Тема: Фальсификация истории ВОВ. урок 10 класс учебник Торкунов история России
план-конспект занятия по истории (10 класс)
Цели урока:
• Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.
- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ.
- Опираясь на ранее полученные в школе знания историю и дополнительную информа-
цию уметь дать достойный ответ и отпор попыткам переписать историю ВОВ.
• Развивающие:
- Развитие способностей определять и аргументировать своё личное отношение к собы-
тиям ВОВ.
- Формирование умений применять знания для осмысления сущности современных
общественно - политических событий и явлений.
• Воспитательные:
- Воспитание осознанного патриотизма у ребят, и гордости за подвиг и великую Победу
российских народов в ВОВ, чувство благодарности к ветеранам войны и тыла.
- Формирование истинных духовно – исторических ориентиров и ценностей;
- Крепить единство и дружбу народов России; готовность противостоять зарождению
неофашистской идеологии и её проявлений.
• Основные вопросы темы:
- Как, кто и зачем фальсифицирует историю?
- Основные направления фальсификации истории ВОВ.
- Кто и почему развязал войну?
- Какой характер носила Великая Отечественная война?
- Умаление решающего СССР в военный разгром Германии?
- Роль ленд – лиза в победе СССР.
- Потери мирного населения.
- Судьба военных военнопленных.
- Фальсификация боевых потерь участников войны.
- Отрицание освободительной миссии Красной Армии.
- «Случайность» Поражение Германии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10 класс История России | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс История России 10 кл.
Урок № к учеб. под редакцией
Торкунова М., 2021 г.
Материал для самостоятельной
работы с текстом том № 2
стр. 107 - 116
Тема: Фальсификация истории ВОВ.
Цели урока:
• Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.
- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ.
- Опираясь на ранее полученные в школе знания историю и дополнительную информа-
цию уметь дать достойный ответ и отпор попыткам переписать историю ВОВ.
• Развивающие:
- Развитие способностей определять и аргументировать своё личное отношение к собы-
тиям ВОВ.
- Формирование умений применять знания для осмысления сущности современных
общественно - политических событий и явлений.
• Воспитательные:
- Воспитание осознанного патриотизма у ребят, и гордости за подвиг и великую Победу
российских народов в ВОВ, чувство благодарности к ветеранам войны и тыла.
- Формирование истинных духовно – исторических ориентиров и ценностей;
- Крепить единство и дружбу народов России; готовность противостоять зарождению
неофашистской идеологии и её проявлений.
• Основные вопросы темы:
- Как, кто и зачем фальсифицирует историю?
- Основные направления фальсификации истории ВОВ.
- Кто и почему развязал войну?
- Какой характер носила Великая Отечественная война?
- Умаление решающего СССР в военный разгром Германии?
- Роль ленд – лиза в победе СССР.
- Потери мирного населения.
- Судьба военных военнопленных.
- Фальсификация боевых потерь участников войны.
- Отрицание освободительной миссии Красной Армии.
- «Случайность» Поражение Германии.
• Основные термины и понятия:
Фальсификация, коллаборационизм, депортация, аншлюс, историческая память, патриотизм, неофашизм, информационная война, фэйки.
1
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (беседа по вопросам).
- Мотивационный момент. (моё вступительное слово).
Сегодня мы завершаем курс изучения истории России в 10 классе. Все наши последние темы были связаны с изучением событий в период Великой Отечественной войны, и вы многое уже знаете о ней. Каждый год весь наш многонациональный народ дружно и торжественно отмечает «День победы – 9 мая». Для нашей страны 9 – мая – это великий праздник, это самый радостный день долгожданной Победы и памяти погибших героев войны, ветеранов войны и тружеников тыла, которые сделали всё возможное для того что- бы добыть эту Победу над фашистами и злопыхателями различных сортов.
Но в последнее время, особенно после развала СССР и в последние годы распространяется попытки фальсификации истории ВОВ и это стало одним из главных направлений современной информационной войны. Видимо, наши западные союзники по антигитлеровской коалиции и наши бывшие друзья по СЭВ решили, сто Россия уже не та, что была раньше и достаточно слаба. Что они под крылом НАТО уже не нуждаются в дружбе с Россией и настало время когда, можно дать реванш за своё бессилие, в сопротивление ударам фашистских захватчиков, за свои ошибки в международной политике.
В России еще в 2009 году была создана Комиссия по противодействию фальсификации, а так же попыток пересмотра итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в настоящее время.
Вы уже ознакомились со статьёй авторов нашего учебника «Фальсификация истории Великой Отечественной войны». Наш сегодняшний урок завершает изучение темы по истории ВОВ. Поэтому, давайте сегодня поговорим по очень важным вопросам, выскажем свои суждения, аргументы и оценки. Ведь это наш священный долг – защитить наследие наших Отцов, дедов, нашей Родины, наследие Победы от искажений и политических спекуляций.
И так, поговорим и обсудим.
? - Что такое фальсификация истории?
(Ответы ребят) – (Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, преподнести, интерпретировать их в выгодном кому либо свете);
? – Почему мы должны разбираться в фальсификации говорить о ней, обсуждать и давать ответы?
(Ответы ребят) – (Возможные варианты:
а) Кто – то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны, например в таких странах как Румыния, Венгрия, Болгария, Словакия, Хорватия, не говоря уже о самой Германии, Италии и Японии).
б) Некоторым правительствам вообще хотелось бы стереть из памяти народов мира истинную историю ВОВ. Их разряжает тот факт, что после победы в борьбе с фашистской
2
Германией авторитет первой социалистической страны стал слишком, по их мнению, высок среди населения планеты. Зависть и нетерпимость идей социализма и коммунизма толкали их на фальсификацию. Они видели в СССР угрозу существования их капиталистической системы. Поэтому стремились присвоить себе статус победителей в войне.
в) Граждане России, историки, не должны замалчивать факты фальсификации Истории войны. Необходима им давать твёрдый и аргументированный ответ в память о героях и ветеранах войны.
? – Как вы думаете, бы ла ли Великая отечественная война? Или только вторая мировая война?
(Ответы ребят) – (Вторая мировая война началась в Европе 1 сентября 1939 года с нападением Германии на Польшу и завершилась она 2 сентября 1945 года. Тогда был подписан акт о капитуляции Японии. А Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года когда фашистская Германия вероломно напала на СССР, после того как практически вся Европа кроме тех стран где, либо существовал фашистский режим (Италия и Испания), либо те уже были подчинены Германии, а Англия подвергалась бомбёжкам. Завершилась Великая Отечественная война 8 – 9 мая 1945 г. Россия осталась верной союзническому долгу. Поэтому после изгнания фашистов с территории СССР, продолжила освобождение Европы от фашизма. Это где – то середина июля. А 8 – мая – было подписано в Карлхорте (это не далеко от Берлина) о безоговорочной капитуляции Германии. Но народы СССР празднуют этот всенародный праздник 9 мая 1945 г. , так как указом от 8 мая 1945 г. была установлена эта дата, т.к. в этот день в Советском Союзе все узнали о Победе над врагом Отечества прямо во логове фашистов. Поэтому для нас ВОВ была, т.к. с 22 июня 1945 года по 9 мая 1945 года Россия воевала за своё Отечество, а после изгнания фашистов со своей земли продолжала воевать с нацистами что бы обеспечить безопасность СССР на будущее. Воевала Россия на стороне союзников и с Японией.)
? – В Западных странах немецкий фашизм приравнивают к советскому тоталитаризму Сталинскому режиму. Как вы думаете, на сколько допустимо такое сравнение?
(Ответ ребят) – (Нет, Сталинский режим категорически нельзя сравнивать с фашистскими режимами в Европе. Но нельзя замалчивать и бесчеловечные проявления этого режима в СССР).
? – Хорошо. Согласен. Но тогда поясните в чём разница? Как вы это понимаете?
(Ответ ребят) – (У Сталинского режима есть, что – то общее, но только в том, что и Гитлер и правительство Сталина довольно жестоко расправлялись с противниками и их идеями внутри своих государств. Но нацистская, расистская идеология открытая агрессивная политика – это характеристика только немецкого фашизма.)
? - Западные державы возлагают на СССР равную с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны. На основании чего делаются такие выводы? Выскажите своё мнение.
(Ответ ребят) – (Пакт Молотова – Риббентропа и подписание секретных протоколов
3
стало возможным только после отказа Западных держав создать антигитлеровскую коалицию, чтобы сдержать агрессию Германии. Это стало возможным только после Мюнхенского сговора, только после того, когда стало ясно, что Европейские государства не собираются выступать вместе с СССР против Германии. Европейские государства сделали всё возможное вплоть до «Странной войны» за Польшу, чтобы СССР не имел возможности противостоять военной агрессии Германских войск, но просчитались.
В отсутствии союзников СССР в целях, чтобы хотя бы отодвинуть угрозу вторжения фашистов но Россия приняла единственное правильное решение, обеспечив безопасность страны почти на 2 года.
СССР не несёт ответственности и за развязывание Второй мировой войны. Но события 1939 и 1940-х годов требуют более тщательного изучения и оценок историков. Однако, Западу это не выгодно, т.к. вскроются обстоятельства связанные с явным подталкиванием Гитлера к нападению на СССР.)
? – Кто помнит, на сколько лет был подписан договор о не нападении между СССР и фашистской Германией ?
? - (Ответы ребят) (На 10 лет, только Германия нарушила этот договор).
И так, попробую обобщить высказанные нами мнения.
Российская история анализирует и даёт соответствующую оценку Сталинскому режиму, осуждая его крайние проявления. Однако, фашизм характеризуется человеконенавистническими идеями, агрессивной политической, геноцидом и расовой ненавистью к другим народам. На кануне войны СССР не добившись успехов в борьбе за создание системы коллективной безопасности против фашизма, вынужден был действовать в своих национальных и государственных интересах, стремясь не допустить покорения братских народов СССР нацистами.
? - Согласны ? (Ответы ребят)
Мы уже знаем, что в СССР после Гражданской войны во главе с правительством занимались подъёмом разрушенной экономики, развитием промышленности и сельского хозяйства и подготовкой грамотных специалистов по всем направлениям народного хозяйства. Понимая, что наше государство находится на Дальнем Востоке и вдоль западных границ в окружении не очень дружелюбных государств правительство в 1930 годах уделяло внимание и образованию офицерских кадров для Красной Армии и её вооружению особенно, во время появления в Европе фашистских группировок и национал - социалистических партий. Но к войне с каким – либо захватчиком страна была ещё не готова. Даже тогда, когда 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, наше государство не успело подготовится к войне, которую считала не избежной.
? - Согласны ? (Ответы ребят).
? – Тогда подумайте, и назовите причины победы нашей страны над фашистской Германией в Европе?
? (Ответы ребят) – (Должно прозвучать следующее:
- Патриотизм и героем советских людей.
- Полководческий талант полководцев СССР.
- Партизанское движение в тылу врага.
- Единство фронта и тыла в СССР.
- Поддержка и участие антигитлеровской коалиции.
- Мобилизационный резерв советской экономики.
- Роль Сталина в руководстве страной 4
Итак, ребята, нам очевидны итоги войны и роль СССР в достижении Победы как на территории нашей страны, так и за рубежом. СССР заплатил за эту победу высочайшую цену. Это знали и понимали все европейские народы, особенно те, которые находились в оккупации, или подвергались бомбёжкам, естественно они следили за ходом боевых действий на европейском театре противостояния и тоже прекрасно понимали как велик вклад в Победу народов СССР. понимало это и руководство союзников СССР, поэтому, хоть их раздражали победы нашей страны уже за пределами нашей Родины им приходилось сдерживаться, тем более, что именно Красная Армия, преодолев ожесточённое сопротивление фашистов, первой вошла в Берлин и водрузило наше красное знамя над поверженным Рейхстагом. Поэтому план союзников о нападении на СССР вскоре после окончания Второй мировой войны осуществить не удалось, т.к. население их собственных стран не поддержали бы их, т.к. авторитет СССР был в мировом сообществе был слишком высок. Пожалуй, даже на много выше, чем после войны с Наполеоном Бонапартом. Помните Отечественную войну 1812 года? Тогда при Александре – I Россия рассеяла миф о непобедимости Наполеона и укрепило своё международное положение и авторитет. Тогда Англию и Германию тоже раздражала Победа Россиян, также как и в 1945 году.
Известно, например, что на Потсдамской конференции союзники пытались урезать сферы влияния СССР в Европе о которых уже были подписаны документы на Тегеранской и Ялтинской конференциях. А Трумэн, не удержался и дал понять своим западным союзникам, что США уже имеет атомную бомбу. Ему позвонили из Вашингтона и сообщили эту радостную весть: «Малыш здоров и чувствует себя отлично». Но разведка наша в США работала тоже отлично и Сталин знал, что это за «Малыш», но и бровью не повёл «Дядюшка Джо» - так (за глаза) между собой союзники называли Сталина. Об этом он тоже знал, но повёл себя так как буто речь идёт о семейных делах Трумэна и его Дяде и не по одному пункту не уступил союзникам.
Дело в том, что в СССР тоже уже были близки к созданию атомного оружия. Наши учёные под руководством Берии упорно трудились над этим в «шарашках» (Это закрытые организации со строгим режимом, чтобы избежать утечки информации). Ни Эттли ни Трумэн об этом не были осведомлены.
Откройте наш учебник на странице 98. Внимательно рассмотрите фото с Потсдамской конференции. Обратите внимание на позы глав государств «Большой тройки».
? – А теперь попробуйте охарактеризовать их, выскажите своё впечатление о каждом из них?
? - (Ответы ребят) - (Должно прозвучать примерно: – Сталин - поза свободная, руки спокойно лежат на подлокотниках кресла. Он выглядит человеком чувствующим себя равным среди равных, но в тоже время в какой – то мере хозяином положения. На лице доброжелательная улыбка. Он доволен результатом переговоров, и кажется, пожалуй он один из представителей «тройки» настоящим победителем. Он спокоен и уверен в своих силах и возможностях без бумажек – подсказок.
Трумэн – его поза тоже довольно удобная и свободная, довольно сдержанное выражение лица, в руках держит документы . Он тоже себя чувствует уверенно, он готов тоже, что – то доказать Сталину. Сидит он в полуоботе к Сталину, лицо его, так же как и лицо его представителя за его спиной обращено в сторону представителям СССР.
Эттли – по его позе видно, что он скорее всего союзник Трумэна, чем Сталина.
5
Он улыбается, но переговорами не очень доволен. Выглядит скромнее чем его союзники, но чувствуется какая-то напряжённость, руки сложены на коленях, туловище склоняется к Трумэну, хотя его левой руке явно не очень комфортно, т.к. она зажата в кресле. Такое впечатление, что он знает об атомной бомбе в США и пока он на стороне того, кто кажется ему сильнее. Просто нужно немного подождать. Сейчас не время. Народы их государств ещё не готовы поддерживать их совместные планы. А потом всё встанет на сои места. Нужно только время, поправоцировать «Дядюшку Джо», грузины народ вспыльчивый…. Мы просто немного подождём. А потом, очень скоро мы всё исправим.
Но скоро не получилось: с 25 апреля по 26 июня 1945 года была создана Система коллективной безопасности с Высшим органом ООН. В Совет Безопасности вошло 11 членов, из них 5 постоянных членов – так называемые «мировые полицейские» - это СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).
2 сентября 1945 года Япония подписала капитуляцию после сброса 2-х атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. СССР и всему миру было продемонстрировано ужасающая сила американских «Малышей». А 5 марта 1946 года в Фултоне прозвучала речь Уильяма Черчилля бывшего премьер - министра Англии, который и стал инициатором начавшегося с этого времени так называемой «Холодной войны».
? – Почему он выступи со своей речью в США? Как вы думаете?
(Ответ ребят). (Потому, что США уже обладала ядерными бомбами и видимо Черчилль считал, что теперь военная сила не на стороне России. А слабые государства, пока им самим не грозит угроза захвата или уничтожения, так уже сложилось исторически в 20 веке всегда примыкает к более сильному государству раньше или позже. Но это всё - равно произойдёт и победа будет за сильнейшим в военном отношении. Но это будет значительно позже, к концу 1980 –х годов. Но вернёмся к 1945 году.
И Рузвельт и Черчилль (которого уже ни как нельзя заподозрить в симпатиях к советскому вождю). Оба они очень высоко оценивали дипломатические способности Сталина. В большинстве их мемуаров содержатся сведенья о том, что Сталину была присуща манера виденья переговоров. Поначалу Сталин нагнетал напряжённость во время бесед с союзниками, умело в них культивировал чувство неопределённости в отношении советской позиции. Рузвельт, например, вспоминал, что Сталин заставлял партнёров постоянно оправдываться и доказывать верность союзническим обязательствам. Подобные методы приносили свои плоды. Когда же Сталин добивался своего, то становился «очаровательным собеседником».
И совсем не случайно, что у Рузвельта и Черчилля – масса хвалебных высказываний в адрес совецкого лидера.
Судя по всему, Черчилль по началу не до оценивал дипломатические способности Сталина, но за тем британский премьер вынужден был изменить своё мнение. Послушайте, что он пишет в своих мемуарах: «Блестящий полемист, Сталин вёл себя очень сдержано. Не поддавался на провокации. Упорство целеустремлённость сочетались в нём с готовностью на компромиссы. Он ни когда не унижал противника, представляя ему даже в проигрышней ситуации не чувствовать себя посрамлённым».
Согласитесь, что для антикоммуниста Черчилля – весьма не ожидания характеристика Сталина. А Черчилль был далеко не глупым человеком и политиком не менее целеустремлённым чем Сталин. В отличии от на с вами Черчилль и Рузвельт общались
6
со Сталиным на прямую, лично и естественно изучали его очень внимательно и не только во время официальных встреч, но и нелегально через свою разведку. Поэтому, наверное не стоит давать однозначную оценку Сталина как неотёсанного и недалёкого тирана. Уже в чём – чём, а в дипломатии и интригах он толк знал.
Важность работы дипломатического корпуса СССР в ходе ВОВ и решения встреч « Большой тройки» трудно переоценить : они повлияли на всю послевоенную историю, приблизили Победу. Ни когда ещё авторитет Советского союза не был так высок, как после Второй мировой войны. Советский союз воспользовался плодами и расширил социалистический лагерь. На территории Восточной Европы появились новые Социалистические государства. СССР был уже не в одиночестве, а вскоре к ним присоединился и Китай. Но мир раскололся на 2 полюса капиталистический и социалистический, которые даже в условиях «Холодной войны» сохранял и дипломатические и торговые отношения по принципу взаимовыгодной. Но политическое противостояния так же сохранялись. Западные державы не посмели открыто напасть на СССР потому, что в Советском Союзе тоже была создана атомная бомба. И началась Гонка Вооружений. Угроза 3-й Мировой войны в 1962 году время Карибского кризиса и т.д., но это уже другая сторона истории.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...
Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )
Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Синхронизированная программа по истории 7,8,9 класс. К учебнику Новая история Юдовской АЯ, Ванюшкиной ПА и истории России Арсентьева АА.
Синхронизированная программа 7,8,9 класс. К учебникуНовая история Юдовской АЯ, Ванюшкиной ПА и истории России Арсентьева АА....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...