патриотическое воспитание на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          Средняя общеобразовательная школа №11 а. Пшизов        

  

image

 

Патриотическое воспитание на уроках истории.

 

 

                                                      

                                                              Туова Магирет Зульканиновна-

                                                              учитель истории, СОШ № 11

                                                              (8-918-138-64-40)

 

 

                                                    

 

 

                                              а.Пшизов 2015г

              

        

 

 

 

 «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
                                                                                            Н.М. Карамзин.

 

 

          Все начинается с Родины... Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждого из нас помнить и чтить традиции наших дедов и отцов. Ведь Родина – это и прошлое, и будущее сразу. Это земля живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы и предания, законы и уклады, святыни и реликвии

  Как учитель истории я считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Необходимо создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников.

         Ведущее место в процессе становления патриотического и интер­национального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное  самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

    Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково ,каким должно быть.

Что касается специфики патриотического воспитания в сельской школе, отмечу, что в первую очередь педагоги должны воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине. Эмоционально-выразительный рассказ учителя об истории аула,села, в котором живут дети, должен вызвать у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду. Через понимание малой Родины у учащихся сформируется глубокое уважение к Отчизне, понимание её истории. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины

          В настоящее время новое российское общество пытается переосмыслить исторические ценности. Молодое поколение не устраивает положение «Иванов, не помнящих родства». Они пытаются узнать свои исторические корни, начинает появляться интерес к своей малой Родине, которая является нравственным истоком каждого поколения.

В связи с этим открытие сельских музеев приобретает все большее значение. Они становятся историко- культурными центрами на местах, помогают подрастающему поколению разобраться в историческом разнообразии на основе своей самобытной культуры.

      Впечатления ребят от поездок, куда стараюсь свозить их осенью ,помогает школьникам зрительно представить картину боя. С экскурсии мы привозим фотографии, буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока.

 

             Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели :

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья...

 

 А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

  Затем я говорю , что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю : “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Датхужева Султана ………” И выступает Датхужев, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и  прадедушка Ардановой Заремы  Зачерий . Участвовал в боях за освобождение   Севастополя, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”,юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени. Дедушка Шагундоковой Зарины Мурат Капланович  был призван в армию 1941г.

Направлен в 114 мотомеханизированную дивизию. Танкист. Старший сержант. Награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной Войны II степени», медаль «За отвагу, «За оборону Ленинграда». Пришел с войны целым и невредимым. Восстанавливал родной колхоз. Умер в возрасте 77 лет.

Очень увлекательным оказался рассказ Пшизова Астемира о своем прадедушке Туове Зачерий  Сагидовиче.

С началом войны Зачерий Салихович встал на военную дорогу солдата. Попал в саперный батальон, ему дали чин старшины.Самыми тяжелыми, невыносимыми для старшины Туова, как он потом рассказывал, были первые годы войны, когда наша армия  отступала по всем направлениям, оставляя города и села,  плачущих и беспомощных женщин, детей и стариков. Было больно и стыдно смотреть в глаза людям, оставляемым на съедение врага, но Зачерий не падал духом.

Мне кажется ,что отступления наших войск было болью не только для прадедушки, но и для большинства солдат. Наградные  документы прадеда я нашёл на сайте «Подвиг народа»(это реальные архивные  материалы, рассекреченные  Министерством  Обороны.
За эту военную операцию Зачерий  Салихович
 был награжден орденом Красной Звезды                                            image

 

Зачерий Салихович прошагал по дорогам войны все четыре года  и ни разу не был ранен. Поэтому он считал себя самым счастливым человеком на земле. «Надо же такому случиться,– удивлялся сам своему счастью, – пули свистели вокруг меня, рядом рвались снаряды, с неба падали немецкие бомбы, а я оставался живым и здоровым и без единой царапины...»

 

В память о Зое Космодемьянской

Зачерий ушел на фронт, имея сына Аскарбия и дочку Любу, затем, когда он уже воевал,  родилась еще дочка, и дали ей имя Дзагащ ( в переводе с адыг. означает «дочь войны»). В разгар войны Зачерий вычитал в фронтовой газете о трагической гибели Зои  Космодемьянской, и написал  два письма: одно– домой, другое – в родной сельсовет с просьбой переписать свидетельство о рождении младшей дочери, изменив ее имя.    Фронтовик просил дать ей имя отважной партизанки Зои Космодемьянской.

image

После возвращения с фронта у Зачерия и его жены Файзет родился еще сын, назвали его Нурбием. Он живет и работает в ауле, имеет троих детей. А я внук Туова Нурбия.

Зачерий Салихович ушел из жизни, но его дела и свершения остались в наших сердцах. Помнят его и не забудут его дети и внуки, помним его и мы. Будем помнить всегда то, что он являлся одним из боевых воинов, защитивших нас и нашу землю от фашистского порабощения!…»

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. После этого  обращаюсь и к “ Книге Памяти ”,  знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. 

                   Помните, через века, через года,
                   Помните !
                   Песню свою отправляя в полет,
                   Помните !
                  О тех, кто уже не придет никогда,
                  Пожалуйста,
                  Помните !
                  Не плачьте, в горле сдержите стоны-
                  горькие стоны !
                 Памяти павших будьте достойны,
                 Вечно достойны !

      Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе.  С помощью учителей и учащихся собираем  материал по истории школы с момента ее открытия . Он становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей,  приглашаем  гостей, участников ВОВ, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему аулу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

   Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

 Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

 

                                            Все проходит. Остается Родина-
                                            То, что не изменит никогда.
                                            С ней живут, любя, страдая, радуясь.
                                            Падая и поднимаясь ввысь…
                                            И еще немало будет пройдено,
                                            Коль зовут в грядущее пути.
                                            Но светлей и чище чувства Родины
                                            Людям никогда не обрести

 Знать свою историю-значит твёрдо стоять  на родной  земле,гордится её   героическим прошлым,  быть достойным её славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_parioticheskoe_vospitanie.odt457.37 КБ

Предварительный просмотр:


                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          Средняя общеобразовательная школа №11 а. Пшизов        

   

Патриотическое воспитание на уроках истории.

                                                       

                                                              Туова Магирет Зульканиновна-

                                                              учитель истории, СОШ № 11

                                                              (8-918-138-64-40)

                                                     

                                              а.Пшизов 2015г

               

         

 «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»
                                                                                            Н.М. Карамзин.

          Все начинается с Родины... Среди нравственных качеств человека особое место занимает любовь к своему Отечеству. Патриотизм является источником духовной силы. Это святое чувство побуждает каждого из нас помнить и чтить традиции наших дедов и отцов. Ведь Родина – это и прошлое, и будущее сразу. Это земля живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы и предания, законы и уклады, святыни и реликвии

  Как учитель истории я считаю необходимым развитие духовных качеств личности на уроках истории, а также на внеклассных занятиях. Необходимо создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у школьников.

         Ведущее место в процессе становления патриотического и интер национального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное  самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

    Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково ,каким должно быть.

Что касается специфики патриотического воспитания в сельской школе, отмечу, что в первую очередь педагоги должны воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой Родине. Эмоционально-выразительный рассказ учителя об истории аула,села, в котором живут дети, должен вызвать у учащихся чувство гордости оттого, что они родились на прекрасной земле великих тружеников, их прадедов и отцов, посвятивших жизнь столь благородному и весьма нелёгкому крестьянскому труду. Через понимание малой Родины у учащихся сформируется глубокое уважение к Отчизне, понимание её истории. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины

          В настоящее время новое российское общество пытается переосмыслить исторические ценности. Молодое поколение не устраивает положение «Иванов, не помнящих родства». Они пытаются узнать свои исторические корни, начинает появляться интерес к своей малой Родине, которая является нравственным истоком каждого поколения.

В связи с этим открытие сельских музеев приобретает все большее значение. Они становятся историко- культурными центрами на местах, помогают подрастающему поколению разобраться в историческом разнообразии на основе своей самобытной культуры.

      Впечатления ребят от поездок, куда стараюсь свозить их осенью ,помогает школьникам зрительно представить картину боя. С экскурсии мы привозим фотографии, буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока.

             Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели :

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья...

 А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

  Затем я говорю , что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю : “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Датхужева Султана ………” И выступает Датхужев, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и  прадедушка Ардановой Заремы  Зачерий . Участвовал в боях за освобождение   Севастополя, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”,юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени. Дедушка Шагундоковой Зарины Мурат Капланович  был призван в армию 1941г.

Направлен в 114 мотомеханизированную дивизию. Танкист. Старший сержант. Награжден орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной Войны II степени», медаль «За отвагу, «За оборону Ленинграда». Пришел с войны целым и невредимым. Восстанавливал родной колхоз. Умер в возрасте 77 лет.

Очень увлекательным оказался рассказ Пшизова Астемира о своем прадедушке Туове Зачерий  Сагидовиче.

С началом войны Зачерий Салихович встал на военную дорогу солдата. Попал в саперный батальон, ему дали чин старшины.Самыми тяжелыми, невыносимыми для старшины Туова, как он потом рассказывал, были первые годы войны, когда наша армия  отступала по всем направлениям, оставляя города и села,  плачущих и беспомощных женщин, детей и стариков. Было больно и стыдно смотреть в глаза людям, оставляемым на съедение врага, но Зачерий не падал духом.

Мне кажется ,что отступления наших войск было болью не только для прадедушки, но и для большинства солдат. Наградные  документы прадеда я нашёл на сайте «Подвиг народа»(это реальные архивные  материалы, рассекреченные  Министерством  Обороны.
За эту военную операцию Зачерий  Салихович
был награжден орденом Красной Звезды                                            

Зачерий Салихович прошагал по дорогам войны все четыре года  и ни разу не был ранен. Поэтому он считал себя самым счастливым человеком на земле. «Надо же такому случиться,– удивлялся сам своему счастью, – пули свистели вокруг меня, рядом рвались снаряды, с неба падали немецкие бомбы, а я оставался живым и здоровым и без единой царапины...»

В память о Зое Космодемьянской

Зачерий ушел на фронт, имея сына Аскарбия и дочку Любу, затем, когда он уже воевал,  родилась еще дочка, и дали ей имя Дзагащ ( в переводе с адыг. означает «дочь войны»). В разгар войны Зачерий вычитал в фронтовой газете о трагической гибели Зои  Космодемьянской, и написал  два письма: одно– домой, другое – в родной сельсовет с просьбой переписать свидетельство о рождении младшей дочери, изменив ее имя.    Фронтовик просил дать ей имя отважной партизанки Зои Космодемьянской.

После возвращения с фронта у Зачерия и его жены Файзет родился еще сын, назвали его Нурбием. Он живет и работает в ауле, имеет троих детей. А я внук Туова Нурбия.

Зачерий Салихович ушел из жизни, но его дела и свершения остались в наших сердцах. Помнят его и не забудут его дети и внуки, помним его и мы. Будем помнить всегда то, что он являлся одним из боевых воинов, защитивших нас и нашу землю от фашистского порабощения!…»

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. После этого  обращаюсь и к “ Книге Памяти ”,  знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться.  

                   Помните, через века, через года,
                  Помните !
                  Песню свою отправляя в полет,
                  Помните !
                 О тех, кто уже не придет никогда,
                 Пожалуйста,
                 Помните !
                 Не плачьте, в горле сдержите стоны-
                 горькие стоны !
                Памяти павших будьте достойны,
                Вечно достойны !

      Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе.  С помощью учителей и учащихся собираем  материал по истории школы с момента ее открытия . Он становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей,  приглашаем  гостей, участников ВОВ, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему аулу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

   Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

 Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

 

                                            Все проходит. Остается Родина-
                                           То, что не изменит никогда.
                                           С ней живут, любя, страдая, радуясь.
                                           Падая и поднимаясь ввысь…
                                           И еще немало будет пройдено,
                                           Коль зовут в грядущее пути.
                                           Но светлей и чище чувства Родины
                                           Людям никогда не обрести

 Знать свою историю-значит твёрдо стоять  на родной  земле,гордится её   героическим прошлым,  быть достойным её славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом Отечества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках истории

Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".

На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...

Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории.

Выступление на НПК учителей истории и обществознания. Современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается...