План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Воробьева Екатерина Андреевна

 “Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

 “Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв».

Цель -  обобщить   и закрепить  в памяти учащихся основные факты , имена и даты, связанные с борьбой Руси с иноземными захватчиками  на протяжении XIII века;

Задачи:  

Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у школьников интереса к истории.

Воспитательные: воспитывать у учащихся  уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.

Тип урока: повторительно – обобщающий

Форма урока: урок – практикум.

Оборудование:

  • Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке».
  • Карта - схемы сражений: Невская битва, Ледовое побоище.
  • Учебный фильма «Александр Невский».

                                                                    Ход урока.

Мотивационный блок (6 мин)

Слайд 1. Изображено  несколько рисунков с изображением Александра Невского, Батыя, Битва на Калке, Ледовое побоище, Невская битва.

Давайте вспомним: с какими врагами столкнулась Русь в XIII? (с монголо-татарами, немецкими рыцарями, шведами, литовцами).  

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали  один из важнейших и очень тяжелых периодов  в истории нашей страны, связанный с защитой нашей Родины от различных иностранных захватчиков.

Как вы думаете, какие будут наши с вами задачи и цели на урок?

Сегодня на уроке наша задача обобщить и закрепить полученные знания по данному периоду.

Тема нашего урока – Борьба Руси с иностранными захватчиками в XIIIв.  

 Слайд 2

Эпиграфом нам послужат строки стихотворения А.Блока

Слайд 3

О, Русь моя! Жена моя! До боли

 Нам ясен долгий путь!

 Наш путь - стрелой татарской древней воли

 Пронзил нам грудь…\....

 И вечный бой! Покой нам только снится

 Сквозь кровь и пыль ….

 Летит, летит степная кобылица

 И мнет ковыль ….

Образ несущей вскачь степной кобылицы – это символ выступившей против ордынцев Московской Руси, образ всей нашей древней истории. XIII век — время тяжелых испытаний для Русской земли. Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами.  

В каком состоянии находилось наше государство в XIII в.?

Какие  отрицательные последствия  имела государственная раздробленность Руси?

  •  упадок военного могущества Древней Руси,
  •  падение обороноспособности Руси  
  •  отсутствие политического единства.      

Именно эти  последствия  привели  к тому, что не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Каждое сражение несло разрушение, смерть, горе. Но как самое ужасное несчастье хранит до сих пор народная память нашествие монголо-татар.

  1. Битва на реке Калке. (4 мин)

Задание 1.1: «Узнай событие»

Слайд 4

«В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемыеПришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - писал русский летописец.

О какой битве идет речь?  

Каковы итоги битвы?  

31 мая 1223 г. – Битва на  Калке. Монголы всех перебили. В битве погибло около 10 тысяч русских воинов.  Пленных русских князей они связали, повалили на землю и придавили досками, на которых устроили пир.

Почему русские и половцы потерпели поражение?

Силы русских князей были разобщены, каждый командовал своей дружиной. В критический момент половцы предали русских и начали грабить своих бывших союзников. Киевский князь Мстислав Романович, расположившись на холме, безучастно наблюдал за гибелью русских дружин.

  1. Монгольское нашествие на Русь. (10 мин.)

Задание 2.1: «Узнай событие»

Слайд 5.

2.1. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше , чем огня

Батыя – внука Чингисхана,

 Свое соседство с ним кляня

 Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой ,

 Топча сухие ковыли.

                                       (1237 г. – нашествие хана Батыя на Русь)

2.2. Работа с модулем «Русь в борьбе с монголо-татарами».

Задание 1 – Поместите таблички на правильные места «1-2 поход Батыя»

2.3.Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь?(беседа)

- резко сократилось население страны;

- разрушены десятки городов, многие мастера и ремесленники погибли, а некоторые уведены в плен;

- замерла торговля и хозяйственная жизнь;

- прекратилось каменное строительство;

- погибли произведения искусства – храмы, иконы, книги…

2.4 Чем можно объяснить победы монголо - татар?   (беседа)

Главные причины поражения Руси:

1.Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.

2. Высокое воинское мастерство монгольского войска.

2.5  Кто быстрее? Приложение 1   (Раздать рядам)

Работа в парах, выполнять по одному положению, затем передавать другой парте.

Вывод:  Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских орд. Она остановила и задержала  дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома.  По этому поводу А.С.Пушкин писал, что Западная Европа была спасена  «растерзанной и издыхающей Россией».

А теперь небольшая физминутка. (1-2мин.)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.(качаются)

Ветер тише, тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше, выше (встают)

Проведем еще игру

Все присядем, скажем «у»,

Быстро встанем, скажем «а».

Вот и кончилась игра.

3. Невская битва. (10 мин)

                  3.1Узнай событие.   

  3.1. «И была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».

 (Невская битва, 1240г.)

Почти одновременно с монгольским нашествием древнерусские княжества оказались под угрозой нашествия.

Назовите основные причины их походов.  

!!!3.2 Задание. Ребята, распределите правильно карточки с вооружением и оружием воина русского и шведского.  (Приложение 2)

1: русский (шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)

3.3. Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва». (Приложение 3)

Ребята, перед вами на экране схема «невская битва»

  • Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .  
  • Александру перед боем сказал  воинам: «Нас немного, но

     не  в силе  ____________________________.»

  • 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.
  • Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и  _________________.
  • Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.
  • Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.
  • Шведы бросились _________________.
  • За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.

4.  Ледовое побоище (10 мин)

                Узнай событие

4.1. Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,  

Ни леса, ни земли , ни хлеба

Не взять  ливонцам никогда

                                          ( 1242 г. – Ледовое побоище)

         

Просмотреть учебный фильм «Александр Невский» (продолжительность 4 мин.)

Беседа по вопросам:

  1. На основании этого фрагмента каким перед нами предстает сам князь, каков его образ? (образ мужественного храброго человека, защитника Руси)
  2. Каковы причины победы русских над немецкими рыцарями? ( воодушевляющий образ князя, правильно выбранная стратегия и тактика, храбрость, мужество и героизм русских воинов)

Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера?

  • Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель
  • Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу

Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. 

  Рефлексия:   (2мин)

Самое важное имя: …………………………………………………………

Самое важное события ………………………………………………………

Два самых важных качества личности полководца: ……………………………

 Выставление оценок за урок. (3 мин)

Домашнее задание:

1)написать сочинение «Александр Невский – доблестный полководец»;

2) Раздать темы докладов(«Поучение детям» - Владимир Мономах. «Слово» и «Моление Даниила Заточника». «Слово о полку Игореве». Архитектурные постройка Новгорода в 12-13 веках. Архитектурные постройки Владимира в 12-13 веках. Влияние ордынского владычества на русскую культура. Сделать мини-презентацию на 5-6 слайдов.)

Ребята выходя из класса положите ваши кружочки мне на стол.

С улыбкой – урок понравился и не вызвал трудностей.

Недовольный – на уроке я выявил затруднения по некоторым вопросам – буду исправлять!

Кроссворд

1.Река, где впервые встретились русские  воины с монголо – татарскими воинами
2.Господство одного народа над другим
3.Ханская грамота с правом на княжение
4.Город, который 7 недель оборонялся от монголо – татар и был прозван «злым городом»
5.Город Южной Руси, столица Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года под  натиском монголо - татар
6.Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо - татар
7.Подарки ханам от русских князей
8.Монголо – татарский хан,возглавивший поход на Русь в 1237г
Автор: Демченко Лариса Александровна



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приложение 3

Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва».

  • Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .  

  • Александру перед боем сказал  воинам: «Нас немного, но не  в силе____________________________.»

  • 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.

  • Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и  _________________.

  • Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.

  • Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.

  • Шведы бросились _________________.

  • За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.

Приложение 2

Ребята, распределите правильно карточки с вооружением и оружием воина русского и шведского.  

1: русский (шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)


2: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображения

Слайд 2

Борьба Руси с иностранными захватчиками в XIII в

Слайд 3

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь…\.... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль …. Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… ( А . Блок )

Слайд 4

О какой битве идет речь? Каковы итоги битвы? « В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - писал русский летописец.»

Слайд 5

Битва на Калке

Слайд 6

Узнайте событие Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой , Топча сухие ковыли

Слайд 7

Нашествие Батыя на Русь

Слайд 8

Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь ? Чем можно объяснить победы монголо - татар?

Слайд 9

Кто быстрее?

Слайд 10

физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.(качаются) Ветер тише, тише, тише (приседают) Деревцо все выше, выше, выше (встают) Проведем еще игру Все присядем, скажем «у», Быстро встанем, скажем «а». Вот и кончилась игра.

Слайд 11

Узнайте событие! « И была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю ( Биргеру ) возложил печать на лицо острым своим копьем».

Слайд 12

Невская битва

Слайд 13

Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва». Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ . Александру перед боем сказал воинам: «Нас немного, но не в силе ____________________________.» 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь. Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и _________________. Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа. Сам Александр тяжело ранил шведского _____________. Шведы бросились _________________. За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.

Слайд 14

Узнайте событие! Под нами лед, над нами небо, За нами наши города, Ни леса, ни земли , ни хлеба Не взять ливонцам никогда

Слайд 15

Ледовое побоище

Слайд 16

Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера ?

Слайд 17

Рефлексия Самое важное имя: …………………………………………………… Самые важные события …………………………………………………… Два самых важных качества личности полководца: ……………………………………

Слайд 18

Домашнее задание 1. Н аписать сочинение « Александр Невский – доблестный полководец XIII века» 2. Подготовить доклады по темам…..

Слайд 19

С улыбкой – урок понравился и не вызвал трудностей . Недовольный – на уроке я выявил затруднения по некоторым вопросам – буду исправлять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

Открытый урок по истории России 8 класс

История Отечества. 8 класс. Тема  урока: «Александр II. Отмена крепостного права.» ...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе

Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...

План-конспект и материалы урока по Истории России п.5-6 в 6 классе

Материал включает План-конспект 2 уроков на тему «Образование государства Русь» (п.5-6 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XV...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...

Открытый урок по истории России, 8 класс

Презентация к мастер - классу (открытому уроку) для молодых специалистов. Урок истории в 8 классе "Празднование Нового года от Петра I" с применением методов функциональной грамотности....