Сценарий урока по истории "Идеализация понятия "Гражданская война""
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Сценарий в МДП технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idealizatsiya_ponyatiya_grazhdanskaya_voyna11_klass.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока истории
Учитель: Иванова И.Ю.
Класс: 11
ГОУ СОШ №718
Тема:«Идеализация понятия «Гражданская война»
Тип содержания образования:
Мыследеятеьностное. Это техники и способы мышления и деятельности, которые являются содержанием образования в рамках мыследеятельностного подхода. При этом форма организации учебного процесса – проблемно-ситуационная. У учащихся формируются способности воображения, действия, коммуникации, мышления, понимания, рефлексии, способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.
Технология, обеспечивающая освоение содержания:
Единица учебного содержания, которую планируется ввести, используется педагогом для сценирования учебной ситуации (ситуации учения-обучения), а ученики в ходе разрешения учебной ситуации должны освоить фрагмент учебного содержания как средство преодоления затруднения в учебной ситуации. При этом учащиеся способны самостоятельно давать формулировки законов, правил, понятий, решать задачи. Развиваются такие способности как мышление, обобщение, действие, понимание, рефлексия, коммуникации. В ситуации учения-обучения происходит взаимодействие педагога и ученика, при котором преобразуются способы работы ученика и способы работы учителя. Элементы метопредмета «Проблема», «Знание».
Единица содержания (дидактическая единица):
Освоение способа идеализации понятия "гражданская война" на основе предметного материала и текстов. Способ идеализации предполагает фиксацию сути предмета, объекта, явления и выработки личностного нового знания через переосмысливание исходного материала в новой социокультурной ситуации. При этом развивается идеализационная способность, осуществляется работа с мыслекоммуникативными способностями учащихся, позволяющие совершенно нетрадиционным, неожиданным образом представить объект знания.
Полифокусное понятие "Гражданская война".
Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц:
-Формирование полифокусного понятия "Гражданская война" происходит в процессе идеализации, как способа действия. Который организован через коммуникации, различения, обобщения, что приводит к приращению знания.
-Различения: война – гражданская война ; человек- народ; одна власть - безвластие, многовластие ; территориальная целостность - обособленность территорий; единство государства - распад государства.
Логика освоения единицы содержания: исходное знание -понимание текста, реконструкция предметных знаний - схематизация, коммуникации - идеализация понятия.
Учебный материал: М.Шолохов «Тихий Дон»
П.Зырянов «Колчак»,М.,2009,с.397-3абз.,с.441-1абз.
А.Деникин «Очерки русской смуты», Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru,с.3-2абз.
М.Волошин «Гражданская война», http://slova.org.ru/voloshin/grajdanskayavoina/
http://www.newsru.com/russia/03oct2005/denikin.html
http://www.rian.ru/culture/20050929/41548730.html
http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dominan2005/dom0541/dd054124
Деятельность, в которую включаются учащиеся:
I этап - Коммуникации по вопросу необходимости изучения события с разных сторон
II этап -Реконструкция исторического периода Гражданской войны - работа в группах;
-Чтение и понимание текстов о Гражданской войне разбитых по трем фокусам:
- территория
- власть
- человек и народ – работа в группах;
-Схематизация представления о Гражданской войне по шаблону:
До / Во время / После
1918 1922
через фокус:
- территория и государственность
- власть
- человек и народ – работа в группах;
-Коммуникации и рефлексия схем и текстов – фронтально;
III этап -Идеализация понятия «Гражданская война» по трем фокусам – работа в группах. Выдвижение тезисов.
-Схематизация и идеализация полифокусного понятия «Гражданская война» -
индивидуально и фронтально;
-Понимание новых текстов ( СМИ ; поэзия) – индивидуально, фронтально;
-Коммуникации, рефлексия
IV этап -Схематизация идеализационной картинки и фиксация идеализации полифокусного понятия «Гражданская война»
V этап -Рефлексия
Подведение итогов занятия:
Обсуждение с учащимися вопросов:
- Какое событие в истории России может сравниться с событиями Гражданской войны?
- Что Вы расскажите своему ребенку,когда он спросит:"Что такое Гражданская война?
Продолжите фразу:
- События Гражданской войны учат нас...
-отказу от насилия, от ненависти;
-военные действия - не метод государственного строительства, организации жизни, способ осчастливить людей;
-толерантности;
-неприятию зла;
-строительству демократического государства демократическим путем: через выборы,через участие каждого гражданина в политической жизни общества
- Как мы сегодня работали на уроке? Что мы делали? Что для вас явилось новым в работе?
Изложение сценария занятия в произвольной форме:
I этап - целеполагание (познавательная мотивация) С учащимися обсуждаются вопросы:
- Как оцениваются исторические события?;
- Кто принимает участие в оценке события?
- Чьи позиции выражают эти оценки?
- Зачем надо рассматривать событие с разных сторон, позиций, через призму разных фокусов?
Благодаря этому работа стала носить личностный характер, учащиеся самоопределяются к дальнейшей работе.
II этап – реконструкция, восстановление событий Гражданской войны.
- Какое отличие между понятиями война - гражданская война?
Работа учащихся в группах. Прочитать текст и используя собственные знания о данном периоде представить в виде схемы, что происходило в период Гражданской войны, исходя из фокусов:
- территория и государственность;
- власть;
- человек и народ.
Каждая группа прослеживает собственный фокус, определяя его по текстам. Предлагаются тексты: М.Шолохов «Тихий Дон», П.Зырянов «Колчак», А.Деникин «Очерки русской смуты».Группы анализируют ситуацию, используя шаблон:
До / Во время / После
1918 1922
Обсуждение получившихся схем. (фронтально)
- Правильно ли понят текст и восстановлены ли исторические события?
- Что можно добавить в схему?
Дополнение схем графическими элементами, уточнениями.
III этап – выдвижение идеализационных версий, что такое Гражданская война из данного фокуса? Сформулировать тезис.
(Гр.война – война между соотечественниками, братьями, страшнее которой нет.
Гр.война – борьба за власть, когда решается вопрос о пути развития страны.
Гр.война –территориальный раскол ,обособление округов ,отсутствие целостности.)
IV этап – выстраивание обобщенной схемы «Гражданская война» и идеалзация понятия «Гражданская война» .
Работа с новыми текстами, индивидуально и фронтально:
М. Волошин «Гражданская война», В. Быков «Гражданская война», СМИ «Перезахоронение А.Деникина и философа Ильина с супругами» 03.10.2005г., Статистические данные об отношении граждан РФ к факту перезахоронения.
Обсуждение вопросов:
- Какая идея о Гражданской войне здесь заложена?
- Какое здесь представление об этом событии?
- На что делается главный акцент?
- Почему произошло перезахоронение Деникина и других эмигрантов?
- Кто присутствовал? Почему?
- Каково отношение власти? С чем это связано?
- Почему это стало возможно спустя столько лет?
- Как к этому отнеслись граждане России?
- Какие можно сделать выводы об этом событии?
- Когда заканчивается "Граданская война"?
- Надо что-то добавить в схему?
Дополняется обобщенная схема Гражданской войны и идеализируется полифокусное понятие.Гражданская война - это есть ни с чем несравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей,братья столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по - своему.Остро стоял вопрос о территориальной целостности государста,о существовании самого государства. И только с покаянием закончиться гражданская война.
V этап -рефлексия, подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по теме "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"
Сценарий урока можно использовать для закрепления изученного материала на уроке истории в 11 классе...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...
Сценарий мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне " Животные на войне"
Данная сценарий является авторской разработкой учителей истории Зайка И.И. и биологии Бондаренко Л.А. Работа посвящена использованию животных во время Великой Отечественной войны, их помощи людя...
Сценарий урока /кл.час «У войны не женское лицо» ID:1419808
Классный час посвящён Советской лётчице, полковнику, участнице одного из рекордных перелётов, участнице ВОв, первой женщине, удостоенной звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Сценарий урока Тема урока: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» Ольга Бергольц, «Февральский дневник» (К 80- летию операции «Искра» по деблокации Ленинграда в годы Великой Отечественной войны)
Сценарий урока по теме:"Блокада Ленинграда" рассчитан на старшие классы. На уроке представлен объемный документальный и литературный материал, Тип занятия по дидактической цели -урок с лично...