Народные движения в середине XVII века.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Цели урока: Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.
Задачи урока:
Образовательные:
· Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
· Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;
Развивающие:
· Способствовать развитию познавательных умений – умения доказывать, сравнивать, делать выводы; структурировать материал в таблицу;
· Способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
· Воспитывать уважение к историческому прошлому России;
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал, карта
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_urokov.zip | 1.61 МБ |
Подписи к слайдам:
1 задание: «Кто они?» 1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном.2) Русский царь из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. 3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666- 1667 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. 4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни.
2 задание: «Приведите в соответствие термины и их определения»1. Крепостничество 4. Самодержавие 2. Раскол 5. Старообрядцы 3. Барщина 6. Соборное Уложение А. Противники церковной реформы Б. Форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала В. Отделение от церкви группы христиан после церковной реформы Никона Г. Свод законов Русского царства Д. Даровой принудительный труд зависимого крестьянина на помещичьей земле Е. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
Какая общая тема объединяет данные иллюстрации? Тема урока:Народные движения в середине XVII века
Цель и задачи урока:
Сформировать представления о народных движениях 17 века, о «бунташном» веке.Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;Определить связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс .
Проблема урока
Все народные выступления 17 века закончились поражением?
17 век неспокойно прошел,Народ на борьбу за волю пошел.Восстания, бунты длились 100 лет, За это «бунташным» прозвали тот век! Причины народных выступлений
1) закрепощение крестьян 2) рост феодальных повинностей3) усиление налогового гнёта4) ведение почти непрерывных войн5) попытки ограничить казачью вольность6) усиление приказной волокиты7) церковный раскол и расправы над старообрядцами
Работа в группе
1 группа – изучает события Соляного бунта, на стр. 622 группа –изучает события Медного бунта, на стр. 62-63
Городские восстания
Соляной бунт
Медный бунт
Даты и сроки
Причины
Состав участников
Цели и требования
Характер борьбы
Результат выступления
Соляной бунт 1648 год
Городские восстания
Соляной бунт
Медный бунт
Даты и сроки
1648
Причины
Налоговая реформа
Состав участников
Горожане
Цели и требования
Отменить налог на соль
Результат выступления
Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье
Медный бунт 1662 год
Э.Лисснер.Медный бунт.
Городские восстания
Соляной бунт
Медный бунт
Даты и сроки
1648
1662
Причины
Налоговая реформа
Денежная реформа
Состав участников
Горожане
горожане
Цели и требования
Отменить налог на соль
Отменить медные деньги
Результат выступления
Отменён налог на соль
Прекращён выпуск медных денег
Восстание Степана Разина
Причины восстания:рост повинностей, налогов, оброков крестьян рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда ухудшение положения населения неурожайпроблема беглых на Дону
Этапы восстания С. Разина 1-й этап выступления: 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами». 2-й этап восстания: 1670- 1671 гг. Работа в группе 1 группа – работа с документом - Как вы думаете, о каких изменниках и кровопийцах говорит Разин? - На основе документа сделайте вывод о национальном составе восставших. - Какие строки документа свидетельствуют о том, что восстав-шие верили в то, что царь не знает о деятельности «кровопий-цев» на местах? 2 группа – работа по контурной карте. - Отметьте на контурной карте территорию, охваченную восстанием в 1670- 1671 гг. - Отметьте города, занятые восставшими. - Укажите место пленения Степана Разина. Причины поражения восстания С.Т. Разина
стихийность, низкая организованность;отсутствие четких целей у восставших; разнородный социальный состав;разрозненность действий крестьян.
С. Разина везут на казнь.Гравюра к.17 в.
Закрепление изученного материала 1. Какие события происходили в данные годы?1648 г.1662 г. 1667- 1669 гг.1670 – 1671 гг. 2. Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? 3. Чем закончились данные события? Решение проблемы урока Все народные выступления 17 века закончились поражением? РефлексияИгра «ДА или НЕТ»
А Б В
5
4
3
2
1
1. 17 век вошёл в историю как А) Смутное время Б) Бунташный век В) Век, в котором были окончательно закрепощены крестьяне2. «Поход за зипунами» означает А) Поход за военной добычей Б) Покупка новой одежды казакам В) Царь снаряжает казаков новым обмундированием3. Причинами народных выступлений в 17 веке были А) Закрепощение крестьян Б) Попытки ограничить крестьянскую вольницу В) Церковный раскол и расправа над старообрядцами4. Что такое «прелестные письма» А) Царские указы Б) Красиво написанные письма В) Призывные письма С.Разина 5. В царствование Алексея Михайловича Тишайшего произошли А) Соляной бунт Б) Медный бунт В) Церковный раскол
Оценка за урок
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Женское движение в середине 19 века в России
Причины женского движения, предпосылки и последствия....
«Народные движения в России в середине XVII века»
Конспект открытого урока с презентацией к уроку...
Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...
Тестовые задания по теме "История России с древнейших времён до середины XVII века".
Тестовые задания предназначены для проведения тематического контроля по данной теме. С помощью данных тестов проверяются знания студентми фактического, хронологического материала, умение устанавливать...
Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса
Проверочная работа по истории России первой половины и середины XVII века для 7 класса...
Урок истории России в 7 классе . Тема: "Народные движения в середине XVII века".
XVII век неспокойно прошел,Народ на борьбу за волю пошел.Восстания, бунты длились 100 лет,За это «бунташным» прозвали тот век! ...
Методическая разработка к уроку "Народные движения в России середины XVII века"
Цель урока: сформировать представление о народных движениях XVII века (называть даты выступлений, причины, участников и итоги народных выступлений XVII века; развивать познавательные умения – ум...