Рабочая программа по истории для 6 класса (линия "Русское слово")
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Раздел № 1 Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторских программ и примерной программы основного общего образования по истории
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) Истории Средних веков и Истории России.
Программа по (Всеобщей истории) Истории Средних веков полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята авторская программа М.А. Бойцова и Н.Г. Петровой. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение истории средних веков (2 часа в неделю).
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе авторской программы Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов и полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории (5-9 классы)
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Е.В.Пчелова издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 38 часов на изучение истории России (2 часа в неделю)
Основная цель курса истории в 6 классе – дать школьникам знания о средневековом прошлом России и зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени.
Изучение истории на ступени 6-го класса направлено на достижение следующих целей:
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Образовательные:
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Развивающие:
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Учебно-методический комплекс по Всеобщей истории (истории Средних веков)
- М.А.Бойцов, Р.М Шукуров « История средних веков» для 6-го класса основной школы, Москва «Русское слово», 2010
- Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков», М. «Русское слово», 2012
- Н.Г Петрова «Рабочая тетрадь по истории средних веков» к учебнику Бойцова и Шукурова, Москва «Русское слово», 2012
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории средних веков к УМК Агибаловой, Донского, Ведюшкина и Бойцова, Шукурова», 6 класс, Москва «Вако» 2004 г.
Учебно-методический комплекс по истории России:
- Е.В.Пчелов «История России с древнейших времен до конца 16 века», учебник для 6-го класса основной школы, Москва «Русское слово», 2012 г.
- Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России», Москва «Русское слово» 2012
- Пчелов Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы, М «Русское слово», 2006
Раздел № 2 тематическое планирование курса Истории средних веков (30 часов)
№ раздела (главы) | Наименование разделов | Всего часов | По авторской программе | Сроки прохождения | Кол-во контрольных и практических, |
1 | Введение в историю Средних веков | 1 | 1 |
|
|
2 | Раннее Средневековье V-XI века | 9 | 9 |
| Проверочная работа |
3 | Вершина Средневековья | 15 | 12 |
| Проверочная работа |
4 | Мир за пределами Европы | 3 | 3 |
|
|
5 | Европа накануне Нового времени | 1 | 1 |
|
|
6 | Итоговый контроль | 1 | 1 |
| Контрольная работа |
| Итого | 30 | 27 |
|
|
Примечание: по авторской программе Бойцова, Петровой предусмотрено 3 часа на реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Эти 3 часа в данной рабочей программе добавлены на изучение темы «Вершина Средневековья», а точнее на более подробное изучение тем «Средневековое общество», «Крестовые походы» и «Тяжкие времена».
тематическое планирование курса Истории РОссии (38 часов)
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | По авторской программе | Сроки прохождения | Кол-во контрольных и практических, |
1 | Введение в историю России | 1 | 1 |
|
|
2 | Древние жители нашей Родины | 4 | 4 |
| Тестовая работа - 1 |
3 | Древняя Русь в IX – XII веках. | 9 | 9 |
| Тестовая работа – 1 Контрольная работа - 1 |
4 | Русские земли в XII-начале XIII веках | 5 | 5 |
| Тестовая работа - 1 |
5 | Русь между Востоком и Западом | 5 | 5 |
| Контрольная работа - 1 |
6 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 7 | 5 |
| Тестовая работа – 1
|
7 | Создание Московского государства | 6 | 8 |
| Тестовая работа - 1 |
8 | Итоговое повторение курса | 1 | 1 |
| Итоговая контрольная работа |
| Итого | 38 | 38 |
|
|
Примечание: по авторской программе Пчелова Е.В. предусмотрено изучение правления Ивана Грозного в теме «Создание Московского государства, что противоречит стандарту основного общего образования по истории, поэтому в данной рабочей программе темы, связанные с изучением политики Ивана Грозного отсутствуют (перенесены в 7 класс). И еще добавлены дополнительные 2 часа на тему «Объединение русских земель вокруг Москвы», что необходимо для более подробного изучения этого процесса.
В некоторые темы по истории России включен материал по историческому краеведению, в связи с тем, что с 2014-2015 года в 9-м классе нет отдельного предмета «Историческое краеведение» и основные темы согласно планированию по этому предмету включены в курс истории России с 6-го по 9-й класс. В поурочно-тематическом планировании эти темы помечены курсивом.
Раздел № 3 Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала
«История Средних веков» - 30 часов
№ урока | Тема урока | УМК | Кол. часов | Дидактические единицы федерального компонента Государственного образовательного стандарта | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение в историю средних веков |
| 1 | Понятие «средневековье», периодизация и хронологические рамки, основные темы курса, знакомство с учебником, тетрадями |
|
|
| Раздел 1: Раннее Средневековье V-XI века |
| 9 часов |
|
|
|
2-3 | Тема 1 В центре Ойкумены 2. Новый Рим 3. Расцвет Византии | § 1-2 | 2 | Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Роль Христианства в Раннее Средневековье |
|
|
4 | Тема 2 Бури на окраинах 4. Завоеватели-германцы | § 3 | 1 | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение германцев, занятия, общественное устройство |
|
|
5-6 | 5. Возникновение и распространение ислама 6. Мир ислама | § 4-5 | 2 | Арабские племена, расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед, Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. |
|
|
7-9 | Тема 4 Держава франков 7. Рождение королевства франков. Император Карл 8. «Люди Севера» - норманны 9. Сколько раз завоевывали Англию? | § 6-9 | 3 | Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Норманнские завоевания. Политическая раздробленность |
|
|
10 | Урок-обобщение «Раннее средневековье» |
| 1 | Урок-игра. Проверочная работа |
|
|
| Раздел 2 Вершина Средневековья |
| 15 часов |
|
|
|
11-13 | Тема 1 Крестьяне и рыцари 11. Земля и власть. 12. Вечные труженики 13. За стенами замков |
§ 10 § 11 12 | 3 | Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян |
|
|
14-16 | Тема 2 Западная Европа в эпоху Крестовых походов 14. Империя и Церковь 15-16. Крестовые походы |
§ 13- 14 | 3 | Власть духовная и светская. Образование 2 ветвей христианства: католичество и православие. Монастыри и монахи. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском пол-ве |
|
|
17-18 | Тема 3 Лики Средневекового города 17. «Возвращение» городов. В Сердце средневекового города 18. В поисках знаний |
§ 15-16
17 | 2 | Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. |
|
|
19 | Тема 4 Вершина Средневековья 19. Во Главе христианского мира |
§ 18 | 1 | Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Ереси и борьба церкви против их распространения. |
|
|
20 | 20. Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | § 19 | 1 | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. |
|
|
21-22 | 21-22. Тяжкие времена. На Востоке Европы | §20-21 | 2 | Кризис европейского сословного общества в 14-15 вв. Столетняя война: причины, итоги. Жанна де Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис Католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. |
|
|
23-24 | Тема 7 Средневековая культура |
| 2 | Духовный мир Средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания. Культурное наследие Византии Особенности культуры народов Востока. Архитектура и поэзия |
|
|
25 | Обобщающий урок по теме «Вершина Средневековья» |
| 1 | Проверочная работа |
|
|
| Раздел 3: Мир за пределами Европы (Дальние страны) |
| 3 часа |
|
|
|
26-28 | Тема 1 Где был и где не был Марко Поло? 26. Во владениях Великого хана. Индия: раджи и султаны 27. Поднебесная империя и в стране Сипанго 28. Очень разная Африка и мир совсем неизвестный
|
§22-23
24
25-26 | 3
1 1 1 | Китай: распад и восстановление единой держав. Империя Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский султанат Средневековая Япония Походы Тимура Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, инки, ацтеки: государство, верования, особенности хозяйственной жизни |
|
|
29 | Раздел 4: Европа накануне Нового времени | § 27 | 1 | Рождение Испании. Гибель Византии от турков-османов. Создание Османской империи. |
|
|
30 | Итоговый контроль |
| 1
| Итоговая контрольная работа за курс Истории Средних веков |
|
|
Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала
История России- 38 часов
№ урока | Тема урока | УМК § | Колич. часов | Стандарт основного общего образования по обществознанию (примерная программа) | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение в историю России |
| 1 | Что изучает история отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. |
|
|
| Тема 1: Древние жители нашей Родины |
| 4 часа |
|
|
|
2 | Первобытная эпоха на территории нашей Родины | 1 | 1 | Заселение Евразии первобытными народами; их занятия, образ жизни и верования. |
|
|
3 | На окраинах античного мира | 2 | 1 | Древние государства на территории нашей страны: города-государства Причерноморья, Скифское царство. |
|
|
4 | Кочевые племена территории России в IV-V вв. | 3 | 1 | Великое переселение народов. Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Тюркский каганат. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. |
|
|
5 | Восточные славяне в VI- VIII веках. Древнейшая история Ярославского края. | 4 | 1 | Праславяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт, верования и нравы восточных славян. Родоплеменные отношения. Отношения с соседями. |
|
|
| Тема 2: Древняя Русь в IX – XII веках. |
| 9 часов |
|
|
|
6 | Образование Древнерусского государства | 5 | 1 | Пром. Контроль: Тест Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Варяги. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Норманнский вопрос. |
|
|
7 | Первые русские князья | 6 | 1 | Политика первых князей династии Рюриковичей. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Олег, Игорь и Ольга. Походы Святослава. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. |
|
|
8 | Князь Владимир и крещение Руси | 7 | 1 | Борьба за престол и начало княжения Владимира. Личность князя. Причины и значение принятия христианства. Владимир I принятие христианства |
|
|
9 | Древняя Русь при Ярославе Мудром | 8 | 1 | Расцвет Древнерусского государства в XI веке при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Земельные отношения. Политический строй. Укрепление княжеской власти. Внешняя политика. Русь и народ степи. Международные связи Древней Руси. |
|
|
10 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Ярославский край в составе Древнерусского государства. | 9 | 1 | Пром. Контроль: Тест Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах. «Устав» Владимира Мономаха. Распад Древнерусского государства. |
|
|
11 | Общественный строй Древней Руси | 10 | 1 | Формы землевладения. Феодальные отношения на Руси: складывание крупной земельной собственности; феодальная вотчина; свободные и зависимые, князья, бояре и дружинники; категории зависимого населения. Рост числа городов. |
|
|
12 | Православная церковь в Киевской Руси. | 11 | 1 | Истоки и особенности древнерусской культуры. Формирование древнерусской народности. Образ жизни всех слоев общества. Организация РПЦ. |
|
|
13 | Культура Древней Руси | 12 | 1 | Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Искусство, письменность и литература, просвещение, зодчество. Комплексный характер оформления архитектурных сооружений (мозаика, фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Значение древнерусской культуры. Идея единства русских земель в период раздробленности «Слово о полку Игореве» |
|
|
14 | Урок-обобщение по теме № 1-2: «Наша Родина с древнейших времен до XII века» |
| 1 | Контрольная работа по теме «Наша Родина с древнейших времен до XII века» |
|
|
| Тема 3: Русские земли в XII-начале XIII веках |
| 5 часов |
|
|
|
15 | Удельный период русской истории | 13 | 1 | Удельный период: Политические и экономические причины раздробленности Руси. Упадок Киева и образование самостоятельных княжеств. Княжеские войны. Последствия раздробления Руси. |
|
|
16 | Южная Русь | 14 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Киевского княжества |
|
|
17 | Юго-Западная Русь | 15 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества |
|
|
18 | Новгородское государство | 16 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. |
|
|
19 | Владимиро-суздальская Русь. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Ярославского края. | 17 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальского княжества Культура русских земель периода раздробленности. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Зодчество и живопись. Быт и нравы |
|
|
| Тема 4: Русь между Востоком и Западом |
| 5 часов |
|
|
|
20 | Монгольское нашествие на Русь.
| 18 | 1 | Пром. Контроль: Тест Образование монгольской державы. Чингисхан. Ммонгольские завоевания. Битва на реке Калке, оборона Рязани. Борьба наших народов с завоевателями. Евпатий Коловрат. Оборона Москвы. Поход на Новгород. |
|
|
21 | Натиск с Запада | 19 | 1 | Экспансия с Запада. Вторжение шведов, крестоносцев. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва и Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами и последствия борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. |
|
|
22 | Русские земли под властью Золотой Орды. Монголо-татарское нашествие и Ярославский край. Ярославский край в период монголо-татарского ига | 20 | 1 | Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель. Повинности русского народа. Роль РПЦ. Последствия ордынского владычества. |
|
|
23 | Великое княжество Литовское и русские земли | 21 | 1 | Русские земли во второй половине XIII-первой оловине XV вв. Борьба против ордынского ига. Формирование Литовско-Русского государства. Потеря западных земель. |
|
|
24 | Урок-обобщение по темам № 3-4: «Русские земли в XII-XIII веках» |
| 1 | Контрольная работа по теме «Русские земли в XII-XIII веках» Урок-игра. |
|
|
| Тема 5: Объединение русских земель вокруг Москвы |
| 7 часов |
|
|
|
25 | Возвышение Москвы | 22 | 1 | Русские земли во второй половине XIII – XIV вв. Складывание социально – экономических и политических предпосылок объединения русских земель восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное монастырское, помещичье и черносошное крестьянство. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. |
|
|
26 | Москва при Дмитрии Донском | 23 | 1 | Политика московских князей в XIII-XIV вв. Возвышение Москвы. Иван Калита. Куликовская битва; её значение. Дмитрий Донской, Тохтамыш. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. |
|
|
27 | Московская Русь при преемниках Дмитрия Донского | 24 | 1 | Василий I. Московская усобица, ее значение. Распад Золотой Орды |
|
|
28 | Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века | 25 | 1 | Пром. Контроль: Тест Москва – духовный центр Руси. Сергий Радонежский. Независимость РПЦ. |
|
|
29-30 | Русская культура во второй половине XIII – середине XV века | 26 | 2 | Выступления учащихся по рефератам. Литература (былины, повести, жития). Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. Задонщина. Архитектура, иконопись, Андрей Рублев и Феофан Грек. |
|
|
31 | Урок-обобщение по темам № 5: «Объединение русских земель вокруг Москвы» |
| 1 | Пром. Контроль: самостоятельная работа. |
|
|
| Тема 6: Создание централизованного государства – Московского царства |
| 6 часов |
|
|
|
32 | Конец удельной эпохи | 27 | 1 | Лекция с элементами беседы. Предпосылки образования Российского государства. Иван III, объединение Руси. Конец ордынского владычества. Василий III. |
|
|
33 | Завершение объединения русских земель в начале XVI века при Василии III. | 27 | 1 | Комбинированный урок с элементами игры. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. |
|
|
34 | От Великого княжества к царству | 28 | 1 | Комбинированный урок. Установление монархии. Управление, общественный строй. Формирование дворянства. Судебник Ивана III. «Москва – третий Рим». Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. |
|
|
35 | Русская православная церковь в конце XV – начале XVI веках | 32 | 1 | Лекция с элементами беседы. Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый Собор. Установление патриаршества |
|
|
36 | Русская культура в конце XV- начале XVI веках | 33 | 1 | Комбинированный урок. Начало книгопечатания. Летописание. А. Курбский. Афанасий Никитин. «Домострой» Сильвестра. Иконопись и иконописцы. Архитектура. Наука и техника. |
|
|
37 | Урок-обобщение по темам № 5-6: «Объединение русских земель и создание единого государства» |
| 1 | Урок-игра. |
|
|
38 | Итоговое повторение курса |
| 1 | Итоговая контрольная работа за курс истории России с древнейших времен до середины XVI века. Зачет по датам, событиям и понятиям курса |
|
|
Раздел № 4 Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № К.Р. | Тема контрольной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Выполняли работу | Справились | Получили «4»-«5» |
| 1 | Контрольная работа по истории Средних веков |
|
|
|
|
|
| 2 | Контрольная работа по теме «Наша Родина с древнейших времен до XII века» |
|
|
|
|
|
| 3 | Контрольная работа по теме «Русские земли в XII-XIII веках» |
|
|
|
|
|
| 4 | Итоговая контрольная работа за курс истории России с древнейших времен до середины XVI вв. |
|
|
|
|
|
Раздел № 5 Анализ выполнения программы
Параметры | Учебный период | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | ||
| Кол-во часов | % | ||||
Кол-во часов по программе |
|
|
|
|
|
|
Проведено фактически |
|
|
|
|
|
|
Разница в часах |
|
|
|
|
|
|
Причины |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
Выполнение программы |
|
|
|
|
| |
Дата заполнения |
|
|
|
|
| |
Подпись учителя |
|
|
|
|
|
Раздел № 6 Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса
В результате изучения истории Средних веков и Истории России ученики должны уметь и знать:
1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.
2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.
3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.
4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.
5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.
6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.
7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.
8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.
9. Анализировать фрагменты исторических источников.
10. Объяснять значение исторических понятий.
11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.
12. Образно воссоздавать исторические явления и события
13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.
14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи
15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.
16. Работать со справочной и дополнительной литературой.
Особенности преподавания в специально-коррекционном классе VII вида
(из методического письма
«Об особенностях адаптации учебного материала и составления
рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида
для детей с ОВЗ. 2014-2015 уч.год)
Учебный предмет «История» для детей с задержкой психического развития имеет важное социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение истории вызывает интерес у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, данная рабочая программа предполагает работу с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использование заданий, проверяющих усвоение на базовом уровне. Освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность». Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать – понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование полученных знаний для решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач учитель может использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать, показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа с иллюстративным материалом, использование средств ИКТ и информационно-образовательных ресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительно активизирует работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya-6.-2014-2015_1.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел № 1 Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторских программ и примерной программы основного общего образования по истории
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) Истории Средних веков и Истории России.
Программа по (Всеобщей истории) Истории Средних веков полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята авторская программа М.А. Бойцова и Н.Г. Петровой. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение истории средних веков (2 часа в неделю).
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе авторской программы Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов и полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории (5-9 классы)
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Е.В.Пчелова издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 38 часов на изучение истории России (2 часа в неделю)
Основная цель курса истории в 6 классе – дать школьникам знания о средневековом прошлом России и зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени.
Изучение истории на ступени 6-го класса направлено на достижение следующих целей:
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Образовательные:
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Развивающие:
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Учебно-методический комплекс по Всеобщей истории (истории Средних веков)
- М.А.Бойцов, Р.М Шукуров « История средних веков» для 6-го класса основной школы, Москва «Русское слово», 2010
- Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков», М. «Русское слово», 2012
- Н.Г Петрова «Рабочая тетрадь по истории средних веков» к учебнику Бойцова и Шукурова, Москва «Русское слово», 2012
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории средних веков к УМК Агибаловой, Донского, Ведюшкина и Бойцова, Шукурова», 6 класс, Москва «Вако» 2004 г.
Учебно-методический комплекс по истории России:
- Е.В.Пчелов «История России с древнейших времен до конца 16 века», учебник для 6-го класса основной школы, Москва «Русское слово», 2012 г.
- Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России», Москва «Русское слово» 2012
- Пчелов Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы, М «Русское слово», 2006
РАЗДЕЛ № 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 часов)
№ раздела (главы) | Наименование разделов | Всего часов | По авторской программе | Сроки прохождения | Кол-во контрольных и практических, |
1 | Введение в историю Средних веков | 1 | 1 | ||
2 | Раннее Средневековье V-XI века | 9 | 9 | Проверочная работа | |
3 | Вершина Средневековья | 15 | 12 | Проверочная работа | |
4 | Мир за пределами Европы | 3 | 3 | ||
5 | Европа накануне Нового времени | 1 | 1 | ||
6 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Контрольная работа | |
Итого | 30 | 27 |
Примечание: по авторской программе Бойцова, Петровой предусмотрено 3 часа на реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Эти 3 часа в данной рабочей программе добавлены на изучение темы «Вершина Средневековья», а точнее на более подробное изучение тем «Средневековое общество», «Крестовые походы» и «Тяжкие времена».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ РОССИИ (38 часов)
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | По авторской программе | Сроки прохождения | Кол-во контрольных и практических, |
1 | Введение в историю России | 1 | 1 | ||
2 | Древние жители нашей Родины | 4 | 4 | Тестовая работа - 1 | |
3 | Древняя Русь в IX – XII веках. | 9 | 9 | Тестовая работа – 1 Контрольная работа - 1 | |
4 | Русские земли в XII-начале XIII веках | 5 | 5 | Тестовая работа - 1 | |
5 | Русь между Востоком и Западом | 5 | 5 | Контрольная работа - 1 | |
6 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 7 | 5 | Тестовая работа – 1 | |
7 | Создание Московского государства | 6 | 8 | Тестовая работа - 1 | |
8 | Итоговое повторение курса | 1 | 1 | Итоговая контрольная работа | |
Итого | 38 | 38 |
Примечание: по авторской программе Пчелова Е.В. предусмотрено изучение правления Ивана Грозного в теме «Создание Московского государства, что противоречит стандарту основного общего образования по истории, поэтому в данной рабочей программе темы, связанные с изучением политики Ивана Грозного отсутствуют (перенесены в 7 класс). И еще добавлены дополнительные 2 часа на тему «Объединение русских земель вокруг Москвы», что необходимо для более подробного изучения этого процесса.
В некоторые темы по истории России включен материал по историческому краеведению, в связи с тем, что с 2014-2015 года в 9-м классе нет отдельного предмета «Историческое краеведение» и основные темы согласно планированию по этому предмету включены в курс истории России с 6-го по 9-й класс. В поурочно-тематическом планировании эти темы помечены курсивом.
Раздел № 3 Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала
«История Средних веков» - 30 часов
№ урока | Тема урока | УМК | Кол. часов | Дидактические единицы федерального компонента Государственного образовательного стандарта | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение в историю средних веков | 1 | Понятие «средневековье», периодизация и хронологические рамки, основные темы курса, знакомство с учебником, тетрадями | |||
Раздел 1: Раннее Средневековье V-XI века | 9 часов | |||||
2-3 | Тема 1 В центре Ойкумены 2. Новый Рим 3. Расцвет Византии | § 1-2 | 2 | Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Роль Христианства в Раннее Средневековье | ||
4 | Тема 2 Бури на окраинах 4. Завоеватели-германцы | § 3 | 1 | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение германцев, занятия, общественное устройство | ||
5-6 | 5. Возникновение и распространение ислама 6. Мир ислама | § 4-5 | 2 | Арабские племена, расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед, Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. | ||
7-9 | Тема 4 Держава франков 7. Рождение королевства франков. Император Карл 8. «Люди Севера» - норманны 9. Сколько раз завоевывали Англию? | § 6-9 | 3 | Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Норманнские завоевания. Политическая раздробленность | ||
10 | Урок-обобщение «Раннее средневековье» | 1 | Урок-игра. Проверочная работа | |||
Раздел 2 Вершина Средневековья | 15 часов | |||||
11-13 | Тема 1 Крестьяне и рыцари 11. Земля и власть. 12. Вечные труженики 13. За стенами замков | § 10 § 11 12 | 3 | Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян | ||
14-16 | Тема 2 Западная Европа в эпоху Крестовых походов 14. Империя и Церковь 15-16. Крестовые походы | § 13- 14 | 3 | Власть духовная и светская. Образование 2 ветвей христианства: католичество и православие. Монастыри и монахи. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском пол-ве | ||
17-18 | Тема 3 Лики Средневекового города 17. «Возвращение» городов. В Сердце средневекового города 18. В поисках знаний | § 15-16 17 | 2 | Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. | ||
19 | Тема 4 Вершина Средневековья 19. Во Главе христианского мира | § 18 | 1 | Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Ереси и борьба церкви против их распространения. | ||
20 | 20. Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | § 19 | 1 | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. | ||
21-22 | 21-22. Тяжкие времена. На Востоке Европы | §20-21 | 2 | Кризис европейского сословного общества в 14-15 вв. Столетняя война: причины, итоги. Жанна де Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис Католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. | ||
23-24 | Тема 7 Средневековая культура | 2 | Духовный мир Средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания. Культурное наследие Византии Особенности культуры народов Востока. Архитектура и поэзия | |||
25 | Обобщающий урок по теме «Вершина Средневековья» | 1 | Проверочная работа | |||
Раздел 3: Мир за пределами Европы (Дальние страны) | 3 часа | |||||
26-28 | Тема 1 Где был и где не был Марко Поло? 26. Во владениях Великого хана. Индия: раджи и султаны 27. Поднебесная империя и в стране Сипанго 28. Очень разная Африка и мир совсем неизвестный | §22-23 24 25-26 | 3 1 1 1 | Китай: распад и восстановление единой держав. Империя Тан и Сунн. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский султанат Средневековая Япония Походы Тимура Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, инки, ацтеки: государство, верования, особенности хозяйственной жизни | ||
29 | Раздел 4: Европа накануне Нового времени | § 27 | 1 | Рождение Испании. Гибель Византии от турков-османов. Создание Османской империи. | ||
30 | Итоговый контроль | 1 | Итоговая контрольная работа за курс Истории Средних веков |
Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала
История России- 38 часов
№ урока | Тема урока | УМК § | Колич. часов | Стандарт основного общего образования по обществознанию (примерная программа) | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение в историю России | 1 | Что изучает история отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. | |||
Тема 1: Древние жители нашей Родины | 4 часа | |||||
2 | Первобытная эпоха на территории нашей Родины | 1 | 1 | Заселение Евразии первобытными народами; их занятия, образ жизни и верования. | ||
3 | На окраинах античного мира | 2 | 1 | Древние государства на территории нашей страны: города-государства Причерноморья, Скифское царство. | ||
4 | Кочевые племена территории России в IV-V вв. | 3 | 1 | Великое переселение народов. Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Тюркский каганат. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. | ||
5 | Восточные славяне в VI- VIII веках. Древнейшая история Ярославского края. | 4 | 1 | Праславяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт, верования и нравы восточных славян. Родоплеменные отношения. Отношения с соседями. | ||
Тема 2: Древняя Русь в IX – XII веках. | 9 часов | |||||
6 | Образование Древнерусского государства | 5 | 1 | Пром. Контроль: Тест Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Варяги. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Норманнский вопрос. | ||
7 | Первые русские князья | 6 | 1 | Политика первых князей династии Рюриковичей. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Олег, Игорь и Ольга. Походы Святослава. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. | ||
8 | Князь Владимир и крещение Руси | 7 | 1 | Борьба за престол и начало княжения Владимира. Личность князя. Причины и значение принятия христианства. Владимир I принятие христианства | ||
9 | Древняя Русь при Ярославе Мудром | 8 | 1 | Расцвет Древнерусского государства в XI веке при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Земельные отношения. Политический строй. Укрепление княжеской власти. Внешняя политика. Русь и народ степи. Международные связи Древней Руси. | ||
10 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Ярославский край в составе Древнерусского государства. | 9 | 1 | Пром. Контроль: Тест Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах. «Устав» Владимира Мономаха. Распад Древнерусского государства. | ||
11 | Общественный строй Древней Руси | 10 | 1 | Формы землевладения. Феодальные отношения на Руси: складывание крупной земельной собственности; феодальная вотчина; свободные и зависимые, князья, бояре и дружинники; категории зависимого населения. Рост числа городов. | ||
12 | Православная церковь в Киевской Руси. | 11 | 1 | Истоки и особенности древнерусской культуры. Формирование древнерусской народности. Образ жизни всех слоев общества. Организация РПЦ. | ||
13 | Культура Древней Руси | 12 | 1 | Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Искусство, письменность и литература, просвещение, зодчество. Комплексный характер оформления архитектурных сооружений (мозаика, фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Значение древнерусской культуры. Идея единства русских земель в период раздробленности «Слово о полку Игореве» | ||
14 | Урок-обобщение по теме № 1-2: «Наша Родина с древнейших времен до XII века» | 1 | Контрольная работа по теме «Наша Родина с древнейших времен до XII века» | |||
Тема 3: Русские земли в XII-начале XIII веках | 5 часов | |||||
15 | Удельный период русской истории | 13 | 1 | Удельный период: Политические и экономические причины раздробленности Руси. Упадок Киева и образование самостоятельных княжеств. Княжеские войны. Последствия раздробления Руси. | ||
16 | Южная Русь | 14 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Киевского княжества | ||
17 | Юго-Западная Русь | 15 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества | ||
18 | Новгородское государство | 16 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Новгородской республики. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. | ||
19 | Владимиро-суздальская Русь. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Ярославского края. | 17 | 1 | Географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальского княжества Культура русских земель периода раздробленности. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Зодчество и живопись. Быт и нравы | ||
Тема 4: Русь между Востоком и Западом | 5 часов | |||||
20 | Монгольское нашествие на Русь. | 18 | 1 | Пром. Контроль: Тест Образование монгольской державы. Чингисхан. Ммонгольские завоевания. Битва на реке Калке, оборона Рязани. Борьба наших народов с завоевателями. Евпатий Коловрат. Оборона Москвы. Поход на Новгород. | ||
21 | Натиск с Запада | 19 | 1 | Экспансия с Запада. Вторжение шведов, крестоносцев. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва и Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами и последствия борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. | ||
22 | Русские земли под властью Золотой Орды. Монголо-татарское нашествие и Ярославский край. Ярославский край в период монголо-татарского ига | 20 | 1 | Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель. Повинности русского народа. Роль РПЦ. Последствия ордынского владычества. | ||
23 | Великое княжество Литовское и русские земли | 21 | 1 | Русские земли во второй половине XIII-первой оловине XV вв. Борьба против ордынского ига. Формирование Литовско-Русского государства. Потеря западных земель. | ||
24 | Урок-обобщение по темам № 3-4: «Русские земли в XII-XIII веках» | 1 | Контрольная работа по теме «Русские земли в XII-XIII веках» Урок-игра. | |||
Тема 5: Объединение русских земель вокруг Москвы | 7 часов | |||||
25 | Возвышение Москвы | 22 | 1 | Русские земли во второй половине XIII – XIV вв. Складывание социально – экономических и политических предпосылок объединения русских земель восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное монастырское, помещичье и черносошное крестьянство. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. | ||
26 | Москва при Дмитрии Донском | 23 | 1 | Политика московских князей в XIII-XIV вв. Возвышение Москвы. Иван Калита. Куликовская битва; её значение. Дмитрий Донской, Тохтамыш. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. | ||
27 | Московская Русь при преемниках Дмитрия Донского | 24 | 1 | Василий I. Московская усобица, ее значение. Распад Золотой Орды | ||
28 | Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века | 25 | 1 | Пром. Контроль: Тест Москва – духовный центр Руси. Сергий Радонежский. Независимость РПЦ. | ||
29-30 | Русская культура во второй половине XIII – середине XV века | 26 | 2 | Выступления учащихся по рефератам. Литература (былины, повести, жития). Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. Задонщина. Архитектура, иконопись, Андрей Рублев и Феофан Грек. | ||
31 | Урок-обобщение по темам № 5: «Объединение русских земель вокруг Москвы» | 1 | Пром. Контроль: самостоятельная работа. | |||
Тема 6: Создание централизованного государства – Московского царства | 6 часов | |||||
32 | Конец удельной эпохи | 27 | 1 | Лекция с элементами беседы. Предпосылки образования Российского государства. Иван III, объединение Руси. Конец ордынского владычества. Василий III. | ||
33 | Завершение объединения русских земель в начале XVI века при Василии III. | 27 | 1 | Комбинированный урок с элементами игры. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. |
| |
34 | От Великого княжества к царству | 28 | 1 | Комбинированный урок. Установление монархии. Управление, общественный строй. Формирование дворянства. Судебник Ивана III. «Москва – третий Рим». Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. | ||
35 | Русская православная церковь в конце XV – начале XVI веках | 32 | 1 | Лекция с элементами беседы. Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый Собор. Установление патриаршества | ||
36 | Русская культура в конце XV- начале XVI веках | 33 | 1 | Комбинированный урок. Начало книгопечатания. Летописание. А. Курбский. Афанасий Никитин. «Домострой» Сильвестра. Иконопись и иконописцы. Архитектура. Наука и техника. | ||
37 | Урок-обобщение по темам № 5-6: «Объединение русских земель и создание единого государства» | 1 | Урок-игра. | |||
38 | Итоговое повторение курса | 1 | Итоговая контрольная работа за курс истории России с древнейших времен до середины XVI века. Зачет по датам, событиям и понятиям курса |
Раздел № 4 Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № К.Р. | Тема контрольной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Выполняли работу | Справились | Получили «4»-«5» |
1 | Контрольная работа по истории Средних веков | ||||||
2 | Контрольная работа по теме «Наша Родина с древнейших времен до XII века» | ||||||
3 | Контрольная работа по теме «Русские земли в XII-XIII веках» | ||||||
4 | Итоговая контрольная работа за курс истории России с древнейших времен до середины XVI вв. |
Раздел № 5 Анализ выполнения программы
Параметры | Учебный период | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | ||
Кол-во часов | % | |||||
Кол-во часов по программе | ||||||
Проведено фактически | ||||||
Разница в часах | ||||||
Причины | ||||||
Выполнение программы | ||||||
Дата заполнения | ||||||
Подпись учителя |
Раздел № 6 Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса
В результате изучения истории Средних веков и Истории России ученики должны уметь и знать:
1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.
2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.
3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.
4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.
5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.
6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.
7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.
8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.
9. Анализировать фрагменты исторических источников.
10. Объяснять значение исторических понятий.
11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.
12. Образно воссоздавать исторические явления и события
13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.
14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи
15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.
16. Работать со справочной и дополнительной литературой.
Особенности преподавания в специально-коррекционном классе VII вида
(из методического письма
«Об особенностях адаптации учебного материала и составления
рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида
для детей с ОВЗ. 2014-2015 уч.год)
Учебный предмет «История» для детей с задержкой психического развития имеет важное социализирующее значение, способствует формированию личностных качеств ребенка. Изучение истории вызывает интерес у детей, знания полученные на уроке, соотносятся с уже имеющимся у них социальным опытом. Учитывая, что очень часто у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень развития мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, данная рабочая программа предполагает работу с такими детьми в рамках базового уровня усвоения содержания и использование заданий, проверяющих усвоение на базовом уровне. Освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность». Задания для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются по категориям знать, понимать, применять, где знать – это припоминание информации, понимать – понимание поставленной задачи, условий ее выполнения, применять – использование полученных знаний для решения задач.
Знать:
- запоминать и воспроизводить употребляемые термины;
- знать конкретные факты;
- знать основные понятия;
- знать правила и принципы.
Понимать:
- факты, правила и принципы;
- интерпретировать словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
- преобразовывать словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Применять:
- понятия и принципы в новых ситуациях;
- законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- правильно владеть методом или процедурой.
Для разработки практических задач учитель может использовать ключевые слова:
- знать: называть, узнавать, воспроизводить, перечислять, находить определять, запоминать, показывать, записывать;
- понимать: рассказывать, приводить примеры, объяснять, формулировать, обсуждать;
- применять: использовать, воссоздавать, иллюстрировать, решать, проверять.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает роль методической составляющей обучения: устное изложение материала учителем, работа с иллюстративным материалом, использование средств ИКТ и информационно-образовательных ресурсов, организация уроков в игровой форме, что значительно активизирует работу обучающихся и повышает мотивационную составляющую учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...