Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России в 8 классе
Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801— 1806 гг.»
Цели урока: - систематизировать и обобщить знания по теме «Павел I»
сформировать представления о личности Александра I, о внутренней политике, о причинах назначения «Негласного комитета», о характере первых преобразований в стране.
- развивать умения выступать с докладами, работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
- воспитывать интерес к прошлому родной страны
Оборудование урока: Средства ИКТ.
Ход урока:
1. Орг. начало урока.
2. Знакомство с новым учебным курсом.
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План урока:
1. Император Александр I.
2. Негласный комитет.
3. Начало преобразований.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
Император Александр I.
( сл. 3) В первый год XIX в. на российский престол вступил новый император — сын Павла I Александр I. Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывался между ней и своими родителями. В нем формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к отцу.
( сл. 4) Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции.
Конституционное правление означает прежде всего управление страной на основе законов, участие выборных учреждений (парламента) в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т. д.
В то же время частое пребывание Александра при дворе его отца в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров. После воцарения Павла I Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его.
- Вспомните пожалуйста, какой была судьба отца Александра I Павла I ?
( Недовольство широких слоев дворянства, особенно его верхов, политикой Павла I привело к возникновению заговора против императора.)
- Вспомните, каким было участие Александра в заговоре?
- Как он переживал смерть отца? ( Участие Александра в заговоре против отца во многом объяснялось попытками Павла лишить его права на наследование престола. Однако смерти отца царевич искренне не желал)
( сл. 5)
- В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором.
В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой». Однако новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.
2. Негласный комитет.
( сл. 6) Для осуществления этих реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками- реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Среди них были граф П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей. Вместе с Александром они составили так называемый Негласный комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования:
1) объявлена амнистия 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле;
2) вновь открыты границы, разрешено свободно ввозить западноевропейские книги и товары.
( сл. 7) При царе был создан совещательный Непременный (т. е. постоянный по своему составу) совет из 12 человек, в обязанности которого входили разработка и обсуждение важнейших законопроектов.
Заседания Негласного комитета начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 г.
Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим, казалось, был согласен и сам царь. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной.
3. Начало преобразований.
( сл. 8) Еще 2 апреля 1801 г. Александр издал пять важных указов.
1) Один из них восстанавливал в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, другой — Жалованную грамоту городам.
2) Третий и четвертый касались «свободы пропуска российских произведений за границу» и улучшения содержания заключенных.
3) Последний, пятый передавал рассмотрение всех судебных дел в Сенат. Вскоре были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян, а в газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. В конце первого года своего царствования Александр предоставил право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.
( сл. 9)
- В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти. Сенат был превращен в высший судебный орган. Его задачей стал также контроль за деятельностью местных властей. Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств:
( сл.10) 1) военное,
2) морское,
3) иностранных дел,
4) юстиции,
5) внутренних дел,
6) финансов,
7) народного просвещения,
8) коммерции.
- Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).
- В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Значительную автономию (независимость от властей) получили университеты, число которых увеличилось.
( сл. 11) Одним из самых важных решений Александра стал указ от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако его практическое значение было незначительно. За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности».
Работа с документом ( стр. 11)
Из указа Александра I от 20 февраля 1803 г.
Из «Записок» И. Д. Якушкина
-( сл. 12)
В 1804 г. был сделал первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».
Таким образом, уже в первые годы правления нового императора проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
Расширяем словарный запас:
Амнистия — частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
Либерализм — течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.
Маневр — передвижение войск на театре военных действий.
Манифест — торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
4. Подведение итога урока.
Вопросы с. 11
5. Подведение итога урока:
Параграф 1, записи, вопросы. рабочая тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»
Технологическая карта по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»...
Конспект урока истории 7 класс. Внутренняя политика Екатерины II
Тема. Внутренняя политика Екатерины II Цель. Формирование знаний о предпосылках и содержании внутренней политики Екатерины II.Формирование умения давать общую характеристику вну...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки
Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...
План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"
План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....