План-конспект урока "В преддверии Смуты" по Истории России.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
К план-конспекту прилагается презентация Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_istoriya_16.10.docx | 25.8 КБ |
v_predverii_smuty.pptx | 950.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 7 классе
Автор: Ковзик Глеб Олегович.
ОУ: МАОУ «ЛИИТ №36» г. Набережные Челны
Должность: учитель истории и обществознания.
Тема: «В преддверии Смуты».
Дата проведения: 15.10.2015
Цель: Формирование знаний о причинах Смутного времени в России в XVI-XVII вв.
Задачи: 1.Образовательные: Объяснить учащимся причины возникновения Смуты в России в XVI-XVII вв.
2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с текстом; Умение анализировать, обобщать факты, работать с историческим источником, умение выделять главное.
3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны.
Планируемые результаты:
- Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
- Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.
- Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Основные термины и понятия: заповедные лета, урочные лета, Смута, патриаршество.
Оборудование:
- Учебник «Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. М.: 2015 – 304 с.;
- ПК;
- Презентация PowerPoint;
- Доска и мел;
- Исторический источник В.О.Ключевский «О Федоре Ивановиче»;
- Исторический источник В.О.Ключевский «О Борисе Годунове».
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-совершенствование.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. (1-2 мин.) | Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания. -Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да? -Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы. -Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли. -Отсутствующих в классе нет. . | Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
2. Актуализация деятельности учащихся (5 мин.) | Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока. -Ребята, давайте вспомним материал прошлого учебного года. У нас, как вы помните, чем закончилась тогда история России? -Скажите, чем прославился Иван IV Грозный? Назовите основные события и черты его правления. -Как вы думаете, что могло вызвать в стране такие действия? Я считаю, что такая лихорадка оказала ужасное воздействие на русское общество. В этом и заключается проблема нашего сегодняшнего урока «В преддверии Смуты». Запишем тему в тетрадь. | Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока. -(предполагаемые ответы) Закончилось правлением Ивана IV. -Правил жестко, деспотично, стремился к абсолютной власти. -Ливонская война (1559-1583), Завоевание Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств. Введение Опричнины. -Привело к всеобщему упадку в стране. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения. Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Освоение общемирового культурного наследия. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
3. Объяснение нового материала. (20-25 мин.) | Учитель сообщает учащимся основные знания по данной теме, рассказывает про состояние государства и общества накануне Смуты, а также правления двух царей – Федора Ивановича и Бориса Годунова. Попутно записываются новые термины. В дальнейшем, проводится работа с текстом учебника. -Ребята, откроем стр.8 учебника и зарисуем схему в тетради. Озаглавьте ее «Внешняя политика при Федоре Ивановиче». Нарисуйте от нее стрелки север-запад-восток-юг, подпишите под ними основные события и результаты. | Учащиеся слушают лекцию, попутно записывая важные моменты и новые термины. Также учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в учебнике. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; |
4. Закрепление изученного материала. (10 мин.) | Учитель дает учащимся два мнения историка о личности Годунова и Федора Ивановича для анализа и составления таблицы. -А теперь, ребята, после всего изученного вам следует решить тест из восьми заданий. Приступаем самостоятельно к работе, по окончанию один зачитает свои ответы для оценки. | Учащиеся решают поставленную задачу и добровольно дают на проверку c оцениванием. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; |
5. Подведение итогов урока (3 мин.) | Учитель дает детям возможность подвести итоги урока. Двум учащимся дается слово для краткого рассказа пройденного материала и высказывания собственного мнения. -Что же мы сегодня изучили, ребята? Пусть кто-нибудь из желающих сделает выводы и выскажет свое мнение. -Замечательно. На следующий урок домашнее задание: в тетради дать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова, опираясь на материал учебника. | Учащиеся подводят итоги урока и делают выводы. -(предполагаемые ответы) Мы изучили состояние Русского государства в период до Смутного времени, а также правление царя Федора Ивановича и Бориса Годунова. Выделили основные причины Смутного времени. | Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность. |
Проверил:
Муллин А.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН РАБОТЫ: Определение понятия Смуты. Состояние Российского государства накануне Смуты. Причины наступления Смутного времени в России в XVI-XVII вв. Царь Федор Иоаннович Романов и Борис Годунов: сходства и различия. Подведение итогов.
Личность царя Федора Ивановича Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу . Его называли " освятованным царем", свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле . В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности.
Личность царя Бориса Годунова В первое время по смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя Борису Годунову. Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре. По своему происхождению он принадлежал к большому, хотя и не первостепенному боярству. С восторгом отзывались о наружности и личных качествах царя. Находили в нем и некоторые недостатки: он цвел добродетелями и мог бы древним царям уподобиться, если бы зависть и злоба не омрачили этих добродетелей. Его упрекали в ненасытном властолюбии и в наклонности доверчиво слушать наушников и преследовать без разбора оболганных людей, за что и восприял он возмездие.
Урок усвоен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."
Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План-конспект урока "Смута" по Истории России.
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра
План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...