Сценарий урока по теме "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Сценарий урока можно использовать для закрепления изученного материала на уроке истории в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока.

  1. Сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией.
  2. Показать глубину трагедии русского народа ввергнутого в братоубийственную войну.
  3. Понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь от ненависти и насилия и произвола как метода государственного строительства всей организации жизни, как надежного способа « осчастливить народ».
  4. Познакомить учащихся с неизвестными фактами из жизни белой эмиграции.

Задачи урока:

  1. Определить итоги, последствия войны, показать её уроки
  2. воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу
  3. Развития умения формулировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы, обобщения

Оборудование:

  1. мультимедийная система
  2. карта « Гражданская война»
  3. выставка книг писателей и поэтов ( А.Ахматова, М.Цветаева, А. Бунин)

Ход урока.

Эпиграф урока: « Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка».

А.Ахматова

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

    Тема нашего урока гражданская война и её влияние на судьбы страны. Сегодня – завершающий урок, посвященный трагической странице в истории нашей страны гражданской войне.

  Гражданская война.… Это незабываемые страница нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные « неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.

   Однако гражданская война – это не столько фанфары побед, столько трагедия народа, заключающаяся в самом постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.  Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и « чужих» обесценивании человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ. И вот сегодня спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней гражданской? И как это не огорчительно, оказывается не так много. История хранит еще немало « белых пятен», малоизвестных страниц. Долгие

годы отдельные темы гражданской войны были просто запретными. Надеемся, что в недалеком будущем мы будем знать правду о событиях гражданской войны.

  То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льется ,мы все за гражданский мир, а он рушится то там то здесь.… Выходит, и в наши дни, как и восемь десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примерял бы интересы всего общества.

   Последние события в Грузии показывают, как трудно добиться гражданского мира и как легко его разрушить.

Сегодня у нас необычный урок,  урок – путешествие, мы вернемся назад в те далекие 20 – годы  и обратимся к человеческим судьбам, к тем, кто верил в идею мировой революции или в идею « белого движения» и преданно отдавал за идеи свои жизни.

У вас на столе  лежат проблемные вопросы, на которые мы ответим в конце нашего занятия.

1. Был ли победитель в гражданской войне?

2. Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны?

3. В чем же состоит  трагизм гражданской войны?

  1. Учащиеся рассказывают об итогах гражданской войны.

  1. Слово учителя:

По указанию Российского президента Владимира Путина, а также при содействии Российского фонда культуры 3 октября 2005 года прах генерала Антона Деникина и его жены Ксении Васильевны вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина  и его супруги Натальи Николаевны был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре[3]. Перезахоронение было осуществлено по просьбе дочери Деникина, Марины Антоновны Деникиной-Грей Антон Деникин скончался в 1947 году в США от сердечного приступа. Перед смертью просил, чтобы его останки перевезли на Родину, когда Россия станет свободной.

                                                                                           

5.Выступление учащихся о жизненном пути А.Деникина

      6.Чтение стихотворения « Скажите поручик, зачем вам Россия»

Скажите, поручик, зачем вам Россия?

Скажите, зачем офицерская честь?

Сорвите навеки погоны златые

И выбросьте в море России последнюю весть.

Багровая дымка на западе тает.

И берег родной нам уже не видать.

Скажите, поручик, куда уплывает

Российской империи гордая знать?

Поверьте, поручик, я смысла не вижу.

Я просто не знаю, как мне поступить.

Кому я там нужен, в далеком Париже?

Не лучше ли сразу висок прострелить?

Я знаю, поручик, мы с вами солдаты.

Политика нам совсем не нужна.

Но только, поручик, былые парады

Нам в Царском Селе не вернуть никогда.

Андреевский флаг на флагштоке играет,

Но скрылась Россия давно за кормой...

Зачем же, поручик, корабль уплывает,

И все невозможней вернуться домой?

Ведь нам не заменят Парижа бульвары

И сумрак туманных лондонских ночей

Родные до боли Арбата кварталы

И запах щемящий родимых полей.

Так бросьте ж мечтать вы о новом свиданье,

А выпьемте лучше погорше вина.

И с нашей Россией зальемте прощание:

Ведь мы эмигранты уже навсегда...

И все же, поручик...

Что мы без России?..

Песня для прослушивания  в исполнении  А. Розенбаума

2. Ах, память – черный зрак ствола...

А над расхристанной Россией

Пылают храмы вековые.

Колокола, колокола...

Чу, по самим себе звонят

На обгорелых колокольнях!

Рыдают или бью в набат?

Иль стонут медные от боли?

Ах, память – Ледяной поход,

Кубань и Дон, и степь без края...

Над полем брани снег идет,

И кровь дымится, замерзая.

Под хрипы схваток штыковых,

Разбойный свист казачьей лавы

Подкралась гибель вековых

Устоев царственной Державы.

Глотаю снег горячим ртом...

Не все рубцы затянут годы.

Дымя, уходят пароходы,

А жизнь осталась за бортом.

Что было? Бойня, кровь и грязь,

И взлет надежды окрыленной...

Почем в Стамбуле русский князь

И офицерские погоны?

Нет ни погоста, ни угла.

Пылают храмы вековые,

Нас всех смахнула мать-Россия,

Как крошки хлеба со стола.

Нет больше Родины и дома.

Что можно взять, ты все взяла.

И погребальным черным звоном

Гудят твои колокола...

1990

7. Слово учителю:

25 июля 1934 года, в возрасте 46 лет в парижской больнице от туберкулеза кости умер Нестор Петрович Махно. 28 июля урна с прахом Нестора Махно была замурована в стене колумбария кладбища Пер – Лашез в ячейке под номером 6686.

Чтение стихотворения Нестора Махно

Проклинайте меня, проклинайте,

Если  я вам хотя слово солгал,

 Вспоминайте меня вспоминайте,

Я за правду, за вас воевал

За тебя, угнетенное братство,

За обманутый властью народ.

Ненавидел я чванство и барство,

Был со мной заодно пулемет.

В моей песне не слова упрека,

Я не смею народ упрекать

От чего же так одиноко,

Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку

Шел сор мною и пулей сражен,

Мне о вас полагалось заплакать,

Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачу

И лампады не станут гасить…

Ну, а батько не может иначе,

Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,

Я за правду за вас воевал…

Сообщение учащихся о жизни Н.Махно

Исполняется  песня «Любо братцы любо».

Учащиеся читают стихи Н.Махно

«Кони версты рвут наметом»

« Я в бой бросался с головой»

8. Слово учителю:

Трагическая страница в истории кубанского казачества это гражданская война

Сообщение учащихся Кубанское казачество в эмиграции

Сообщение учащихся  о рассказах М.Шолохова и его романе «Тихий Дон»

Прослушивание песни в исполнении А. Малинина « Бывший подъесаул»

9. Слово учителю:

Мы послушали лишь о немногих трагических  человеческих судьбах, которые свято верили в свои идеи, каждый из них по своему любил Россию и хотел видеть ее сильной и процветающей. Гражданская война в России расколола народ на два враждующих лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.

Одни восстали из подполий
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Одни идут освобождать Москву
И вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

 В общей сложности, вследствие революции, захвата власти в России за границу попало около 3.000.000 человек, в двух "волнах" - в 20-е годы и во время Второй мировой войны. История Белой эмиграции полна героизма и личного, и общего. Белые все время высоко держали свое знамя, с тем чтобы его донести до России незапятнанным и неоскверненным.

Сообщение учащихся « Белая эмиграция»

Стихотворение  Р.Рождественского «Кладбище под Парижем»


Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сан-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть.

"Прощай!" и "Ура!".

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по Гражданской войне..

Как же хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало.

А память - была..

Ваши сиятельства, их благородия-

Вместе на Сан-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавши

Муки свои и дороги свои.

Все-таки - русские. Вроде бы - наши.

Только не наши скорей,

А ничьи…

Как они после - забытые, бывшие

Все, проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё -

Победившую, пусть непонятную,

Пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

Полдень.

Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сан-Женевьев-де-Буа.

10. Слово учителю:

Вначале урока были поставлены  проблемные вопросы,  на которые я предлагаю вам ответить и подвести итог нашему уроку.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 1 вопрос.Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?

Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.

2 вопрос.  Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны?

Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны.

3 вопрос.  В чем же состоит  трагизм гражданской войны?

Общество раскололось на своих и чужих, красный террор, эмиграция населения, развал народного хозяйства.

11. Заключительное  слово учителя:

      2 декабря 2007 года пройдут выборы в Государственную Думу, а марте президента РФ, для наших политиков главным  является сохранение и укрепление Гражданского мира.      Задача органов власти и политических партий – исключительно мирные пути преобразования, и использования цивилизованных средств борьбы, осуществление реформ в интересах большинства народа, не отказывая меньшинству в праве и возможности выражать и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир  зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами.

    Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918 – 1920 годов учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа « осчастливить» народ.

 Прослушивание песни в исполнении И.Талькова « Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "Гражданская война и влияние её на судьбы страны"

сценарий урока можно использовать  в 11 классе для подведения итогов по теме "Гражданская война"...

Сценарий урока литературы в 5 классе на тему «Путешествие в страну пословиц и поговорок»

Сценарий урока представлен по гуманитарному направлению, по предмету - литература. Тема:  «Путешествие в страну пословиц и поговорок». Тип урока: урок закрепления и развития зн...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий Урока Мужества "Дети войны"

Сценарий создан на основе краеведческого материала из архива школьного музея, где хранятся записи воспоминаний детей войны, наших апрелевцев. Структура сценария позволяет использовать его, заменив вос...

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей".

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек")....

Сценарий урока "Строки, опаленные войной"

Поэты, чьи стихи сегодня будут звучать на нашем мероприятии, сами воевали или пережили события Великой Отечественной войны....

2024 год. Сценарий урока "Великая Отечественная война на итоговой аттестации выпускников"

Интегрированный урок "Литература+история+МХК" комбинированного типа посвящён обобщению материала по истории и изучению нового материала по литературе...