Проект открытого урока по ФГОС по теме "Реформы Избранной Рады, 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
проект урока содержит паспорт урока, технологическую карту с указанием УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СИПКРО, кафедра педагогики и психологии: методические материалы И.В. Сорокиной
Макарихина Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ ГБОУ СОШ с. Курумоч
Проект урока по истории в 6 классе по теме «Реформы Избранной Рады» с применением технологии проблемно-развивающего обучения.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | Приветствуют учителя | |
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ( 5 мин.). | ||
-терминологическая разминка ( Боярская дума, кормление, местничество, налоги, поместье, помещики, вотчина, судебник, Юрьев день, пожилое) -индивидуальные карточки Приложение 1. Вспомните, какие преобразования проводил Иван III ? -издал Судебник – первый свод законов единого государства, создал единое московское войско, основу которого составляли помещики, ограничил свободу крестьян, управлял государством с помощью наместников. Как одним словом можно определить государственные преобразования? - Давайте попробуем сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока. | Фронтально Индивидуальные ответы фронтально Определяют понятие реформа. Формулируют тему и задачи | Актуализация знаний |
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | ||
Создание проблемной ситуации. -Ивана IV прозвали Грозным, ему и его деятельности давали разные оценки. Приложение 2. Какую проблему мы увидели? Главный вопрос урока: Так кто он, Иван Грозный – великий реформатор, превративший Россию в огромную державу или великий тиран, оставивший после себя разоренное государство. Выдвижение гипотез. | Индивидуально Зачитывают документы, содержащие различные оценки деятельности Ивана Грозного. Приложение 1. Находят противоречия. Называют гипотезы: 1. Укрепление государства 2. Расширение территории. 3. Массовые казни 4. Великий человек 5. Его боялись. | Проявляют познавательную активность. Формулируют проблему. |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. | ||
Рассказ учителя о детстве Ивана IV, об окружении, названном Избранной радой, которое способствовало проведению необходимых реформ. Поиск фактов Работа с текстом параграфа и выполнение задания в рабочей тетради. Приложение 3. Работа с понятиями: Избранная Рада, Земский Собор, приказы. Стоглавый собор. Анализ фактов. -почему реформы связывают с Избранной радой? - что было главной целью реформ? - какие стороны жизни общества затронули реформы? - Как изменилась система управления государством? - Как вы оцениваете реформы? Назовите положительные и отрицательные стороны. Вывод. | -Выполняют поисковую деятельность, работают с текстом учебника, заполняют таблицу в рабочей тетради стр.63-64 «Реформы избранной рады». -Представляют свои ответы. -Записывают новые понятия -Рабочая тетрадь, задание 1 стр.63 заполняют схему «Управление государством во второй половине 16 века». . Отвечают на вопросы, используя задания рабочей тетради, текст учебника. - Укрепить центральную власть. -привлечь широкие слои населения к выработке государственных решений (Земский собор). Положительные стороны реформы - отмена кормления, ограничение местничества во время войны. Создание постоянного войска., введение единых законов, создание системы управления. Отрицательные - увеличение размера пожилого. Формулируют вывод:. Иван Грозный провел важные реформы, затронувшие все стороны жизни, большинство из них носило положительный характер, его по праву можно назвать великим реформатором | Раскрывают содержание реформ. . Анализируют последствия реформ. Дают оценку реформам. Обосновывают свое мнение |
V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ | ||
Вопросы к теме. Приложение 2. | Отвечают устно. | Проявляют познавательную активность |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. - Что нового вы узнали на уроке? -О чем хотели бы узнать подробнее. Рефлексия.. Выставляются оценки учащимся за активную работу на уроке. Домашнее задание. П.23 читать, ответить на вопросы к параграфу, учить даты и новые понятия. | Отвечают на вопросы. Уточняют и записывают домашнее задание | Оценивают свою деятельность. |
Карточка 1.
Соотнесите термин и его объяснение
1. Владельческие крестьяне А) крестьяне, жившие на землях,
2.Черносошные крестьяне принадлежавших великому князю
3. Казаки Б) крестьяне, проживавшие на землях
4. Дворцовые крестьяне помещиков и вотчинников
В) лично свободные крестьяне, жившие
На государственных землях
Г) Крестьяне, бежавшие на окраины
государства.
Карточка 2.
Выберите из данного списка признаки, соответствующие понятию
ВОТЧИНА
- условное земельное держание
- безусловное земельное держание
- передавалось по наследству
- давалось только на время службы
- нельзя продать, подарить
- можно передать по наследству
- великий князь мог отобрать землю
Карточка 3.
Выберите из данного списка признаки, соответствующие понятию
ПОМЕСТЬЕ
- условное земельное держание
- безусловное земельное держание
- передавалось по наследству
- давалось только на время службы
- нельзя продать, подарить
- можно передать по наследству
- великий князь мог отобрать землю
Приложение 2.
А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):
«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии».
Н.Н. ВОЕЙКОВ (русский историк):
«Независимо от своих личных качеств и недостатков самодержавный государь, стоявший выше сословных и социальных делений, черпая силу и полноту власти из своего органического единения с народом и союза с Церковью, несомненно, являлся в то время, в этот жестокий для народов Европы XVI век, монархом наиболее совершенного типа.
Россия, выпутавшаяся из-под тяжкого монгольского ига, нуждалась в перестройке многих отраслей своего быта и в экономических и технических усовершенствованиях, введенных на Западе. Вместе с тем система правления была налажена правильно, отвечая полностью тем идеалам, на которых веками возрастала русская государственность, окончательно оформившаяся в Москве.
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.):
«Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал,
ПАТРИАРХ ИОВ (ум. в 1607 г., первый русский патриарх, современник Ивана Грозного):
«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах скажем в своем месте».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Ответить на вопросы.
- Как назывался верховный правитель русского государства в 16 в.? ( царь)
- Как назывались исполнительные органы центрального управления? ( приказы)
- Ядро поместного ополчения - ? ( избранная тысяча)
- Из скольких глав состоял сборник церковных документов ? ( сто)
- Совет приближенных Ивана IV -? ( Избранная Рада)
- В 1550 году был принят новый сборник законов? ( Судебник)
- Основой постоянной армии стали ______? Стрелецкие полки.
- В 1549 году собрался первый сословно-представительный орган - ? ( Земский собор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ФГОС в 5 классе "Обработка графической информации"
Урок подготовлен для областного семинара "ФГОС начального и основного общего образования: нормативно-правовые основания, иновации, особенности реализации"...
Открытый урок по ФГОСу 5 класс
Урок литературы разработан по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"....
Проект открытого урока в 2-м классе по теме “There are flamingoes on the island”
Урок построен на материале учебника “Английский язык” для 2-го класса общеобразовательных учреждений ( Unit 2 “Let`s make a trip!”, Lesson 40 “There are flamingoes on the island”)...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание", для обучающихся 7 класса на тему «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Фаерман Евгения Викторовна.
Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание", для обучающихся 7 класса на тему «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Учитель обществозн...
Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов
Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....
Проект открытого урока по истории в 9 классе Тема урока: «Александровская эпоха: государственный либерализм»
Урок повторения, обобщения и контроля...