программа внеурочного курса "Хронограф" 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
1.Пояснительная записка
-Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-Задачи:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2. Общая характеристика курса «Хронограф»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
-Потенциал учебного предмета
Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучении курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnogo_kursa_hronograf_8_klass_.docx | 59.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рекомендована Утверждена:
Методическим объединением
Учителей истории и обществознания Приказом МБОУ «Гимназия»
От «»___»_______2015г. №__
Протокол №
От «__»____2015г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хронограф»
Направление: социальное
2015 – 2016 учебный год
8 класс
Составитель рабочей программы
Пашкова Татьяна Александровна
учитель высшей квалификационной категории
Черногорск, 2015г.
1.Пояснительная записка
-Перечень нормативно-правовых документов
Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.
-Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-Задачи:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
- усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
2. Общая характеристика курса «Хронограф»
-Краткая характеристика курса
Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы и методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность; активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет.
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть: лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и учащихся); семинарской (обучение навыкам по сбору исторического материала; научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).
-Потенциал учебного предмета
Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.
При изучении курса возможна интеграция с другими предметами учебного плана.
3. Описание места курса «Хронограф» в учебном плане
Программа курса составлена для учащихся школы на 1 год обучения (68 часов). На занятия отводится 2 часа в неделю. Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса
Результатом изучения исторических деятелей является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты включают:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию;
- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
5. Содержание курса
5.1 История в лицах IX-XVIII в.(34 ч)
Введение (1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь (5 часов).
Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.
Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.
Тема 2. Русь удельная (2 часа).
Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.
Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов).
«Деятели Руси ХIV-ХV вв.». Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.
«С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси». С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.
«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.
«Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация.
Тема 4. Россия XVI века (5 часов).
«Избранная рада». Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.
«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.
Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.
«Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.
Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).
«Правители эпохи» Б. Годунов (1552-1603). Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть. Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.
Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России.
Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов).
«Первые Романовы на Российском престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
«Предтеча преобразователя». А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.
«Церковный раскол». Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.
«Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.
Тема 7. Россия в XVIII веке (7 ч.)
Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.
Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
5.2 Культура России IX-XVIII в.(34 ч)
Источники по истории и культуре России (1 часа).
Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Тема 1. Культура Древней Руси (5 час).
Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.
Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).
Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час).
Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Тема 4. Культура России XVII века (6 час).
Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.
Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час).
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества.
Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.
Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Хронограф» в 8 классе на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | |||||
Тема 1. Древня Русь (12 ч) | ||||||
1 | Роль личности в истории | Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения | Разработка критериев для анализа исторических личностей | Умение работать с критериями. | ||
2 | Реформаторы Древней Руси | Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси. | Систематизировать материал о деятельности первых русских князей Дать оценку значения принятия христианства на Руси | Работа с исторической картой, историческое сочинение о княгине Ольге и князе Владимире | ||
3 | Законодатели Древней Руси | Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». | Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку последствий проведенных преобразований | Историческое сочинение о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. Работа с исторической картой | ||
4 | Защитники Отечества | Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972): защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г. | Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князя | Историческое сочинение о Святославе Игоревиче. Работа с исторической картой | ||
5 | Идеалы православия Первое монашество | Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. «Повесть временных лет» о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Канонизация Бориса и Глеба Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?).Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. «Повесть временных лет». Политические взгляды Нестора | Рассказывать на основе отрывков из «Повести временных лет» деятельность первых князей-христиан Объяснять смысл понятий: икона, монастырь, общинножитие, аскетизм, канонизация | Умение анализировать исторический документ («Повести временных лет») Работа с исторической картой Историческое сочинение о Несторе | ||
Тема 2. Русь удельная (4 часа). | ||||||
6 | Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). | Князь Ростово-Суздальский: Юрий Долгорукий, распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. | Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси; давать и аргументировать оценку деятельности Юрия Долгорукого | Работа с исторической картой. Историческое сочинение о Юрии Долгоруком | ||
7 | Андрей Боголюбский (11(?)- 174). | Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей. | Раскрывать роль Андрея Боголюбского в возвышении Владимира | Работа с политической картой. Составлять характеристику Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо | ||
8 | Защитник Отечества: Александр Невский (1220(?)-1263). | Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат | Раскрывать значение Невской битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра Невского. | Работа с исторической картой. Составлять характеристику Александра Невского | ||
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (8 часов). | ||||||
9 | Дмитрий Донской (1350-1389). | Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. | Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия Донского | Составлять характеристику Дмитрию Донского | ||
10 | Иван III (1440-1505). | Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. | Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана III | Работа с исторической картой. Историческое сочинение о Иване III | ||
11 | Роль церковных иерархов в объединении Руси | Власть и церковь на Руси ХIV-ХV веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация. | Анализировать взаимоотношения власти и церкви на Руси ХIV-ХV веков | Составление презентации | ||
12 | С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси | С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551. | Анализировать исторический источник | Решение проблемных задач | ||
13 | Основатели Соловецкого монастыря | Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение. «Нестяжательство». Иосиф Волоцкий (1439(?)-1515). Детство и юность Ивана Санина. Постриг. Настоятель Боровского монастыря. Основание Волоколамского монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями. Канонизация | Раскрывать роль монастырей в истории Руси Раскрыть, в чем причины противоречий иосифлян и нестяжателей | Работа с исторической картой Составление презентаций | ||
Тема 4. Россия XVI века (11 часов). | ||||||
14 | Избранная рада | Сущность Избранной рады, причины создания, лидеры. Реформы. А. Ф. Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. | Раскрывать значение Избранной рады в истории государства | Тесты | ||
15 | Участники Избранной рады | Сильвестр (?-ок. 1566). Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583). Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV. | Раскрыть взаимоотношения Ивана Грозного с членами Избранной рады | Работа с историческими источниками | ||
16 | Опричники и жертвы | Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. | Раскрыть особенности разных судеб Давать историческую оценку | Работа с исторической картой. Составлять характеристику Скуратого- Вельского, колычева | ||
18 | Иван Грозный (1530-1584) | Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот. | Выяснить условия формирования личности царя | Работа с исторической картой, историческое сочинение об Иване Грозном | ||
19 | Начало освоения Сибири | Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана. | Характеризовать географическое и экономическое положение России в 16в. | Составлять характеристику Ермака | ||
Тема 5. Россия периода Смуты (8 часа). | ||||||
20 | Б. Годунов (1552-1603). | Происхождение. Служба при дворе. Зять Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление границ, закрепление Сибири, учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Первый избранный царь. Попытка сближения с Европой. Голод. Смерть | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения о Борисе Годунове | ||
21 | Лжедмитрий I и Лжедмитрий II | Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве. Соглашение с польскими магнатами. Пребывание в Москве. Заговор и свержение. В. Шуйский (1552-1612). Происхождение. Организация заговора против Лжедмитрия I. «Вы крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам. | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения о Лжедмитрии I и Лжедмитрии II | ||
22 | Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). | Патриарх Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | ||
23 | Народные ополчения | К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода Иван Сусанин (?-1613)Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России. | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, анализировать причины массового участия народных масс в борьбе с польско-шведскими интервентами | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | ||
Тема 6. Россия в XVII веке (8 часов) | ||||||
24 | Первые Романовы на Российском престоле | Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. | Анализ исторических источников | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | ||
25 | Предтеча преобразователя | А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, | составление исторического сочинения | ||
26 | Церковный раскол | Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. | Характеризовать причины церковного раскола, его последствия | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | ||
27 | Добрые люди Древней Руси | Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу. | Работа с историческими источниками | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | ||
Тема 7. Россия в XVIII веке (13 ч.) | ||||||
28-29 | Петр I | Начало правления и реформы Петра. I Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. | Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. | Составлять характеристику Петра 1. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра 1. | ||
30-31 | Эпоха дворцовых переворотов. | Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II. | Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны | Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны | ||
32-33 | Екатерина II | Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты. | Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть причины восстания и его значение. | Составлять характеристику Екатерины 2. Работа с политической картой | ||
34 | Зачет | |||||
Раздел II Культура России IX-XVIII в.(34 ч) | ||||||
35 | Источники по истории и культуре России | Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки. | Работа с историческими источниками | Знать классификацию источников | ||
Тема 1. Культура Древней Руси (5 час). | ||||||
36-37 | Культура как один из факторов образования древнерусской народности | Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности | Работать с историческим источником | Составление тезисов | ||
38-39 | Зодчество | Древнерусские монастыри как центры культуры Древнерусские храмы | Работа с репродукциями монастырей и храмов | Уметь определять по репродукция монастыри и храмы | ||
40 | Живопись | Мозаика, фрески. | Работа с терминологией | Составление глоссария | ||
Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час). | ||||||
41-42 | Культура домонгольской Руси | Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.) | Работа с историческим источником | Работа с исторической картой | ||
43-44 | Культура русских земель в конце XIII- середине XV веков. | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. | Уяснение причин возвышения Москвы | Работа с исторической картой | ||
45-46 | Зодчество | Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. | Работа с терминологией | Давать описание памятникам культуры | ||
47 | Литература | Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения» | Работа с терминологией | Давать описание памятникам культуры | ||
Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час). | ||||||
48-49 | Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства | Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества | Работа с терминологией | Составление тезисов | ||
50-51 | Архитектура | Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
52 | Живопись | Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
53-54 | Образование | Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. | Работа с историческими источниками | Составление тезисов | ||
Тема 4. Культура России XVII века (6 час). | ||||||
55-56 | Особенности русской традиционной культуры. | Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. | Сравнительная характеристика русской и европейской культур | Составление тезисов | ||
57-58 | Архитектура | Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
59 | Русская живопись | Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
60 | Грамотность и школы | Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия | Работа с историческими источниками | Давать характеристику исторических памятников | ||
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час) | ||||||
61-62 | Влияние западноевропейской культуры на русскую | Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. | Сравнительная характеристика русской и европейской культур | Составление тезисов | ||
63-64 | Русская архитектура и скульптура | Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин. | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
65-66 | Русский театр | Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. | Работа с историческими источниками | Давать характеристику исторических памятников | ||
67 | Дворянская усадьба | Быт и нравы дворянства: русская усадьба | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | ||
68 | Зачет |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.
Список литературы
Литература для учителя:
1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.
2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.
Литература для учащихся:
1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.
2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.
8. Планируемые результаты обучения учащихся
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Результатом изучения курса «История в лицах» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
В результате усвоения программы учащиеся должны знать:
-осмысливать опыт предшествующих поколений;
-беречь и охранять исторические памятники;
-уважать культуру своего и других народов;
Учащиеся должны уметь:
-проводить интервьюирование;
-составлять опись и шифрование документов;
-составлять и проводить экскурсии.
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;
- реализация социальных проектов.
Темы проектов
- «Историческая личность: плюсы и минусы»
- «Средневековая Хакасия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"
В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....