Методическая разработка урока "Византия при Юстиниане"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Чупова Наталья Сергеевна

Разработка урока по всеобщей истории для учащихся шестых классов, общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_vizantiya_pri_yustiniane.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                              « Средняя общеобразовательная школа № 33 «

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ИСТОРИИ

Выполняла: ЧУПОВА Н.С.

учитель истории, I кв.категории

ПРОЕКТ  УРОКА

Тема: Византия при Юстиниане.

Класс: 6

Цели урока:

а) обучающая – дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявит особенности феодализма Византии.

б) развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической   картой,           раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.

в) воспитательная – воспитание толерантного отношения к другим народам, воспитывать культуру общения в группах.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой

3.Мотивация

4. Актуализация знаний

5.Объяснение нового материала

6.Закрепление

7.Домашнее задание

8.Рефлексия

9.Завершение урока.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения : карта, схемы, картина, текст учебника.

Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: Византия при Юстиниане.

Цель для учителя:

 дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявить особенности феодализма Византии.

Цель для учащихся:

показать особенности развития императорской власти Византии, дать характеристику внутренней и внешней политике Юстиниана.

Задачи:

           обучающая – показать влияние природных условий на хозяйственную жизнь, выявить особенности императорской власти и феодализма в Византии.

            развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, схемой, учебником, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.

             Воспитательная – воспитание толерантного отношения учащихся к истории других народов, воспитывать культуру общения в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  карта № 3 атласа «Византийская империя и славяне в 6-11 веках», схемы «Византия- страна городов как центров ремесла и торговли», «Императорская власть», картина «Прием иностранных послов»

Оформление доски: тема урока, план изучения темы, домашнее задание, новые слова (скипетр, василевс), дата правления Юстиниана-527-565

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Эмоциональный настрой.

«Нет знанья выше созерцанья

Искусства не скуднеющих высот:

И вот я пересек миры морские

И прибыл в край священный Византии»

(Уийльям Батлер Иейтс)

3.Мотивация .

 Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее средневековье считалось одним из самых могущественных. Это – Византийская империя. Откройте атлас, карту     № 3. Вспомните как появилась  Византия? Какова была судьба  Западной Римской империи?

А как же Византии удается не просто сохраниться, но и достигнуть могущества? Можем мы сейчас ответить на этот вопрос? ( Нет)

- Так какая сегодня будет проблема урока?

- В чем причины могущества Византии?

4. Актуализация знаний

Какие у вас есть гипотезы по решению  проблемы?

Какие могут быть основания у византийцев считать себя более развитыми, чем все остальные народы?

- наследие римской цивилизации

-достижения Византии

-умелое сочетание римских традиций со своими достижениями

5.Объяснение нового материала

Итак, мы должны проверить гипотезу – Византия – наследница римской цивилизации.

Работа в группах:

Первая группа- Докажите, что Византия- наследница  Рима.

Используя  карту № 3 атласа, схему назовите основные занятия византийцев. Что вы можете сказать о развитии торговли? Назовите ремесла, которые были забыты на Западе, но сохранились на Востоке? Назовите крупные города. Использовался ли труд рабов?

Виды ремесел

Ювелирное

дело

Оружейное дело

горные

промыслы

Иконопись

Стекольное      производство

Вторая группа- Назовите факторы, благодаря которым Византии удалось устоять под натиском варваров.

Факторы: 1. Более слабо развито рабство

                  2.сохранился обмен между городом и деревней

                  3.сохранилось ремесло и торговля в городах

                 4. Византия превосходила по численности населения все другие христианские страны.

                 5.император содержал большую армию и флот

                 6. на востоке была земля меньше истощена, чем на западе Римской империи

Расставить в правильной последовательности факты (цифрами), которые помогли Восточной империи устоять под натиском варваров.

(Ответ: 6, 1,3,2,4,5)

Итак делаем вывод:

                            1.сохранение труда рабов

                            2.власть императора

                            3.развиты ремесла, торговля

                            4.красивые и богатые города

 Все это свидетельствует о том, что Византия по праву считалась наследницей Рима.

Византия достигла своего могущества в период правления Юстиниана I. Докажите, что став императором , Юстиниан много сделал для своей страны.

Третья группа - Показать особенности императорской власти.( Работа с картиной «Прием иностранных послов», работа с текстом учебника)

Каковы полномочия императора. Кто помогал в управлении государством императору? В чем отличие императорской власти в Византии от Запада?

На основе текста и материала урока составьте логическую цепочку- «Императорская власть в Византийской империи».

Власть не

передавалась

по наследству

Вывод: император обладал почти неограниченной властью, издавал законы, был высшим судьей, определял внешнюю политику государства.

Четвертая группа- Дать характеристику реформам Юстиниана.( работа с текстом учебник)

-реформа права ( кодекс Юстиниана, свод сочинений римских юристов, руководство по изучению права)

- даровал земли и ценные подарки церкви, строил много храмов и монастырей.

-закрыл знаменитую школу в Афинах-крупный центр языческой культуры

-провел мероприятия по защите границ, провел преобразования в армии- укреплял обороноспособность государства.

Вывод: Юстиниан один из выдающихся правителей Византии, который в своем правлении , проводя реформы придерживался правила: единое государство, единый закон, единая религия.

-Как вы думаете, то, что было перечислено, можно отнести к достижениям Византии или Римскому наследию?

Вывод по проблеме: Византия считалась наследницей римской цивилизации, умело сочетала римские традиции со своими достижениями.

Закрепление: Определите правильные утверждения ( Да, нет)

1.Византия не устояла под натиском варваров ( Нет)

2.Столица Византии – Антиохия ( Нет)

3.Власть императора не передавалась по наследству( Да)

4.Основное правило Юстиниана 6 единое государство, единый закон, единая религия (Да)

5.Византия занимала выгодное географическое положение (Да)

6.Он открыл крупный центр языческой культуры –школу в Афинах(Нет)

Домашнее задание: читать и пересказать параграф 11, написать сочинение «Впечатление чиновника, присутствующего на приеме гостей в императорском дворце».

Рефлексия: отметь настроение в виде рисунка.

Завершение урока: Подведение итогов, положительная оценка группы

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...