Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока» | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории для 5 класса «Цивилизации Древнего Востока»
Дата проведения урока: 27.11.2015 г.
Учитель истории: Масалова Е.С.
Класс: 5 «А».
Урок: «Цивилизации Древнего Востока»
Тип урока: урок повторение
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток»
Задачи:
Образовательные:
1. в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
2. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока.
3. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления.
4. Развивать умения работать в команде.
5. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Индии и Китаю.
Развивающие:
1. Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
2. Формирование умения делать оценочные выводы;
3. Формирование умений использовать различные источники информации;
4. Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
5. Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
6. Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
1. Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
2. Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
3. Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
4. Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся | |
1.Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Здравствуйте ребята! Сегодня очень солнечный день. В такой день можно отправиться в увлекательное путешествие по Древнему миру. Ребята, покажите какое у вас настроение? | Приветствуют, делятся на группы. Показывают смайлики, соответствующие настроению. | |
2. Актуализация знаний. | - Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках? - А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок? - Сформулируем тему нашего урока. Организация класса. | Ответы учеников - Цивилизации Древнего Востока; - Повторительно – обобщающий - Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока». | |
3. Постановка учебной задачи | 3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам. Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд. Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды. На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла, И ею фараоны управляли, Восстание рабов здесь подавляли. Назови, что за страна. В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ) В этой стране, в джунглях Исполинское дерево проросло. Да так, что не видно За ним и слонов. Его как бога почитали. «Царь леса» все и называли. (Индия) Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать, Правители решили стену возвести Покой чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили стену строить, Чтобы не было войны. (Китай) Ставятся таблички с названиями команд. Итак, начинаем наше путешествие. | Первый ряд, отгадывает первую загадку и дает ответ «Египет» Второй ряд отгадывает вторую загадку и дает ответ «Индия». Третий ряд отгадывает последнюю загадку и дает ответ «Китай». Команды обсуждают свои названия и выбирают себе капитана: 1 ряд – фараона, 2 ряд – раджу, 3 ряд – императора. | |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации 1-я станция «Географическая». | Определите по очертаниям свою страну и найдите её на контурной карте, обведите маркером (1 минута на работу). После выполнения работы 1 человек от группы выходит к доске и показывает, что сделала группа, объясняет. Если работа завершена - поднимаем руку. Молодцы! Продолжаем работу с картами. Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями. На берегах каких рек возникло ваше государство? Реки обведите синим фломастером и подпишите. (Египет- Нил, , Индия- Инд и Ганг, Китай- Хуанхэ и Янцзы) Проверяем. Команда Египет. Команда Индия. Команда- Китай. Молодцы. Все группы с работой справились. Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. | Работают группой. Капитан команды, которая быстрее всех справилась с заданием, выходит к доске и оглашает свое решение. Работая с картой, обучающиеся вспоминают карту Древнего мира. 1. Обводят маркером границы своей страны; 2. Обводят реки протекающие на территории страны. | |
Станция «Угадайка». | Путешествуем дальше. Учитель задает вопросы, каждая команда должна записать свой ответ на листочке и после этого поднимает руку. Команда, которая быстрее всех справляется с работой отвечает первой, показывая табличку с ответами. Активно работаем, поднимаем руки. Какая команда будет самой активной? - На чём писали египтяне? (папирус) -Какой металл научились обрабатывать ассирийские ремесленники в 10 веке до н.э.? (железо) - Как называется приспособление для подъёма воды в Египте? (шадуф) -Кто впервые стал использовать конницу в боевых действиях? (гиксосы) -Они первыми изобрели алфавит (финикийцы) - Страна мореплавателей -Повелитель Древнего Египта (фараон) - Служители богов в храмах (жрецы) - Великое сооружение в Китае (вел кит стена) - На сколько варн делилось общество в Индии. Назовите их. Молодцы, все активно отвечали. Всем спасибо. Вы все – лучшие. Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. | Работают группой, отвечает капитан. Члены команды поддерживают отвечающего аплодисментами и возгласами. | |
Станция «Поймай дату». | Наше путешествие продолжается. В каждом государстве были правители, происходили судьбоносные события. В зелёном конверте даты и события. Необходимо соотнести дату с событием. 1 минута на работу. Проверяем.
Проверка. Команда Египет, были ошибки? Индия? Китай? Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. | Работают в группах. Капитаны берут конверты с событиями и датами. Выполняют задание. Выполнив задание, заслушивают ответы соперников, проверяют правильность, дополняют. | |
Станция «Исторический словарь». Физкультминука «Археологи» | Каждое государство характеризуется особенностями и мы постараемся их определить. Надо дописать предложение (у каждой группы они разные). На ваших столах листы бумаги, переверните их и выполняйте задание. 1. Значки, которыми писали в Египте (иероглифы) 2. Священная книга христиан (библия) 3. Знатные люди, царские советники, военачальники( вельможи) 4. Непроходимые леса в Индии (джунгли). 1.Гробница египетских фараонов (пирамида) 2. Правила поведения, установленные государством (законы) 3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты) 4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство) 1.Денежный сбор в пользу государства (налоги) 2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс) 3. Большое сильное государство (держава) 4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые) Проверяем. Немножко отдохнём. Под восточную музыку. Мы над картою стоим. И внимательно глядим. Вот я пальцем покажу В ту страну и полечу. Там я быстро покапаю. Подметаю, замеряю. Мир пылится. Кувырком- Археологи при чем? Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. | Работают в группах. Записывают ответы на вопросы. Выдвигают капитана к доске с ответом. Повторяют за учителем. Поднимают веселый настрой, готовятся к следующему заданию. | |
Станция «Археологическая». | В конвертах лежат «осколки древних памятников». Их необходимо собрать из частей изображений и объяснить в какой стране они найдены и что вы о них знаете. На работу 1 минута. Проверяем. Сфинкс- Египет Пирамида - Египет Великая китайская стена - Китай Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. | Работают в группах. Собирают пазлы. Первая команда, справившаяся с заданием, поднимает руку и отвечает. Отвечают по очереди. | |
Станция «Узнай меня». | Наше путешествие продолжается, Каждая команда- это какая-то страна. Я вам раздам слова. Из них нужно выбрать только те, которые относятся к вашей стране. Вам страны говорят «Узнай меня». 1 минута на работу. Проверяем. Объясняем. Китай (бумага, шёлк, чай, компас, Конфуций), стекло , фараон – лишние слова. Индия (шахматы, сахар, касты, джунгли, цифры), алфавит , папирус - лишние слова. Египет (календарь, папирус, иероглифы, фараон, водяные часы), рис , таран – лишние слова. Учитель фиксирует баллы каждой команды на доске. Все команды хорошо поработали. | Отвечают. Работают в группах. Выдвигают капитана к доске с ответом. Участвуют в подсчете баллов. | |
Рефлексия | Какой вывод мы сделаем? Ребята, вам понравился урок? Покажите какое настроение у вас настроение в конце урока? Подведение итогов урока. Анализ работы в группах. Спасибо за урок, желаю всем удачи! До свидания! | Ребята делают вывод: Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией. -Да, понравился! Показывают смайлики. |
Задание №1
Китай
бумага, шёлк, фараон, чай,
компас, Конфуций, стекло
Индия
шахматы, сахар, касты, джунгли, цифры, алфавит , папирус
Египет
календарь, папирус, иероглифы, фараон, пирамиды, пурпур, стекло
Задание №2
1. Объединение Китая в единое государство
2. Образование единого государства в Египте
- 221 г. до н.э.
- 3000 г. до н.э.
1. Строительство пирамиды Хеопса в Египте
2. Правление Хаммурапи в Вавилоне
- 1792-1750 г. до н. э.
- 2600 г. до н.э.
1. Правление и завоевания фараона Тутмоса III
2. Создание финикийцами первого алфавита
- 1490-1436г. до н.э.
- 1100г. до н.э.
Задание №3
1. Значки, которыми писали в Египте
2. Священная книга христиан
3. Знатные люди, царские советники, военачальники
4. Непроходимые леса в Индии
1.Гробница египетских фараонов
2. Правила поведения, установленные государством
3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями
4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов
1.Денежный сбор в пользу государства
2. Скульптура льва с головой человека
3. Большое сильное государство
4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии
Таблички с названиями цивилизаций.
Египет Индия Китай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок информатики–истории по темам «Иллюстрирование учебного материала с помощью презентаций»; «Цивилизации Древнего Востока»
В данной работе учащиеся 10 класса не только создают презентацию об одной из Цивилизаций Древнего Востока но и защищают свою работу, демонстрируют презентацию, объясняют свой выбор, озвучивают н...
Цивилизации Древнего Востока
Презентация по всемирной истории для 10 класса...
Учебная презентация к уроку по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта"
В презентации содержится иллюстративный материал и задания по теме "Искусство Древнего Египта" для 5 класса....
Технологическая карта урока по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Содержит разработку темы урока "Искусство Древнего Египта"...
Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")
laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...
Формирование цивилизаций Древнего Востока
Конспект урока по всеобщей истории. 10 класс....
Урок по истории 5 класс : «Религия древних греков».
Материал урока для 5 класса "Религия древних греков" способствует формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в ...