поурочные планы по истории Казахстана 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Елеусизова Дана Калиаскаровна

здесь поурочные планы за год, но не все...может кому-нибудь понадобятся, рада помочь...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 6                                    дата: 20.09

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Вещественные источники

        

Мақсат\Цели – О: организовать самостоятельное изучение материала, ознакомиться с понятием «археология, этнография, этнология», а также с именами исследователей.Р:развивать речь, навыки самостоятельной работы, интерес.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. орг. Момент.
  2. Проверка знаний
  1. История письма
  2. История возникновения алфавита
  3. Письменное описание ситорических событий
  4. Дополнительная информация о письменных источниках
  1. Изучение нового материала (работа в группах)

План

  1. Становление науки археологии
  2. Археологические понятия
  3. Этнография и этнология
  4. Этнографические исследования
  1. Проверка усвоения через диалог «Ученик-ученик», «Учитель-ученик», «ученик-учитель»
  2. С.р. - Заполнить таблицу на стр.19
  3. Закрепление – вопросы на стр.19
  4. Д/з пар.4



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок №                                  дата:

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Исторические источники

        

Мақсат\Цели – О: объяснить, что такое исторические источники, познакомиться с видами источников.Р:развивать речь, навыки самостоятельной работы, интерес.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. орг. Момент.
  2. Проверка знаний
  1. Что означает слово «история»?
  2. Кого мы называем «отцом истории»?Почему?
  3. Кого называют шежиреши?
  4. Зачем нужно изучать историю?
  5. Из каких периодов состоит история Казахстана?Почему История Казахстана считается частью истории?
  1. Изучение нового материала (Работа в группах прием «Жигсо»)

План

  1. Основы исторических источников
  2. Устные источники
  3. Письменные источники
  4. Археологические источники
  1. Самостоятельная работа (Составление вопросов по теме)
  2. Взаимопроверка и взаимооценивание
  3. Диалог «Учитель-ученик»
  4. Д/з пар.4 прочитать и уметь рассказывать



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 10                                   дата: 4.10, 8.10

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Исторические карты

        

Мақсат\Цели – О:создать условия для самостоятельного изучения нового материала:ознакомиться с видами карт, с их авторами, с историей возникновения карт ;Р:развиватькоммуникативные навыки через групповую форму работы, развивать  речь, навыки самостоятельной работы, интерес;В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету, любознательность.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. орг. Момент.
  2. Проверка знаний

Тест

  1. Изучение нового материала (в группах)
    1. Гр. – оформить флипчарт «географические карты»

2. Гр. – оформить флипчарт «исторические карты»

3. Гр. – оформить флипчарт «история возникновения карт»

    4. Презентация работ

          - выйти  к доске и защитить свои флипчарты

     5. Взаимооценивание

        - наклеить стикеры на понравившийся флипчарт и выступение

        - комментирование оценок

    6. Сам.раб.

         - составить вопрос-ответ по теме(в группе)

         - спикеру обойти группы и опросить их

         - дать оценку группам

      7. Рефлексия

       - понравилась ли вам тема урока и форма проведения?Почему?

       - в выполнении какой работы возникли трудности?И как их устранить?

       - Какую вы бы оценку себе поставили сегодня?

    8. Д/З пар. 11 читать и знать ответы на вопросы после параграфа



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 8                                    дата: 27.09

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Историческое время

        

Мақсат\Цели – О:дать понятие о времени, о видах времени, познакомиться с понятием «ХИДЖРА», «МУШЕЛЬ».Р:развивать речь, навыки самостоятельной работы, интерес.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. орг. Момент.
  2. Проверка знаний
    1. В чем важность исторического краеведения для изучения истории?

2.Какие задачи ставятся перед краеведение?

3.С какого века краеведение стало формироваться в отдельную отрасль науки?

4.С какими отраслями исторической науки тесно связано краеведение?

5.Что такое архив?

   3. Изучение новой темы

   План

  1. Линия времени в истории
  2. Казахское летоисчисление
  3. Хиджра

 4.Сам.раб. – Прочитать на стр.24 легенду и рассказать своему соседу(работа в парах)

                   - Заполнить таблицу «Казахсткое летоисчисление»

5. Закрепление – вопросы на стр.25 устно

6. д/з пар.7 читать и знать ответы на вопросы к пар.



Предварительный просмотр:

                        Сабақ \урок № 18                                          дата: 1.11

Пән\предмет: Рассказы по истории Казахстана                                                                класс:5            

Такырып\тема:Казахстан в эпоху камня        

Мақсат\Цели – рассказать о культуре  племен, проживающих в Казахстане; развить навыки  мышления; воспитать нравственные качества учащихся.

Әдіс – тәсілдер\метод – словесный.

Сабак турі\ тип урока – изучение новой темы.

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка знаний

тест

      3.Изучение новой темы.

План

  1. Письменные источники о культуре
  2. Жилище
  3. Искусство «зверинный стиль»
  4. Великий Шёлковый путь

  1. Древнепгреческий писптель, историк Ксенофонт, проживающий долгое времяипри персидском дворе, приводит интересный случай, позволяющий судить о методах воспитания молодежи у саков: «Персидский царь устроил конные ристалища для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев. Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека.» Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам»

  1. Самостоятельно.(прочитать и дать характеристику)

  1. Искусство «зверинного стиля» сложилось в 7-6 вв.до н.э. «Полихромный стиль» - в 7-5 вв. До.н.э.

  1. Через территорию Казахстана проходил ВШП. Он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. Проходил через земли уйсунов и кангюев. Казахстан – мост, который связывал Европу и Азию.

  1. Самостоятельно. аполнить)

Город Тараз

?

Талгар, Испиджаб, Отрар

?

Город Кедер

?

В городах Тараз, Баласагун, Испиджаб были найдены остатки культовых сооружений.

4. Закрепление. Вопросы после текста.

5. д/з пар.14 читать и знать ответы на вопросы на стр.60.



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 12-13                                дата: 11.10, 15.10

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Казахстан – одно из крупнейших государств мира

        

Мақсат\Цели – О:обогатить знания учащихся о Казахстане историческими событиями, познакомить, формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана.Р: развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету, ответственность.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

1. Разминка

Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку.  Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.

1.    Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

2.    Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

3.    Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

4.    Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

5.    Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

6.    Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

7.    Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

8.    Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

А теперь можете пройти на свои места.

2. Упражнение » Ассоциации».

Учитель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.

Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки к «Дереву Казахстана».

Учитель:  Тема нашего урока сегодня – «Наша родина – Казахстан».  Мы с вами сегодня познакомимся с природой Казахстана, с богатством ее недр. Давайте вспомним, какой юбилей в этом году отмечает наша родина? Правильно, 20-летие независимости. А сейчас приступим к работе. Вам предстоит работа в группах, где вы должны будете помогать друг другу, выполняя задания.

Каждой группе достается одна из тем, которую нужно проработать и составить кластер. Затем по кластеру нужно будет рассказать о своей теме для того чтобы участники других групп с ней познакомились. В кластере нужно записать самое основное.

3. Работа в группах.

1 группа – Горная система Казахстана

2 группа – Озеро-речная система и природа  Казахстана

3 группа – ПИ Казахстана.

Представление кластера.

Но не только природой и ПИ богата казахстанская земля. Богата она и людьми. В этом году празднуется 170-летие казахского ученого, просветителя, писателя Ы.Алтынсарина.  Сейчас вы прочитаете текст об Ыбрае Алтынсарине. Какая-то информация вам возможно уже знакома, поэтому рядом с такими предложениями вы поставите галочку – «v», а рядом с той информацией,  которую вы не знали, только что прочли, вы ставите «+». Если вы думали иначе, ставите «-» , а если хотите что-то уточнить, то знак вопроса «?».

Чтение с пометками

Ыбрай Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, писатель, ученый, основоположник казахской детской литературы и женского образования в Казахстане. Родился в 1841 году  в Костанайской области, в местности Торгай.

В 1857 году окончил школу с золотой медалью. В школе он в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. Работал переводчиком, затем учителем в казахской школе. В 1879 году Ыбрай стал инспектором торгайских школ.  В это же году была напечатана его первая книга «Казахская хрестоматия».

В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для девочек в Иргизе.

Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с русского на казахский.

Ы. Алтынсарин внес огромный вклад  в развитие народного образования.

- Какая информация была вам знакомой, а где вы узнали об этом? Какая информация была незнакома? Что вы хотите узнать, уточнить?

Оказывается, вы много знаете об Алтынсарине, молодцы, а  сегодня узнали еще больше. Сейчас вам предстоит выполнить задания, но прежде чем их начать давайте немного разомнемся, чтоб выполнять задания было полегче.

Физминутка: Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы запомнили полученные сведения  о Казахстане и Ыбрае Алтынсарине. Я вам раздаю задания, работаем по-прежнему в группах. Если кто-то  из участников группы затрудняется, то можно ему немного помочь. Задания выполняется на розданных листочках.

Задания:

1. Допишите пропущенные слова:

Горы занимают ______ процентов территории Казахстана. Самая высокая точка Казахстана – это пик ___________________. Горная система Алтай делится на __________Алтай и ________ Алтай. В Казахстане также расположены _________________ горы, горная система ____________, горы ________________.

2. Ответьте на тестовые вопросы, отметив правильный вопрос:

1) Одна из самых крупных рек в Казахстане – это:

А) Арал,

Б) Иртыш,

В) Волга.

2) Где используется сильное и быстрое течение горных рек?

А) на гидроэлектростанциях,

Б) на рудниках,

В) для перевозки грузов.

3) Сколько озер насчитывается в Казахстане?

А) более 20 тысяч,

Б) более 32 тысяч,

В) более 48 тысяч.

4. Какие животные обитают в Казахстане?

А) сайгаки, архары, слоны,

Б) косули, кенгуру, белки,

В) кабаны, сайгаки, архары.

3. Соотнесите правильно (стрелочками):

Медь        Экибастуз

Железо        Западный Казахстан

Нефть        Жезказган

Уголь         Темиртау

4. Исправьте ошибки в тексте:

Ибрагим Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, музыкант. Родился в 1856 году в   Костанайской области, в местности Торгай. В школе он в совершенстве овладел русским, китайским, татарским и персидским языками.  В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для мальчиков в Иргизе. Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с немецкого на казахский.

(Абай, писатель, 1841, арабским, девочек, русского)

Работа на местах, после выполнения – обмен листочками по кругу, совместное выполнение у доски, проверка заданий соседа.

Молодцы ребята. Справились с заданием.

Сегодня мы с вами познакомились с природой, полезными ископаемыми, узнали много нового об Ыбрае Алтынсарине. Все хорошо потрудились. А теперь запишите домашнее задание: параграф 10, читать, пересказывать и написать сочинение-миниатюру «Моя Родина – Казахстан»

7. Рефлексия.

А теперь я хочу узнать, понравился вам урок или нет. Я вам предлагаю выразить это с помощью смайлика. Возьмите у меня листочек и нарисуйте смайлик.

Если понравился урок –

Если был нормальный – нейтральная – :-/

Если был не интересный, не понравился –  

 Рубрика: поурочные планы по истории |  Метки: 5 класс, история, Казахстан, моя Родина, поурочный план, разработка урока, урок |  Нет комментариев »

 урок по истории Казахстана «Абылай хан»

 15.03.2012 | Автор: historyofkz

Класс: 8

Предмет: история Казахстана

Тема: Ханство Абылая

Цели урока:

•     познакомиться с жизнью известной исторической личности  казахского народа – хана Абылая,

•    узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

•    Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,

•     формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышления

Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация (приложение 1)

План урока:

1.    Организационный момент. Постановка цели урока.

2.    Опрос домашнего задания.

3.    Изучение нового материала

3.1.    Работа в экспертных группах

3.2.    Работа в кооперативных группах

4.    Закрепление и контроль изученного материала

4.1.    Выполнение разноуровневых заданий

4.2.    Взаимопроверка

5.    Итог урока.

5.1.    Итог учителя

5.2.    Роль «Психолог»

6.    Инструктаж домашнего задания

Ход урока:

1.    Организационный момент.

Здравствуй, ребята!

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (слайд 1,2)

Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.

2.    Опрос домашнего задания

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

1)    Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

2)    Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)

3)    Объясни, что означает слово курултай (собрание кочевников)

4)    Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

5)    Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века (несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

6)    Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (в 1731 г.)

3.    Изучение нового материала

Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства.   Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

- Наша работа сегодня будет строиться по плану:

1.    Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

2.    Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

3.    Казахское ханство в период правления Абылая

4.    А. Левшин о хане Абылае

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):

Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.

По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Тексты для изучения группам (приложение 3)

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

4. Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5.    Итог урока.

Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

4.    Инструктаж домашнего задания

1.    Параграф 12, читать пересказывать, составить характеристику  хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся, приложение 6).



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 7                                    дата: 24.09

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Что такое краеведение?

        

Мақсат\Цели – О:ознакомиться с понятием краеведение,с ее ролью в истории, а также познакомиться с новыми терминами..Р:развивать речь, навыки самостоятельной работы, интерес.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. орг. Момент.
  2. Проверка знаний
  1. Проверить наличие таблицы
  2. Что изучает археология?
  3. Что мы можем узнать, изучив особенности орудий труда?
  4. Что изучает наука этнография?
  5. Как организуются этнографические экспедиции?
  1. Изучение новой темы

План

  1. Историческое краеведение?
  2. Историческая география
  3. Историческая демография
  4. Архивоведение
  1. С.Р. Заполнить таблицу

Краеведение

1

Понятие «краеведение» означает...

2

Основными задаачми краеведения являются...

3

Краеведение тесно связано с такими отраслями исторической науки , как...

4

Архивы являются....

  1. Закрепление – устно ответить на вопросы на стр. 21.
  2. Д/з пар.5



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 14                              дата: 18.10

Пән\предмет: рассказы по истории Казахстана                                   Сынып/ класс:5                

Такырып\тема:  Казахстан – одно из крупнейших государств мира

        

Мақсат\Цели – О:обогатить знания учащихся о Казахстане историческими событиями, познакомить, формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана.Р: развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.В: способствовать воспитанию патриотических чувств и любовь и уважение к предмету, ответственность.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка знаний
  • Тест
  1. Изучение нового материала
  • Работа с текстом(чтение с пометками)
  • Заполнение таблицы «ЗХУ»
  • Работа с картой и дополнительной информацией
  1. Самос. Раб.
  • Выписать определения терминов «этнос», «этнография, этнология», «диаспора»
  • Прочитать и проверить соседа
  1. Рефлексия
  • Что такое этнос?И сколько этносов насчитывается в мире?
  • Какие и сколько национальностей проживают в РК?
  • Чем занимаются этнологи и этнографы?
  • Что было не понятно на уроке?был ли интересным урок?
  • Что полезного для себя ты сегодня сделал на уроке?
  1. Д/З пар.12 читать и ответить на вопросы после текста



Предварительный просмотр:

Урок № 17

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема: "Происхождение человека"

Дата:29.10

Цели урока:  

подвести учащихся к пониманию того, что способности трудиться привела, поставила древних людей в более выгодное положение, помогла выжить;

продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

дать понять учащимся о ценности человеческой жизни.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карта мира, рисунки, учебник, карточки  с цифрами, презентация «Древнейшие люди на территории Казахстана»

Ход урока

I. Орг.момент

II. Проверка д/з

Беседа по вопросам:

Что такое хронология?

С какими понятиями дружит эта наука?

Какие цифры использует хронология, чтобы отмечать исторические события?

Какой прибор позволяет правильно определять хронологические даты? Расскажите о нем.

2. Работа по карточкам (с римскими цифрами)

·         Покажите X, V, XII, XIX, III вв.

·         Какой век составляет 137 г., 1721 г., 313 г., 1550 г., 76 г.

III. Изучение нового материала

Просмотр презентации «Древнейшие люди на территориии Казахстана» с последовательным анализом слайдов по плану:

Наши далекие предки

Орудия труда

Собирательство и охота

Овладение огнем   (Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Что он им давал?)

Работа с новыми словами

Человеческое стадо – первый коллектив людей

Орудия труда – это то, чем человек работает

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользуется тем, что дает природа

IV. Динамическая пауза  (изобразить древних людей во время собирательства, охоты, труда)

V. Продолжение изучение нового материала

 3. Работа по карте

·         Показать место обитания древнейших людей

      4. Работа по учебнику (чтение текста § 13)

·         Как охотились древние люди?

·         Могли ли они в одиночку охотиться на животных?

VI. Закрепление изученного

Игра «ДА – НЕТ»

Древние люди появились более 1 млн.л.т.н.

У древних людей руки свисали ниже колен

Они ходили прямо

Жили древние  люди стадами

Люди умели разговаривать

Древние люди жили в холодных странах

Люди занимались охотой и собирательством

VI. Итог урока, д/з

                      § 13, нарисовать орудия труда, выучить термины



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 1                            дата: 10.09, 17.09

Пән\предмет: история древнего Казахстана                                        Сынып/ класс:6          

Такырып\тема:  Происхождение человека

Мақсат\Цели – подвести учащихся к пониманию того, что способности трудиться привела, поставила древних людей в более выгодное положение, помогла выжить;

продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

дать понять учащимся о ценности человеческой жизни.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

Оборудование: карта мира, рисунки, учебник, карточки  с цифрами, презентация «Древнейшие люди

Ход урока

I. Орг.момент

II. Проверка д/з

Беседа по вопросам:

Что такое хронология?

С какими понятиями дружит эта наука?

Какие цифры использует хронология, чтобы отмечать исторические события?

Какой прибор позволяет правильно определять хронологические даты? Расскажите о нем.

2. Работа по карточкам (с римскими цифрами)

·         Покажите X, V, XII, XIX, III вв.

·         Какой век составляет 137 г., 1721 г., 313 г., 1550 г., 76 г.

III. Изучение нового материала

Просмотр презентации «Древнейшие люди» с последовательным анализом слайдов по плану:

Наши далекие предки

Орудия труда

Собирательство и охота

Овладение огнем   (Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Что он им давал?)

Работа с новыми словами

Человеческое стадо – первый коллектив людей

Орудия труда – это то, чем человек работает

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользуется тем, что дает природа

IV. Динамическая пауза  (изобразить древних людей во время собирательства, охоты, труда)

V. Продолжение изучение нового материала

 3. Работа по карте

·         Показать место обитания древнейших людей

      4. Работа по учебнику (чтение текста § 1 п.3)

·         Как охотились древние люди?

·         Могли ли они в одиночку охотиться на животных?

VI. Закрепление изученного

Игра «ДА – НЕТ»

Древние люди появились более 1 млн.л.т.н.

У древних людей руки свисали ниже колен

Они ходили прямо

Жили древние  люди стадами

Люди умели разговаривать

Древние люди жили в холодных странах

Люди занимались охотой и собирательством

VI. Итог урока, д/з

                      § 16, нарисовать орудия труда, выучить термины



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 17                              дата: 1.10

Пән\предмет: история древнего казахстана                                  Сынып/ класс:6              

Такырып\тема:  Мезолит.  

Мақсат\Цели – Сформировать знания переходном периоде в истории  древнего мира мезолита. Рассказать о появлении лука и стрел, бумеранга.

Развитие памяти, речи, мышления, умения пользоваться дополнительной литературой, умения высказывать свои мысли.

Воспитание казахстанского патриотизма, уважения к прошлому страны.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

Ход урока

Ход урока.

1\ организационный момент.

2\ опрос домашнего задания.

Письменно.

  1. расскажите о жизни первобытных людей??
  2. Почему  стоянки не были постоянными?
  3. Каких древних людей вы знаете?

Устно.

  1. Какие версии существуют о происхождении человека?
  2. Какие верования были у др.людей?
  3. Охота

3\ Актуализация знаний и опыта учащихся.

Палеолит делится на 3 периода: верхний, средний и нижний.

Продукт труда – все что добывается и изготавливается человеком.

Медно каменный век – 3000- 2800 лет до н.э.

Энеолит – время  появления первых металлических изделий из меди,  наряду с которыми продолжали употреблять и каменные орудия.

Мезолит.

Возникло разделение труда.

Главенствующим стал патриархат

Основные занятия племен.

Животноводство и земледелие

Охота и собирательство

Земледелие и животноводство не могло полностью вытеснить охоту и собирательство.

4\ Изучение нового материала.

План.

1)совершенствование орудий труда.

2)особенности медно каменного века

3)памятники медно каменного века.

5\ закрепление

По вопросам П. 3

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.пар.3  



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 1                            дата: 22.10

Пән\предмет: история древнего Казахстана                                        Сынып/ класс:6          

Такырып\тема:  «Представления древних людей об окружающем мире"

Мақсат\Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;

продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

воспитывать чувство прекрасного.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный

Сабак барысы\ход урока

Тип урока: мультимедиаурок

Оборудование:  учебник,  презентация «Возникновение искусства и религиозных верований»,  презентация «Тест по теме «Жизнь первобытных людей»

Ход урока

I. Орг.момент

II. Проверка д/з

Тест по теме «Жизнь первобытных людей» (компьютерный вариант)

№ 5 с.14 (устно)

Решение творческих задач

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

III. Изучение нового материала

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия. Что такое религия? Почему она появилась? – вот задачи, которые мы должны будем решить на уроке.

Просмотр презентации «Возникновение искусства и религиозных верований» с последовательным анализом слайдов по плану:

Возникновение искусства

Зарождение религиозных верований

Работа с новыми словами

Религия, искусство (объяснение, запись – по ходу просмотра презентации)

Работа с дополнительной литературой

Текст цитируется на экране, беседа по вопросам:

·         Для чего археологи раскапывают могилы людей?

·         Как они определяют женское или мужское захоронение?

·         Для чего люди клали в могилы разные вещи?

 

IV. Закрепление изученного

Замените одним словом:

Вера в богов и духов –

Изображения почитаемых богов и духов –

Подарки богам и духам –

Поражение копьями нарисованное  животное –

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей -

V. Итог урока, д/з



Предварительный просмотр:

Поурочный план

Предмет : История Казахстана                                                                              Класс: 6

                    Дата:  29.10              Количество часов: 1          Номер урока:  9

Тема урока: Эпоха бронзы на территории Казахстана

Цель: дать понятия о бронзовом веке на территории Казахстана

Задачи:

Обучающие: рассказать об особенностях бронзового века, показать начало развития кочевого скотоводства в степных краях в конце 2 тыс. до н.э и вначале 1 тыс. до н.э.; рассказать об изменениях, произошедших в общественных отношениях людей и культурных памятниках этого периода

Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, навыки самостоятельной работы

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.

Наглядности: карта, рисунки, схемы и таблицы

Этапы

Ученик

Учитель

1

Орг. момент

Настроить учащихся на работу, ознакомить с темой , целью урока. Вызвать интерес к изучению данного материала

2

Проверка д/з

Устный ответ

-Казахстан в эпоху мезолита

- неолит

- энеолит

Особенности каждого периода

3

Мозговой штурм

Быстрые устные ответы

«бронзовый век»

- кластер

4

Объяснение материала

Запись в тетради

- понятие и особенности бронзового века (кластер)

- исследования андроновской и бегазы-дандыбаевской культур(таблица)

- археологические памятники

5

Сам. Раб.

Составление кластера – индивидуальная работа в тетради  

- составить кластер «особенности бронзовой эпохи»

6

Проверка выполнения с.р.

Комментирование своей работы

- опрос каждого

7

Закрепление

Устные ответы

- назовите особенности эпохи

- какие культуры характерны для данной эпохи

- назовите исследователей

8

Итог

Делают вывод

- что вы узнали нового сегодня на уроке?

- что вам понравилось в данном материале, а что нет?

- важное ли значение имеет данная эпоха в истории Казахстана?

9

Оценка

Анализ: В целом урок прошел гладко, тема для учащихся не новая. Сегодня уч-ся как бы совершили путешествие в древний Казахстан. В ходе работы с ребятами, опроса, мне удалось выявить уровень усвоения материала учащимися. Следует акцентировать внимание учащихся на хронологию.

Эпоха бронзы на территории Казахстана

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:

1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.

2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.

3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки. Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении. Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.

В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.

В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.

Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г. Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.

В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.

2) Строительство особого типа надгробных сооружений.

3) Своеобразный погребальный обряд.

4) Появление новых форм глиняной посуды.

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Хозяйство.

Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления

орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием». Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.). Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

Общественный строй.

В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание. Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи

неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.         

Т        аким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в проце



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 9                         дата: 3.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Архитектура и искусство тюркских народов

Мақсат\Цели: Образовательные: рассказать об особенностях архитектуры, понакомиться с новыми понятиями;

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з 

1.дополнительный материал  о культуре полукочевников.

    2. Культура полукочевников  в рисунках ( творческая работа)

3. Своя опорная схема

Работа у доски , остальные учащиеся оценивают на оценочных листах

  1. Изучение нового материла

План

  1. Архитектура
  2. Религиозное зодчество
  3. Изобразительное искусство
  4. Скульптура
  5. Прикладное искусство
  1. «Строительное искусство». Архитектура=зодчество. В рез-те арх-х раскопок средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-ата и Костобе обнаружены остатки жилых домов, которые дают ясные представления о достаточно высоком уровне арх-ры и строительства в то время. Акыртас, Билеули, Мырзарабат, Якка.

- просмотр презентации

- комментирование после просмотра презентации

2, 3, 4, 5- по группам. Самостоятельно разобрать. (произвести взаимообучение)

  1. Рефлексия

Закрепление

  1. Что такое архитектура?
  2. Раскройте смысл понятимя «искусство»
  3. В каких городах были возведены наиболее значительные архитектурные сооружения?
  4. Что за сооружение Акыртас?
  5. Что вы можете сказать о скульптуре и прикладном искусстве?

Д/З пар.8 читать, использовать доп.лит-ру.



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 16-17                      дата: 25.10, 31.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Великий Шелковый путь

Мақсат\Цели: Познакомить учащихся с историей возникновения ВШП; определить , какое влияние оказал ВШП на развитие хозяйства, торговли в Казахстане и международной торговли: выяснить основные маршруты ВШП и определить его значение. 

Развитие памяти, речи, мышления, умения пользоваться дополнительной литературой.

Воспитание уважения к культуре  и прошлому страны.

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Опрос Д/З: 1. Работа с терминологическим словарем.

                    2. Фронтальный опрос по ОК.

                    3. Когда, как и почему возникли традиции и обряды у казахского народа?

                   4. Охарактеризуйте один из обрядов (по выбору).

                    5. Историческое значение семейных обычаев и традиций?.

                    6. Докажите, что у казахов особо ценилось гостеприимство и взаимопомощь.

                    7. Как в настоящее время изменилось отношение к религии и почему?

                       ( объяснить на примерах)

                    8.Продемонстрировать национальную игру. Какое место в жизни казахов

                      занимали игры?

                     9. Вывод по теме, переход к новой теме, знакомство с целями

                        и задачами  урока.

  1. Опорный конспект к теме    

Вопросы для работы с текстом учебника

 

     1. Откуда произошло название «Великий Шелковый путь»?

2. Когда и где впервые стали изготавливать шелк?

3. В каких источниках содержатся сведения о ВШП, подтверждающие его существование?

4. Назовите основные маршруты ВШП, его ответвления ( отметить на контурной карте)

5. От чего завесило  изменение маршрута пути , в чем его стабильность?

6. В какие страны отправлялись караваны с шелком?

7. В чем проявлялось влияние ВШП на развитие хозяйства?

8 Когда и как раскрыли секреты изготовления шелка? Какие есть тому свидетельства ?

9. Какие факты подтверждают влияние ВШП на развитие хозяйства?

10 Докажите влияние ВШП на развитие мировой культуры.

11. Как ВШП повлиял на развитие международных отношений?

12. С какими странами были установлены дипломатические отношения?

13. Отметить на к/карте маршруты ВШП, проходившего по территории Казахстана.

14.Какие факты подтверждают , что главными торговыми центрами являлись –г.Тараз и  г.Испиджаб?

15. Какие факты подтверждают значение ВШП для распространения религий и формирование многонациональности городов?

16. В чем социально- экономическое значение ВШП?

17.Время функционирования ВШП? Причины его угасания?

18. С какими государствами торговля была более выгодной и почему?

19. Какие города в силу своего расположения были более развиты в социально- экономическом отношении?

Д/З: 1.Доработать карту.

            2.Ответить на вопросы в конце § 14



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 14                      дата: 18.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Государство Каракитаев

Мақсат\Цели: Образовательные: охарактеризовать внутреннее и внешнее положение государства Каракитаев

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з
  1. Когда и где было создано гос-во Найманов?
  2. Когда и где было создано керейское гос-во?
  3. Что вы знаете о жалаирах?
  4. Почему эти три племени мы называем древними казахскими племенами?
  5. Что можно сказать о политическом строе гос-в этих трех племен?
  6. Что вы знаете о хоз-ве этих племен?
  1. Изучение новой темы

План

  1. Пререселение каракитаев в Жетысу
  2. Общественно- политический строй
  3. Система сбора налогов
  4. Внешнее положение

1, 2, - 1 гр.

3, 4 – 2 гр.

  1. Рефлексия

Закрепление

Тест



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 13                       дата: 17.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:    Найманы, кереи, жалаиры

Мақсат\Цели: 

Освоить знания о периодах и месте создания государств найманов и кереев, территории расселения племени жалаиров, их политическом строе и хозяйственной деятельности. Продолжить воспитательные и развивающие цели предыдущих уроков, развивать стремление к изучению родного края.

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и родах.

Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа).

Сабак барысы\ход урока

План урока:

   1. Вступительная часть.

   2. Опрос домашнего задания.

   3. Объяснение нового материала.

   4. Самостоятельная работа.

   5. Закрепление, подведение итогов урока.

   1. Организационный момент (2 минуты).

   2. Опрос домашнего задания (10 минут) по вопросам к §10.

   3. Объяснение нового материала (18 минут).

   1. Путешествие в страну найманов.

Учитель «приводит» своих воспитанников в страну найманов. Во время путешествия учитель объясняет происхождение названия «найман», рассказывает о ханах государства найманов - Наркеше Даяне, Инанч-бильге, рассказывает об их деятельности по укреплению государства, о политическом положении в эпоху Чингисхана. Ученики узнают о распрях в ханстве, о причинах междоусобиц и приходят к пониманию: раскол и распад государства найманов были вызваны борьбой за власть и внутренними междоусобицами. Далее знакомятся с борьбой найманских ханов Даяна и Кучлука против монгольских завоевателей во главе с Чингисханом и их поражением в этой войне.

   2. Путешествие в страну кереев.

Следующий пункт путешествия учащихся - страна кереев. Изучая карту, ученики знакомятся с территорией Керенского государства и соседними странами, среди них и Монгольское государство. Учитель рассказывает об общественном строе Керейского государства, об этническом составе страны, периоде существования Керейского государства, о политической борьбе в нем, о политике, которую вели керейские ханы, о взаимоотношениях между кереями и Чингисханом, о нашествии на них монголов и распаде государства. Учитель также знакомит учеников с историческими сведениями о кереях, говорит о важной научной ценности этих документов.

   3. Путешествие в страну жалаиров.

Учитель, «путешествуя» вместе с учениками по стране жалаиров, рассказывает и о соседних странах. При этом дети узнают о деятельности Жамуки, много сделавшего для объединения жалаирских родов и племен, о взаимоотношениях жалаиров с Чингисханом.Во время «путешествия» учитель рассказывает о политическом строе трех племен, о системе управления войсками в них, о хозяйстве, жизни и быте этих племен.

   4. Самостоятельная работа (5 минут).

Самостоятельная работа по §10 и хронологической таблице для заполнения необходимых разделов.

Следующее задание: решить кроссворд «Казахстан».

   

   1. Вождь племени жалаиров.

   2. Столица государства найманов.

   3. Древний тюркский город на юго-востоке Казахстана.

   4. Имя найманского хана.

   5. Кем объявил себя Жамука на курултае родов и племен?

   6. Имя знаменитого монгольского великого хана.

   7. Десятитысячный военный отряд тюрков.

   8. Крупное тюркское племя.

   9. Слово «восемь» в переводе на монгольский язык.

Заключение (подведение итогов - 5 минут).

 

Вопросы и задания

 

Покажите на карте территории расселения трех племен - найманов, кереев, жалаиров.

Расскажите о политическом строе и системе правления племен.

Опишите хозяйство и быт этих племен.

Каким было политическое положение в Найманском государстве?

А в Керейском государстве?

Что вы узнали о племени жалаиров?

Какими были взаимоотношения трех племен с Чингисханом?

Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание: Внимательно прочитать §11 и запомнить его содержание.



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 7                            дата: 26.09

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  государство Кимаков

Мақсат\Цели: 

Образовательные: рассказывая об истории образования, этническом составе населения и хозяйстве  государства Кимаков на территории Казахстана, показать, что на основе развития их культуры формируется тюркская цивилизация

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия.

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з 
  1. Когда и где было создано государство? какие племена входили в состав?
  2. В каких направлениях и с какими странами вел войны Карлукский каганат?
  3. На сколько этапов можно разделить борьбу карлуков с арабами?
  4. На что следует обратить внимание, когда ре чь идет о хозяйстве каганата?
  5. На какие направления можно разделить культуру каганата?
  1. Изучение нового материала

План

  1. Племенной состав и образование Кимакского каганата
  2. Общественный строй каганата
  3. Политическое положение каганата
  4. Хозяйство
  5. Ремесла
  6. Культура

1, 2, 3, - работа в группах – Оформление флипчарта

_______________________

10 мин. – презентация

1 гр. – составить кластер «Хозяйство», 2 гр. – «ремесла», 3 гр.- «культура».

  1. Рефлексия

Закрепление

  1. Карусель – все что вы узнали сегодня на уроке, записать или показать схематически на флипчарте. Данный флипчарт вы дожны передавать другим группам.
  2. Поставьте себе оценку

  Д/З пар. 6 читать и ответить на вопросы



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 15                      дата: 24.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Кыпчакское ханство

Мақсат\Цели: Образовательные: охарактеризовать внутреннее и внешнее положение Кыпчакского ханства

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з

Тест «Каракитаи»

  1. Изучение нового материала

План

  1. Расселение кыпчаков и их этнический состав
  2. Общественный строй
  3. Политическое положение ханства
  4. Хозяйство

Работа в группах

-Оформление флипчарта

- презентация

- оценивание

4. Рефлексия 

Закрепление

  1. Найдите на карте и покажите места расселения кыпчаков
  2. Назовите основные племена, входившие в этнический состав кыпчаков
  3. Расскажите об общественном строе кыпчаков
  4. Какие земли подчинили себе кыпчаки?
  5. С каким государством Средней Азии кыпчаки вели постоянные войны?
  6. Расскажите об отраслях хоз-ва

- вам понравился сегодняшний урок?

-что интересного вы узнали?

- как вы себя оценили сегодня?

Д/З пар.13 читать, подготовить сообщение из дополнительных источников о кыпчаках



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 6                            дата: 20.09

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Огузское государство в 9-11 веках

Мақсат\Цели: 

Образовательные: рассказывая об истории образования, этническом составе населения и хозяйстве раннесредневековых государств на территории Казахстана, показать, что на основе развития их культуры формируется тюркская цивилизация

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия.

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з 
  1. Когда и где было создано государство? какие племена входили в состав?
  2. В каких направлениях и с какими странами вел войны Карлукский кагагат?
  3. На сколько этапов можно разделить борьбу карлуков с арабами?
  4. На что следует обратить внимание, когда ре чь идет о хозяйстве каганата?
  5. На какие направления можно разделить культуру каганата?
  1. Изучение нового материала

План

  1. Образование Огузского государства, его территория
  2. Племенной состав и общественный строй огузов.
  3. Политическое положение
  4. Хозяйство огузов
  5. Промыслы и ремесла

1, 2, 3 – работа в группах. Оформление флипчарта

4 и 5 – самостоятельно прочитать и составить кластеры

10 мин.- презентация своих работ

  1. Рефлексия

Закрепление

  1. Когда и где было создано Огузское государство?
  2. Какие племена входили в племенной состав огузов?
  3. С каким государством старалось поддерживать дружественные, союзнические отношения Огузское государство? Почему?
  4. Рассказать о промыслах и ремеслах огузов

Д/З ПАР.5, прочитать отрывки из «Огузнаме» и составить рассказ



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 11                       дата: 10.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  повторение

Мақсат\Цели: проверить уровень усвоения пройденного маатериала, выявить пробелы в знаниях.

-Развивающие: совершенствовать навыки сам.работы умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. ТЕСТ

Тема «Раннесредневековые государства» - 1 вариант

Тема: Оседлая и полукочевая культура в VI-IX вв- 2 вариант

Тема: Религия и литература



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 10                        дата: 4.10

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Религия и литература

Мақсат\Цели: Образовательные: рассказать о литературе, о религиозных верованиях средневековых жителей Казахстана;

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия, презентация

Сабак барысы\ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка д/з 
  1. Что такое архитектура?
  2. Раскройте смысл понятимя «искусство»
  3. В каких городах были возведены наиболее значительные архитектурные сооружения?
  4. Что за сооружение Акыртас?
  5. Что вы можете сказать о скульптуре и прикладном искусстве?
  1. Изучение нового мтаериала

План

  1. Письменная культура древних тюрков
  2. Развитие литературного языка и письменной литературы
  3. Религиозные верования тюрков
  1. Рассказ учителя о письменной лит-ре.

Жители говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской письменностью. Алфавит состоял из 35 букв. Тюркский алфавит создан на основе родоплеменных тамг. Руническая – тайная, смысловая. Письменность появилась на основе согдийской письменности. Тюркская письменность появилась в середине 1 тыс.до н.э.

2 и 3 – самостоятельно проработать и законспектировать.

- проверка выполнения заданий

- обсуждение в форме диалога

- вывод

4. Рефлексия

Закрепление

  1. Когда появилась в казахстане тюркская письменность?
  2. В чем заключалась основная необходимость в появлении письменности7
  3. Что свидетельствует о развитии письменной лит-ры?
  4. Какие вы знаете лит-ные памятники?
  5. В чем историческое значение письменных лит-ных памятников?
  6. Какими были религиозные верования тюрков?
  7. Когда стало распр.исламская религия среди тюрков?
  8. Дайте характеристику памятников «Кюльтегин» и «Тоньюкок»

Д/З пар. 9 читать, повторить пройденные темы и подготовиться к тесту.



Предварительный просмотр:

Сабақ \урок № 1-2                            дата: 6.09, 12.09

Пән\предмет: история  Казахстана                                  Сынып/ класс:7              

Такырып\тема:  Образование Тюркского и Западно-тюркского каганата

Мақсат\Цели: 

Образовательные: рассказывая об истории образования, этническом составе населения и хозяйстве раннесредневековых государств на территории Казахстана, показать, что на основе развития их культуры формируется тюркская цивилизация.

-Развивающие: совершенствовать навыки работы с источниками, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

-Воспитательные: воспитывать патриотизм, нравственность

Сабак турі\ тип урока – урок усвоения нового материала. Методы: словесные, наглядные, практические.

 Оборудование: учебник, карта, хрестоматия.

Сабак барысы\ход урока

I. Орг.момент:

1) Настрой.

2) Сообщение темы, целей урока.

II. Проверка знаний:

1) Вопросы:

- На какие периоды делится история средневекового Казахстана?

- Какие государства относятся к периоду раннего средневековья?

- Какие вы знаете исторические документы, содержащие сведения о тюркских народах?

- Как вы думаете, почему раннесредневековые государства были недолговечными?

- Какие тюркоязычные народы, существующие в наше время, вы знаете?

III. Изучение материала:

1) План изучения нового материала:

- Образование Тюркского каганата и его территория.

- Этнический состав населения.

- Борьба тюрков за свою независимость. Политическое положение.

- Причины распада каганата.

 

2) Рассказ учителя.

3) Работа с хрестоматией – стр. 7-11:

- О происхождении тюрков. Теле.

- Образование великого государства рода Ашина (545-581 гг).

4) Работа с картой «Раннесредневековые государства на территории Казахстана».

5) Заполнение таблицы «Раннесредневековые государства на территории Казахстана».

Название государства         

Годы существования         

Территория         

Этнический состав         

Система правления         

Политическая история         

 Причины   распада

Тюркский каганат         

552-603 г.         

С востока Алтая и заканчивая западным побережьем Каспийского моря         

Теле, кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.         

Каган         

Война с Жужанским каганатом, кайями, киданями, огуз-татарами         

Освободительная борьба народов, междоусобицы, нападение соседних гос-в.

IV. Закрепление материала:

1) вопросы  - стр. 8

2) тест – стр.8

3) задание:  

V. Домашнее задание: 1-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочный план "Полезные ископаемые Казахстана"

Разработка поурочного плана по полезным ископаемым Казахстана...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 6 класс...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 7 класс...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 8 класс...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 9 класс...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 10 класс...

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс

Поурочное планирование. Краткосрочный план урока история Казахстана 11 класс...