Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I»
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему
Разработка
урока истории в 8 классе
по теме: «Внутренняя политика Николая I»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_nikolaya_i.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар гимназия № 18
Разработка
урока истории в 8 классе
по теме: «Внутренняя политика Николая I»
Плукчи Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
Тема урока: Внутренняя политика Николая I
Цели урока: Познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с личностью Николая I;
- его внутренней политикой, её основными направлениями.
Развивающие:
- совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
- развивать навыки анализа документов;
- совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
Воспитывающие:
- формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;
- развивать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, , мультимедийная презентация, рабочие листы, учебник .
План урока:
- Организационный момент урока.
- Проверка домашнего задания.
- Объявление темы урока.
- Краткая биография Николая I.
- Основные направления внутренней политики Николая I. Работа с учебником.
- Общее значение деятельности Николая I.
- Запись и пояснение домашнего задания.
- Выставление оценок.
- Подведение итогов урока.
Предварительное задание к уроку: подготовить сообщение о Николае I.
Понятийный аппарат урока:
бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации
кодификация – систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права
цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Проверка домашнего задания
Назовите тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.).
Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Задание № 1 рабочего листа). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами, взаимопроверка. 3.Объявление темы и целей урока.
Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.)
Историки по-разному характеризуют политику Николая I. В конце урока мы должны будет сами, опираясь на полученные сведения, дать характеристику внутренней политике Николая I.
4. Сообщение ученика «Личность Николая I»
Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.
Сведения о личности императора Николая могут дать его современники и он сам о себе.
Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три группы. Каждая группа выполняет свое задание в рабочем листе.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .
- Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?
- Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
- Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
Каждая группа дает свою характеристику императору.
Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике.
В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене и быстрое подавление восстания декабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований, т.е. одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
5. Проведение физкультминутки
6. Основные направления внутренней политики Николая I.
Работа с учебником.
Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.
Давайте рассмотрим реформы Николая I на основании текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I. Работаем с текстом параграфа 10 стр.63-69
Дата | Автор | Реформа. Содержание реформы | Значение |
Выполнение задание учителя и фронтальная проверка записанного.
Далее работа в группах группы. Каждая группа получает свое задание. После работы с учебником учащиеся должны выступить с кратким сообщением перед классом.
Задание первой группе.
Учащиеся группы получают дополнительный материал. (Приложение №3)
Выступления учащихся от каждой группы
7.Общее значение деятельности Николая I.
Дайте характеристику внутренней политике Николая I.
Историки характеризуют политику Николая I как консервативную или реакционную. Объясните значение терминов. В каком смысле политика была консервативной, в каком – реакционной?
Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.
Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании. После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд.
Запись в тетрадь: Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.
8.Запись и пояснение домашнего задания.
Параграф 10 учебника стр.70 вопрос 2.
9.Выставление оценок.
10.Подведение итогов урока.
Подведём итоги.
Какую цель мы ставили перед собой в начале нашего урока?
С какими направлениями внутренней политики Николая I вы сегодня познакомились?
Назовите документы, с которыми работали.
С какими личностями вы познакомились?
Какие новые понятия узнали на уроке?
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен..
Рабочий лист к уроку по теме : Внутренняя политика Николая I
Задание № 1. Выполните тест
Вариант 1
1. Организации декабристов назывались:
а) Западное общество;
б) Северное общество;
в) Южное общество.
2. Какое событие произошло ранее других:
а) смерть Александра 1;
б) создание Южного общества;
в) восстание Черниговского полка.
3. Руководителями декабрьского восстания были:
а) А.С. Пушкин;
б) С.П. Трубецкой;
в) Н.М. Муравьев.
4. Выступление декабристов произошло:
а) 1-го сентября 1825 года;
б) 14-го декабря 1825 года;
в) 25-го декабря 1825 года.
5. В требования декабристов входили:
а) отмена крепостного права;
б) замена монархии на республиканский строй;
в) провозглашение гражданских свобод.
6. Причиной неудачи стала:
а) малое количество;
б) отсутствие плана действий;
в) отсутствие руководства.
Вариант 2
1.Кто был назначен «диктатором» восстания на Сенатской площади?
а) П. Пестель
б) К. Рылеев
в) М. Сперанский
г) С. Трубецкой
2. Программа П.И. Пестеля называлась:
а) «Русская правда»;
б) Конституция;
в) «Соборное Уложение».
3.Членов Северного и Южного обществ объединяло стремление:
а) сохранить самодержавие;
б) использовать мирные способы борьбы
в) привлечь к движению народные массы;
г) опираться только на собственные силы.
4.Кто сделал роковой выстрел в генерал-губернатора М. Милорадовича, пытавшегося склонить восставших к сдаче оружия?
а). П. Пестель;
б) П. Каховский;
в) М. Сперанский;
г) С. Трубецкой.
5. Поводом для выступления послужили события:
а) неудачные реформы;
б) династический кризис;
в) поражение в войне.
6.Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть, называется:
а) республикой;
б) абсолютной монархией;
в)конституционной монархией.
Задание № 2. Выполните задание по группам. Прочитайте приведенные отрывки и ответьте на вопросы:
- Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .
- Как вы думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?
- Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
- Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
Группа № 1
А. Ф. Тютчева дала следующую характеристику Николаю:
«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай 1 был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинить все своей фанатичной и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот этот человек, соединивший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни».
Группа №2
- «Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени».
В. О. Ключевский
- «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму».
А. Е. Пресняков
- В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни...
Семейным сходством будь же горд,
Во всем будь пращуру подобен,
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, какой, незлобен. А. С. Пушкин
- Не Богу ты служил и не России.
Служил лишь суете своей,
И все дела твои — и добрые и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые!
Ты был не царь, а лицедей. Ф. И. Тютчев
Группа №3
В одном из писем Николая к жене Александре Федоровне. "Мне говорят, - писал Николай, уже, будучи императором, - что я один из могущественнейших правителей в мире и что мне все позволено, что я могу делать, что захочу и когда захочу. Но на самом деле все, я думаю, происходит по-другому. И если спросят о причине такой аномалии, ответ будет в одном слове: долг! Это не пустое слово - его священное значение заставляет отбросить все личные мнения... долг - это мое ключевое слово. Да, это трудно. Я страдал от этого больше, чем могу рассказать, - но я создан для страдания".
Николай I в обращении обращению к своему наследнику: «Дай Бог, чтобы мне удалось сдать тебе Россию такою, какою стремился я её поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, никому зло».
Задание № 3. Работа с учебником. Заполнение таблицу « Политические преобразования Николая I» используя текст учебника стр.63-69
Дата | Автор | Реформа. Содержание реформы | Значение |
Задание № 4. Выполните задание по группам
Группа №1
Использую дополнительный материал (История. Устный экзамен. Теория и практика. М.2012 г., стр. 95-96),ответьте на вопросы:
- Что такое кодификация?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Была ли она необходима?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто возглавил работу по кодификации? ____________________________________________________
- Дайте оценку проведенной реформе ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа №2
Использую дополнительный материал (История России. Пособие для школьников, абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», 2011), ответьте на вопросы:
- Что такое общественная запашка и зачем она вводилась? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое «картофельные бунты»? __________________________________________________________________________________________________________________
- Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте отрывок из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года (учебник, стр. 69) и ответьте на вопрос: «Почему Николай I считал необходимость решения крестьянского вопроса одним из центральных в годы своего царствования?» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа №3
Использую материал учебника (А. Данилов, Л.Г. Косулина История России Х1Х век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2008.) стр. 69, ответьте на вопросы:
- В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»? __________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание. Параграф 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"
Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...
Урок истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I».
Тема: «Внутренняя политика Николая I»....
Поурочная разработка по истории для 10 класса по теме" Внутренняя политика Петра I. Реформы"
Поурочная разработка по истории России для 10 класса по модульной технологии (Цявичене). К разработке прилагаются 4 приложения....
Презентация по теме: "Внутренняя политика Николая I"
Презентация к уроку истории....
Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"
Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"...
Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса
Урок разработан в соответствии с ФГОС по проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....
Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."
Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...