Урок истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I».
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект урока истории в 8 классе
Тема: «Внутренняя политика Николая I».
Учитель Кононыхина Любовь Антоновна
МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»
Тема: «Внутренняя политика Николая I».
Цели урока: создать условия для
- знакомства учащихся с личностью нового императора, с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;
- развития общеученических навыков анализа, сравнения, навыков работы с документами и поиска ошибок в них;
- обучения выделять главное, определять и объяснять понятия;
- актуализации субъективного опыта учащихся, комфортного применения ранее полученных ЗУНов;
- формирования основ исторического мировоззрения.
Оборудование: компьютер, портрет Николая I, тесты
Новые термины и даты: «апогей самодержавия»,
цензура, жандармерия,
канцелярия, 1825-1855 гг.
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка готовности класса к уроку
- Организация труда
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудиться нам предстоит немало.
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Работа с тестом.
1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?
А) первая в России стачка рабочих.
Б) образование Северного общества.
В) восстание декабристов.
Г) образование Южного общества.
2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:
А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа
Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева
3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:
А) артелью В) общиной
Б) кооперативом Г) приходом
4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
А) дворяне В) почетные граждане
Б) купцы Г) мещане
5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:
А) А.С.Грибоедов В) М.И.Кутузов
Б) А.М.Горчаков Г) А.Х.Бенкендорф
6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?
А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев
Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров
В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте
7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:
А) математики В) биологии
Б) физики Г) истории
8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это
А)община В) поместье
Б) земство Г) вотчина
9. В XIX в. Россия по форме правления была:
А) самодержавной монархией В) феодальной республикой
Б) конституционной монархией Г) демократической республикой
10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:
А) барщиной В) оброком
Б) гужевой повинностью Г) отработками.
- Вопросы классу:
- Опишите планы руководителей выступления 14 декабря 1825 г.
- В чем состояло историческое значение восстания декабристов?
III. Сообщение темы и задач урока.
План:
1.Император Николай I (1796 – 1855)
2. Укрепление роли государственного аппарата.
3. Укрепление опоры самодержавной власти.
4. Попытки решения крестьянского вопроса.
5. Русская православная церковь и государство.
6. Усиление борьбы с революционными настроениями.
IV. Изучение нового материала.
1. Император Николай I. (сообщение учащегося).
2. Укрепление роли государственного аппарата.
Укрепление опоры самодержавной власти.
( Работа в группах.)
Задание первой группы.
- Как новый царь стремился решать важнейшие вопросы управления?
- Что создает царь в январе 1826 г.?
- Назовите главную задачу II отделения.
Задание второй группы.
- Как решал задачу укрепления дворянского сословия?
Вывод: При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I.
Собственная
Его Императорского
Величества Канцелярия
I Отделение | II Отделение | III Отделение |
Представляло царю поступающие на его имя бумаги и исполняло его личные поручения | Создано в 1826 г. Во главе - М.М.Сперанский. Занималось кодификацией законов. | Орган политического сыска и контроля за умонастроениями. Во главе – А.Х.Бенкендорф. |
Кодификация
Российского законодательства в 30-е гг. XIX в.
1832 г. | Опубликование Полного собрания законов Российской Империи в 45 томах. |
1833 г. | Создание Свода законов Российской Империи в 15 томах. |
3. Попытки решения крестьянского вопроса. (Рассказ учителя)
Меры, принятые Николаем I для смягчения крепостных отношений
- Запрещено отдавать крестьян на заводы
- Запрещено ссылать крестьян в Сибирь
- Запрещено продавать крестьян с раздроблением семей, дарить их и платить ими долг
- Запрещено безземельным дворянам покупать крестьян без земли
- Помещики могли по взаимному договору отпускать на волю дворовых без земли
- Крестьяне получали право недвижимую собственность с согласия помещика
- Ограничивались пределы наказания крестьян помещиками
Вывод: В 1842 г. был принят указ об «обязанных» крестьянах.
В 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупа на
свободу в том случае, если поместье их владельца выстав-
лялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предостав-
лено право покупать незаселенные земли и строения.
Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное
право в России продолжало сохраняться.
4. Русская православная церковь и государство. (сообщение уч -ся).
5. Усиление борьбы с революционными настроениями.
(работа с историческим документом)
Задание. Найдите ошибку в тексте.
Вывод: III Отделение занималось политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями.
Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.
Цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения. 1826 г. – «Устав о цензуре», названный «чугунным».
( см.документ о цензуре, стр.88-89 мет. пос).
V. Закрепление и применение полученных знаний.
1. Работа с историческими документами (см.стр.69-70, учебн.)
2. Словарная работа. (Жандармерия, канцелярия).
VI. Заключительный этап урока.
1. Подведение итогов урока.
2. Домашнее задание. П.10 стр.63-70
Индивидуальное задание – подготовить сообщение о Канкрине.
VII. Рефлексия.
Выскажите свои мысли по поводу урока.
Сегодня:
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Что мне дал этот урок…
- Я понял, что…
- Тема показалась мне интересной…
- Заставила задуматься…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"
Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...
Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I»
Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I»...
План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"
План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....
Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."
Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...