Робочие программы ФГОС
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Рабочие программы по истории 6 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_6_kl.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов: • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ; • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»; • Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312», • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312», • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; • Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; • «СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993; • Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»; • Примерной образовательной программы среднего общего образования; • Приказ УО МО «Барышский район» №293 от 12.08.2014 года «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году» • Учебного плана школы. Цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе рантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Характеристика курса 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: · эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; · формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); · образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; · история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; · развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей. Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Содержание учебного предмета «История» для 5—6классов изложено в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. . Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; · группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: · читать историческую карту с опорой на легенду; · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). |
Содержание тем учебного курса
История Средних веков.
Введение
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел I. Раннее Средневековье
Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Византийская империя.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Арабы в VI – XI вв.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел II. Расцвет Средневековья.
Средневековый город в Западной и Центральной Европы.
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Образование централизованных государств в Западной Европе.
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Феодальная раздробленность в Центральной Европе.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Гуситское движение в Чехии.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Османская империя в XIV – XVI вв.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян.
Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
История России с древнейших времён до конца XVI века.
Введение (1час)
Древняя Русь.
Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей.
Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.
Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.
Русь при Ярославичах. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.
Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Зависимые категории населения. Развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.
Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру.
Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).
Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности.
Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.
Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.
Русь под ордынским игом.
Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.
Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр невский.
Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси.
Положение Северо-Восточной Руси первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.
Москва – центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды.
Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.
Русь Московская (XIV – XVI века).
Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междуособная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века.
Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.
Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Значение расширения Российского государства для России.
Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы её проведения и результаты. Окончание Ливонской войны и её итоги. Разорение страны.
Развитие общественной мысли. Литературные памятники. Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский кремль. Андрей Рублёв. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.
Основное содержание курса:
История Средних веков | ||
1 | Введение. Живое средневековье. | 1 |
2 | Становление средневековой Европы (VI–XI века) | 5 |
3 | Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 3 |
4 | Арабы в VI – XI веках. | 2 |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 3 |
6 | Католическая церковь в XI – XIII веках. | 2 |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 9 |
8 | Культура Западной Европы в XI – XV веках. | 3 |
9 | Восток и Америка в Средние века. | 6 |
Итого | 34 | |
История России | ||
1 | Введение. Что изучает история Отечества. | 1 |
2 | Русь Древняя. | 8 |
3 | Русь во 2 половине 12-13 вв | 8 |
4 | Образование единого русского государства | 8 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся | Оборудование, ЭОР | Вид контроля | Примечание (номенклатура) | ||||||||||||||
план | фактич. | предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||
1 | Введение | Вводный | Научиться овладевать целостным представлением о предмете, изучать и систематизировать информацию | Устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории? | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет | Беседа | ||||||||||||||
Становление средневековой Европы ( 5 ч) | ||||||||||||||||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | Урок изучения нового | формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося | умение определять понятия, создавать обобщения | . формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Устанавливать историческую связь между периодами | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет | Беседа. Устный опрос | ||||||||||||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | Урок-исследование | . овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установливать причинно-следственные связи. Умение работать с исторической картой | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы . | Тестирование | ||||||||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Урок-практикум | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение обобщать факты | . овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и распада государства | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
5 | Западная Европа в IX – XI веках | Изучение нового материала | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | . овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Развивать умения классифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, осмысления, чтения | учебник, тетрадь, , иллюстрации к теме, ресурсы Интернет, | Тестирование и самоконтроль | ||||||||||||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Изучение нового материала | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | . формирование целостного мировоззрения | Представление средневекового человека о мире. Искусство, архитектура, литература | учебник, тетрадь, ресурсы Интернет. Альбом « Культура Средневековья» | Исторический диктант и самоконтроль | ||||||||||||||
Византийская империя и славяне в 5-11 вв ( 3 ч.) | ||||||||||||||||||||||
7 | Византия при Юстиниане. | Урок-практикум | Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников | . формулировать и обосновывать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Особенности развития Византии. Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика | Карта « Восточно-Римская империя и славяне» | Исторический диктант и самоконтроль | ||||||||||||||
8 | Культура Византии | Изучение нового материала | Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников | . . формулировать и обосновывать выводы | . освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Развитие образования. Научные знания. Архитектура, живопись | Альбом « Культура Средневековья», учебник, тетрадь | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
9 | Образование славянских государств | Изучение нового материала | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | . . овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Расселение славян. Занятия и образ жизни. Болгарское государство | Учебник, тетрадь, карта | Устный опрос | ||||||||||||||
Арабы в 6-11 вв ( 2 ч) | ||||||||||||||||||||||
10 | Возникновение ислама.Арабский халифат и его распад | Урок-практикум | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Муххамед-основатель ислама. Завоевания арабов | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме презентация «ресурсы Интернет, карта | Исторический диктант | ||||||||||||||
11 | Культура стран халифата | Урок-исследование | . | . | Образование. Литература. Искусство. Влияние и значение культуры халифата | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, | Фронтальный опрос | |||||||||||||||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 3 ч) | ||||||||||||||||||||||
12 | Феодалы и крестьяне | Урок-практикум | . Уметь подтверждать выводы примерами | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Феодальное общество. Жизнь и быт крестьян. Феодалы и их владения | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме ресурсы Интернет. | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
13 | Формирование средневековых городов | Изучение нового материала | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Ремесло отделяется от с.х. возникновение городов. Борьба городов сеньорами. Мастерская ремесленника.цехи. | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет, | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
14 | Горожане и их образ жизни | Урок-исследование | . Умение характеризовать условия и образ жизни горожан | строить логическое рассуждение, делать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Городские бедняки и богачи. Как жили горожане | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет. | Исторический диктант | ||||||||||||||
Католическая церковь в 11-13 вв ( 2 ч) | ||||||||||||||||||||||
15 | Могущество папской власти | Изучение нового материала | знать особенности религиозных верований католической церкви | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
16 | Крестовые походы | Изучение нового материала | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека | Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден | Учебник, ресурсы Интернет, тетрадь | Исторический диктант | ||||||||||||||
Образование централизованных государств в Западной Европе ( 9 ч) | ||||||||||||||||||||||
17 | Как происходило объединение Франции | Изучение нового материала | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Централизованное государство, Генеральные штаты | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
18 | Что англичане считают началом свобод | Урок-практикум | развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, борьбы за свободу | строить логическое рассуждение | уважение прав и свобод человека | Норманнское завоевание, Генрих 2 и его реформы. Великая хартия вольностей | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет | Исторический диктант | ||||||||||||||
19 | Столетняя война | Урок-исследование | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | владение устной монологической контекстной речью | уважение к культуре других народов, толерантность | Причины и повод к войне. Ход войны. Народная героиня ж.Дарк | Учебник, ресурсы Интернет, тетрадь | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | Изучения нового | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии | анализировать и обобщать факты | осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет, | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
21 | Усиление королевской власти в конце 15 в. Во Франции и Англии | Изучение нового материала | умение работать с разными источниками информациями | смысловое чтение | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой роз | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет. | Устный опрос | ||||||||||||||
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове | Изучение нового материала | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме карта, ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
23 | Германия и Италия в 12-15 вв. | Изучение нового материала | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | . представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Усиление власти князей в Германии и Италии. Расцвет итальянских городов | Учебник, тетрадь, , карта, иллюстрации к теме, , ресурсы Интернет,. | Исторический диктант | ||||||||||||||
24 | Гуситские движения в Чехии | Урок-практикум | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | Чехия в 14 в. Жизнь и смерть Яна Гуса.гуситское движение | Учебник, тетрадь, карта ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
25 | Завоевания турками – османами Балканского полуострова | Урок-исследование | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | уважение прав и свобод человека | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Гибель Византии | Учебник, тетрадь, , карты, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет. | Исторический диктант | ||||||||||||||
Культура раннего Возрождения в Италии ( 3 ч) | ||||||||||||||||||||||
26 | Образование, литература и искусство | Изучение нового материала | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | владение устной монологической контекстной речью | формирование целостного мировоззрения | Университеты, рационализм, мистика, схоластика | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме карта ресурсы Интернет, | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
27 | Культура Раннего Возрождения в Италии. | Изучения нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | Книгопечатание, Возрождение, гуманизм | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме карта, ресурсы Интернет, | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
28 | Научные открытия и изобретения | Изучение нового материала | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | формирование целостного мировоззрения | Развитие практических знаний. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет, | Исторический диктант | ||||||||||||||
Восток и Америка в средние века ( 6 ч) | ||||||||||||||||||||||
29 | Индия в средние века | Урок-исследование | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | . представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Особенности политического и экономического развития Индии, достижения индийской культуры | Учебник, тетрадь, , иллюстрации к теме, ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
30 | Китай в средние века | Урок-исследование | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | . представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Китай в 4-8 вв., борьба Китая с завоевателями, государственное устройство | Учебник, тетрадь, иллюстрации к теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
31 | Азия: империя Чингисхана и держава Тимура | Изучение нового материала | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать и обосновывать выводы | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам | Объединение монголов, завоевания Чингисхана, распад Монгольской державы | Учебник, тетрадь, карта ресурсы Интернет, | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
32 | Доколумбова америка | Изучение нового | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам | Основные занятия народов Америки, организация государств | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет,. | тестирование | ||||||||||||||
33 | Обобщающий урок по теме « Расцвет средневековья» | Урок обобщения и повторения | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||
34 | Итоговый урок по истории средних веков | Урок итогвого контроля | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | |||||||||||||||||
35 | Введение. Что изучает история Отечества | Изучение нового | Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком | формулировать и обосновывать выводы | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | История России-часть всемирной истории, история края-часть истории России | Учебник, тетрадь, ресурсы Интернет | Устный опрос | ||||||||||||||
Восточные славяне ( 2 ч) | ||||||||||||||||||||||
36 | Восточные славяне | Изучение нового | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | ·- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | индоевропейская языковая группа, подсечно-огневой способ, борона, серп, бортничество | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
37 | Соседи восточных славян | Изучение нового | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Хазарский каганат, колонизация, Волжская Булгария, Византия , Царьград | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
Русь в I половине 12 в ( 8 ч) | ||||||||||||||||||||||
38 | Формирование древнерусского государства | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Государство, дружина, князь, родоплеменные отношения, норманны, Аскольд, Дир, договор, тысяцкий | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
39-40 | Первые киевские князья | Изучение нового | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | уроки, погосты | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Исторический диктант | ||||||||||||||
41-42 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Изучение нового | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | усобицы, Правда Ярослава, посадник, династические браки | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
43 | Культура Древней Руси IX – XII вв. | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | фрески, мозаика, жития, миниатюры, устав, былины | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Исторический диктант | ||||||||||||||
44 | Быт и нравы Древней Руси | Изучение нового | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории | способность решать творческие задачи | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | кольчуга, кожух, епанча,онучи, зипуны, понева, порты, хоромы,изба-горница, слобода | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
45 | повторение | Урок повторения пройденного | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | составлять тезисы | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Исторический диктант | |||||||||||||||
Русь во 2 половине 12-13 вв. ( 8 ч) | ||||||||||||||||||||||
46 | Начало раздробления Древнерусского государства | Изучение нового | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | умение определять понятия, устанавливать аналогии | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Любечский съезд, рать, Устав Владимира Всеволодовича, раздробленность, эксплуатация | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
47-48 | Главные политические центры на Руси | Изучение нового | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | составлять тезисы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов | вече, посадник, тысыцкий, владыко, архимандрит | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Исторический диктант | ||||||||||||||
49 | Монголо – татарское Нашествие на Русь | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | устанавливать причинно-следственные связи | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | монгольские племена,Чингисхан, Батый, фураж, «Злой город» | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
50 | Борьба Руси с западными завоевателями | Изучение нового | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | умение использовать речевые средства | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | крестовый поход, , Орден меченосцев, Ливонский орден, Тевтонский орден | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
51 | русь и Золотая Орда в 13 в. | Изучение нового | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Умение логического рассуждения, умозаключения | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Золотая Орда, ярлык, вассальная зависимость, г. Сарай, баскаки,ордынское владычество, выход, резеденция | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
52 | Культура русских земель в XII - XIII вв | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера | лечьцы, поучения, «Моления» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
53 | Повторение | Урок повторения и обобщения | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | работать индивидуально и в группе: | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | |||||||||||||||
Образование единого русского государства ( 8 ч) | ||||||||||||||||||||||
54 | Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель | Изучение нового | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | вотчинное землевладение, удельные княжества, хан Чолхан (Щелканном), Иван Калита | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
55-56 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | Изучение нового | формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование целостного мировоззрения. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Сергий Радонежский, полки правой и левой руки, Мамай, Тохтамыш | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
57-58 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Иван III, Марфа Борецкая, Казимир Ягайлович,Ахмат, «Стояние на реке Угре» , Василий III | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
59 | Московское государство в конце 15-начале 16 вв. | Изучение нового | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства | Умение работать в группе | уважение к культуре других народов, толерантность | Едигей, Василий 1, усобица, Василий II, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, Тимур *Тимерлан)Витивт | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
60 | Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв | Изучение нового | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | представлять результаты в виде схемы | формирование целостного мировоззрения | Монастыри, соборересь, «жидовствующие», нестяжатели, иосифляне | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
61 | Повторение: образование единого русского государства | Урок повторения и обобщения | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Формулировать и обосновывать выводы | формирование целостного мировоззрения | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | |||||||||||||||
Московское государство ( 7 ч) | ||||||||||||||||||||||
62 | Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV | Изучение новогг | формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | Умение анализировать и обобщать факты | осознание своей этнической принадлежности знание истории | московский рубль, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор «Уложение о службе» | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
63-64 | Внешняя политика Ивана IV. | Изучение нового | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Астраханское ханство, Казанское ханство, засечная черта, Ермак Тимофеевич, ясак, острог, Ливонская война, | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
65 | Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина | Изучение новогг | Уметь работать с историческими источниками | анализировать и обобщать факты | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Тестирование и взаимоконтроль | ||||||||||||||
66 | Русская культура и быт 16 века | Изучение нового | Умение составлять сравнительную таблицу | представить результаты в виде таблицы | формирование целостного мировоззрения. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России | культурное возрождение, ,культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров. зодчество, Марко Руффо, шатровый стиль, Феофан Грек, иконостас, Андрей Рублев, Святая Троица, Дионисий | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||||||||||
67-68 | Итоговое повторение | Урок итогового повторения | Знать исторические термины и даты | Формулировать и обосновывать выводы | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Учебник, тетрадь, картины и таблицы по теме, ресурсы Интернет | Фронтальный опрос, тестирование |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2014
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы 2014 г.
5. ИсторияСредних веков: Учеб.для 6 класса общеобразовательных заведений/Ведюшкин . –М.: Просвещение, 2013
6.Данилов А. А.. Рабочая тетрадь по историиРоссии. - М.: Просвещение, 2014
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Видеопроектор.
2. компьютер.
3. Экран.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
робочая программа по математике 5 класс Мордкович
рабочая программа по учебнику Мордковича Математика 5 класс...
Робочая программа по истории по (специальностям) ) начального профессионального образования ) 1«Машинист дорожно и строительных машин, Продавец,контролёр,кассир.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...
робочие программы
физичиская культура...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса
Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...
Робочая программа по английскому языку к УМК «FORWARD» для 5 – 9 класса
Рабочая программа предназначена для классов, в которых реализуются стандарты второго поколения....
Робочая программа по предмету "Родная (русская) литература" 10 класс
Рабочая программа по родной русской литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к резу...