программа внеурочного курса "Хронограф" 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Пашкова Татьяна Александровна

1.Пояснительная записка

-Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-Задачи:

формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;

усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

 

2. Общая характеристика курса «Хронограф»

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

-Потенциал учебного предмета

Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

При изучении курса возможна  интеграция с другими предметами учебного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnogo_kursa_hronograf_8_klass_.docx59.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рекомендована                                                                            Утверждена:

Методическим объединением

Учителей истории и обществознания                                       Приказом МБОУ «Гимназия»

                                                                                                      От «»___»_______2015г. №__

Протокол №

От «__»____2015г.                                                                

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Хронограф»

Направление: социальное

2015 – 2016 учебный год

8 класс

Составитель рабочей программы

Пашкова Татьяна Александровна

учитель высшей квалификационной категории

Черногорск, 2015г.

1.Пояснительная записка

-Перечень нормативно-правовых документов

Примерная программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами»; ФГОС основного общего образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.

-Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-Задачи:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
  • усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

2. Общая характеристика курса «Хронограф»

-Краткая характеристика курса

Познавательный аспект деятельности-обязательный компонент любого вида деятельности.

Главной целью социального направления внеурочной деятельности учащихся является удовлетворение познавательных потребностей учащихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана. Основные направления работы проявляются в усвоение теоретических знаний; и в формирование практических навыков. Используются следующие формы  и  методы работы: словесные, наглядные, практические; проектно-исследовательская деятельность;   активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, намечаются объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть: лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  учащихся); семинарской  (обучение навыкам по сбору исторического  материала;  научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов); оформительской (создание презентаций, проектов).

-Потенциал учебного предмета

Предмет курса позволяет развивать такие компетенции как общекультурные, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

При изучении курса возможна  интеграция с другими предметами учебного плана.

3. Описание места курса «Хронограф» в учебном плане

Программа курса  составлена для учащихся школы на 1  год обучения (68 часов). На занятия отводится 2 часа в неделю.  Программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков. Занятия для каждого учащегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Результатом изучения исторических деятелей  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты включают:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию;

- готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

5. Содержание курса

5.1 История в лицах IX-XVIII в.(34 ч)

Введение (1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Древняя Русь (5 часов).

Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972) Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография.  Ярослав Мудрый:  распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. «Слово о законе и благодати». На  значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря:   общинножитие,   аскетизм.   Канонизация.   Нестор(?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.

Тема 2. Русь удельная (2 часа).

Обособление Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий (1090(?)-1157). Князь Ростово-Суздальский: распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев. Андрей Боголюбский (11(?)- 174). Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

 Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат.

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов).

«Деятели Руси ХIV-ХV вв.». Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

«Роль церковных иерархов в объединении Руси». Власть и церковь на Руси Х1У-ХУ веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.

          «С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси». С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

 «Иосифляне и нестяжатели». Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение.   «Нестяжательство».  Иосиф  Волоцкий  (1439(?)-1515).  Детство   и  юность  Ивана  Санина.    Постриг.   Настоятель Боровского  монастыря.   Основание  Волоколамского  монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями.  Канонизация.

Тема 4. Россия XVI века (5 часов).

«Избранная рада». Сущность Избранной рады,   причины   создания,   лидеры.   Реформы.   А.   Ф.   Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики.  Воевода  в  Ливонской  войне.   Опала.   Сильвестр  (?-ок. 1566).    Происхождение.   Священник.   Поведение   во   время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583).
Князь,   участник   Казанского   похода,   военачальник.   Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

«Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей.  Гибель.  Филипп  Колычев  (1507-1569).  Детство, юность.  Соловецкий  монастырь.  Постриг.  Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

 Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Ре формы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

 «Начало освоения Сибири». Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Тема 5. Россия периода Смуты (4 часа).

 «Правители эпохи» Б. Годунов (1552-1603).    Происхождение.    Служба    при    дворе.    Зять    Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление  границ,  закрепление  Сибири,  учреждение  патриаршества.   Гибель   царевича   Дмитрия.   Первый   избранный   царь. Попытка сближения  с  Европой.  Голод.   Смерть.  Лжедмитрий I (1580-1606). Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве.  Соглашение с польскими магнатами.  Пребывание в Москве.  Заговор  и свержение.  В.  Шуйский  (1552-1612).  Происхождение.  Организация заговора против Лжедмитрия I.  «Вы  крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.

Патриарх   Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интервентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация. К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода. Иван Сусанин (7-1613). Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России.

Тема 6. Россия в XVII веке (5 часов).

 «Первые   Романовы   на   Российском   престоле». Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

         «Предтеча   преобразователя».   А.   Л.   Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности.

 «Церковный  раскол». Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия».   Новгородский  митрополит.   Патриарх.   Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем.  Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна   Морозова   (1632(?)-1675).   Происхождение,   семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

 «Добрые люди Древней Руси». Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?-  1604).  «Житие»:  происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Тема 7. Россия в XVIII веке (7 ч.)

Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

 Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

5.2 Культура России  IX-XVIII в.(34 ч)

Источники по истории и культуре России (1 часа).

  Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

 Тема 1.  Культура Древней  Руси (5 час).

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.

Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).

          Православная  церковь и идея единства Русской земли.  «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси.  Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)

  Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI  веков (7 час).

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества.  Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет  русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

          Развитие «книжного дела» на  Руси.  «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.  Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Тема 4.  Культура России  XVII  века (6 час).

Особенности русской  традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец  в селе Коломенском.

  Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.

Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час).

  Новый характер взаимодействия  российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.

Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества.

Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века.  Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Зарождение профессионального  театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.


6. Тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Хронограф» в 8 классе на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

План

Факт

Тема  1. Древня Русь (12 ч)

1

Роль личности в истории

Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения

Разработка  критериев для  анализа исторических личностей

Умение работать с критериями.

2

Реформаторы Древней Руси

Княгиня Ольга (890(?)-969): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославович (?-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г.

«Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей Дать оценку значения принятия христианства на Руси

Работа с исторической картой, историческое сочинение о княгине Ольге и князе Владимире

3

Законодатели Древней Руси

Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей. Дать оценку последствий проведенных преобразований  

Историческое  сочинение о Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. Работа с исторической  картой

4

Защитники Отечества

Святослав Игоревич (941(?)-972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович (?-972): защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111 гг. Любеческий съезд 1097 г.

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князя

Историческое  сочинение о Святославе Игоревиче. Работа с исторической  картой

5

Идеалы православия Первое монашество

Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославович: милосердие. Князья Борис и Глеб. «Повесть временных лет» о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Канонизация Бориса и Глеба Иконография.  Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Илларион(?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». На  значение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосии Печерский (1036-1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря:   общинножитие,   аскетизм.   Канонизация.  Нестор(?).Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. «Повесть временных лет». Политические взгляды Нестора

Рассказывать на основе отрывков из «Повести временных лет»  деятельность первых князей-христиан Объяснять смысл понятий: икона, монастырь, общинножитие,   аскетизм,   канонизация

Умение анализировать исторический документ («Повести временных лет») Работа с исторической  картой Историческое  сочинение о Несторе

Тема 2. Русь удельная (4 часа).

6

Юрий Долгорукий (1090(?)-1157).

Князь Ростово-Суздальский: Юрий Долгорукий, распространение христианства, первое упоминание о Москве. Борьба за Киев.

Раскрывать причины возвышения Северо-Восточной Руси;  давать и аргументировать оценку деятельности Юрия Долгорукого

Работа с исторической картой. Историческое  сочинение о Юрии Долгоруком

7

Андрей Боголюбский (11(?)- 174).

Князь в Вышгороде. Бегство в Суздальскую землю (легенда об иконе Богоматери). Перенесение столицы во Владимир. Военные походы. Жертва заговора. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212). «Благоразумен, строго соблюдал правосудие» (Карамзин). Великий князь Владимирский: оборона Отечества, военные походы, строительство крепостей.

Раскрывать роль Андрея Боголюбского в возвышении Владимира

Работа с политической картой. Составлять характеристику Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо

8

Защитник Отечества: Александр Невский (1220(?)-1263).

Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайская епископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А. Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. Евпатий Коловрат

Раскрывать значение Невской  битвы и Ледового побоища; оценивать роль Александра Невского.

Работа с исторической  картой. Составлять характеристику Александра Невского

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы (8 часов).

9

Дмитрий Донской (1350-1389).

Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы.

Выделять изменения в политическом строе Руси, объяснять роль князя Дмитрия Донского

Составлять характеристику Дмитрию Донского

10

Иван III (1440-1505).

 Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Женитьба на Софье Палеолог. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.

Объяснять значение создания единого Русского государства, роли Ивана III

Работа с исторической картой. Историческое  сочинение о Иване III

11

Роль церковных иерархов в объединении Руси

Власть и церковь на Руси ХIV-ХV веков. Митрополит Петр (?-1336). Превращение Москвы в религиозный центр Руси: отношения с Иваном Калитой, строительство в Москве первого каменного собора. Завещание. Митрополит Алексей (1293(?)-1378). Крестник Ивана Калиты, крестный отец Дмитрия Донского: отношения с Ордой, привилегии церкви. Основание Чудова монастыря. Канонизация.

Анализировать взаимоотношения власти и церкви на Руси ХIV-ХV веков

Составление презентации

12

С.Радонежский и А. Рублев - выразители идеи объединения Руси

С. Радонежский (1314-1392). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Отношения с митрополитом Алексеем и Дмитрием Донским. Ослябя и Пересвет. «Житие». Андрей Рублев (1370(?)-1430). Версии о детстве и юности. Андроников монастырь. Участие в росписи Успенского собора в Звенигороде, Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире. «Троица». Решение Стоглавого собора 1551.

Анализировать исторический источник

Решение проблемных задач

13

Основатели Соловецкого монастыря

Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря. Нил Сорский (1433(?)-1503). Николай Майков. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, паломничество. Основание скита. Нравственное учение.   «Нестяжательство».  Иосиф  Волоцкий  (1439(?)-1515).  Детство   и  юность  Ивана  Санина.    Постриг.   Настоятель Боровского  монастыря.   Основание  Волоколамского  монастыря. Взаимоотношения с властью. Борьба с нестяжателями.  Канонизация

Раскрывать роль монастырей  в истории Руси Раскрыть, в чем причины противоречий иосифлян и нестяжателей

Работа с исторической картой Составление презентаций

Тема 4. Россия XVI века (11 часов).

14

Избранная рада

Сущность Избранной рады,   причины   создания,   лидеры.   Реформы.   А.   Ф.   Адашев (1530(?)-1561). Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики.  Воевода  в  Ливонской  войне. Опала.  

Раскрывать значение Избранной рады в истории государства

Тесты

15

Участники Избранной рады

Сильвестр  (?-ок. 1566).  Происхождение. Священник.   Поведение   во   время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг. А. Курбский (1528-1583). Князь,   участник  Казанского   похода,   военачальник.   Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Раскрыть взаимоотношения Ивана Грозного с членами Избранной рады

Работа с историческими источниками

16

Опричники и жертвы

Григорий Лукьянович Скуратов-Вельский (?- 1573). Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей.  Гибель.  Филипп  Колычев  (1507-1569).  Детство, юность.  Соловецкий  монастырь.  Постриг.  Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация.

Раскрыть особенности разных судеб Давать историческую оценку

Работа с исторической  картой. Составлять характеристику Скуратого- Вельского, колычева

18

Иван Грозный (1530-1584)

Детство, отрочество: формирование личности. Реформы Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Опричнина. Семейная трагедия. Тиран, деспот.

Выяснить условия формирования личности царя

Работа с исторической картой, историческое  сочинение об Иване Грозном

19

Начало освоения Сибири

Россия и Сибирское ханство. Строгановы. Происхождение. Сольвычегорск. Участие в выкупе Василия Темного. Аника Федорович (1497-1570). Солеварение. Царское разрешение на освоение районов Урала и Сибири. Серебряные мастерские. Церковное строительство. Сыновья: отряд в Ливонской войне, начало освоения Западной Сибири, колонии на Новой Земле. Строгановская школа иконописи. Уникальность династии. Ермак Тимофеевич (7-1585). Казачество. Версии происхождения Ермака. Поход в Сибирь, битва на р. Чусовой. Овладение Искером. Гибель атамана.

Характеризовать географическое и экономическое положение России в 16в.

Составлять характеристику Ермака

Тема 5. Россия периода Смуты (8 часа).

20

Б. Годунов (1552-1603).  

Происхождение.    Служба    при    дворе. Зять    Малюты Скуратова, шурин Федора Ивановича. Деятельность и правление Федора Ивановича: возвращение земель, строительство городов, укрепление  границ, закрепление  Сибири,  учреждение патриаршества.   Гибель   царевича   Дмитрия.   Первый   избранный   царь. Попытка сближения  с  Европой.  Голод. Смерть

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения о Борисе Годунове

21

Лжедмитрий I  и Лжедмитрий II

Юрий (Григорий) Отрепьев. Монах Чудова монастыря в Москве.  Соглашение с польскими магнатами.  Пребывание в Москве.  Заговор  и свержение.  В.  Шуйский  (1552-1612).  Происхождение.  Организация заговора против Лжедмитрия I.  «Вы  крикнут царем». Крестоцеловальная запись. Борьба с восстанием И. И. Болотникова, Лжедмитрием II. Последствия действий. Свержение. Пострижение, выдача полякам.

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране,

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения о Лжедмитрии I  и Лжедмитрии II 

22

Патриарх   Гермоген (1530(?)-1612).

Патриарх   Гермоген (1530(?)-1612). Служба в Казани, обретение иконы Богоматери. Казанский митрополит. Патриарх: борьба с самозванцами, интер вентами, семибоярщиной. Арест. Мученическая смерть. Канонизация.

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения

23

Народные ополчения

К. Минин (7-1616). Версии о происхождении. Земский староста. Организатор второго ополчения. Судьба после освобождения Москвы от интервентов. Д. М. Пожарский (1578-1642). Происхождение. Начало государственной службы. Воевода. Участник первого ополчения. Военный лидер второго ополчения. Дипломат. Судьба после 1612 г.: борьба с казаками и поляками, руководитель Ямского, Разбойного, Поместного и Судного приказов, воевода Иван Сусанин (?-1613)Грамота 1619 г. Легенда о подвиге, ее роль в укреплении самодержавия. Образ Сусанина в художественной куль туре России.

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, анализировать причины массового участия народных масс в борьбе с польско-шведскими интервентами

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения

Тема 6. Россия в XVII веке (8 часов)

24

Первые   Романовы   на   Российском   престоле

Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Анализ исторических источников

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения

25

Предтеча   преобразователя

 А.   Л.   Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране,

составление исторического сочинения

26

Церковный  раскол

Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия».   Новгородский  митрополит.   Патриарх.   Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем.  Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна   Морозова   (1632(?)-1675).   Происхождение,   семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Характеризовать причины церковного раскола, его последствия

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения

27

Добрые люди Древней Руси

Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?-  1604).  «Житие»:  происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.

Работа с историческими источниками

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения

Тема 7. Россия в XVIII веке (13 ч.)

28-29

Петр I

Начало правления и реформы Петра. I Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

Составлять характеристику Петра 1. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра 1.

30-31

Эпоха дворцовых переворотов.

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны

Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны

32-33

Екатерина II

 Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть причины восстания и его значение.

Составлять характеристику Екатерины 2. Работа с политической картой

34

Зачет

Раздел II Культура России  IX-XVIII в.(34 ч)

35

Источники по истории и культуре России

 Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Работа с историческими источниками

Знать классификацию источников

Тема 1.  Культура Древней  Руси (5 час).

36-37

Культура как один из факторов образования древнерусской народности

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности

Работать с историческим источником

Составление тезисов

38-39

Зодчество

Древнерусские монастыри как центры культуры Древнерусские храмы

Работа с репродукциями монастырей и храмов

Уметь определять по  репродукция монастыри и храмы

40

Живопись

Мозаика, фрески.

Работа с терминологией

Составление глоссария

Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).

41-42

Культура домонгольской Руси

Православная  церковь и идея единства Русской земли.  «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси.  Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)

Работа с историческим источником

Работа с исторической картой

43-44

Культура русских земель  в конце XIII- середине XV веков.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Уяснение причин возвышения Москвы

Работа с исторической картой

45-46

Зодчество

Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса.

Работа с терминологией

Давать описание памятникам культуры

47

Литература

Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения»

Работа с терминологией

Давать описание памятникам культуры

Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI  веков (7 час).

48-49

Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества

Работа с терминологией

Составление тезисов

50-51

Архитектура

Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

52

Живопись

Расцвет  русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

53-54

Образование

Развитие «книжного дела» на  Руси.  «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.  Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Работа с историческими источниками

Составление тезисов

Тема 4.  Культура России  XVII  века (6 час).

55-56

Особенности русской  традиционной культуры.

Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы.

Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Составление тезисов

57-58

Архитектура

Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец  в селе Коломенском.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

59

Русская живопись

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

60

Грамотность и школы

Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия

Работа с историческими источниками

Давать характеристику исторических памятников

Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час)

61-62

Влияние западноевропейской культуры на русскую

Новый характер взаимодействия  российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.

Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Составление тезисов

63-64

Русская архитектура и скульптура

Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века.  Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

65-66

Русский театр

Зарождение профессионального  театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства.

Работа с историческими источниками

Давать характеристику исторических памятников

67

Дворянская усадьба

Быт и нравы дворянства: русская усадьба

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников

68

Зачет

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.

Список литературы

Литература для учителя:

1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.

2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.

Литература для учащихся:

1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.

2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.

8. Планируемые результаты обучения учащихся

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результатом изучения курса «История в лицах»  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В результате усвоения программы  учащиеся должны знать:

-осмысливать опыт предшествующих поколений;

-беречь и охранять исторические памятники;

-уважать культуру своего и других народов;

Учащиеся должны уметь:

-проводить интервьюирование;

-составлять опись и шифрование документов;

-составлять и проводить экскурсии.

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;

- реализация социальных проектов.

Темы проектов

  1.  «Историческая личность: плюсы и минусы»
  2. «Средневековая Хакасия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....