Детство, опаленное войной
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Оглавление
Вступление стр.3
Глава 1: Воротынский район в годы войны стр.5
- Начало войны
- «Все на фронт!»
- Труженики тыла
Глава 2: По страницам газеты «Колхозный рупор» стр.9
Глава 3: Воспоминания детей военной поры стр.12
- Детство, опаленное войной
- Детские годы Мармышевой А.И.
- Воспоминания Лушневой З.И.
- Военное детство Давыдовой Г.Ф.
- Воспоминания Мурыгиной М.П., Мироновой М.Г.
Заключение стр.16
Использованная литература и источники стр.17
Вступление.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного со второй половины 20-х по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Выбор темы « Дети военных лет» не случаен. Война оставляет глубокие раны в душах, на сердце взрослых и особенно детей. Еще свежи воспоминания наших бабушек и дедушек о суровом военном времени, лишь несколько поколений выросло без войны. Мы не хотим очередных ошибок истории, нам не нужна война. Война - это смерть. Война - это страдания народа.
В своей работе я старалась рассказать суровую правду о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. Хотелось больше узнать о детях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени, о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время разрабатывается проект закона "О государственной социальной помощи детям войны". Он подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны. Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы. В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан. Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны. Эта программа уже действует на Украине. Во многих регионах России, в том числе и в Нижегородской области, уже созданы организации «Дети войны». Фракция КПРФ в Законодательном собрании Нижегородской области разрабатывает подобный законопроект. Под его действие попадут граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, родившиеся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года.
Объектом исследования является военное поколение детей Воротынского района. Предметом исследования является вклад детей в победу над фашистской Германией. Методы исследования: опрос, чтение и анализ изученного материала. Цель работы: знакомство с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны и их деятельности в тылу. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить документы и литературу по Великой Отечественной войне 2. Собрать воспоминания о военном детстве бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек учащихся нашей школы; 3. Познакомиться и побеседовать с людьми, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны. Гипотеза исследования: Война принесла неисчислимые страдания советским людям, но особенно от ужасов войны страдали дети. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь. Но, несмотря на возраст, дети работали для фронта, тем самым внесли свой весомый вклад в Победу.
Глава I. Начало войны.
Глава I.
Начало войны.
Газета района «Колхозный рупор» от 23 июня 1941 года опубликовала обращение мобилизованных в Красную Армию, принятое на митинге в селе Воротынец. «Мы, граждане Воротынского района, мобилизованные в ряды доблестной рабоче-крестьянской Красной Армии, единодушно одобряем действия Советского правительства, отдавшего приказ о выступлении Красной Армии против обнаглевших хищников германского фашизма, затеявших с нами войну… В эти ответственные дни, мы все, как один ещё теснее сплотимся вокруг великой партии Ленина, вокруг Советского правительства. Мы с великой радостью возьмём в руки оружие и будем бить беспощадно фашистских гадов. Вместе со всем советским народом мы поведем навязанную нам войну и уверенны в том, что мы победим». Такие митинги прошли по всему району.
Все на фронт.
487 человек или свыше половины своего состава направила на фронт Воротынская партийная организация. Первыми политбойцами по решению бюро райкома ВКП(б) от 1.07. 1941г. ушли на фронт коммунисты – руководители: Просвиряков Я. П. – прокурор района, Москвин Я. Г. – председатель Воротынского райпотребсоюза, Комаров Ф. И. – секретарь парторганизации колхоза «Друг крестьянина», Козяков К.И. – секретарь парторганизации колхоза «1-е мая», Фролов Ф.В. – завпроизводством промартели «Труд», Волков Ф.И. – табельщик судоверфи им. М.Горького, Симонов С. Ф. – председатель колхоза «Новая жизнь», Макаров С. И. – заведующий коммунальным хозяйством, Горьков А. В. – директор рыблеспромхоза, Савинов В. А. – директор судоверфи им. М. Горького.
В первые дни войны стали поступать заявления в военкомат с просьбой о добровольном направлении в действующую армию. Это коммунист партийной организации Михайловского затона Савинов Василий Алексеевич, Чуев В. А., Гурьев А., Нуждин К., Забалуев А. Комсомолец Воротынского отделения связи Винокуров, три брата Ериных (Иван, Виктор, Михаил) из Криуш. Девушки из Воротынца Шубина, Голубева, Плаксина, Липатова подали заявление в райвоенкомат добровольцами идти на фронт.
Труженики тыла.
В директиве от 29 июня 1941 года ЦК партии потребовал от партийных организаций: «укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий».
27 июня 1941 года на собрании женщин с. Воротынец, мужья которых были мобилизованы в Красную Армию, приняли обращение ко всем женщинам Воротынского района, колхозникам, работницам, интеллигентам, домохозяйкам, в котором говорилось: «Товарищи, женщины, патриотки своей Родины, достойные подруги своих мужей, крепите дисциплину труда, лучше работайте на полях, по – стахановски, ни тени уныния и расхлябанности. Мы знаем, наше дело правое. Мы уверены – враг будет разбит и уничтожен. Победа будет за нами».
В начале войны значительно уменьшились численность и состав партийной организации. 55% состава районной парторганизации ушли на фронт. В тяжелый 1941 год в партийные ряды было принято 42 человека, из них в члены ВКП(б) 25 человек, кандидатами 17.
В годы войны 214 женщин района были выдвинуты на руководящую работу, 270 стали бригадирами, более 400 звеньевыми.
С мая 1942 года по декабрь 1945 года возглавляла передовое хозяйство района колхоз «1-е мая» Петрова Анфиса Ефимовна. Руководимое ей хозяйство за годы войны все поставки сельскохозяйственной продукции для государства выполняло успешно. В этот период в районе было 11 женщин – председателей колхозов.
Большое внимание районная партийная организация уделяла обучению женщин так называемым мужским профессиям. Первой в районе села за руль трактора колхозница сельхозартели «День урожая» из Воротынца Зайчикова Антонина. Она заявила: «Я хочу работать на тракторе. Мы, советские женщины, обязались в эти дни испытаний для нашей Родины заменить мужчин, ушедших на фронт. Мы обязаны вырастить богатый урожай, убрать его и тем самым крепить военную силу нашего государства». Её примеру последовали десятки других женщин.
Весомый вклад в приближение дня Победы над немецко – фашистскими захватчиками внесли трудящиеся Воротынского района.
Труженики села дали фронту 105 300 пудов мяса, 757 860 пудов хлеба, 617 380 литров молока. За годы войны трудящимися района было собрано 2 950 000 рублей на строительство эскадрильи «Валерий Чкалов». На танковую колонну «Воротынская колхозница» было собрано 2 878 000 рублей. На эти деньги делегация района приобрела 10 танков. В районе для бойцов Красной Армии было собрано 13 тысяч теплых вещей. В 1943 году в фонд главного командования Красной Армии и помощи освобожденным районам было посеяно 160 гектаров зерновых, отправлено 323 головы крупного рогатого скота, 216 овец, 65 свиней.
Комсомольцы района явились инициаторами в сборе металлолома, лекарственных растений, теплых вещей и подарков для Красной Армии.
За этими цифрами – самоотверженный труд трудящихся района в годы Великой Отечественной войны.
Ряд тружеников сельскохозяйственного производства района были награждены почетными грамотами. В 1942 году ЦК ВКП(б), Совнарком СССР присудили Горьковской области Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В этом была большая заслуга труженикам нашего района. За высокие урожаи и досрочное выполнение и перевыполнение плана заготовок хлеба и другой сельхозпродукции район отмечен в числе лучших районов области. Воротынский район был вторым в области после Починковского района по числу боевой техники, приобретенной на средства, собранные трудящимися района.
За активную помощь фронту трудящиеся района получили 4 благодарственные телеграммы от Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. В одной из телеграмм говорилось: «Прошу передать речникам Васильсурской пристани и затона, собранным 35 455 рублей деньгами и облигациями государственных займов на строительство танковой колонны «Верхневолжский речник» мой братский привет и благодарность Красной Армии» (И. Сталин).
За этими цифрами и самоотверженным трудом стоит и труд ребят, чье детство выпало на 1941-1945 годы.
Глава 2
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В работу взрослых включились школьники района. На строительство самолета «Пионер» учащиеся Воротынской средней школы собрали 677 рублей.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по- истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год.
Воротынская газета «Колхозный рупор» подробно описывает работу школьников на полях района. Все преподносится ярко, живо. Читая статьи газеты, не ощущаешь трудностей, которые испытывали дети. Они самоотверженно работали, учились, отдавая все свои силы для победы советского народа.
Из «Письма пионеров и школьников Воротынского района ко всем пионерам и школьникам Горьковской области»: «Дорогие ребята! Наша доблестная Красная армия продолжает победоносное наступление на запад. Наши матери, братья и сестры своим самоотверженным трудом в тылу, на колхозных полях помогают фронту громить врага.
Богатый урожай созрел на колхозных и совхозных полях. Это наше богатство. Уборка урожая - важнейшее общенародное дело. Это наше дело, ребята… Наш труд сбережет стране тысячи пудов хлеба, поможет лучше обеспечить продовольствием армию. Призываем всех пионеров и школьников Горьковской области последовать нашему примеру».
Директор школы Сапожников Роман Лаврентьевич пишет о покров-майданских ребятишках: «В мирное время беззаботно проводили летние каникулы сельские ребята. Война нарушила их безмятежный отдых, детскую радость». Подростки стали работать на уборке урожая, несли вахту пожарных на дозорной вышке. Девушки помогали писать письма на фронт, рассказывая в них о колхозных делах. Во время учебного года тимуровские команды успевают ухаживать за скотом, готовить семена к весеннему севу, заготавливать дрова нуждающимся семьям красноармейцев». Школьники с. Осинки на прополке ежедневно выполняли задание на 150%! Зав. Ивановской начальной школой А.Мурнева пишет о своих подопечных: «Школьники взяли обязательство хорошо учиться и помогать фронту всем, чем могут. Они заготавливают и сушат лекарственные растения. Ученики 3 и 4 классов участвуют в рытье картофеля».
Работал лагерь в с. Фокино. Туда приезжали отдыхать городские ребята. Но и они не отказали в помощи колхозу. Школьники пропололи картофель, потом теребили лен.
«Погожий летний день. Щедро палит солнце. За парой лошадей, впряженных в плуг, бодро шагает паренек лет 14. Это Миша Мызалин из Быковки. Наравне с взрослыми в лугах, в поле выполняет он любое задание… Двенадцатилетний Юра Синицын научился опахивать картофель, пахать, боронить…35 учениц 1-4 классов организовали звенья по прополке посевов. Первоклассники за один день собрали до тонны металлолома». В обеденный перерыв ребятишки успевали читать газеты, купаться, удить рыбу. Все-таки детство у всех одно. «По дороге едет телега, нагруженная навозом, а на ней, важно натянув вожжи, сидит мальчик лет одиннадцати. Это Горелов Сережа, ученик 3 класса Воротынской школы. Сегодня он первый раз вышел на работу и рад, что помогает взрослым.
–Теперь каждый день буду ходить на работу. Пусть фашисты знают, что школьники помогают взрослым в работе, - говорит Сережа».
Несмотря на трудную жизнь, жители района принимали участие в подписке на Государственный Военный заем. Директор Сапожникова Антонина Ивановна сообщает, что ученики Покров-Майданской НСШ подписались на 730 рублей, внесли наличными 235 рублей.
На постройку танка «Пионер» учащиеся 1-4 классов ВНСШ собрали 125 рублей 94 копейки.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки. Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Глава 3 Ломтик черного хлеба
Слаще всяких конфет…
Хорошо, если было
Кое-что на обед.
Босоногое детство
Без игрушек и яств,
Жили все по-соседски
И компанией братств.
Свое детство со слезами вспоминает Анна Ивановна Мармышева: «Когда началась война, мне было всего 12 лет. Нас, подростков, поставили работать нянями в яслях. Мы там и жили. Прожила я там 2 года. И в 14 лет я уже работала в поле. Там навоз вывозили, пололи, лен сеяли, колотили, и нам масло постное давали. А есть нечего было. Ели кожурки от картошки, лебеду. Давали только паек, состоящий из 3-4 кг муки, раз в месяц. На фронт забрали отца и старшего брата. А пятнадцатилетнюю сестру отправили в ремесленное училище, она часто убегала оттуда. В семье я осталась самой старшей. И меня отправили на Лысую гору сено прессовать, а тут хлеб возили, хлеб сдавали, в баржу сыпали. Нас в баржу посадили убирать. А мы задохнулись… пыли то там сколько, проработали до обеда и убежали. И боимся идти обратно. Председатель-то ругаться будет. Мы до ночи около бугра в Отарах, а домой-то вернулись аж за полночь. А пастух нам говорит- вы чего ,девчоночки тут –то..а мы- не говори им…Ели дикарки, щавель..липовые листочки, а вот из подснежников, на бугор за ними ходили, суп варили. Вот ведь как жили! И выжили! 83 года уже! Отца на войне контузило, был ранен в спину. Старший брат - Семен, у него с сердцем плохо было. Он в санчасти лежал. Позже он к нам приезжал проездом, его в командировку отправили в Сергач. Приезжают они: Семен и еще четверо его товарищей, а у нас даже есть нечего. Председатель выписал нам муки, и мама хлеб им испекла. Семен тогда еще спросил маму: «Мам, а вы сами-то какой хлеб едите?» Посмотрел, а у нас ничего нет. «Мама, да вы же умрете…есть-то нечего. Вы ведь тут голодные». Тут их начальник сказал, чтобы они снимали сапоги, и отдавали всю ткань (подвертки), что у них была. Чтобы мама нам что-нибудь сшила из них.
Я хоть и маленькая была , но косить уже умела. Мы тогда корову держали. Траву таскали целыми днями, а ноги-то не ходят, голодные были. Огороды сеяли, пахали. Один, например человек, был за плугом, другие веревками таскали. За неделю семь огородов спашем. Соберемся все: родственники, близкие. Мама работала. Мы в лес ходили: за ягодами, за грибами, чтобы маме к ужину принести, уставала она очень».
Война не обошла и семью – Зои Ивановны Лушневой. Ей сейчас 84 года. Многое повидала она в своей жизни. Когда началась война, ее папа ушел на фронт. Мама осталась с четырьмя детьми: Зоей, Аней, Пашей и совсем маленькой Валей. Зое было 14 лет. Она была самой старшей из детей. Тогда они жили в Бутурлинском райне.
Ее отец Иван служил на Кольском полуострове, два раза был ранен. Носил полковое и дивизионное знамя. Получал благодарности, которые пересылал домой. Но мама Зои Ивановны не раз говорила: «Лучше бы деньги прислал». Есть было нечего, не хватало даже хлеба. Из сережек орешника делали лепешки и ели. Они разваливались, были горькие. Толкли гречневую солому. Потом стали в колхозе хлеб давать. Пока была картошка, ели ее вареную с похлебкой. Как говорит Зоя Ивановна: «Сейчас мы не живем, а барствуем». Женщины, старики, дети работали в колхозе. Выполняли все виды сельхоз работ.
С 1944 по 1948 год она работала на торфоразработках. В январе их забирали из дома вербовщики, работали до ноября. Жили в бараках, по 10-12, иногда 20 человек. Торфоразработки находились в 12 км от Дзержинска, часто далеко в лесу. Их бригада работала хорошо, получали за работу 100-150 рублей, премии: по шали, по туфлям, по отрезу. Домой привозила по 100 метров материала. В то время его было не достать.
Зимой работала в колхозе, на салазках ездили за зерном за 10 км. Рубили лес бригадами, потом им выписывали по 3 кубометра хвороста, за которым опять надо было идти в лес на салазках.
После войны Зоя Ивановна вышла замуж. Родилось шестеро детей. Всю жизнь она работала в колхозе. Приходилось очень тяжело: к пяти утра на работу, потом дома приготовить, всем постирать, огород, опять колхозные дела. Дети все выросли, обзавелись семьями. Сейчас у Зои Ивановны 11 внуков (один погиб) и 8 правнуков.
Рассказывает Галина Федоровна Давыдова: « Когда началась война, мне было 13 лет, жила в Огнев- Майдане. Закончила начальную школу. Отец умер, когда мне было 4 года. Жила с матерью, отчимом и старшей сестрой, которой было 16 лет. Всей семьей работали в колхозе, пололи и т.д. Зимой ездили на санках за дровами за 12 километров и пахали вместо лошади по 12 человек (плуг таскали). Когда было свободное время, ходила с друзьями гулять, каталась с горки! Питались картошкой, морковью, капустой, пекли картошечный хлеб, несмотря на трудности, нам еды хватало!
Отчим ходил на войну, но пришел раньше 1945 года , так как у него был порок сердца. Вскоре он поехал отвозить зерно на Лысую Гору, заехал по пути за дровами и затем отправился домой, но в дороге случился приступ, и он умер.
Поделилась своими воспоминаниями Мурыгина Мария Петровна. Когда началась война, она училась в школе в 3 классе, на учебу ходила через день, потому что приходилось сидеть с братом Колей и Иваном. Была круглой отличницей. В классе было по 30 человек. Учиться было сложно, тетрадей не было, писали на газетах. В школе топили подтопки, топливо привозили. Иногда технички сами ходили за дровами в сильные морозы. Мужчины-учителя ушли на фронт. Директором стала Сапожникова Антонина Ивановна. Она была строгой, дисциплина на уроках была отличная. Газета «Колхозный рупор» в № 1 за 1945 г. сообщала о награждении медалью «За трудовую доблесть» Сапожниковой А.И., учителя Покров-Майданской семилетней школы.
Мария Петровна помнит, как забрали ее папу: «Приехал грузовик, собрал всех мужчин, в том числе и папу, и уехал, а вот остальных забрали с полей. Во время войны было холодно и голодно, одежда была вся в заплатках, мама уходила утром и приходила только ночью, а мы ходили в лес с санками за прутьями. В семье пятеро детей: я, Саша, Иван, Коля, Настя. Сестра работала, училась в Воротынце на трактористку». Работали без перерыва, говорила бабушке её мама. Взрослые мальчишки уходили с уроков в поле работать, а брат Сашка, который закончил только 2 класса, убегал с ними и тоже работал. Работали в поле и девочки на лошадях. Красногоров Василий им как-то рассказал: « Пусть одна работает, а другая отдыхает, а потом поменяйтесь». Часто голодали. Брали крахмал, сушили, делали кисель, в который попадали черви, и ели. Как только узнавали, что где-то есть гнилая картошка, сразу уходили за ней. Были свои коровы. Но их было трудно держать.
Вспоминает Миронова Мария Григорьевна: "Родилась я в селе Ахпаевка. Работала в колхозе с 12 лет, меня очень уважали все председатели. В 17 лет послали учиться на животновода, потом опять работала в колхозе на ферме. Проучилась в школе только 4 года. Еды в войну не хватало..»
Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Заключение
Сегодня ветеранов, работников тыла становится всё меньше… Поторопитесь расспросить своих бабушек и дедушек о том, что им довелось пережить. Ни один фильм или книга не поведает вам со всей остротой о том страшном, но таком реальном для них времени. Это нужно знать ради нашего будущего.
Сейчас я живу в такое время, когда можно беззаботно поваляться в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас, то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. Многие дети продолжали ходить в школу. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а остальные помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым. Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза. Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
Я, делая этот проект, понимала, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло нам, детям, не знающим, что такое война.
Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия... Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно, сколько ещё дней... Я благодарна тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война".
Низкий Им поклон!
Использованная литература и источники:
1. Альбом «Летописи военных лет».
2. Воспоминания старожилов
3. Доклад первого секретаря РК КПСС, посвященный 40-летию победы Советского народа над фашистской Германией.
4. Еремин М. Соль земли Воротынской. Чебоксары. 2007.
5. Письма военных лет
6. Стихи о войне
7. «Трудящиеся района – фронту». «Ленинский путь». 05. 1988.
8. Статьи газеты «Колхозный рупор». 1941-1945гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Детство, опаленное войной"
дать знания о ВОВ, познакомить учащихся сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе в годы ВОВ....
Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок в...
"Детство, опаленное войной"
Разработка сценария выступления учащихся к 9 маю....
Детство, опаленное войной
Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....
Детство, опаленное войной
В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...
Устный журнал "Детство, опаленное войной"
Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...