Проверочные работы по разделам к учебнику Е.В.Пчелова "История России XVII-XVIII века" 7 класс
тест по истории (7 класс) на тему

Данный материал позволит учителю диффиринцированно и индивидуально проверить знания учащихся по различным разделам учебника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа «Россия на рубеже XVI – XVII веков» 7 класс

Вариант 1.  

1. Историки относят к Смутному времени ... годы:

А) 1598-1605             Б)1598-1613                  В)1601-1611                 Г)1603-1613.

2. 1 июня 1605 Москва присягнула:

А)Боярской думе             Б)Семибоярщине         В)Шуйскому В.И.      Г)Лжедмитрию I

3.  Борис Годунов занял московский престол на основании:

А) Завещания Фёдора Иоанновича                        Б) Решения царицы Ирины

В) Решения Боярской думы                                   Г) Постановления Земского собора.

4. Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам получил название:

А)Пожилое              Б) Заповедные лета              В) Полюдье               Г)Урочные лета.

5. В годы Смуты после смещения  В.И. Шуйского  власть перешла к:

А)"Совету всея земли"    Б) Семибоярщине        В)Боярской думе     Г) Избранной Раде.

6.Укажите верные утверждения.

А) летом 1611 года Россия оказалась в исключительно тяжёлом положении;

Б) Первому ополчению удалось освободить Москву, но оно не сумело долго удержать в своих руках столицу;

В) для управления страной руководители ополчения создали «Совет всей земли»;

Г) в начале 1612 года стало формироваться Первое ополчение;

Д) К. Минин был одним из руководителей Первого ополчения;

Е) Второе ополчение освободило Москву от польских захватчиков;

7.  Что из перечисленного ниже соответствовало в период Смуты желаниям:

1) бояр и дворян;         2) горожан       3) казаков              4) крестьян

А) увеличение жалованья                     Б) снижение налогов

В) контроль за царской властью          Г) получение новых земель

Д) восстановление Юрьева дня           Е) свобода торговли.)

8. Первое народное ополчение для борьбы с польскими интервентами  было сформировано:

А) в Рязани      Б) в Москве        В) Муроме        Г) Нижнем Новгороде    Д) Пскове

9. В царствование какого самодержца было введено патриаршество в России?

А) Ивана Грозного      Б) Федора Иоанновича       В) Б.Годунова           Г) В.Шуйского

10.  Укажите, о ком идет речь

Сын князя, племянник царя В.Шуйского, проявил полководческий талант в разгроме восстания И.Болотникова, войска ЛжедмитрияII, снял осаду  Троице – Сергиевой лавры, скоропостижно умер  в 24 года , ходили слухи, что был отравлен женой  брата царя.

А) К. Минин           Б) М. Скопин – Шуйский         В) Д. Пожарский        Г) И. Сусанин

11. Заполните таблицу

Исторические персонажи

Кто это?

Гермоген

Марина Мнишек

Кузьма Минин

Сигизмунд III

Василий Шуйский

М.В. Скопин - Шуйский

12. Письменно ответьте на вопросы

  1. Назовите причины Смутного времени.
  2. Каковы причины появления первого самозванца

13. Узнайте исторических деятелей.

                                 

           

                   

Текст с ошибками

Летом 1606 года Россию охватила крестьянская война под предводительством И. И. Болотникова, беглого крестьянина. Восставшие двинулись на Москву, но не смогли ее взять  из-за плохого вооружения. Болотниковцы отступили сначала к Туле, а потом к Калуге. Войска Годунова, осадившие Калугу, разрушили плотину на реке Упе, вода затопила город. Болотникову пришлось сдаться. Но эта победа не обеспечила устойчивого положения Годунову. Осенью 1607 года поляки организовали поход на Москву, появился новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Он расположился лагерем в селе Тушино, за что получил прозвище «Тушинского вора». Для борьбы с ним Годунов заключает договор со Швейцарией. В Россию прибыл 15-тысячный корпус под командованием ярла Биргера.

 В 1610 году Годунов был свергнут с престола и пострижен в монахи. В Москве началось правление «семибоярщины», которая пригласила на трон сына Сигизмунда — польского царевича Владислава. В Москву вошли поляки. Началась борьба русского народа против интервентов. В марте 1611 года Первое ополчение под руководством Минина и Пожарского подошло к Москве, но взять ее не смогло и отступило в Поволжье. В это время поляки перешли к открытой интервенции — Сигизмунд взял Полоцк, шведы вошли в Псков.  Второе ополчение в марте 1612 года начало движение из Нижнего Новгорода и 27 октября 1612 года взяло Москву. В марте 1613 года Боярская дума избрала нового царя — Михаила Федоровича Романова.

Контрольная работа «Россия на рубеже XVI – XVII веков» 7 класс

Вариант 2.  

1. Время правления Бориса Годунова характеризуется:

А) Продолжением политики Ивана Грозного  

Б) Разработкой собственной программы реформ в России.

в) Успешной внешней политикой                    

г) Крупными неудачами в области внутренней политики

2. Последним из Рюриковичей, правивших Россией, был:

А) Иван IV     В) Фёдор Иванович     Г) Михаил Фёдорович

3. Восстание 1606-1607 под руководством И.И. Болотникова  было подавлено после:

А) Поражения под Каширой      Б) Сдачи Тулы        В) Отступления к Калуге        

Г ) Осады Москвы.

4. Воцарение Романовых произошло после:

А) Смерти Лжедмитрия I                                              Б) Отмены опричнины  

В) Смерти Годунова Б.Ф.                                              Г) Окончания Смутного времени.

 5. В годы Смуты после 16-месячной осады тушинцы и поляки так и не смогли взять:

А) Новодевичий монастырь    Б) Троице-Сергиев монастырь   В)Киево-Печерскую лавру

6. Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя В.И. Шуйского  в 1610, называют:

А) "Семибоярщиной"      Б ) Верховным тайным советом      

В) Советом всея земли      Г) Боярской думой.

7. Временный орган власти, созданный Вторым ополчением в годы Смуты:

А) Семибоярщина              Б) Избранная рада               В) "Совет всея земли"      

Г) Верховный тайный совет.

8. Установите соответствия между датами и событиями:

А) 1581 г.             Б) 1613 г.         В) 1597 г.      Г) 1611 г.

1) выступление Первого ополчения

2) избрание Михаила Романова русским царем

3) введение «заповедных лет»

4) введение «урочных лет»

9. Кто, из людей Смутного времени мог иметь такие характеристики?

А) «Испечен в польской печке, а заквашен в Москве»

Б) «тушинский вор»

В) «не способнейший, а удобнейший»

Г) «выкликнут» на Красной площади

Д) вчерашний раб, татарин, брат жены царя Федора Ивановича, обещал: «Никто не будет  в моем царстве нищ и беден»

1) Лжедмитрий II   2) Борис Годунов  3) Михаил Романов   4) Василий Шуйский  

 5) Лжедмитрий I

10.Какие, из следующих утверждений являются верными?

А) Лжедмитрию I не удалось занять русский престол

Б) Лжедмитрий I стал царем, потому что его поддержали казаки, часть дворян, народные массы.

В) Семибоярщина – это правление при малолетнем Дмитрия, сына Ивана IV.

Г) Михаила Романова избрали царем, потому что его кандидатура устраивала всех: он был молод, чтобы управлять государством, и этим решила воспользоваться знать для укрепления своих позиций.

11.Люди Смутного времени

Исторические персонажи

Кто это?

Борис Годунов

 Филарет

Лжедмитрий I

Дмитрий Пожарский

Прокопий Ляпунов

Иван Сусанин

12. Письменно ответьте на вопросы:

  1. Как вы думаете. Какие возможности открывались перед страной в период правления Бориса Годунова?
  2. Какова роль иностранных государств в Смутном времени?

13. Узнайте исторических деятелей

                                 

                                     

Текст с ошибками

В начале XVII века ухудшилось экономическое положение страны. Начался голод, продолжавшийся в течение двух лет. Попытки правительства стабилизировать положение бесплатной раздачей хлеба и бесплатными общественными работами ни к чему не привели. Правлением Федора Иоанновича оказались недовольны все слои общества. В условиях всеобщего политического кризиса любой человек, способный объединить вокруг себя недовольных, мог сыграть роль законного претендента на престол. В 1602 году в Литве появился беглый священник Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося в 1600 году младшего сына Ивана III царевича Дмитрия. Он обратился за помощью к королю Сигизмунду III и польско-литовским магнатам. Ради их поддержки Лжедмитрий тайно принял католичество.

 Лжедмитрия активно поддержали северо-восточные районы России — Путивль, Кромы, Рыльск. Он быстро продвинулся к Москве, демагогически используя идею «доброго царя». После неожиданной смерти царя Федора в июне 1605 года Лжедмитрий занял трон. Но своей политикой он не оправдал надежд ни одной из поддерживающих его сил. В результате вспыхнувшего восстания в июне 1606 года Лжедмитрий был убит. На Красной площади группа бояр «выкрикнула» в цари выходца из среды родовитого боярства, родственника царя Федора князя Бориса Годунова.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 1

РАЗДЕЛ I. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Оценка за выполнение контрольной работы

% правильных ответов

Оценка

Менее 60

« Неудовлетворительно »

60—80

« Удовлетворительно »

81—94

«Хорошо»

95—100

«Отлично»

Вариант 1

1.        В чём заключалась одна из причин Смуты?

  1. в пресечении царской династии
  2. во введении правила перехода крестьян в Юрьев день
  3. в отмене «урочных лет»
  4. во введении системы кормлений

2.        Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

  1. приход к власти Семибоярщины
  2. вступление на престол Бориса Годунова
  3. избрание царём Василия Шуйского
  4. освобождение Москвы от поляков

3.        Укажите год начала правления Бориса Годунова.

  1. 1591 г.
  2. 1605 г.
  3. 1598 г
  4. 1583 г.

4.        Какое из перечисленных событий произошло в царствование Бориса Годунова?

  1. гибель царевича Дмитрия в Угличе
  2. введение патриаршества
  3. восстание Хлопка

5.        Самозванец Лжедмитрий I нашёл поддержку в

  1. Швеции
  2. Речи Посполитой
  3. Османской империи
  4. Пруссии

6.        Поход Лжедмитрия I на Москву пришёлся на царствование

  1. Ивана IV
  2. Фёдора Иоанновича
  3. Бориса Годунова
  4. Василия Шуйского

7.        Одним из следствий правления Василия Шуйского стало

  1. начало иностранной интервенции
  2. восстание под руководством И.И. Болотникова
  3. появление самозванцев
  4. прекращение Смуты

8.        «Крестоцеловальную запись» при восшествии на престол дал

  1. Борис Годунов
  2. Лжедмитрий I
  3. Василий Шуйский
  4. Михаил Романов
  1. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и ответьте на вопрос, с какими событиями в истории России связаны эти факты

«...Московское государство представляло собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол...»

  1. с Ливонской войной
  2. со Смутой
  3. со Смоленской войной
  4. с опричниной

10.        Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, где и когда было принято такое решение.

«Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».

  1. на Земском соборе 1613 г.
  2. на Земском соборе 1649 г.
  3. на заседании Боярской думы по окончании Ливонской войны в 1583 г.
  4. при воцарении Василия Шуйского в 1606 г.

11.        Прочтите отрывок из документа XVII в. и укажите, когда происходило описываемое событие.

«Московского государства мы бояре князь Фёдор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Фёдор Иванович Шереметьев... послали бити челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича. А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые люди, и стрельцы, и казаки, и всех чинов служилые люди Московского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовали святой животворящий крест Господень на том, что нам ему вовеки служити, как прежним прирождённым государям».

  1. в годы опричнины
  2. в царствование Бориса Годунова
  1. в годы Ливонской войны
  2. во время правления Семибоярщины

12.        Позднее других произошло событие

  1. вступление на престол Бориса Годунова
  2. осада польским отрядом Троице-Сергиева монастыря
  1. восстание Хлопка Косолапа
  2. поражение И.И. Болотникова

13.        О каком царе историк В.О. Ключевский сказал, что выбирали «не способнейшего, а удобнейшего»?

1) Алексее Михайловиче  

2) Василии IV (Шуйском)

3) Фёдоре Ивановиче

4) Михаиле Фёдоровиче

14.        Нижегородский староста, в 1611 —1612 гг. один из руководителей Второго земского ополчения, на организацию которого отдал всё своё состояние —

  1. П.П. Ляпунов
  2. Д.М. Пожарский
  3. И.М. Заруцкий
  4. К. Минин

15.        Укажите год воцарения династии Романовых

  1. 1598 г.
  2. 1612 г.
  3. 1613 г.
  4. 1617г.

16.        Одним из итогов Смуты стало (-а)

  1. прекращение деятельности Земских соборов
  2. избрание на престол новой династии
  3. передача Швеции Новгорода и Пскова
  4. отмена всех запретов на переход крестьян
  1. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, связаны с периодом Смуты.

«Угличское дело», Семибоярщина, «крестоцеловалъная запись», Тушинский вор, Соборное Уложение.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда.

  1. Установите соответствие между характеристиками исторических деятелей и их именами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                          ИМЕНА                                                                  А) «боярский царь»                                         1) Михаил Романов

Б) «испечён в польской печке, а заквашен

в Москве»                                                         2) Василий Шуйский

       В)  Тушинский вор                                          3) Лжедмитрий I

       Г) «не способнейший, а удобнейший»         4) Лжедмитрий II

А

Б

В

Г

19.        Прочитайте текст и выполните задание.

«В трагические годы Смуты, в этот тяжёлый момент русской истории, когда, казалось, столице России уже неоткуда было ждать спасения, на помощь Москве двинулось народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде. Нижегородцы собрали тысячи рублей на ополчение, призвали к себе ратных людей из других городов России и в марте 1612 года выступили на освобождение Москвы. Остановившись в Ярославле, нижегородские отчизнолюбцы создали „Совет всей земли", в который вошли и священники, и дворяне, и члены Боярской думы, и посадские люди. <...> ...их

десятитысячная рать включала и казаков, и крестьян, и отряды народов Поволжья».

Найдите в приведённом ниже списке два имени участников описанных событий и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)        Д.М. Пожарский

2)        В.И. Шуйский

3)        К. Минин

4)        И. Фёдоров

5)        А.Ф. Адашев

20.        Прочитайте текст и выполните задания.

«На рубеже XVI и XVII столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под названием „Смута". Столь небольшой по протяжённости период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточённая политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, ...иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развёртывалась на фоне сильнейших социальных выступлений...<...> От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости. Чувство патриотизма, отождествлявшего Родину с государством, народившееся в годы Смуты, объединило все слои общества и заставило его подняться на борьбу за национальную независимость и восстановление государственности».

  1. Укажите хронологические рамки Смутного времени.
  2. Перечислите правителей, занимавших царский престол в период Смутного времени.
  3. Приведите имена героев Смуты, которым посвящен памятник на Красной площади в Москве.

 


Контрольная работа № 1

РАЗДЕЛ I. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Оценка за выполнение контрольной работы

% правильных ответов

Оценка

Менее 60

« Неудовлетворительно »

60—80

« Удовлетворительно »

81—94

«Хорошо»

95—100

«Отлично»

Вариант 2

1.        Что из перечисленного явилось одной из причин Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

  1. пресечение царской династии Рюриковичей
  2. распад государства на удельные княжества
  3. начало созыва Земских соборов
  4. усиливавшееся закрепощение крестьян

2.        Первым царём, избранным Земским собором, был

  1. Борис Годунов
  2. Лжедмитрий I
  3. Василий Шуйский
  4. Михаил Романов

3.        «Угличское дело» было связано с (-о)

  1. убийством Иваном Грозным своего старшего сына Ивана
  2. свержением с престола Василия Шуйского
  3. гибелью царевича Дмитрия
  4. созданием Первого ополчения для освобождения Москвы от поляков

4.        Какое из перечисленных событий произошло в царствование Бориса Годунова?

  1. «Угличская драма»
  2. введение патриаршества
  3. восстание Хлопка Косолапа
  4. шведская интервенция

5. В каком году началось правление Семибоярщины?

  1. 1606 г.
  2. 1610 г.
  3. 1613 г.
  4. 1617 г.

6. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях начала XVII в. и укажите, о ком в нём говорится.

       «Он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей».

  1. о Василии Шуйском
  2. о Борисе Годунове
  3. о Лжедмитрий I
  4. о Лжедмитрий II

7. Восстание под руководством И.И. Болотникова произошло в царствование

  1. Бориса Годунова
  2. Василия Шуйского
  3. Лжедмитрия I
  4. Михаила Романова

8. Раньше других произошло событие

  1. восстание под руководством И.И. Болотникова
  2. осада польскими войсками Смоленска
  3. освобождение Москвы Вторым ополчением
  4. свержение с престола Лжедмитрия I

9. Как называлось правительство, пришедшее к власти после свержения царя Василия Шуйского?

  1. Избранная рада
  2. Верховный тайный совет
  3. Семибоярщина
  4. Кабинет министров

10.        С какими событиями российской истории связаны 1611 и 1612 гг.?

  1. с формированием и деятельностью ополчений
  2. со сменой правителей
  3. с активной внешней политикой России
  4. с крестьянскими восстаниями

11.        Первое народное ополчение возглавил

  1. Д.М. Пожарский
  2. И.И. Болотников
  3. П.П. Ляпунов
  4. М.В. Скопин-Шуйский

12.        Захват Смоленска польскими войсками, захват Новгорода шведскими войсками, формирование народных ополчений — все эти события произошли в годы

  1. Ливонской войны
  2. Северной воины
  3. Смутного времени
  4. бироновщины

13.        Одним из первых к народному сопротивлению польским интервентам призвал

  1. Ф.И. Мстиславский
  2. патриарх Филарет
  3. патриарх Гермоген
  4. К. Минин

14.        Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о восшествии на престол какого царя идёт речь.

«После длительного и тяжёлого смутного времени, множества попыток самозванцев и „непрошеных гостей" занять престол, Россия освободилась от иностранного нашествия. Появилась возможность в более спокойной обстановке избрать своего царя, не самозванца и не иностранца. В этом была острейшая необходимость».

  1. Бориса Годунова
  2. Михаила Романова
  3. Василия Шуйского
  4. Фёдора Иоанновича

15.        К. Минин и Д.М. Пожарский принимали участие в

  1. созыве первого Земского собора
  2. созыве «Совета всея земли»
  3. принятии Соборного Уложения
  4. открытии Славяно-греко-латинской академии

16.        Прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите, в каком году произошли описанные события.

      «В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь... Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нём разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля венчался на царство».

  1. 1610 г.
  2. 1700 г.
  3. 1796 г.
  4. 1613 г.
  1. Ниже приведён ряд событий. Все они, за исключением одного, связаны с царствованием Бориса Годунова.

      Голод 1601—1603 гг., восстание под предводительством Хлопка, поход Лжедмитрия I на Москву, приход к власти Семибоярщины.

Найдите и напишите событие, «выпадающее» из этого ряда.

  1. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ                                                                                          ДАТЫ

A)освобождение Москвы Вторым ополчением            1) 1603

Б) избрание царём Михаила Романова                          2) 1606

B)восстание Хлопка Косолапа                                       3) 1612

Г) свержение Лжедмитрия I                                           4) 1613

А

Б

В

Г

19. Какие три из перечисленных деятелей являлись руководителями народных ополчений в период Смуты?

1) П.П. Ляпунов

2) М.Ф. Романов

3) К. Минин

4) Б.И. Морозов

5) И.И. Болотников

6) Д.М. Пожарский

20. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Этот царь был вторым в истории России избранным царём. Его короткое правление принесло немало бед не только самому (ему), но в большей степени всему государству. Дав крестоцеловальную запись боярам, он стал тут же её нарушать: слушал доносы, наказывал и казнил по своему усмотрению. Подданные скоро поняли, что скупость, коварство и зависть царя буквально не знают границ».

  1. 0 каком царе идёт речь в тексте?
  2. Укажите годы его царствования.
  3. Почему автор считает, что правление этого государя принесло немало бед? Назовите два факта.

Ответы к контрольной работе № 1.

Раздел 1 «Смутное время»

№ Задания

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

1

1

1

2

2

1

3

3

3

4

3

3

5

2

2

6

3

3

7

2

2

8

3

4

9

2

3

10

1

1

11

4

3

12

2

3

13

4

3

14

4

2

15

3

2

16

2

4

17

Соборное Уложение

приход к власти Семибоярщины

18

А-2,Б-3,В-4, Г-1

А-3,Б-4, В-1,Г-2

19

1,3

1,3,6

20

1)        конец XVI — начало XVII в.

2)        Б. Годунов, Ф. Годунов,
Лжедмитрий I, В. Шуйский

3)        К. Минин, Д. Пожарский

1)        В. Шуйский

2)        1606—1610 гг.

3)        начало открытой
интервенции, движение
под предводительством
И.И. Болотникова



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Россия в XVII веке».

7 класс

1 – вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Какое из перечисленных событий произошло в правление Михаила Романова?

1) Соляной бунт

2) восстание под руководством С. Разина

3) церковный раскол

4) постройка первого железоделательного завода

А2. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?

1) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

3) преследование старообрядцев

4) введение в городах цехов и гильдий

А3. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведённой Никоном?

1) церковный раскол

2) учреждение патриаршества

3) секуляризация церковных земель

4) учреждение Синода

А4. Отметьте черту характерную для экономического развития России в конце XVII века:

1) распространение переложной системы

2) появление первых мануфактур

3) отделение ремесла от сельского хозяйства

4) появление двуполья

А5. Первый чертеж реки Амур в XVII веке составил:

1) В.Д. Поярков                  2) М.В. Стадухин              3) Е.П. Хабаров           4) С.И. Дежнев

А6. Что из перечисленного свидетельствовало об укреплении самодержавной власти?

1) расширение территории на Восток

2) прекращение созыва Земских соборов

3) частые войны с Польшей и Турцией

4) увеличение количества приказов

А7. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с:

1) Турцией                           2) Польшей                    3) Украиной                         4) Швецией

А8. Новый жанр, появившийся архитектуре в XVII веке:

1) «дивное узорочье»                    2) романтизм              3) классицизм                 4) ампир

А9. В каком документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых крестьян»?

1) Соборное уложение 1649 г.                                            2) Судебник 1497 г.

3) Судебник 1550 г.                                                              4) указ «об урочных летах»

 А10. Какой памятник архитектуры XVII века изображен на картинке?

http://cdn2.img22.rian.ru/images/94184/33/941843308.jpg

1) Церковь Ильи пророка в Ярославле

2) Церковь Покрова в Филях

3) Церковь Рождества Богородицы в Путинках

4) Теремной дворец Московского Кремля

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Кто изображён на рисунке?

       i?id=44250374&tov=6

В2. Соотнесите дату и событие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) первый поход на Крым

1) 1653 год

Б) начало церковной реформы

2) 1654 год

В) Переяславская Рада

3) 1662 год

Г) Медный бунт

4) 1678 год

Д) издание «Синопсиса»

5) 1687 год

6) 1689 год

 Ответ:

А

Б

В

Г

Д

В3. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) украинский гетман

1) Никон

Б) основатель театра в России

2) Филарет

В) художник, иконописец

3) Б. Хмельницкий

Г) патриарх, соправитель Михаила Романова

4) Г. Грегори

Д) патриарх, автор церковной реформы

5) С. Полоцкий

6) С Ушаков

 Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Часть III.

                 Задания части III предполагают развёрнутый ответ.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

            «В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)».

С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.

С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного

       стиля.

С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.

С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.

Контрольная работа по теме: «Россия в XVII веке».

7 класс

2 – вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Результатом церковной реформы в XVII веке стало(а)?

1) обмирщение культуры                                     2) появление нестяжателей и иосифлян

3) отменяя патриаршества                                   4) появление старообрядцев и новообрядцев

А2. Лично свободные крестьяне, платившие только государственные повинности, назывались:

1) казенными                       2) приказными                3) черносошными               4) крепостными

А3. Что из перечисленного относится к задачам внешней политики России в XVII веке?

1) расширение территорий в Прибалтике

2) продвижение в среднюю Азию

3) завоевание Северного Кавказа

4) борьба за возвращение русских земель находящихся под властью Речи Посполитой

А4. Землепроходец, открывший пролив отделяющий Азию от Америки:

1) Е.П. Хабаров                 2) С.И. Дежнев                 3) В.Д. Поярков                  4) М.В. Стадухин    

А5. Первая история Российского государства назвалась:

1) «Житие»                        2) «Синопсис»                    3) «Хронограф»                     4) «Хождение»

         

А6. Какое из положений содержалось в Соборном уложении?

1) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

2) запрещение передавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) введение опричнины

А7. Что из перечисленного является одной из причин восстания под руководством С. Разина?

1) стремление заставить казаков служить царю

2) борьба между бедными и зажиточными крестьянами

3) усиление крепостного гнёта

4) присоединение казачьих земель к Московскому государству

А8. Для культуры конца XVII века было характерно:

1) усиление влияния церкви на живопись и литературу

2) «обмирщение» художественного творчества

3) усиление культурного влияния Византии

4) широкое каменное гражданское строительство

А9. Жанр литературы, возникший в XVII веке

1) летопись                  2) повесть                     3) былина                          4) сатирическая повесть

А10. Какой памятник архитектуры XVII века изображен на картинке?

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=198663016-15-72&n=21

1) Церковь Ильи пророка в Ярославле

2) Церковь Покрова в Филях

3) Церковь Рождества Богородицы в Путинках

4) Теремной дворец Московского Кремля

 

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Кто изображён на рисунке?

        i?id=100657666&tov=4        

В2. Соотнесите дату и событие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) упразднение Земского собора

1) 1648 год

Б) Андрусовское перемирие

2) 1649 год

В) Соляной бунт

3) 1653 год

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии

4) 1662 год

Д) Соборное уложение

5) 1667 год

6) 1687 год

 Ответ:

А

Б

В

Г

Д

В3. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) князь, возглавивший походы на Крым

1) Аввакум

Б) архитектор

2) С.Т. Разин

В) енисейский казак, первопроходец

3) В.В. Голицын

Г) лидер крестьянского восстания

4) Б. Хмельницкий

Д) лидер старообрядцев

5) В.Д. Поярков

6) Б. Огурцов

Часть III.

                 Задания части III предполагают развёрнутый ответ.

Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства.

«Накануне великого поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы персты ести крестилися». «Память» вызвала сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».

С1. О каком событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?

С2.  Используя текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных

      традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.

С3. Кто возглавил протест «провинциальных боголюбцев»?

С4. Как стали называть сторонников и противников реформы церкви?

Ключ к тесту «Россия в XVII веке» (7 класс)

1 вариант

2 вариант

Часть 1

А1

4

4

А2

2

3

А3

1

4

А4

2

2

А5

3

2

А6

2

1

А7

2

3

А8

1

2

А9

1

4

А10

4

2

Часть 2

В1

Богдан Хмельницкий

Степан Разин

В2

51234

35162

В3

34621

36521

Часть 3

С1

«Нарышкинское барокко»

- Церковный раскол или  

  Церковная реформа Никона

- патриарх Никон

С2

- многоярусность

- устремлённость ввысь

- многоцветная отделка зданий

- многоголосие во время службы

- крещение двумя перстами

- поклоны на коленях

- исправление церковных книг

С3

Нарышкины

Протопоп Аввакум

С4

- церковь Покрова в Филях

- колокольня Новодевечьего монастыря

-никонианцы

-старообрядцы

Часть I. – 10 баллов

21-19 б. – «5»

18 – 12 б. – «4»

11- 7 б. – «3»

менее 7 – «2»

Часть II.  – 5 баллов          

В1. – 1 балл

В2. – 2 балла

В3 –  2 балла

Часть III. –6 баллов

С1. – 1 балл

С2 – 2 балла

С3 – 1 балл

С4. – 2 балла

ИТОГО  - 21 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.

Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом....

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков», 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII веков» поможет проверить знания учащихся по темам "Маньеризм", "Бароко".  Для заданий 2-3 использованы фрагменты учебных статей из...

Россия в XVII - XVIII вв. 11 класс

Материал предназначен для проведения диагностического тестирования по истории в 11 классе. Составлен на основе материалов КИМ ЕГЭ по истории....