают тему урока в тетради Учащиеся выполняют задание Учащиеся при помощи учителя распределяют слова по группам. - Сохранившееся вече - Совет старцев - Дружина - Наместники - Удельные князья -Конечно земля! - нет, территория была большой - Лучше пахотные, те, которые необходимы были всем людям - От слова отец «отчая земля» - земля отца - Учащиеся высказывают свои точки зрения: - плюсы и минусы - Учащиеся делают свои предположения - 988 год |
Учащимся предлагается в своих тетрадях написать 5 предложений на тему «Основные черты русского общества в 11 веке» | Учащиеся выполняют задание и сдают тетради учителю на проверку |
| Учащимся предлагается высказаться о форме урока, о том, кто может быть выбран «историком дня» по итогам урока |
Урок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.:-2010.с.240
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
План-конспект урока истории в 7 классе на тему "Основные сословия российского общества в 17 веке"
Данная разработка предназначена для 7 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Информация в обществе и технике"
Зазработка урока по информатике в 8 классе...
план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень
Технологическая карта урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен...
План-конспект урока по химии "Наркомания-болезнь XXI века"
Наркомания – это почти всегда смерть в молодом возрасте!Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним!Знай это НЕ для того, чтобы потреблять, а того, чтобы НЕ потреблять!Наркома...