Применение опорных конспектов в обучении
статья по истории на тему

Наталья Геннадиевна Макарова

Учителю надо постоянно помнить, что  основной частью  системы работы с  применением  опорных конспектов является система контроля  и система совершенствования практических навыков выполнения самостоятельных работ творческого характера. Прежде всего, это система приемов и форм повторения. Работа с опорными конспектами  носит оперативный характер. Ежедневный опрос воспитывает чувство ответственности, привычку к добросовестному труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_opornyh_konspektov_v_obuchenii.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ   ОПОРНЫХ   КОНСПЕКТОВ  В  ОБУЧЕНИИ

  Школа, являясь основным звеном непрерывного образования, не может стоять в стороне от происходящих глобальных тенденций развития всей системы общего среднего образования.

   Не отвергая традиционных форм преподавания, сегодня приходится перестраиваться самому учителю и учиться играть посредническую роль в организации самостоятельной работы  всех учащихся  класса.

     Как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? Точка опоры - это, прежде всего обретение достоинства, высокого представления о человеке и его  предназначении  на земле, это утверждение достойного способа жизни, краеугольные камни которой – честь, свобода, правда. Чувство достоинства не возникает на пустом месте и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе  каждую минуту  и на каждом сантиметре  школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников. Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приемы обучения не будут ничего значить, если они не вытекают из воспитательной задачи.

     В курсе истории и обществознания  наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовки домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении  пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные  рисунки, листы опорного сигнала, опорные конспекты (по системе В.Ф.Шаталова).

   В процессе обучения давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов   ЛОК или ЛОС),опорных конспектов.

Схема – конспект- это древнее изобретение и вряд ли может быть связано с какой – либо одной фамилией. О роли схем  логических связей в обучении географии писал еще

Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

      На основании опыта применения этих идей могу выделить положительные стороны, которые дает эта технология:

1.Предмет географии становится интересным для учащихся и авторитетным.

2.Ученику приходится работать в полную силу , у него не бывает пробелов в усвоении учебного материала.

3.Учителю удается контролировать усвоение знаний каждым учеником.

4.На уроках появляется атмосфера сотрудничества учителя и учеников, создается оптимальная обстановка для обучения и воспитания учащихся.

  Можно по-разному относиться к этой технологии, но чего нельзя делать, так это добросовестно копировать чужой опыт. Нужно подходить творчески!

   В технологии  Шаталова практикуется использование  готового листа опорного сигнала, но я убедилась на практике, что конспект, показанный в динамике, заполняемый по ходу объяснения учителем нового материала на доске и воспроизведенный учеником в тетради, способствует лучшему запоминанию, так как к визуальным сигналам подключаются еще и слуховые и поведенческие моменты. Могу предложить начинающим учителям следующий путь освоения схемы-конспекта.

Путь освоения схемы-конспекта.

        На первом этапе можно использовать готовые схемы, которые вывешиваются на доске. По ним параллельно с рассказом учителя отслеживается поступление информации: рисунки и схемы анализируются и запоминаются. Для запоминания можно применять метод «внутренней фотографии».

   Учитель совместно с учащимися делит весь ЛОС на блоки (части) и предлагает учащимся  индивидуально рассмотреть первый блок, пытаясь «сфотографировать» его в уме. Затем, закрыв глаза, учащимся предлагается воспроизвести первый блок ЛОСа в памяти.

  После этого все учащиеся воспроизводят блок по памяти на отдельном листе. Заключительным моментом  является самопроверка – сличение с оригиналом.

    Воспроизведение может быть устным и письменным. Постепенно от отдельных блоков можно перейти к их связыванию воедино и научиться воспроизводить весь конспект. Дети с удовольствием устроят соревнование по воспроизведению блоков ЛОС, вывешенных на доске.

    Письменное воспроизведение конспекта можно проводить:

-в ходе опроса всего класса  в начале урока;

-в виде  самостоятельной работы для индивидуальной работы отдельных учеников;

-в ходе группового опроса у доски (2-3 человека по отдельным блокам).

  Устное воспроизведение – это полноценный рассказ на заданную тему  с использованием тетради.

    Вначале можно позволять ученикам читать схему по тетради, потом - только изредка пользоваться ею в течение ответа. Это даст возможность школьникам  по частям переносить весь конспект на внутренний экран, формировать там  целые блоки информации и осмысленно ими пользоваться.

  На втором этапе можно рекомендовать составление схемы-конспекта  на уроке учителем, но с активным участием всего класса.

Предварительно учитель предъявляет требования:

-прочитать параграф;

-мысленно разбить его на смысловые блоки;

-вычленить в них главную мысль.

  По ходу составления схемы-конспекта учитель постоянно обращается с вопросом к детям, а они подсказывают ему ход записи, тем самым, обучаясь в процессе поиска.

Часто бывает так, что символ, предложенный учителем, оказывается гораздо менее совершенным, чем тот, что придумали ребята. Вариантов одного и того же символа может быть столько, сколько учащихся  в классе, но из них отбирается наилучший, точнее всего отражающий суть текста.

   На третьем этапе учащиеся самостоятельно составляют опорный  конспект. На первых порах, естественно, оценивать эти работы не стоит, но их анализ должен быть  обязательным.

Когда  дети и проникают в «учительскую кухню»  и  говорят   себе: «Я тоже могу!» - работа по творческой переработке текста начинает доставлять им удовольствие не только результатами, но и самим процессом.

      Несовершенство исполнения не должно пугать –идёт  настоящая, серьёзная работа, и вам дано отслеживать динамику формирования у детей как навыков такой работы, так и процесса  переосмысления чужого текста, адаптации его опорных моментов к своему «я» и умения отражать взаимосвязи между внешне, казалось бы, не связанными предметами или явлениями.  

 Задача учителя - поддержать тех, кто не верит в свои возможности, научить их не отчаиваться, а пробовать ещё и ещё. Результаты не замедлят сказаться.

Основными требованиями к отображению содержания в опорном конспекте являются:

-лаконичность;

-структурность;

-компактность расположения учебного материала;

-оптимальность объема;

-словесная форма отображения материала с использованием сокращенных слов;

-применение символов.

  Символ-это графическое изображение предмета или явления, изучаемого в курсе географии, наиболее доступное для понимания учащихся.

   При разработке данных символов преследовались  цели:

А) включить в них общепринятые знаки из курса физической географии;

Б) максимально приблизить графический образ к реальному объекту:

В) соблюдать соответствие буквенных сокращений и сокращенных обозначений полным надписям и полному написанию понятий (для лучшего запоминания);

Г) упростить изображение символов

     Такой «алфавит» символов и значков   понятен для понимания учащихся и во    многом знаком учащимся из курса физической географии и химии. Данные символы универсальны и позволяют использовать  их в межпредметных  связях.

    Работа по листам опорных конспектов нацелена на глубокое, обширное и быстрое изучение теоретического материала. Но многое ли может  добиться ученик, владеющий теорией и не умеющий применить её на практике? Вот почему львиную долю времени на уроке

занимает  развитие мышления ребят, вооружение их умениями применять знания в практической деятельности, и особенно творческого характера.

     Учителю надо постоянно помнить, что  основной частью  системы работы с  применением  опорных конспектов является система контроля  и система совершенствования практических навыков выполнения самостоятельных работ творческого характера. Прежде всего, это система приемов и форм повторения. Работа с опорными конспектами  носит оперативный характер. Ежедневный опрос воспитывает чувство ответственности, привычку к добросовестному труду.

   Система повторения начинается с самых простых форм и заканчивается творческим поиском новых взаимосвязей и взаимозависимостей.

     Работа с опорными конспектами ведется только на каком-то, как правило, небольшом отрезке времени, а оценивание и контроль во всех их формах не  прекращаются ни на один  день.

  В связи с подготовкой к ЕГЭ особенно важной частью применения опорных конспектов становится использование тестов с целью контроля  и оценивания  знаний учащихся.

Поэтому к каждому опорному конспекту прилагается лист взаимоконтроля, разноуровневые задания, проверочные тесты, игры.

       Применение опорных конспектов – это лишь методический элемент, который занимает в общей работе, если учитывать время, отводимое на его применение и его реальную значимость в общем учебном процессе, не более 1/6 всех трудовых затрат.

      Постоянное внимание учителя к повторению и закреплению учебного материала с благодарностью воспринимается учениками, как забота о качестве их знаний, а значит, и об их будущем. Но если  повторение сопровождается ещё и сообщением новых сведений, то значение такой работы  становится в один ряд с  изложением                                                                                                                           нового материала, захватывая одновременно и сферу решения новых задач, и  процессуальную сторону учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Применение опорных конспектов на уроках физики.

Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащих...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СХЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сегодня пристальное внимание учителей-словесников направлено на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока.  На мой взгляд,  из всех существующих форм наглядности на урока...

Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов

Единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории, к сожалению, нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в строго отведённое время, в письменной формы...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Словообразование причастий» с применением опорного конспекта

Конспект урока по теме "Словообразование причастий" в виде создания опорного конспекта. Формируются глубокие системные знания на основе знаковых моделей....