Урок литературы в 7 классе "Жизнь и творчество Николая Лактионова"
материал по краеведению (5 класс) по теме
Урок путешествие в мир алтайского поэта Ребрихинского района села Подстепное. Урок по краеведению. К уроку подготовлена слайд презентация о Н.И.Лактионове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Жизнь и творчество поэта-земляка Николая
Лактионова.
Форма урока: Урок - путешествие
Цель урока: С целью изучения краеведения познакомить с
творчеством поэта с.Подстепное.
Задачи урока: 1. Воспитание патриотизма.
2. Знакомство с духовной культурой своей «малой»
Родины.
2. Формирование навыков выразительного чтения.
Оборудование: 1. Книги Н.И.Лактионова.
2. Рисунки ребят – иллюстрации стихотворений
Н.И.Лактионова.
3. ИКТ. Слайд презентация «Жизнь и творчество
Н.И.Лактионова».
4. Аудиозаписи для музыкального сопровождения
литературно-музыкальной композиции «Жизнь и
творчество поэта – земляка Николая Лактионова»
Ход урока:
- Оргмомент. (Психологическая установка учащихся, целеполагание)
Ребята, мы живём с вами в красивом живописном уголке
Алтайского края. Такая богатая природа способствует рождению творческих людей: поэтов, художников, музыкантов. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и познакомимся с творчеством замечательного поэта-земляка Николая Ивановича Лактионова. Экскурсию помогут провести Шумков Фёдор и Реук Диана.
2.Литературно-музыкальная композиция «Жизнь и творчество поэта – земляка Николая Лактионова»
На фоне музыки «Одинокий пастух»
Ведущий1: Николай Иванович Лактионов родился 10 апреля 1947 г. на Алтае, в селе Подстепное Ребрихинского района.
Ведущий2: Красота и приволье родных полей, многочисленные берёзовые околки, степные и боровые озёра, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами.
Чтец (Симиренко Д.): Светает. Ещё ни души.
Дорога. Заря. Подорожник.
Садись и картину пиши,
Да жаль,
Что я сам не художник.
Берёзка. Прохлада. Жнивьё.
И зябкое чудо рассвета.
Попробуй, не вспомнить её-
Святую поэзию Фета.
Такая вокруг благодать,
Что в Бога поверит безбожник.
Откроешь глаза - и опять
Дорога. Заря. Подорожник.
Ведущий 2: Детство поэта прошло среди полей и степей. Говорят то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Николай Лактионов на всю жизнь «сохранил привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава – все открывает поэту свои тайны.
Чтец 1(учитель):
Июльский зной…Большие тополя
Короткие отбрасывали тени.
И низко-низко над землёй летели
Два молодых пугливых журавля.
Здесь было всё моё и не моё.
И даль небес,
И тишь листвы зелёной.
И я стоял,
Глядел заворожённый
Во все глаза на это бытиё.
Здесь всё моё.
И травы, и вода…
Лишь птицам я нездешним показался.
Недаром чибис надо мной метался:
-А чей же ты?
А чей же ты тогда?..
Музыку выключаем.
Ведущий 2: Большую роль в воспитании сына Николая сыграла его мама _Мария Фёдоровна. Именно она заронила в его сердце любовь к родной земле, уважение к людям.
Ведущий1: И пусть рядом не было отца, но материнская ласка и женская забота тёти Ксении сформировали будущего поэта. В своих воспоминаниях о детстве он пишет:
Чтец (Кондрушин Алексей): Ещё война не позабыта
Среди забот и суеты,
И всех пропавших и убитых
Ещё так явственны черты.
Ещё мой хлеб
Ржаной и жёсткий,
И ни достатка, ни отца.
И домик наш
Совсем неброский,
И мать в калошах у крыльца.
А за окном
Осенний ветер
Бросает листья на скамью.
И я, мальчишка пятилетний
Такой беспомощный стою.
Ведущий 2: В 1954 году Николай идёт в школу. Первая его учительница
Валентина Артёмовна Карпова сумела воспитать в нём любовь к
родному слову.
Ведущий 1: Из воспоминаний его бывшей одноклассницы Галины
Ватутиной: «Николай учился с увлечением. До 5 класса был
отличником. Порой мы удивлялись, как ему легко всё давалось».
Ведущий 2: После 8 класса Николай поступает в Новоалтайское железнодорожное училище. Но, видимо, тоска по родным местам вернула его на родину. Он заканчивает Подстепновский филиал СПТУ -70 и получает профессию механизатора. Теперь он был за штурвалом трактора и покорял бескрайние степные дали.
Ведущий 1: Романтик в душе, он не успокаивается на достигнутом и продолжает двигаться вперёд. Николай поступает в Горно-Алтайский педагогический институт на литературное отделение. Именно здесь он встречает свою одноклассницу Галину, к которой давно проявлял симпатию. Любовь вспыхивает с новой силой.
Ведущий 2: Ведь «любовь, как песнь.
Не зря подчас
Их меж собой отождествляют.
Любовь, как песнь.
Её лишь раз поют,
А после – исполняют»,- пишет Николай Лактионов.
Песня «Не для меня звёзды горят» - 2 строчки, на проигрыше читает 1 ведущий.
Ведущий 1: Я не согласен на меньшее,
Всё, что имею – моё.
Милая, жданная женщина,
Вот мы с тобой и вдвоём.
Музыку выключаем.
Ведущий 2: Галина тогда уже училась на 2-ом курсе. Молодые сыграли
свадьбу. А в 1966 году в семье родился первенец, Александр.
Бытовые проблемы, семейные трудности способствовали тому,
что Николай бросает учёбу. И его тут же призывают в армию, в
город Ачинск, ракетные войска.
Ведущий 1: А Галина одна растит сына, учится; лекции, пелёнки, экзамены,
ползунки. Любовь помогала пережить все трудности, писали друг
другу письма, о чём?
Ведущий 2: О том, что речка остыла,
Зябь, а не волны по ней.
Пишет, что в общем-то было
Всё, как у добрых людей.
Ведущий 1: После армии Николай поступает в Московский литературный институт. Начинает писать стихи. Первая его публикация состоялась в 1968 году в газете «Молодёжь Алтая».
Ведущий 2: Его стихи публикуют в литературном альманахе «Сибирские огни». И всё же известность к поэту приходит после знакомства с алтайским поэтом – земляком – Геннадием Пановым. Когда в 1973 году Геннадий приехал в редакцию районной газеты «Знамя труда», он встречается с Николаем Лактионовым, корреспондентом газеты.
Ведущий 1: Познакомившись со стихами Лактионова, рекомендовал их опубликовать. До этого Николай писал стихи в стол. Вот так оценка мастера, Геннадия Панова помогла Лактионову обрести уверенность в своих творческих силах.
Музыка Ванесса «Красивая мелодия» (На фоне её читает стих)
Чтец (Бриль Дмитрий): Темнота загустела,
Воздух звонок и сух.
Расслабляется тело,
Обостряется слух.
Кто-то вскрикнул от боли,
Крик ушёл в никуда.
Где-то путника в поле
Настигает беда.
Средь базарного гула
Чётко слышу я, как
Жизнь чужую Иуда
Продаёт за пятак.
Стынет кровь, замерзая,
На холодном снегу…
Всё я слышу и знаю,
Да помочь не могу.
Музыку выключаем.
Ведущий 2: В 1989 г. в Алтайском книжном издательстве был издан 1-ый сборник стихов «Листоград», а в 2005 году «Третья встреча». Вот что пишет об этой книге наш поэт, заслуженный учитель Российской Федерации – Егорова Надежда Ивановна.
Чтец 2 (Реук Диана): Она всего с ладонь, не боле,
Та книжка, не в пример иным,
Но сколько веры, сколько боли
И философской глубины!
Привет прощальный книга эта,
Как завещанье нам с тобой
Пройти с терпением и светом
Прекрасный, трудный путь земной.
Читаю – и встают картины,
В них всё, что дорого и мне:
Вот дрогнут на ветру осины,
Вот плачет чибис при луне…
Стоит поэт средь шири, воли,
Душой витая вдалеке…
И не понять: «дождинка что ли,
Слезинка что ли на щеке?»
Ведущий 1: Владимир Казаков, член Союза писателей России писал о Николае Лактионове: поэт хоть с небольшой, но ухватистой силою».Его короткие стихотворения полны проникновенности и задушевности.
Чтец (Владимирцев Данил): Незримых дятлов перестук,
Кладбище, залитое светом.
Кресты ветшалые – и вдруг
Взглянула девушка с портрета.
Среди сияющего дня,
Под голубыми небесами
Она глядела на меня
Большими светлыми глазами.
На бледно-розовых устах
Она улыбку затаила…
Как эта девушка чиста
И как страшна её могила.
Ведущий 2: Главное, что волнует Николая Ивановича – эта глубокая любовь
к Родине.
«Небеса, и земля, и деревья
Обретают незримую связь,
Будто вправду, над древней деревней
Наша Родина клином сошлась».
Ведущий 2: С болью поэт пишет о гибели русских деревень, об их
безвозвратном уходе.
Чтец 3 (Каптюхин А.): Заброшен посёлок.
А избы пойдут на дрова и на слом.
Как быстро, как всё-таки быстро
Жильё порастает быльём.
Не знаю, легко или трудно,
Зачем, почему и когда
Посёлок покинули люди,
Ушли из него навсегда.
Пройдут суетливые годы
И всё, что здесь было при них,
Укроет в объятьях природа,
В зелёных объятьях своих.
Но кто-то придёт и отыщет
(На то нам и память дана!)
Посёлок, колодец, кладбище…
Родные прочтёт имена!..
Музыка Дидюля (4)- (на фоне её читают)
Ведущий 1: Большую роль в формировании поэтического дарования Николая Лактионова сыграли такие поэты, как: Сергей Есенин, Леонид Мерзликин, Василий Фёдоров, Марина Цветаева, Анна Ахматова.
Ведущий 2: Жена, Галина Кузьминична вспоминает, как Николай любил декламировать стихи этих поэтов. Причём, многие знал наизусть, поэму «Анна Снегина» Сергея Есенина читал с вдохновением. Диву даёшься, откуда такой талант, ведь институтов не заканчивал.
Ведущий 1: Московский литературный институт так и не удалось закончить. Его университетами была сама жизнь. Работал строителем, токарем, трактористом, литературным сотрудником и ответственным секретарём районной газеты «Знамя труда», корреспондентом на районном радио.
Музыку выключаем
Ведущий 2: Отсюда и живой голос «выстраданного человека».
Я по жизни не шёл, а летел
На авось, наобум, неумело.
Как я многое сделать хотел,
И желал, и хотел, и не сделал.
Ведущий 1: В его стихах незримо просматривается связь поколений.
Музыка Дидюля (5) –на её фоне читают
Чтец (Польщиков Саша): Пулемёт, почти не умолкая,
Сеял смерть среди несущих смерть…
Вот она гражданская какая-
Проклятая трижды круговерть!
Где шеренги развернув красиво,
В дикой злобе раскрывая рот,
Шла стеной Россия на Россию,
Шёл народ на собственный народ.
Лозунги, идеи и сословья…
Страшные, далёкие года!
Собственной захлёбываясь кровью,
Собственные брали города.
Миллионы гибли и терялись,
Но куда печальней и страшней
То, что мы ничуть не сомневались
В правоте кощунственной своей.
Ведущий 2: «Поэта волнует не только сегодняшнее, но и вчерашнее людское житьё-бытьё»,- пишет Владимир Казаков.
Ведущий 1: Судьба приготовила Николаю серьёзное испытание: тяжёлую болезнь, с 2001 года он был прикован к постели. Силы его были подорваны, но ничто не могло сломить его силу духа. Он продолжает писать.
Ведущий 2: Всё слабее и слабее крылья,
Глубже след печатаю в снегу.
Делаю последнее усилье,
Но взлететь, как прежде, не могу.
Ведущий 1: Не могу… И никакие боги
Не вернут мне лёгкости былой.
Слабнут крылья, тяжелеют ноги,
Навсегда связавшие с землёй.
Ведущий 2: 9 июня 2006 года его не стало. Николай Лактионов похоронен на родине, в селе Подстепное. «Жизнь оборвана, будто песня, недопетая до конца».
Ведущий 1: Хочется не согласиться со словами Николая Ивановича. Жизнь продолжается в его сыновьях, внуках, правнуке, в его стихах.
Ведущий 2: Коротка наша жизнь, коротка,
Разве что-нибудь в ней позабудешь…
Песня: «Ты знаешь, так хочется жить»
- Практическая работа
Назовите, какие средства выразительности использует Н.И.Лактионов в своих стихах? (Ребята зачитывают, дома они выполняли это задание)
- Итоги урока. Выводы.
-Что помогло Н.И.Лактионову состояться как поэту? (родная природа,
Родина)
-Какие темы просматриваются в его творчестве? (Темы Родины, природы,
войны, философские темы, любви, гражданские темы, социальные темы).
-Помогло ли творчество Н.И.Лактионова по-иному взглянуть на свою
малую Родину, на природу родного края?
- Рефлексия.
- Понравился ли вам, ребята, этот урок?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Поднимите руки, кто считает, что поработал на «5», на «4», на «3», на «2»).
6.Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений местных поэтов.
Дополнительное задание: на «5»-сочинить своё стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"
Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.Цели урока:-формировать умение работать с дополнительной литературой-развивать у учащихся умение самостоятельно отбир...
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева
Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.
Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"
Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...
Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...