Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками; – охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; – охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика); –дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи - повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»; - формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией; -развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vnutrennyaya_politika_nikolaya_1.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10б классе
Тема: Внутренняя политика Николая 1.
Цели и задачи:
- Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;
- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;
– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;
– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);
–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи
- повторить и углубить знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия, девальвация»;
- формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией;
-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.
Понятия:
Теория официальной народности,
Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
Реформа государственных крестьян
Кодификация, инкорпорация, консолидация и учет нормативных правовых актов
Финансовая реформа
Эмиссия денег
Девальвация рубля
Персоналии:
М.М.Сперанский,
Е.Ф.Канкрин,
П.Д.Киселев,
А.Х.Бенкендорф,
С.С.Уваров
Оборудование:
Компьютеры (ноутбуки): головной и для проектных групп;
Флэш-модемы для групп;
Проектор;
Музыкальное оформление: классическая музыка 19 века;
Энциклопедии и др. печатные материалы
Технологические карты проектов
План урока:
1. Проверка Д/З. Тестирование.
2. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика. Слайд-презентация.
3. Формулировка проблемы. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:
4. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.
5. Защита-презентация проектов.
6. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
7. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
8. Домашнее задание.
Ход урока:
Вводное слово учителя. Цели урока. Формулировка проблемы.
М.А.: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведем необычный интегрированный урок истории и обществознания по теме «Внутренняя политика Николая 1».
А.П.: Мы с вами охарактеризуем внутреннюю политику Николая 1, узнаем о его личности и роли в истории; - углубим представления о теории официальной народности; – охарактеризуем деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;
М.А.: Также охарактеризуем социально- экономическое развитие России во второй четверти 19 века (как решался крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, экономическая политика); узнаем о видах систематизации нормативных правовых актов; изучим деятельность 2 отделения канцелярии по кодификации законов Российской империи; повторим и углубим знания о понятиях «финансовая реформа, эмиссия денег, девальвация рубля».
- Чтобы разобраться во внутренней политике Николая 1, вам ребята предстоит разработать мини-проекты о политических и социально-экономических реформах, проведенных во время его правления и сделать вывод по проблеме «Николай 1- реакционер или реформатор?»
2. Проверка Д/З. Тестирование.
А.П.: Как вы знаете, воцарению Николая 1 предшествовало трагическое событие – восстание декабристов. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам розданы бланки для ответов на тестовые задания. Подпишите бланки и начнем. Вам будут заданы тесты выбора и открытого ответа, т.е. исторический диктант.
3. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика с опорой на подготовленную им слайд-презентацию.
4. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:
М.А.:
Мы заранее сформировали проектные группы по темам:
-«политики-теоретики»- теория официальной народности Серг.Сем.Уваров; деятельность Третьего отделения канцелярии Алекс.Хр.Бенкендорф;
-«финансисты»- финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;
-«юристы» -кодификация законов М.М.Сперанский;
-«аграрии»- реформа управления государственной деревней Пав.Дм.Киселев.
Группы подготовились к работе над проектами: подготовили ноутбуки, модемы, флэшки, подобрали литературу в библиотеке
Каждая группа будет делать проекты по технологической карте, она перед вами
На разработку проектов дается максимум 40 минут, затем группы публично защищают свои проекты и заполняют общую таблицу «Внутренняя политика Николая 1»
В конце мы все сделаем вывод по проблеме «Николай 1- консерватор или реформатор?»
А.П. будет консультантом групп «политиков-теоретиков» и «аграриев», а я- «юристов» и «финансистов».
Критерии оценивания проектов
А.П. Чтобы более глубоко прочувствовать атмосферу изучаемой эпохи, я предлагаю во время работы для вашего слуха музыку Глинки, величайшего русского композитора 19 века.
5. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.
6. Защита-презентация проектов.
7. Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1» ( А.П.)
Реформы | Теория официальной народности | Реформа государственных крестьян | Кодификация законов | Финансовая реформа |
Руководители | ||||
Содержание реформы | ||||
Итоги |
Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы
(М.А.): Из предложенных фактов и мнений современников и историков давайте ответим на вопрос: Николай 1 был реакционером или реформатором?
- Денежная реформа Канкрина (1839-1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа - таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николаю 1 к концу 30-х годов удалось укрепить свою Империю.
- Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская политическая система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.
- Политика Николая I имела реакционный характер, однако это не означало, что и император не видел недостатков самодержавной системы. Он стремился искоренить их не введением принципиально новых органов управления, не путем коренного реформирования учреждений, а совершенствованием государственного механизма.
- Политика Николая I , была направлена на укрепление государства.
-В силу ряда причин, также из-за опасений за сохранность целостности государства Николай 1 не ликвидировал крепостное право. В его царствование принимались лишь отдельные меры, способные с одной стороны, упорядочить систему отношений между помещиком и его крепостными, а с другой стороны – создать условия для будущего раскрепощения крестьянства.
По мнению академика С.Г.Струмилина, именно в царствование Николая I в России произошёл промышленный переворот, аналогичный тому, что начался в Англии во второй половине XVIII века.
Как писал историк П.А.Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ»[
Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян[36]. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян.
Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни (1839).
Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями.
Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:
Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами;
Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку.
Фрейлина А. Ф. Тютчева, пишет, что он «проводил за работой 18 часов в сутки, <…> трудился до поздней ночи, вставал на заре, <…> ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.
А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта[93]. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.
Технологическая карта для «политиков-теоретиков». Теория официальной народности С.С.Уварова; деятельность Третьего отделения канцелярии. А.Х.Бенкендорф.
Поиск информации в рамках намеченной тематики (печатные материалы, интернет ресурсы)
Обработка информации.
Раскрыть содержание проекта по плану:
А/ Цели и задачи внутренней политики Николая 1
Б/ Личность графа С.С. Уварова.
В/ Содержание «теории официальной народности».
Г/ Личность А.Х.Бенкендорфа.
Д/ Деятельность Третьего отделения канцелярии Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
Е/ Раскрыть понятия «бюрократизация системы управления, регламентация всех сторон жизни общества, православие, самодержавие, народность».
Оформление слайд-презентаций.
Публичная защита проекта
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
Технологическая карта для «аграриев».
Реформа управления государственной деревней П.Д.Киселева
1. Поиск информации в рамках намеченной тематики (энциклопедия, интернет ресурсы)
2. Обработка информации.
3. Раскрыть содержание проекта по плану:
А/. Личность П. Д .Киселева
Б/. Суть реформы управления государственной деревней 1837-1841 гг.
В/.Введение крестьянского самоуправления (волостные сходы и сельские общества)
Г/. Строительство в деревнях школ и больниц
Д/. Общественная запашка (картофель). Картофельные бунты.
Е/. Значение реформы управления государственной деревней.
4. Оформить слайд-презентацию.
5. Публичная защита проекта.
6. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»
Технологическая карта для «финансистов». Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина;
Поиск информации в рамках намеченной тематики (печатные материалы, интернет ресурсы)
Обработка информации.
Раскрыть содержание проекта по плану:
А/. Личность Е.Ф.Канкрина
Б/. Суть финансовой реформы.
В/. Раскрыть значение понятий: «ассигнации», «эмиссия денег», «девальвация рубля».
Г/. Результаты финансовой реформы Е.Ф.Канкрина
Оформление слайд-презентаций.
Публичная защита проекта.
Заполнение таблицы «Внутренняя политика Николая 1»
Технологическая карта для «юристов». Кодификация законов. М.М.Сперанский;
Поиск информации в рамках намеченной тематики (энциклопедия, интернет ресурсы)
Обработка информации.
Раскрыть содержание проекта по плану:
А/. Личность М.М.Сперанского.
Б/. Деятельность 2 отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - кодификация законов и издание "Свода Законов Российской империи", "Полного Собрания Законов Российской империи".
В/. Виды систематизации нормативных правовых актов
Г/. Значение кодификации законов при Николае 1.
4. Оформить слайд-презентацию.
5. Публичная защита проекта.
6. Заполнить таблицу «Внутренняя политика Николая 1»
По каким критериям оценивается проект?
- значимость и актуальность выдвинутых проблем
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
- активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей
- коллективный характер решений
- творческая самостоятельность авторов проекта
- использование дополнительной (по отношению к базовому) информации
- доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
- оформление результатов проекта
- форма защиты проекта, речевая культура
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе " Война и право"
МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципаольного района РТ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс ...
интегрированный урок по истории и обществознанию в 9 классе Война и право
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Обществоведение и история 9 класс...
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Беседа с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе
Материал для урока подготовлен по теме "История и математика Олимпийских игр".Интересно и захватывающе ученики, повторяя пройденный материал по истории и математике, погружаются в мир Древней Греции....
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....