Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
консультация по истории
Под самостоятельной познавательной деятельностью я понимаю активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Свою роль я вижу как организатора, консультанта и партнера. Это соответствует концепции модернизации российского образования, которая определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, обучающихся за своё развитие».
Цели моей работы:
- создание условий для развития самостоятельности у учащихся;
- формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности и личной ответственности;
- воспитание социально - адаптированной личности, способной применять полученные знания для решения жизненных задач.
Задачи:
- Повышать качество знаний учащихся путем развития самостоятельной и познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий.
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛКОВИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Выступление на заседании МПО
учителей гуманитарного цикла:
«Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Подготовила: Туркова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
д. Волковичи
2017
Под самостоятельной познавательной деятельностью я понимаю активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Свою роль я вижу как организатора, консультанта и партнера. Это соответствует концепции модернизации российского образования, которая определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности, обучающихся за своё развитие».
Цели моей работы:
- создание условий для развития самостоятельности у учащихся;
- формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности и личной ответственности;
- воспитание социально - адаптированной личности, способной применять полученные знания для решения жизненных задач.
Задачи:
- Повышать качество знаний учащихся путем развития самостоятельной и познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий.
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Реализация данных целей и задач в практическом преподавании идет через применение современных педагогических технологий.
Проектная деятельность - является интегрированным видом деятельности, сочетающим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной,
учебной, а главное творческой деятельности. Учебный проект – это возможность ученика сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или
одному, максимально используя свои возможности. Учебный проект позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Учебные проекты бывают: информационные, исследовательские, практической направленности и творческие. Реферат можно отнести и к информационному проекту, и к исследовательскому проекту. Он обладает признаками обоих. Учащиеся под моим руководством, подготовили реферат на тему: «Александр Невский», «Ошибки семейного воспитания», «Смоляне – защитники Отечества», провели исследовательскую работу, посвященную истории нашей школы и создали альбом «Зажги свою Звезду», подготовили презентацию «Огненная деревня или Рославльская хатынь».
Учебные проекты практической направленности я активно использую в своей работе по обществознанию: бизнес-план малого предприятия, резюме для трудоустройства, бюджет своей семьи, презентации, рекламные проспекты.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач. Написание исследовательских работ, рефератов, анализ исторических источников, решение проблемных задач.
Особенно удачно у меня получается применение метода исследовательской работы. В ходе её, ученики овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новые для себя зависимость или закономерность. Такая работа под силу только хорошо подготовленным учащимся, поэтому подготовку я начинаю с выполнения небольших проблемных заданий, решения исторических задач: анализ исторического документа, составление плана, построить графическую или логическую схему, характеризовать исторического деятеля. Так постепенно и поэтапно идет формирование навыков исследовательской работы.
Работы моих учеников принимают участие в конкурсах различного уровня и уже становились призёрами муниципального конкурса.
Игровые технологии.
Функция игры в учебном процессе состоит в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, что облегчает усвоение их.
Игра моделирует жизненные ситуации или условия взаимодействия людей.
Она интересна мне как учителю, работающему со школьниками подросткового возраста, который характеризуется как «переломный» период в развитии личности. Он отличается трудностью в обучении, быстрой
утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира, на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно
реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость и происходит внутреннее раскрепощение.
Я использую различные игры по форме: ролевые, игры по правилам, ретроспективные, тренинговые.
Уроки проходят в игровой форме: урок - путешествие, рыцарский турнир, урок – суд, заседания клуба знатоков. Чаще я использую игру как элемент урока, особенно при изучении нового материал: «Три предложения», «Чистая доска», «Дерево мудрости» и ролевые игры. Тренинговые игры используются мной на уроках повторения и обобщения: «Поле чудес», лото, головоломки, кроссворды,
«Найди ошибку», «Аукцион». Ролевая игра требует более серьезной подготовки, но помогает избежать монотонности и пассивности.
Информационно - коммуникативные технологии.
Информационные технологии позволяют значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и разнообразить индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития ребенка.
В своей деятельности я активно пользуюсь: интернет ресурсом, как источником информации, презентации с использование программы Power Point, мультимедийные учебники по истории, аудио - и видеоинформационные.
Интернет обладает огромным информационным потенциалам, который успешно использую я сама и мои ученики в исследовательской работе или проектной деятельности. Моя главная задача формировать навыки отбора информации и умения систематизировать её. Ученики активно участвуют в онлайн тестировании при подготовке к ГИА, а также онлайн конкурсах.
Презентации с использование программы Power Point удачны в использовании на уроках, так как содержат краткий текстовый материал, выводы, основные факторы, т. е. сжатую до минимума самую важную информацию. Презентации в Power Point мы создаём на основе материалов учебника, дополнительной литературы, а также с помощью материалов Интернета. Для их создания обычно использую схемы, диаграммы, таблицы. Если основа презентации - печатные материалы и иллюстрации учебника, то они переводятся в электронную форму путем сканирования.
Использую презентации на уроке для:
- иллюстрации событий, которые учащиеся изучают и должны их охарактеризовать;
- изображения исторических личностей, которых нужно назвать и рассказать их биографию;
- незаконченные схемы или схемы с ошибками или с пропущенными словами;
- фрагменты сражений (видеоролики);
- описание личности.
Презентации создают ученики в рамках учебного проекта. Создание презентаций к каждому уроку - процесс довольно сложный и длительный, поэтому я часто использую презентации педагогов – новаторов, в рамках проекта «Учитель цифрового века».
Опыт применения ИКТ позволяет сделать вывод о том, что сочетание классических технологий (работа с учебником и т. д.) и новых возможностей компьютерной техники в системе дает на практике возможность успешно
реализовывать деятельностный подход в обучении. Деятельностный подход в обучении ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, поэтому обучение становится личностно - ориентированным.
Технология личностно – ориентированного позволяет создавать комфортные условий для развития и реализации природного потенциала учащегося.
В рамках личностно – ориентированного обучения, я использую метод разноуровневого обучения, которая позволяет создавать ситуации успеха для каждого ученика независимо от его способностей.
Я применяю: задания разного уровня сложности, учу задавать вопросы и высказывать своё мнение, использовать интуицию каждого ученика. Больше времени отвожу на выполнение заданий тем ученикам, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Если каждому ученику отводить время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение учебной программы. Благо специфика малокомплектной школы позволяет мне это делать.
Использование алгоритмизированных «памяток» помогает развивать общеучебные умения учащихся.
Применение современных педагогических технологий позволяет мне добиваться повышения качества знаний учащихся и мотивации обучения, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся и умения применять полученные знания для решения жизненных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"
В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...
Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с учебным материалом являе...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...
Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Тема: Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОСВыступление на РМО учителей истории и обществознания....