Рабочая программа по истории, 8 кл.
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ ПРОГРАММ предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014., А.А.ДАНИЛОВА, Л.Г.КОСУЛИНОЙ (см. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11кл.-М. Просвещение. 2009) и адаптирована к требованиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_istorii_8_klass.docx | 80.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № 1 от « 28 » августа 2015г. Руководитель МО ___________Ложникова Е.Ф. | СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № от « » 2015г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от « » 2015г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ________________________ Соколова И.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
Класс – 8
Учебный год – 2015-16 гг.
Предметная область – обществознание
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации – базовый
Разработчик программы – учитель высшей кв. категории Беляева Н.К.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от «5» марта 2004 г. №1089), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ ПРОГРАММ предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014. А.А.ДАНИЛОВА, Л.Г.КОСУЛИНОЙ (см. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11кл.-М. Просвещение. 2009)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода к изучению истории. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века. Для более глубокого и долговременного усвоения школьниками истории Отечества был увеличен курс «История России. XIX век» до 44 часа за счет сокращения курса Всеобщей истории рекомендованного авторами программы «Всеобщая история: история Нового времени» с 32 до 26 часов, что соответствует Примерной программе основного общего образования.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование исторического мышления, ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- умение характеризовать наиболее яркие личности всемирной истории и их роль в истории и культуре; показать самобытные черты развития Древнего мира, Средневековья, Нового времени.
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Данная программа предполагает использование учителем личностно-ориентированных технологий, технологий критического мышления, модульных технологий, информационно-коммуникационных технологий, компетентностного подхода в обучении. Предполагается использовать такие формы урока как: урок – путешествие, заочная экскурсия, практикум, урок-дискуссия, урок-игра, турнир, викторина, защита проекта, устный журнал.
Проверка и оценка результатов обучения по данной программе осуществляется в таких формах, как устный опрос, контрольное и проверочное тестирование (письменное, компьютерное), практические работы, исторический диктант, творческие работы (доклад, реферат, сочинение).
В учебной программе используется следующий УМК:
1) История Нового времени:
- Юдовская А.Я. Всеобщая история История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. Для общеобразоват учреждений / А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. 14-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
- Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории (1800-1913 годы): 8 класс.- М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.: Просвещение, 2011.
2) История России
- Данилов А.А. История России, XIXвек. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов,.Л.Г.Косулина. 14-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 287 с.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век / 8 класс. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь в 2 частях. 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Данный УМК был выбран учителем, потому что единая линия учебников способствует преемственности и систематизации знаний. В учебниках хорошо проработан методический аппарат (карты, документы, словари и т.д.) Авторы также предлагают учителю поурочные разработки к учебникам и рабочие тетради для учащихся.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю) в соответствии с инвариантной частью учебного плана образовательной организации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX в;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
3. Основные виды учебной деятельности школьников: самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, в т.ч.
- Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)
- Работа с текстами источников ( историческими документами)
- Работа с иллюстрациями
- Работа с историческими картами и схемами
- Работа с кластерами
- Работа над проектом(в группе)
- Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов
- Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов и др. заданий)
4. Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, жетоны и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
*Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии примерной программы в VIII классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории» и «Истории России». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает примерное распределение учебного времени.
№ п/п | Разделы | Основные темы курса | Количество часов |
1 | РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (11 ч) | Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. | 6 |
2 | Тема 2. Строительство Новой Европы | 5 | |
3 | РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в | Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных | 4 |
4 | Тема 2. Две Америки | 3 | |
5 | Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап | 2 | |
6 | Тема 4. Международные отношения в Новое время | 2 | |
7 | Тема 5. Культурное наследие Нового времени | 2 | |
8 | Повторение | 1 | |
9 | Резерв | 1 | |
10 | Итого | 26 |
1) Содержание курса новой истории (1500-1800 гг.)
2) Содержание курса истории России XVII-XVIII вв.
№ п/п | Раздел, кол-во часов | Основные темы курса | Количество часов |
1 | Введение | 1 | |
2 | РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в., 21 ч | Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. | 5 |
3 | Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов | 3 | |
4 | Тема 3. Внутренняя политика Николая I. | 2 | |
5 | Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в. | 2 | |
6 | Тема 5. Внешняя политика Николая I | 3 | |
7 | Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. | 3 | |
8 | Повторение | 2 | |
9 | РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в., 21 ч | Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. | 5 |
10 | Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. | 3 | |
11 | Тема 3. Внешняя политика Александра II. | 2 | |
12 | Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III | 5 | |
13 | Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. | 1 | |
14 | Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. | 3 | |
15 | Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа) | 2 | |
16 | Повторение | 2 | |
17 | Итого | 44 |
5.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ( 11 ч) | |||||||||
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. ( 6 ч) | |||||||||
1 | Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе | 1 | Урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | Признаки традиционного и индустриального общества. Развитие техники. Новые технологии. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества | Технический прогресс в Новое время, капитализм, монополистический капитализм, экономический кризис перепроизводства. Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. | Презентация. | IX-1 | |
2 | Промышленный переворот и его социальные последствия. | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. | Понятия: Промышленный переворот, Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». Объяснять причины изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. | IX-1 | ||
3 | Возникновение научной картины мира | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Создание научной картины мира. Развитие образования | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки | Презентация. | IX-2 | |
4 | Художественная культура XIX в. | 1 | Комбинированный | Работа в группах | Литература и искусство Нового времени | Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм постимпрессионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры | Презентации. | IX-2 | |
5-6 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма | 2 | Комбинированный | лекция | Консервативное и либеральное течения в общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм | Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. | IX-3 | ||
Тема 2. Строительство Новой Европы ( 5 ч) | |||||||||
7 | Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз | 1 | Комбинированный | рассказ | Наполеон Бонапарт. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный Союз. | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн. Работать с историческим документом. Знать причины ослабления империи Наполеона. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | Презентация. | IX-4 | |
8 | Англия: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. | 1 | Комбинированный | рассказ | Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред- юнионы | Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира». Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом | Карта | IX-4 | |
9 | Европейские революции XIX века: Франция: революция 1848 г. Вторая империя | 1 | Комбинированный | Работа с учебником. Практикум. | Июльская монархия Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи | Финансовая аристократия, Авторитарный режим Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса. Объяснять причины и итоги европейских революций | Презентация. | X-1 | |
10 | Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. | 1 | Комбинированный | рассказ с элементами беседы | Образование Северо- германского союза. О. фон Бисмарк. Национальное объединение Италии | Канцлер, Северо-германский союз. Называть правителей и государственных деятелей Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. | Презентация. | X-1 | |
11 | Франко-прусская война О. Бисмарк. Парижская Коммуна | 1 | Комбинированный | рассказ с элементами беседы | Франко-прусская война. Парижская Коммуна | Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | Карта | X-2 | |
РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (ч) | |||||||||
Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч) | |||||||||
12 | Германская империя в конце XIX -начале XX вв. | 1 | Урок изучения нового материала | рассказ с элементами беседы | Особенности индустриального развития. Социальный реформизм | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Показывать на карте колонии | X-2 | ||
13 | Великобритания: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. | 1 | Комбинированный | рассказ.. | Особенности экономического развития. Колониальные захваты | гомруль, лейбористская партия, Антанта Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Видеоурок. | X-3 | |
14 | Европейские революции XIX в. Франция: Третья республика. Монополистический капитализм. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником и картами. | Франция - светское Государство. Реваншизм Конституционная монархия. «Лоскутная империя» | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Карта | X-3 | |
15 | Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. | 1 | Комбинированный | лекция | Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. | Называть особенности развития и характер внешней политики особенности развития Австро-Венгрии. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы | Презентации. | X-4 | |
Тема 2. Две Америки ( 3 ч) | |||||||||
16 | Гражданская война в США. А.Линкольн. | 1 | Урок изучения нового материала | видеоурок | Гражданская война. Отмена рабства | гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм. Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений | Презентация. | X-4 | |
17 | США в конце XIX в. Монополистический капитализм. | 1 | Комбинированный | лекция | Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. Внешняя политика | Олигархия, резервация, прогрессивная эра, «дипломатия доллара». Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления | Карта | X-5 | |
18 | Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в. | 1 | Комбинированный | лекция | Образование независимых государств | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте | Презентация. | XI-2 | |
Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч) | |||||||||
19 | Начало модернизации в Японии. | 1 | Комбинированный | рассказ | Реформы Мэйдзи | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики | Видеоурок. | XI-2 | |
20 | Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв: Китай, Индия. | 1 | Комбинированный | рассказ | «Открытие» Китая Особенности колониального режима в Индии | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. ИНК. Объяснять особенности развития Китая, Индии, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу | Карта | XI-3 | |
Тема 4. Международные отношения в Новое время ( 2 ч) | |||||||||
21 | Политическое развитие стран мира в начале XX в. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Обострение противоречий в развитии индустриального общества | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы | Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение. | Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Понятия: общественно-политические течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм. Составить сравнительную таблицу | Презентация. | XI-3 | |
22 | Международные отношения в Новое время. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. | 1 | Урок изучения нового материала (интегрированный) | Лекция. Работа с картой | Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений | Тройственный союз, Тройственное согласие, Называть основные международные противоречия Знать: причины мировых воин начала XX в., военные блоки Образование военно-политических союзов. Гонка вооружений. | Видеоурок. | XI-4 | |
Тема 5. Культурное наследие Нового времени. (2 часа) | |||||||||
23-24 | Культурное наследие Нового времени. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. | 2 | Урок изучения нового материала | Лекция. Работа с учебником. | Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис индустриального общества. Декаданс | Романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм. Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать, систематизировать материал | Видеоурок. | XI-4 XII-1 | |
25 | Мир накануне ХХ века | 1 | повторительно-обобщающий урок | контроль. | XII-1 | ||||
26 | Резерв | 1 | XII-2 |
5.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ XIX в»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч) | |||||||||
1 | Введение. Россия на рубеже веков | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - беседа | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику | Презентация. | XII-2 | |
Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов) | |||||||||
2 | Внутренняя политика в 1801-1811 гг. М. М. Сперанский | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - рассказ с элементами беседы | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | Карта | XII-3 | |
3 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность | Карта | XII-3 | |
4 | Отечественная воина 1812 г. | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Видеоурок. | XII-4 | |
5 | Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза. | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | Видеоурок. | XII-4 | |
6 | Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Социально- экономическое развитие | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения | Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | Презентация. | I-2 | |
Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов (3 часа) | |||||||||
7-9 | Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов | 3 | Урок изучения нового материала | работа в группах | Тайные общества Северное и Южное, их программы. Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Презентаия | I-2,3 | |
Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа) | |||||||||
10 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с документами. | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | Видеоурок | I-3 | |
11 | Социально- экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | 1 | Урок –изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д. | Презентация. | I-4 | |
Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа) | |||||||||
12 -13 | Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. | 2 | Урок - изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Презентация | I-4 | |
Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа). | |||||||||
14 | Внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа. | 1 | Урок - изучение нового материала | Урок –рассказ с элементами беседы | «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | Карта | I-5 | |
15-16 | Крымская война. | 2 | комбинированный урок | Урок – рассказ | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Презентация | II-1 | |
Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
17 | Российская культура первой половины XIX в. Образование и наука. | 1 | Урок изучения нового материала | семинар. Работа в группах. | Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Видеоурок | II-1 | |
18-19 | Российская культура первой половины XIX в. Художественная культура. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | 2 | комбинированный урок | Работа в группах с документами. | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Презентация | II-2 | |
20 | Тема 7. Родной край в перовой половине XIX в. | 1 | Урок –изучение нового материала | лекция | Экономика. Участие иркутян в Отечественной войне 1812 г. Декабристы в Сибири. | Знать особенности экономического, культурного и общественного развития Иркутской губернии в первой половине в. | Карта | II-3 | |
21 | Россия на пороге перемен | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Контрольный тест | Россия в годы правления Николая I . | Выполнять задания теста. | II-3 | ||
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (21 ч) | |||||||||
Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (5 часов) | |||||||||
22 | Александр II. Отмена крепостного права. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | Видеоурок | II-4 | |
23-24 | Великие реформы 1860-70 гг. | 2 | Урок изучения нового материала | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ. | Презентация | II-4 | ||
25-26 | Социально- экономическое и политическое развитие после отмены крепостного права | 2 | Урок изучения нового материала | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; | Карта | III-1 | ||
Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
27-28 | Общественные движения второй половины XIX в. | 2 | комбинированный урок | Урок -беседа | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля». М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев | Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения | Презентация | III-2 | |
29 | Национальная политика в царствование Александра II. | 1 | Изучение нового материала | лекция | Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. | Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний. | Видеоурок | III-3 | |
Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа) | |||||||||
30 | Внешняя политика Александра II | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | Карта | III-3 | |
31 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | Презентация | IV-1 | |
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 часов). | |||||||||
32 | Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-х гг. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика. Называть основные черты внутренней политики Александра III | Видеоурок | IV-1 | |
33-34 | Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. С. Ю. Витте. | 3 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей | Презентация | IV-2 | |
35 | Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | Карта | IV-3 | |
Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час) | |||||||||
36 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Презентация | IV-4 | |
Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 часа) | |||||||||
37-39 | Российская культура второй половины XIX в. | 3 | изучение нового материала | Работа с документами | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И. Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Презентация | V-1 | |
Тема 7. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире (2 часа) | |||||||||
40 | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | 1 | изучение нового материала | лекция | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв. | Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах | Видеоурок | V-2 | |
41 | Россия в международных отношениях начала XX в. | 1 | интегрированный урок | лекция | Военно-политические блоки. Нарастание международной напряженности. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге | Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. Называть основные направления внешней политики Антанта, Тройственный Союз | Презентация | V-2 | |
42 | Тема 8. Родной край во второй половине XIX -начале ХХ в. | 1 | интегрированный комбинированный урок | лекция | Экономика. Общественное развитие. Культура. Н.Н. Муравьев-Амурский и др. | Знать особенности социально-экономического, общественного, культурного развития Иркутской губернии во второй половине XIXв.. | Карта | V-3 | |
43-44 | Россия и мир на пороге ХХ века | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Контрольный тест | Россия во второй половине XIX в. | Выполнять задания теста. | V-3,4 |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для учителя.
- Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории (1800-1913 годы): 8 класс.- М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени. 1800-1900 гг. 8 класс / Сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. -112 с.
- Контрольные работы по истории нового времени к учебнику Всеобщая история нового времени 1800-1913г. автор Симонова Е.В Идательство М. “Экзамен”2009 г.
- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1918.Ч.1-2. - М.: Просвещение, 2011.
- История России. 6-9 классы: развернутое тематическое планирование по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век / 8 класс. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
- История . 8 класс: рабочие программы по учебникам А.В. Ревякина и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. М.Б. Новожилова. – Волгоград: Учитель : ИП Гринин Л.Е., 2014. – 54 с.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век. Рабочая тетрадь в 2 частях. 10-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- История. База дифференцированных заданий. Формирование разноуровневых карточек. Многовариантные проверочные работы. 7-9 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- История. Демонстрационные таблицы. 6-11 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- Портреты великих ученых с краткой биографией. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Печатные пособия.
Исторические карты:
- Европа в 1799-1815 гг.
- Европа в 1815-1840 гг.
- Европа в 50-60-е гг. XIX в.
- Война за независимость и образование США
- Гражданская война в США (1861-1865 гг.)
- Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в. Соединенные Штаты Америки в конце
- XIX – начале XX вв.
- Отечественная война 1812 г.
- Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.
- Россия после реформ (развитие капитализма с 1861 по 1900 гг.)
2. Информационно-коммуникативные средства.
- Биографии великих ученых (рефераты) / Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История. 5–11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- История. 6–11 классы. Демонстрационные таблицы / сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Портреты великих ученых (с краткой биографией) / Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
- История. База дифференцированных заданий. Формирование разноуровневых карточек. Многовариантные проверочные работы. 7-9 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- История. Демонстрационные таблицы. 6-11 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
3. Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.hist.msu.ru http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://prezentacii.com/istorii/ http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://www.openclass.ru http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_istorii/0-4 |
4. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Шкаф для хранения карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...