Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Нефедова Ольга Юрьевна
Выступление на Городском методическом объединении "Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России" Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности. Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Проблема фальсификации отечественной истории имеет место быть и в школьных учебниках истории. Учебник истории – предмет повышенного общественного интереса. Как отметил известный французский историк и писатель М. Ферро, «история в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением времени». История в школьных учебниках не существует сама по себе, это вовсе не какой-то особый вид исторического знания, школьные учебники истории являются отражением современной исторической науки. В настоящее время в исторической науке существует немало примеров тем и проблем, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                Гимназия № 1 г. Белогорска Амурской области - 2015 г.

Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются  в     качестве объектов фальсификации

                                        истории России 

        Выступление на Городском методическом объединении.

               

                                                                                    Выполнила:

                                                                                    Нефедова Ольга Юрьевна,

                                                                                     учитель истории и  

                                                                                     обществознания.

       Современными  исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается:  «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован».

       Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.

     Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими.

      Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды.     Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом).

Проблема фальсификации отечественной истории имеет место быть и в школьных учебниках истории.  

Учебник истории – предмет повышенного общественного интереса. Как отметил известный французский историк и писатель М. Ферро, «история в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением времени».

      Российский  историк Е.Ю. Зубкова  на Форуме « Проблема фальсификации отечественной истории»  пишет: «Историческая память россиян за последние десять лет пережила как бы два «вторжения»… Одно – изнутри, в результате процесса переосмысления прежде всего советский истории, проходившей под знаком ее дегероизации.  Другое, совсем недавно, – извне, когда постсоветские государства приступили к созданию собственных национальных историй, «суверенных» от истории России».

          История в школьных учебниках не существует сама по себе, это вовсе не какой-то особый вид исторического знания, школьные учебники истории являются отражением современной исторической науки.

        Чем отличается интерпретация истории от ее фальсификации? И почему фальсификацию многие специалисты считают угрозой национальной безопасности?
        В настоящее время в исторической науке существует немало примеров тем и проблем, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.

Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века. 

    Ярким примером фальсификаций истории СССР - России в ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий,  связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («Голодомор»).

Фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).
Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.

В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.

      Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны - «неизвестная война»).

    Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

   Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).

   Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).

   Примером фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе. В историографии имеются противоречивые версии история конфликта 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), что вместе с тем не является основанием для транслирования этих версий в содержание курса новейшей истории России.

      Ещё одной фальсификацией считается Пакт Молотова-Риббентропа - документ известный и в историческом отношении, несомненно, ценный, однако некоторые историки утверждают, что кроме него существует также и некий "секретный протокол", дополняющий этот договор и подтверждающий территориальные претензии СССР в Прибалтике и Бессарабии.

Впервые публично "секретный протокол" был упомянут только на Нюрнбергском процессе, на нем во многом строилась линия защиты обвиняемых. Опубликован "секретный протокол" был в США в 1948 году, но до сих пор его подлинность вызывает большие сомнения у историков.
  Во-первых, факт существования этого документа не был ни разу подтвержден Молотовым, в своих беседах с писателем Чуевым, он открыто называл это "дополнение" фальшивкой.

Во-вторых, графологическая экспертиза подтверждает, что подпись Молотова на этом документе не соответствуют оригиналу.

В-третьих, документ составлен с грубыми орфографическими ошибками.
"Секретный протокол", таким образом, относится к историческим фальсификациям. Он был "вброшен" в информационное поле с понятной и очевидной целью - выставить СССР агрессором и пересмотреть историю Второй мировой.


  Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников.

Важную роль в этом играет и школьный учебник истории.

Как связана проблема фальсификации истории с проблемой создания новой концепции учебника по отечественной истории на основе единых подходов к прошлому России?

Возможно, ли создать учебник, который устроил бы всех?

В издательстве "Просвещение" даже не думали, как много они выпускают учебников. Вариантов изложения отечественной истории — не меньше двадцати. Программа — одна, замечают редакторы, а вот события часто звучат по-разному.

Каким быть новому учебнику, полгода обсуждали учителя, историки, министры. Комиссией руководил Сергей Нарышкин. Активно дискутировали и в Интернете. Принимали предложения из-за рубежа.

"Украинцы, например, сказали, что нет гетманов. Есть один гетман — Хмельницкий. А я сказал, что еще есть и Мазепа. По рекомендации татарских коллег введены понятия "степь", "кочевники", которые принимали участие в формировании древнерусского государства", — отметил Александр Чубарьян.

В итоге ряд понятий был пересмотрен. Вместо "татаро-монгольского ига" — появилось "иго Золотой Орды".

"Правильнее говорить о монгольском нашествии, потому что изначально этот импульс пошел из Монголии. Первыми были чингизиды, а вовсе не татары. Но совсем изымать былинные, исторические понятия, которые вошли в фольклор, в эпос, — это перебор", — считает президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

Этот вопрос — один из двадцати, которые учителя назвали сложными для изучения: про роль варягов, общую историю с Украиной и Белоруссией, про Смуту, роль Ивана Грозного и Петра, падение монархии, эпоху Сталина, войну, застой, распад Союза и 90-е, включая "шоковую терапию" и приватизацию.

 В содержании школьного исторического образования должны рассматриваться вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России.

В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание, и, тем самым, обеспечивать достижение предметных результатов реализации образовательных программ по истории обществознанию.

                                   Информационные источники:

  1. Фальсификация истории — Википедияru.wikipedia.orgФальсификация истории

  1. Вяземский Е.Е. «Проблема  фальсификации  истории   и историческое  образование: общее историческое образование: теоретические и практические аспекты»

Проблемы современного образования -

           www.pmedu.ru 2012, №1, 28-43

  1. СПРАВКА «Проблема фальсификации истории в учебной литературе» - сообщение д.п.н., к.ист.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории дидактики истории Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» Евгения Евгеньевича Вяземского. raop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.docraop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.doc

  1. Стрельцова Д.С.  Историческое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития.

cronao.ru/images/metodicheskij-zhurnal-vestnik-zapolyarya/metodicheskij...

  1. 5 фальсификаций истории | Русская семерка - russian7.ru2014 5 фальсификаций истории.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....

«Проблемы интерпретации исторических событий и противодействие попыткам фальсификации истории».

Мастер-класс для учителей истории на тему "«Проблемы интерпретации исторических событий и противодействие попыткам фальсификации истории»....

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.

Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом....

Тема: Фальсификация истории ВОВ. урок 10 класс учебник Торкунов история России

Цели урока:   • Образовательные:   -  Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.   -  Рассмотреть попытки фальсифик...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....