Имена России: Петр Первый
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Цели: 1. Расширить представления о Петровской эпохе и Петре I.
2. Развивать познавательную активность, исследовательские умения и
навыки, развивать информационную компетентность.
3. Повышать интерес к истории родного государства, воспитывать чувство
патриотизма.
Ход занятия.
- Организационный момент.
II.
У: Мы продолжаем наше путешествие. Тема этого года «Имена России».
Мы - жители огромной страны, нас более 150 миллионов. Каждый человек стремится принести пользу своей стране.
У: - Почему же только имена некоторых людей можно соотнести с Именем России ?
Д: ( Это те люди, которые внесли огромный вклад в развитие страны, изменили ход истории, совершили героические подвиги, сделали открытия и т.д.)
У: - Зачем нам нужно знать об этих людях, изучать их жизнь ?
Д: (Изучая их жизнь, деятельность, мы, сегодняшнее поколение, можем взять с них достойный пример любви к своей Родине, её людям …)
У: Таких людей в истории нашей страны было немало.
- Назовите, кого вы считаете достойными быть именем России. (Ответы детей)
У: Среди ваших ответов прозвучало имя Петра I. Я согласна с вами, Петр Первый действительное очень много сделал для страны. Предлагаю вам порассуждать, поговорить об этой исторической личности и сделать свой вывод: «Достоин ли Петр Первый быть одним из имен России ?»
1. У: Распределите слова в группы, соответствующие основной деятельности Петра ?
РЕФОРМЫ ФЛОТ ГОРОД ШКОЛЫ СРАЖЕНИЯ
ПОБЕДЫ КАЛЕНДАРЬ КРЕПОСТЬ МУЗЕЙ ОСТРОВ
Реформы флот город
Календарь армия крепость
Школы победы остров
Музей сражения
У: Как назовем направление в 1 группе слов? (Петр – реформатор)
Во второй группе ? (Петр – полководец)
Третью группу ? (Петр – основатель города)
2. У: Петр Первый осуществил коренные преобразования во всех сферах жизни нашего государства.
Что интересного вы подготовили в доказательство того, что Петр Первый был великим информатором ?
(Сообщения детей с применением слайдов)
- А знаете ли вы, … как елка связана с именем Петра Первого ?
В начале XVIII века счет времени в России был допотопным – страна жила по византийскому календарю. Новый год тогда начинался с 1 сентября и шёл в то время 7208 год. Пётр решил, что время в новом столетии россияне, как во всем мире, будут считать с 1января и год будет 1700. Он повелел все дома украсить ветвями елок, стрелять из ружей в честь фейерверка на Красной площади. Эту традицию мы продолжаем и сейчас. И очень рады этому замечательному празднику, подаренному нам Петром Первым. Благодаря ему, мы украшаем елку в своих домах и по сей день.
- А знаете ли вы, что Петр I изменил стиль одежды со старинной длиннополой на короткую европейскую. Мужчинам следовало носить кафтаны саксонские, а дамам немецкие юбки и платья. Наряды, и мужские и женские, преобразили людей с головы до ног – от париков до ботфорт.
Женщины сооружали на своей голове сложные прически, посыпали волосы пудрой, украшали искусственными локонами, цветами, кружевами, даже макетами парусников. Спать «модницам» приходилось на особых валиках по целому месяцу и более.
Мужчинам строго приписывалось брить бороды, носить парики.
У: У дам высшего света появились корсеты – специальные приспособления из плотных материалов для придания женской фигуре наибольшей привлекательности. Корсет туго обхватывая талию, делая её более тонкой.
- А знаете ли вы, что Петр Первый впервые ввел в России ассамблеи, правила которых составлял сам. На ассамблеи приглашались офицеры, вельможи, чиновники, богатые купцы, ученые. Впервые в истории России на эти светские вечера приглашались девушки и женщины, которые раньше не имели права находиться в обществе мужчин. На ассамблеях предлагалось легкое угощение, приглашенные играли в шашки и шахматы, слушали музыку, танцевали.
Указ Петра Великого об ассамблеях произвел коренной перелом и в домашней,
и в общественной жизни.
У: При Петре I появилась традиция пить кофе, который подавался гостям. Стало традицией пить чай и кофе, ведя светские беседы.
У: Вы учитесь в школе, А в образовании произошли какие-то изменения ?
- При Петре Первом появились настоящие школы. Согласно указам Петра, дворяне обязаны были учиться. Многих людей царь посылал учиться за границу, а по возвращении лично принимал экзамен. В России открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и Навигацкая школы. Основана Академия наук.
Для обучения молодых дворян благородным манерам был составлен
специальный сборник правил поведения в общественных местах «Юности
честное зерцало».
Инсценировка.
- А знаете ли вы, что Петр Первый повелел открыть первый музей – Кунсткамеру, где должно собираться всё. Что «зело старо и необыкновенно»: кости мамонта, чучела животных, древние грамоты, старинные книги и документы. Одним из первых экспонатов стало чучело крокодила, присланного Петром из-за границы.
У: С именем Петра I мы связываем грандиозные успехи страны во всех областях жизни.
- Для чего всё это делал Петр Первый ?
( Всё это Петр делал для блага России, чтобы она стала ЦИВИЛИЗОВАННОЙ передовой страной. )
Кроссворд:
П | Е | Т | Р | ||||||||
Г | А | З | Е | Т | А | ||||||
Ф | Л | О | Т | ||||||||
Ш | К | О | Л | Ы | |||||||
К | А | Л | Е | Н | Д | А | Р | Ь | |||
М | У | З | Е | Й | |||||||
С | Е | В | Е | Р | Н | А | Я | ||||
Р | Е | К | Р | У | Т | Ы | |||||
И | М | П | Е | Р | А | Т | О | Р | |||
И | М | П | Е | Р | И | Я |
- Имя царя, правившего с 1682 по 1725 г
- В 1703 году вышла первая русская … «Ведомости».
- При Петре Первом был создан русский Военно-морской … .
- Что появилось в России для обучения детей дворян ?
- В 1700 году введено новое летоисчисление – юлианский … .
- При Петре I был открыт первый … - Кунсткамера.
- Какое название получила война со Швецией, продолжавшаяся 21 год ?
- Как называли людей, которых набирали в армию ?
- Титул Петра I с 1721 года ?
- 10. Царь Петр Великий был провозглашен императором, а Россия стала называться – Российская … .
3. У: Благодаря преобразованиям Петра Великого произошли изменения и в военном деле. - Сможете ли вы доказать, что Петр I – великий полководец ?
- Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам…
Когда он подрос, то завел игру в солдаты со своими сверстниками.
Он составлял из них «потешные полки», учился с ними солдатскому строю, командовал ими, научился строить, оборонять и штурмовать укрепления. Со временем такая игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоение оружия и приемов боя.
Из «потешных полков» выросли два полка Преображенский и Семеновский, которые впоследствии стали основой регулярной армии. Победы в таких сражениях как взятие крепости Нотебург, Полтавская битва, завершение Северной войны свидетельствуют о сильной, хорошо оснащённой и подготовленной армии, о ее превосходном полководце Петре Первом.
У: Петр Первый сам лично принимал участие во всех баталиях. В одном из сражений у Петра были простреляны шляпа и седло. Однако, царь не покинул место боя, а продолжал сражаться в первых рядах.
Музыкальная пауза ( Звучит песня «Солдатушки, браво ребятушки» )
У: Пётр родился в центре страны. Детство его прошло под Москвой, где не было морей и океанов, а только небольшие реки.
- Почему же Петр I так стремился построить в России свой морской флот ?
7. Сколько помнил себя царь Петр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей.
В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе.
Сценка:
Автор: Однажды, гуляя по Измайловскому селу со своим знакомым
голландцем, Францем Тиммерманом, Петр увидел старую лодку.
Петр: Что это такое ?
Франц: Это лодка; называется ботом; ходит по морю на парусах при всяком
ветре. Только она сломана !
Петр: Нельзя ее починить ?
Франц: Вот пришлю я сюда моего знакомого, Брандта. Может быть, он
починит этот бот.
Автор: Брант поправил бот, и царь стал кататься на нем по озеру. Это была
первая русская лодка, и ее называют «дедушкой русского флота».
Скоро тесно и скучно стало Петру на озере в маленькой лодке. Он поехал на Белое море, чтобы повидать там настоящие корабли. Белое море многие месяцы было покрыто льдом, плавать по нему очень неудобно. Поэтому Петр решил завоевать другое море – Черное. Но у царя не было больших кораблей и русские не умели строить их.
Царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях. По признанию зарубежных мастеров Петр I был одним из лучших кораблестроителей Европы и лучшим в России. Он мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту. Петр отлично владел 14 ремесленными специальностями: мог быть плотником, токарем и др.
Понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны свои кораблестроители. Так, в Воронежской губернии была образована первая верфь, где строили и спускали на воду корабли.
Благодаря русскому военно-морскому флоту Россия одержала крупные морские победы в Гангутском (1714 г.) и Гренгамском (1721 г.) сражениях.
Молодой, только что создавшийся русский военно-морской флот одержал свою первую победу над шведами. Это положило начало могуществу России на балтийском море.
У: Петр I стал основателем морского полка, положившего начало организации морской пехоты. В Северной войне морская пехота насчитывала 5 батальонов по 22 офицера, 660 рядовых в каждом и принимала участие в морских боях и десантах.
Петр Великий принял решение о создании военного судна, которое «будет ходить в воде потаенно», подходить к вражеским кораблям «под самое дно». Однако не успел увидеть осуществление этого проекта, так как умер. А после его смерти работы сошли на нет.
Закончилась Северная война, в ходе которой Россия превратилась в великую морскую державу.
- Зачем все это было нужно Петру ?
(Сделать страну МОГУЩЕСТВЕННОЙ.)
Россия, благодаря Петру, повернулась с Востока на Запад, открыла «окно в Европу», стала европейской державой, с которой стали считаться другие страны. Петр получил титул императора. Россия стала империей.
Игра «Морской бой»
Представьте, что вы участники морского сражения. От вашего умения предвидеть ход событий будет зависеть победа или поражение флота. Вы должны атаковать противника точными попаданиями.
4. У: Чтобы укрепиться у Балтийского моря, России на Балтике необходимо было иметь город, который бы был крепостью, торговой гаванью, и располагал верфями для строительства флота.
- С именем Петра связано основание города Санкт Петербурга. Весной 1703 года у устья Невы на Заячьем острове началось строительство военной крепости – Петропавловской. Существует легенда, что Петр вырезал штыком две полоски дёрна земли, положил их крест-накрест и сказал: «Здесь быть городу!» Потом стал первым копать ров, где была поставлена каменная плита, на которой было написано, что основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем Петром Алексеевичем. Постройка деревянной Петропавловской крепости была закончена через 4 месяца. Со стороны моря Санкт-Петербург был надёжно прикрыт другой крепостью Кронштадтом. В 1713 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства.
В 2003 году мы отметили 300-летие со дня основания Санкт-Петербурга.
Стихи о Санкт-Петербурге.
- Прекрасный град, что Пётр наш основал
И на красе построил столь полезно,
Уж древним всем он ныне равен стал,
И обитать в нем всякому полезно. (Василий Тредиаковский)
- Город вырос, окреп, повзрослел.
Каждый метр его строг и осмыслен.
Вот бы Пётр сейчас посмотрел
На прорыв человеческой мысли ! (Ольга Рыбкина)
III. Итог занятия.
У: Итак, каким должен быть человек, имя которого мы могли назвать бы одним из имен России ?
( Человек должен внести неоценимый вклад в историю России)
Как вы думаете, можно ли имя Петра Первого считать именем России ?
(Все , что делал Петр I, он делал для блага России, чтобы она стала цивилизованной и могущественной мировой державой. Я считаю, что Петр Первый ….)
- То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник ! (А.С.Пушкин)
У: «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, - при стуке топора и грома пушек». И капитан на этом корабле – Петр Первый.
У: Сегодня мы говорили о Петре I. В дальнейшем продолжим знакомиться с другими выдающимися россиянами, жизнь которых должна стать примером любви и служения своему Отечеству. Далеко не каждый из нас сможет сделать важное для своей страны, но стремиться к этому должен каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
Тип урока: повторительно-обобщающий Технологии: технология развития критического мышления, ...
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"
данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....
Россия при Петре первом
Описание материала: ...
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)
Личность Петра Первого в исторической оценке (350 лет со дня рождения Петра Первого)...