Урок истории "Абсолютизм Николая I", 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Пеляйкина Светлана Валентиновна

Технологическая карта урока "Абсолютизм Николая I"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_8_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 8

Предмет: история

Учитель: Пеляйкина Светлана Валентиновна, учитель истории МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»

Тема: Абсолютизм Николая I  - русский консерватизм

Тип урока: метапредметный урок

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные: понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

     Метапредметные:  развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изучаемый материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, вести диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов

Коммуникативные УУД: Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Регулятивные УУД:  Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Личностные УУД: Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ _____________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Создание рабочей обстановки и делового настроя в классе:

- проверка присутствующих

- разбивка по группам

- организация диалога

- подготовка к занятию

- повторение изученного

Коммуникативные:

создание атмосферы взаимодействия

Регулятивные: Самоконтроль готовности.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Организация групповой работы,

направленной на закрепление и повторение изученного материала

по внутренней политике Александра I

Беседы по выявлению первичных

знаний

- побуждение к воспроизведению

ранее изученного материала

- побуждение к формулировке

проблемы и цели урока

Анализ внутренней политики Александра I

- размышление над проблемным вопросом:

 почему Александр I,

начав царствование  с

либеральных реформ, прекратил

их осуществление?

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать

учебные действия в нужный момент.

3. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы урока, цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации путем привлечения различных точек зрения современников и

историков относительно

царствования Николая I и роли его личности в истории России.

Современники и потомки по-разному оценивали личность и время правление императора Николая I:

а) историк С. М. Соловьев утверждал, что в нем, «была воплощена реакция всему…», а сам Николай I — «деспот по природе»;

б) историк В. О. Ключевский отмечал его «консервативный и бюрократический образ действия»;

в) философ К. Н. Леонтьев называл Николая I «Наш великий охранитель Николай Павлович», который «был призван задержать на время… всеобщее разложение»;

г) поэт А. С. Пушкин позже признался:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил…

Подумайте, почему так разнятся оценки Николая I и его деятельности?

Какая из оценок вам кажется наиболее верной?

Какое  наблюдается противоречие? Какую проблему нам предстоит сегодня решить?

Как вы думаете, что реально мог сделать император в стране, чтобы улучшить её положение?

Какие преобразования провести?

- анализ проблемной ситуации

- формулировка проблемы и цели урока

- фиксирование темы и плана

урока

Современники Николая I  отзываются о нем по-разному.

- Правление Николая I улучшило или ухудшило положение России.

Высказывают свои предположения

Познавательные:

логические действия –

анализ объектов с целью выделения признаков, умение делать вывод.

Регулятивные:

Определять проблему,

формулировать цель.

Коммуникативные:

Выражать собственную

позицию, соотносить

свои знания с другой

информацией.

4. Актуализация знаний.

Вспомните, на какие сферы можно разделить жизнь общества?

 Приведите по два – три факта из истории России  времен правления Александра I , свидетельствующие об отставании России от стран Европы.

Экономика, политика, общественное устройство, культура.

  • Экономика. Крепостное право. Мало  крупных промышленных предприятий. Мало железных дорог.
  • Политика. Самодержавие. Отсутствие конституции.
  • Общественное устройство. Сохранение сословного строя. Отсутствие свободы слова и организаций.
  • Культура. Большая часть населения страны безграмотна. Велико влияние религии.

Регулятивные: Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать.

Аргументировано излагать своё мнение,

понимать позицию другого.

Познавательные: умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме

Личностные: Вырабатывать свои мировоззренческие позиции

 Какая главная задача стояла перед  Россией?

Значит, что нам предстоит узнать на уроке?

России нужна была модернизация во всех сферах жизни общества.

- Произошли ли изменения во всех сферах жизни  российского общества:

1. Экономике

2.Политике

3. Общественном устройстве

4.Культуре.

5. Первичное усвоение новых знаний

Групповая работа   (четыре группы  исследуют  по  одной сфере жизни общества:

1. Экономике

2.Политике

3. Общественном устройстве

4.Культуре).

Какой можно сделать вывод по результатам работы в группах?

Работа в группах.

Создание интеллект-карт по четырем сферам жизни российского общества:

1. Экономике

2.Политике

3. Общественном устройстве

4.Культуре.

Действия Николая I  не устранили препятствий для модернизации  страны.

Познавательные:  умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное

установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

-  представление  информации в виде графических схем, таблиц

Коммуникативные:

Выражать собственную

позицию, соотносить

свои знания с другой

информацией.

6. Первичная проверка понимания

Обратимся к теме  урока.

Как мы можем её сейчас объяснить?

Приведите три-четыре доказательства того, что политика Николая  I действительно была консервативна.

 Все действия Николая I   не изменили существующих в стране порядков.

Познавательные:  умение выделять главную мысль, установливать причинно-следственных связей;

строить логическую цепь рассуждений

7. Первичное закрепление

Какой теперь ответ мы можем дать на проблему урока? 

Правление Николая I улучшило или ухудшило положение России?

Что произошло  с проблемами российского общества?

Чьи гипотезы подтвердились?

 Как был найден ответ на проблему урока?

Внимательно слушает ответы выступающих от групп, задает проблемные и уточняющие

вопросы, корректирует и оценивает ответы.

 Правление Николая I  сохранило традиционное русское общество. Модернизация в стране проходила крайне медленно.  Все проблемы сохранились.

 Выступление с ответами

по заданиям. Самопроверка и

самооценка.

Регулятивные:

способность

исправлять

промежуточные

результаты своих

действий, самооценка.

Личностные: Вырабатывать свои мировоззренческие позиции,

умение осознавать

смысл и значение

знаний.

Коммуникативные:

умение выслушивать

друг друга, выражать

собственную позицию

и соотносить её с

другой информацией.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) Составить развернутый план по содержанию §28 (Внутренняя политика Николая I).

2) Сравнить внутреннюю политику Николая I и Александра I, обозначив общее и различное

(письменно в тетради).

Запись в тетради домашнего

задания

Коммуникативные:

умение принимать

решение.

Личностные:

умение ответить на

вопрос, какое

значение имеют для

него те или иные

знания.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Итог урока. Дать качественную и

эмоциональную оценку работы на уроке.

Учащимся предлагается

написать «письмо самому себе»,

описать ощущения от урока: что

понравилось, что не

понравилось, что было

интересно, что было трудно.

Ответы учащихся

Коммуникативные:

Выражать собственную позицию и соотносить её с

другой информацией

Личностные: знание

моральных норм и

умение следовать им

(взаимоуважение,

взаимопомощь,

правдивость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....

Урок литературы в восьмом классе по теме "Николай Рубцов. Личность. Лирика".

Знакомство с личностью и поэзией Н.Рубцова через тему "малой родины"....

Урок литературы в 11 классе "Роль маски в жизни и творчестве Николая Степановича Гумилёва"

О Николае Степановиче Гумилеве остались противоречивые воспиминания современников. Одни считали его высокомерным, другие добрым и щедрым. Поэт в стихотворениях примерил не мало масок: пирата, бродяги,...

Урок литературы в 7 классе "Жизнь и творчество Николая Лактионова"

Урок путешествие в мир алтайского поэта Ребрихинского района села Подстепное. Урок по краеведению. К уроку подготовлена слайд презентация о Н.И.Лактионове....

Открытый урок истории в 8 классе "Внутренняя политика Николая 1"

Урок основан на использовании ТРКМ при изучении истории России в 8 классе. Основной прием - работа с текстами документов и учебника....