Урок литературы в 7 классе "Жизнь и творчество Николая Лактионова"
материал по краеведению (5 класс) по теме

Ханакова Светлана Васильевна

Урок путешествие в мир алтайского поэта Ребрихинского района села Подстепное. Урок по краеведению. К уроку подготовлена слайд презентация о Н.И.Лактионове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: Жизнь и творчество поэта-земляка Николая

                     Лактионова.

Форма урока: Урок - путешествие

Цель урока: С целью изучения краеведения познакомить с  

                     творчеством поэта с.Подстепное.

Задачи урока: 1. Воспитание патриотизма.

                      2. Знакомство с духовной культурой своей «малой»                

                      Родины.

                      2. Формирование навыков выразительного чтения.

Оборудование: 1. Книги Н.И.Лактионова.

                        2. Рисунки ребят – иллюстрации стихотворений

                        Н.И.Лактионова.

                        3. ИКТ. Слайд презентация «Жизнь и творчество

                        Н.И.Лактионова».

                   4. Аудиозаписи для музыкального сопровождения

                 литературно-музыкальной композиции «Жизнь и

                   творчество поэта – земляка Николая Лактионова»

Ход урока:

  1. Оргмомент. (Психологическая установка учащихся, целеполагание)

  Ребята, мы живём с вами в красивом живописном уголке    

 Алтайского края. Такая богатая природа способствует рождению творческих людей: поэтов, художников, музыкантов. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и познакомимся с творчеством замечательного поэта-земляка Николая Ивановича Лактионова. Экскурсию помогут провести Шумков Фёдор и Реук Диана.

2.Литературно-музыкальная композиция  «Жизнь и творчество поэта – земляка Николая Лактионова»

На фоне музыки «Одинокий пастух»

Ведущий1: Николай Иванович Лактионов  родился  10 апреля    1947 г. на Алтае, в селе Подстепное Ребрихинского района.

Ведущий2: Красота и приволье родных полей, многочисленные берёзовые околки, степные и боровые озёра, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами.

Чтец (Симиренко Д.): Светает. Ещё ни души.

                  Дорога. Заря. Подорожник.

                 Садись и картину пиши,

                 Да жаль,

                Что я сам не художник.

                  Берёзка. Прохлада. Жнивьё.

                  И зябкое чудо рассвета.

                 Попробуй, не вспомнить её-

                 Святую поэзию Фета.

                   Такая вокруг благодать,

                  Что в Бога поверит безбожник.

                  Откроешь глаза - и опять

                  Дорога. Заря. Подорожник.

Ведущий 2: Детство поэта  прошло среди полей и степей. Говорят то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Николай Лактионов на всю жизнь «сохранил  привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава – все открывает поэту свои тайны.

Чтец 1(учитель):

Июльский зной…Большие тополя

Короткие отбрасывали тени.

И низко-низко над землёй летели

Два молодых пугливых журавля.

Здесь было всё моё и не моё.

И даль небес,

И тишь листвы зелёной.

И я стоял,

Глядел заворожённый

Во все глаза на это бытиё.

Здесь всё моё.

И травы, и вода…

Лишь птицам я нездешним показался.

Недаром чибис надо мной метался:

-А чей же ты?

А чей же ты тогда?..

Музыку выключаем.

Ведущий 2: Большую роль в воспитании сына Николая сыграла его мама _Мария Фёдоровна. Именно она заронила в его сердце любовь к родной земле, уважение к людям.

Ведущий1: И пусть рядом не было отца, но материнская ласка и женская забота тёти Ксении сформировали будущего поэта. В своих воспоминаниях о детстве он пишет:

       

Чтец (Кондрушин Алексей): Ещё война не позабыта

                                               Среди забот и суеты,

                                               И всех пропавших и убитых

                                               Ещё так явственны черты.

                                              Ещё мой хлеб

                                              Ржаной и жёсткий,

                                              И ни достатка, ни отца.

                                              И домик наш

                                             Совсем неброский,

                                             И мать в калошах у крыльца.

                                             А за окном

                                            Осенний ветер

                                            Бросает листья на скамью.

                                           И я, мальчишка пятилетний

                                           Такой беспомощный стою.

Ведущий 2: В 1954 году Николай идёт в школу. Первая его учительница                        

                    Валентина Артёмовна Карпова сумела воспитать в нём любовь к        

                    родному слову.

Ведущий 1: Из воспоминаний его бывшей одноклассницы Галины      

                  Ватутиной: «Николай учился с увлечением. До 5 класса был

                  отличником. Порой мы удивлялись, как ему легко всё давалось».

Ведущий 2: После 8 класса Николай поступает в Новоалтайское железнодорожное училище. Но, видимо, тоска по родным местам вернула его на родину. Он заканчивает Подстепновский филиал СПТУ -70 и получает профессию механизатора. Теперь он был за штурвалом  трактора и  покорял бескрайние  степные дали.

Ведущий 1: Романтик в душе, он не успокаивается на достигнутом и продолжает двигаться вперёд. Николай поступает в Горно-Алтайский педагогический институт на литературное отделение. Именно здесь он встречает свою одноклассницу Галину, к которой давно проявлял  симпатию. Любовь вспыхивает с новой силой.

Ведущий 2: Ведь «любовь, как песнь.

                    Не зря подчас

                    Их меж собой отождествляют.

                    Любовь, как песнь.

                    Её лишь раз поют,

                   А после – исполняют»,- пишет Николай Лактионов.

Песня «Не для меня звёзды горят» - 2 строчки, на проигрыше читает  1 ведущий.

Ведущий 1: Я не согласен на меньшее,

                    Всё, что имею – моё.

                    Милая, жданная женщина,

                    Вот мы с тобой и вдвоём.

Музыку выключаем.

Ведущий 2: Галина тогда уже училась на 2-ом курсе. Молодые сыграли  

                    свадьбу. А в 1966 году в семье родился первенец, Александр.  

                   Бытовые проблемы, семейные трудности способствовали тому,

                   что Николай бросает учёбу. И его тут же призывают в армию, в              

                   город Ачинск, ракетные войска.

Ведущий 1: А Галина одна растит сына, учится; лекции, пелёнки, экзамены,

                   ползунки. Любовь помогала пережить все трудности, писали друг  

                   другу письма, о чём?

Ведущий 2: О том, что речка остыла,

                     Зябь, а не волны по ней.

                     Пишет, что в общем-то было

                     Всё, как у добрых людей.

Ведущий 1: После армии Николай  поступает в Московский                литературный институт. Начинает писать стихи. Первая его публикация состоялась в 1968 году в газете «Молодёжь Алтая».

Ведущий 2: Его стихи публикуют в литературном альманахе «Сибирские огни». И всё же известность к поэту приходит после знакомства с алтайским поэтом – земляком – Геннадием Пановым. Когда в 1973 году Геннадий приехал в редакцию районной газеты  «Знамя труда», он встречается с Николаем Лактионовым, корреспондентом газеты.

Ведущий 1: Познакомившись со стихами Лактионова, рекомендовал их опубликовать. До этого Николай писал стихи в стол. Вот так  оценка мастера, Геннадия Панова помогла Лактионову обрести уверенность в своих  творческих силах.

Музыка Ванесса «Красивая мелодия» (На фоне её читает стих)

Чтец (Бриль Дмитрий):        Темнота загустела,

                                               Воздух звонок и сух.

                                               Расслабляется тело,

                                               Обостряется слух.

                                               Кто-то вскрикнул от боли,

                                               Крик ушёл в никуда.

                                               Где-то путника в поле

                                               Настигает беда.

                                               Средь базарного гула

                                               Чётко слышу я, как

                                               Жизнь чужую Иуда

                                               Продаёт за пятак.

                                              Стынет кровь, замерзая,

                                              На холодном снегу…

                                              Всё я слышу и знаю,

                                              Да помочь не могу.

Музыку выключаем.

Ведущий  2: В 1989 г. в Алтайском книжном издательстве был издан 1-ый сборник стихов «Листоград», а в 2005 году «Третья встреча». Вот что пишет об этой книге наш поэт, заслуженный учитель Российской Федерации – Егорова Надежда Ивановна.

Чтец 2 (Реук Диана):  Она всего с ладонь, не боле,

Та книжка, не в пример иным,

Но сколько веры, сколько боли

И философской глубины!

Привет прощальный книга эта,

Как завещанье нам с тобой

Пройти с терпением и светом

Прекрасный, трудный путь земной.

Читаю – и встают картины,

В них всё, что дорого и мне:

Вот дрогнут на ветру осины,

Вот плачет чибис при луне…

Стоит поэт средь шири, воли,

Душой витая вдалеке…

И не понять: «дождинка что ли,

Слезинка что ли на щеке?»

 Ведущий 1:  Владимир Казаков, член Союза писателей России писал о Николае Лактионове: поэт хоть с небольшой, но ухватистой силою».Его короткие стихотворения полны проникновенности и задушевности.

Чтец (Владимирцев Данил): Незримых дятлов перестук,

                                                Кладбище, залитое светом.

                                               Кресты ветшалые – и вдруг

                                               Взглянула девушка с портрета.

                                               Среди сияющего дня,

                                               Под голубыми небесами

                                               Она глядела на меня

                                               Большими светлыми глазами.

                                               На бледно-розовых устах

                                               Она улыбку затаила…

                                               Как эта девушка чиста

                                               И как страшна её могила.

  Ведущий 2: Главное, что волнует Николая Ивановича – эта  глубокая любовь

                    к Родине.
                             «Небеса, и земля, и деревья

                                Обретают незримую связь,

                                Будто вправду, над древней деревней

                                Наша Родина клином сошлась».

Ведущий 2: С болью поэт пишет о гибели русских деревень, об их    

                 безвозвратном уходе.

Чтец 3 (Каптюхин А.): Заброшен посёлок.

А избы пойдут на дрова и на слом.

Как быстро, как всё-таки быстро

Жильё порастает быльём.

Не знаю, легко или трудно,

Зачем, почему и когда

Посёлок покинули люди,

Ушли из него навсегда.

Пройдут суетливые годы

И всё, что здесь было при них,

Укроет в объятьях природа,

В зелёных объятьях своих.

Но кто-то придёт и отыщет

(На то нам и память дана!)

Посёлок, колодец, кладбище…

Родные прочтёт имена!..

Музыка Дидюля (4)- (на фоне её читают)

Ведущий 1: Большую роль в формировании поэтического дарования  Николая Лактионова сыграли такие поэты, как: Сергей Есенин, Леонид Мерзликин, Василий Фёдоров, Марина Цветаева, Анна Ахматова.

Ведущий 2: Жена, Галина Кузьминична вспоминает, как Николай любил декламировать стихи этих поэтов. Причём, многие знал наизусть, поэму «Анна Снегина» Сергея Есенина читал с вдохновением.  Диву даёшься, откуда такой талант, ведь институтов не заканчивал.

Ведущий 1: Московский литературный институт так и не удалось закончить. Его университетами была сама жизнь. Работал строителем, токарем, трактористом, литературным сотрудником и ответственным секретарём районной газеты «Знамя труда», корреспондентом на районном радио.

Музыку выключаем

Ведущий 2: Отсюда и живой голос «выстраданного человека».

                  Я по жизни не шёл, а летел

                 На авось, наобум, неумело.

                 Как я многое сделать хотел,

                И желал, и хотел, и не сделал.

Ведущий 1: В его стихах незримо просматривается связь поколений.

Музыка Дидюля (5) –на её фоне читают

Чтец  (Польщиков Саша): Пулемёт, почти не умолкая,

                                             Сеял смерть среди несущих смерть…

                                             Вот она гражданская какая-

                                             Проклятая трижды круговерть!

                                          Где шеренги развернув красиво,

                                         В дикой злобе раскрывая рот,

                                         Шла стеной Россия на Россию,

                                         Шёл народ на собственный народ.

                                         Лозунги, идеи и сословья…

                                        Страшные, далёкие года!

                                        Собственной захлёбываясь кровью,

                                        Собственные брали города.

                                        Миллионы гибли и терялись,

                                       Но куда печальней и страшней

                                       То, что мы ничуть не сомневались

                                       В правоте кощунственной своей.

Ведущий 2:  «Поэта волнует не только сегодняшнее, но и вчерашнее людское житьё-бытьё»,- пишет Владимир Казаков.

Ведущий 1: Судьба приготовила Николаю серьёзное испытание: тяжёлую болезнь,  с 2001 года он был прикован к постели. Силы его были подорваны, но ничто не могло сломить его силу духа. Он продолжает писать.

 Ведущий 2: Всё слабее и слабее крылья,

                      Глубже след печатаю в снегу.

                      Делаю последнее усилье,

                     Но взлететь, как прежде, не могу.

   Ведущий 1: Не могу… И никакие боги

                     Не вернут мне лёгкости былой.

                     Слабнут крылья, тяжелеют ноги,

                      Навсегда связавшие с землёй.

Ведущий 2: 9 июня 2006 года его не стало. Николай Лактионов похоронен на родине, в селе Подстепное. «Жизнь оборвана, будто песня, недопетая до конца».

Ведущий 1: Хочется не согласиться со словами Николая Ивановича. Жизнь продолжается в его сыновьях, внуках, правнуке, в его стихах.

Ведущий 2: Коротка наша жизнь, коротка,

                     Разве что-нибудь в ней позабудешь…

 

Песня: «Ты знаешь, так хочется жить»

  1. Практическая работа

 Назовите, какие средства выразительности использует Н.И.Лактионов в своих стихах? (Ребята зачитывают, дома они выполняли это задание)

  1. Итоги урока. Выводы.

  -Что помогло Н.И.Лактионову состояться как поэту? (родная природа,  

   Родина)

  -Какие темы просматриваются в его творчестве? (Темы Родины, природы,        

   войны, философские темы, любви, гражданские темы, социальные темы).

  -Помогло ли творчество Н.И.Лактионова по-иному взглянуть на свою      

   малую Родину, на природу родного края?

  1. Рефлексия.

- Понравился ли вам, ребята, этот урок?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Поднимите руки, кто считает, что поработал на «5», на «4», на «3», на «2»).

6.Домашнее задание:

  Подготовить выразительное чтение стихотворений местных поэтов.

  Дополнительное задание: на «5»-сочинить своё стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 8 класса "творчество А.Твардовского"

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 классе. Урок-исследование.Цели урока:-формировать умение работать с дополнительной литературой-развивать у учащихся умение самостоятельно отбир...

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева

Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...