Письменность и знания древних египтян.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

материал предназначен для урока истории 5 класса. большая работа отводится на работу учащихся в парах, самостоятельную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок 5 класса204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока: освоение новых знаний.

Цели:

личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;

метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в парах.

предметные - умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.

Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

1. Проверка домашнего задания в парах.

На карточках написаны вопросы,  дети по очереди задают вопросы друг другу, оценивают ответы, ставят оценку на карточках.

1. Что такое пирамиды? (гробница фараона)

2. Какова высота пирамиды Хеопса?

3. Что такое мумия? (тело умершего обмотанное бинтами)

1. Назовите самую большую пирамиду? (Хеопса)

2. Что строили египтяне для богов? (храмы)

3. Как выглядел сфинкс? (тело льва, голова человека)

2. Новая тема: «Письменность и знания древних египтян».

- Предположите, какие вопросы будем рассматривать?

Ответы учащихся.

- Работать будем по плану:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

Дети работают в рабочих листах.

Задание на урок:

- Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

1. Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это в Двуречье и в Египте. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад.

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами. Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

- Напишите предложения: «Воин идет к колодцу»,

                                              «Воин плачет у колодца».

- В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно. Ведь каждый иероглиф мог обозначать не только слово, но и согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец, в другом – сочетание двух согласных  хм, а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

- Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Ученик: Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

- Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. 100, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

- Напишите год, который у нас сегодня, пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете, какой цифры у них не было?

http://festival.1september.ru/articles/574056/img5.jpg

- Система счета была сложной и громоздкой, но, несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным.

Работа на листах в парах.

1. Как египтяне назвали знаки-рисунки? _______________________________
2. Сколько их насчитывалось? ________________________________________

3. Каких звуков не было у древних египтян? ____________________________

2. Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма - папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

Работа на листах в парах.

4. Как назывался основной материал для письма? ________________________
5. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки? ________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _____________________

3. Школа и научные знания. Работа в парах.

- Прочитайте фрагмент из книги Авдиева В.И. «История Древнего Востока» Выписать, какими знаниями обладали еще древние египтяне.

1) «…Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

2) «…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

- В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

3) Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной - север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище умерших душ), а левой стороной – Восток («Страна бога, т.е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта (движение небесных светил – астрономия; разлив Нила – календарь; время – водяные часы; медицина – хирурги, стоматологи, окулисты; география - представления о земле)

- Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа по учебнику.

- Согласны ли вы с правилами для учеников в школах?

Работа на листах в парах.

7. Какие науки были известны египтянам? ______________________________

8. Где находились школы? ___________________________________________

9. Кто были учителями? _____________________________________________

Задание на урок:

- Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

Учащиеся приводят доказательства, опираясь на материал урока.

Закрепление материала.

Рефлексия

- Что узнали нового?

- нового

- интересного

- полезного

- важного

- поразительного

- смешного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...