Русское общество в XI в. (продолжение)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Дата проведения: ________
Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)
Цель урока:
- образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформировать представление о церковной и военной организации государства;
- развивающая: развивать навыки коллективной работы
- образовательная: воспитать чувство патриотизма к Родине
1. Города. Особенности городов и его населения на Руси.
2. Торговля.
3. Социально-экономическая роль церкви, ее организация.
4. Армия. Структура и значение.
5. Общественные потрясения.
Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkkoe_obshchestvo_prodolzhenie.docx | 55.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)
Цель урока:
- образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформировать представление о церковной и военной организации государства;
- развивающая: развивать навыки коллективной работы
- образовательная: воспитать чувство патриотизма к Родине
- Города. Особенности городов и его населения на Руси.
- Торговля.
- Социально-экономическая роль церкви, ее организация.
- Армия. Структура и значение.
- Общественные потрясения.
Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.
Рекомендуемая организация урока
1. Учитель сообщает: Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной, хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни. Неизменным оставалось их военно-стратегическое значение крепостей.
Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди (мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди), с другой стороны.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
- Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о торговле в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:
- С какими странами торговала Русь? (С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.)
- Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран? (Шкуры зверей, скот.)
- Учитель сообщает: Уже в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.
Составление схемы: нарисуйте на доске первую часть приводимой ниже схемы.
Организация церкви на Руси
Работа с учебником: Предложите ученикам на основе материала учебника (§ 10, 11, с. 75-76) дорисовать эту схему.
Учитель сообщает: Митрополиты и епископы владели землями, селами и горо- л.1ми. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия. Монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях - игуменья.
- Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать об армии в учебнике (§ 10, 11, с. 73-74), написать конспект и ответить на следующие вопросы:
- Что являлось ядром армии? (Старшая и младшая дружины.)
- Сколько было дружинников у киевского князя? (500-800 дружинников.)
- Кто такие «отроки»? (Телохранители князя.)
- Кто командовал полками? (Воеводы.)
- Как были вооружены «вой»? (Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами, щитами.)
- Какие были традиции сражения у русского войска? (В бою русское войско делилось па «чело» - центр, где белись пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.)
- Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском государстве? (Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, традиции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и духовных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на протяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол. Из-за такого порядка часто возникали конфликты, путаницы, интриги, заканчивающиеся военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья думали не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности запять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехватка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.)
- В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. Зачем? (Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.)
Таким образом, Киевское государство как объединенная могущественная держава восточных славян являлась одним из крупнейших военно-политических и экономических образований раннефеодальной Европы.
- Можно предложить подготовку к самостоятельной работе: значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси (термины можно записать на доске (си. Дополнительные материалы).
- Предложите учащимся по материалам двух последующих (§ 12, 13) параграфов подготовить рассказы о важнейших битвах XI в.
- Дополнительный материал для преподавателя
Термины для подготовки домашнего задания - проверка в следующем уроке:
Смерды - крестьяне-общинники, делились на свободных и лично зависимых. Термин «смерд» долгое время считался синонимом слова простолюдин. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: закупы, рядовичи, отпущенники, холопы.
Холопы - безземельные и полностью бесправные крестьяне, фактически на положении рабов.
Закупы - те, кто становился зависимыми, взяв в долг «купу». Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду - «купу». При се погашении должник снова становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определенную работу в хозяйстве человека, предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства - превратиться в холопа.
Рядовичи - лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.
«Люди» - свободные крестьяне-общинники.
Челядь - домашние: женщины, дети, слуги, рабы.
Тиуны - слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством.
Отпущенники - отпущенные на волю рабы-военнопленные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов
"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного курса для учащихся 8-9 классов...
План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"
План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.ПермиУрок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История...
Урок истории "Русское общество в XI веке"
Урок истории "Русское общество в XI веке"Автор: учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна, МБОУ "СОШ№27"...
Развитие русского общества в 9-11 вв.
В презентации раскрываются основные этапы развития древнерусского общества в 9-11 вв.ё...
Тема: Русское общество в IX в.
Дата проведения: ______ Тема урока: Русское общество в XI в.Цель урока:-образовательная: охарактеризовать социальное и государственное устройство Киевской Руси; сформировать представление о своео...
ЗАИМСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ГОВОРИМ О СПОРТЕ. (Продолжение. Сценарии заданий и игр)
Урок должен быть интересным, а задания, - увлекательными и значимыми для учеников....
Научная статья: Оборона Пскова 1581-1582 гг. в историческом сознании русского общества
научная статья, опубликованная в сборнике научных статей "Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы" (Новочеркасск 2017)...